Представлено: Бердниковой Л.И., зав. УМК русского языка и литературы ООИПКРО Дата: 19.02.02.
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дистантный курс для учителей русского языка Настоящий дистантный курс предназначен для учителей русского языка Северо-Западной зоны, повышающих квалификацию на базе филиала ООИПКРО в г. Бугуруслане. Основная цель: создать учителю-словеснику условия для последипломного образования, среду для реализации программы ПК и аттестации. Дистантный курс направлен на: - формирование самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; - приобретение новых, актуализацию имеющихся знаний русского языка. |
|
Учебная программа дисциплины
I.ВВЕДЕНИЕВ программу включены темы и разделы, соответствующие критериям оценки профессиональной компетентности учителя. Выделяются общая для всех категорий часть и приращение для второй категории. Программа предусматривает выполнение претендентами на квалификационную категорию выполнение заданий, позволяющих определить уровень профессионализма. Целью программы является стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда, выявление уровня профессионализма и творческого потенциала учителя. Задачи: => осуществить диагностику методологической, научно-методической подготовки слушателей; => углубить и расширить знания педагогов в области специальности; => формировать ценностное отношение слушателей к теоретическим знаниям; потребность в соотнесении изучаемых идей со своей практической деятельностью; => стимулировать самообразовательную деятельность педагогов.
II. Полифункциональность и культура речи в педагогическом процессе феномена языка. Новая лингвометодическая концепция преподавания морфологии. Современные подходы к обучению речи.
Эта тема представлена в банке педагогической информации ЦДИТ следующими материалами: - Информация об опыте работы учителей, реализующих технологию интеграции; - Учебный комплекс под редакцией М.М.Разумовской.
Кроме того, тема представлена в методических рекомендациях Бердниковой Л.И. «Русский язык в системе развивающего обучения» - Оренбург. – 1997.
Тема 2. Коммуникативная направленность обучения русскому языку Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Сущность и принципы коммуникативного метода. Функции и цели общения. Виды, средства и формы общения. Типы речи. Уроки общения. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся.
Эта тема представлена в банке педагогической информации ЦДИТ следующими материалами: - Новый коммуникативно-ориентированный курс русского языка; - Уроки развития речи и творческое мышление (методическое пособие тематически обусловленного дидактического материала с комплексом творческих заданий для формирования коммуникативных умений и навыков текстовосприятия, текстообразования и творческого мышления учащихся); - Об опыте работы учителей по проблеме формирования языковой личности школьника.
А также методические рекомендации Бердниковой Л.И. "Формирование языковой личности школьника" (на примере русского языка) Под ред. Зотовой Н.К. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – 19 с.
Тема 3. Основополагающие принципы нового урока Основные требования к современному уроку. Основополагающие принципы нового урока: - общедидактические; - принцип дифференциации; - доверия и расширения полномочий; - свободного выбора; - принцип гласности учета и контроля. Типы и структура уроков родного языка. Анализ, самоанализ урока.
Тема представлена в методических рекомендациях: - Бердникова Л.И. Русский язык в системе развивающего обучения. Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1997 г.; - Бердникова Л.И. Управление качеством образования: русский язык. Изд-во ООИПКРО, 1999. - Развивающее обучение русскому языку (из опыта работы учителя средней школы № 28 г. Орска Паржецкой Ирины Викторовны).
III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе реализации программы курсов используются различные практические занятия: - моделирование современного урока; - проведение ролевой игры «Анализ урока»; - «круглый стол» по проблеме «Новые тенденции в преподавании русского языка и литературы. Современные образовательные технологии»; - индивидуальные консультации по актуальным проблемам преподавания литературы и современной лингвометодики ; - знакомство с банком педагогического опыта учителей русского языка и литературы в ЦДИТ.
IV. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Проведение зачета (вне расписания) по основным разделам и программы. 2. Выполнение аттестационной работы (2 категория) по определению уровня теоретической подготовки учителя и практической направленности его образовательной деятельности
V. ЛИТЕРАТУРА 1. Александрова В.М. Уроки-практикумы в 6-м классе //Русский язык в школе, 1988, №3. 2. Бердникова Л. И. Русский язык в системе развивающего обучения - Оренбург, Изд-во ООИУУ, 1997 3. Бердникова Л. И. Подготовка учителя русского языка к аттестации на вторую категорию. - Оренбург, Изд-во ООИПКРО, 1999 4. Бердникова Л.И. Управление качеством образования. - Оренбург, Изд-во ООИПКРО, 1999 5. Богданова Г.А. Из опыта проведения уроков - зачетов //Русский язык в школе, 1988, №2. 6. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. 7. Богданова Г.А. Пути повышения эффективности урока //Русский язык в школе, 1987. №3. 8. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963. 9. Временный государственный образовательный стандарт по русскому (родному) языку. 10. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 1981. 11. Гаспаров М.Л. «Снова тучи надо мною...» Методики анализа стихотворного текста. \\Русская речь. -1997, №1. 12. Десяева Н.Д., Наполькова Т. В. Пути организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. Пособие для учителя. - М.: Прометей, 1989. 13. Ембулаева Т.Е. Работа с учебными планами, лингвистическими текстами. \\Русский язык в школе, 1990, №3. 14. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению. - М., 1986. 15. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4-8 класс: Пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1987. 16. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984. 17. Капинос В.И., Сергеева Н.К., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения в 5-7 классах. - М., 1991. 18. Коренева Л.А. Проведение уроков-зачетов по русскому языку //Русский язык в школе, 1988, №1. 19. Костомаров В.Г. Митрофанова О.Д. Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку иностранцев. Современное состояние и основные проблемы изучения и преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации. Конгресс МА ПРЯЛ. -М., 1984. 20. Леонтьев А.А. Язык, Речь, речевая деятельность. - М., 1969. 21. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1976. 22. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. //Советская педагогика. 1965, №3. 23. Лосева Л.М. Как строится текст. - М., 1980. 24. Никитина Е.И. Методические рекомендации к урокам развития связной речи: 6 класс. - М., 1989. 25. Никитина Е.И. Методические рекомендации к урокам развития связной речи в 7 классе. - М.,1990. 26. Никитина Е.И. Уроки развития речи в 4 классе. Методические рекомендации. - М., 1988. 27. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособия для учителя. - М.: Просвещение, 1986. |