Информация об опыте работы учителей, реализующих технологию интеграции.
Интеграция предметов - одна из тенденций современной школы.
Т.Б. Браже в статье «Интеграция предметов в современной школе», (ж. «Литература в школе», 1996 г., №5) пишет «Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту - стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей». Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нем и его познающего.
Выделяются два уровня интеграции: внутрипредметный и межпредметный.
Результаты интеграции могут быть следующими:
1 Рождение абсолютно новых предметов (курсов).
2 Новых спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких смежных предметов.
3 Рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существования.
4 Разовые интегративные уроки разного уровня и характера.
Учителями - словесниками Оренбуржья накоплен значительный опыт проведения интегрированных уроков.
Варианты интегрированных уроков.
Конспект урока учителя русского языка и литературы гимназии №1 г. Новотроицка Тюриной Галины Александровны.
Тема: «А войне все нет конца...»
(Урок по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети»)
Крупный художник - всегда око своего времени.
Этим оком смотрит и видит себя эпоха.
Р.Ролан
Оформление: На доске тема, эпиграф, словарные слова, иллюстрации ученицы к пьесе Б. Брехта.
В уроке используется: музыка Онеггера, третья «Литургическая» симфония, ч. 3;
слайды: П.Пикассо «Материнство», «Мать и ребенок», «Герника»; К. Кольвиц «Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты», Барлах.
Цели урока:
1. Показать стремление деятелей культуры к объединению перед страшной опасностью - наступлением фашизма.
2. Дать представление об «эпическом театре» Б.Брехта, об особенности игры актеров, о зонгах.
3. Развитие мыслительных операций и синтеза при работе над художественным произведением (пьесой Б. Брехта).
4. Развитие интеллекта учащихся посредством воздействия на них музыки, театра, живописи.
5. Воспитать непримиримое отношение к войне и философии приспособленчества.
План урока:
1 Б.Брехт и его время.
2 «Эпический театр» Брехта.
3 Развенчание Брехтом философии приспособленчества как социальной идейной базы фашизма (пьеса «Мамаша Кураж и ее дети»).
4 Современность пьесы и в наши дни.
На доске словарные слова: маркитанка - торговка, «эпический театр», «эффект отчуждения» - взгляд со стороны, зонги - песни.
Ход урока:
Звучит третья «Литургическая» симфония Онеггера. 3-я часть. Тема Голубки - птицы надежды и мира. Музыка смятенного отчаяния к надежде, к утверждению неизбежности победы сил жизни.
Учитель: 30-40-е годы 20 века. Германия.
«Я всем сердцем с тем, кто ведет упорную борьбу с фашизмом, кто твердо осознал опасность, в которой находится сейчас культура и цивилизация», - писал известный немецкий композитор Онеггер, музыку которого вы сейчас слышите.
«Будь проклята война!» - воскликнул Б. Брехт в своей пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» устами главной героини.
Вспомним, что происходит в мире в этот период. (задание учащимся).
1929 год. Разразился мировой экономический кризис, потрясший всю капиталистическую систему.
Усиливается рабочее движение, организовываются «голодные походы» безработных, растет классовая солидарность трудящихся.
Защищавшая свои привилегии буржуазия в ряде стран делает ставку на открытую фашистскую диктатуру, на политику агрессии и войны.
Фашистские режимы устанавливаются в Италии, Германии, Испании.
В 1939 году вспыхивает вторая мировая война.
Все прогрессивное человечество объединилось в борьбе против фашизма. «С кем вы, мастера культуры», - обратился М. Горький к писателям, к людям искусства.
Обвинительный приговор фашизму был вынесен на антифашистских конгрессах Париже (1939 г.), в Испании (1937 г.)
Учитель: Стремление предупредить людей об опасности, чувство ответственности за судьбы мира мы ощущаем и в творчестве известного испанского художника Пабло Пикассо. Демонстрируются слайды: «Мать и ребенок», «Геника».
Вглядимся в работу «Герника: деформация образа, беспокойный ритм, изломанность линий, резкое смещение плоскостей - эти художественные средства выбрал автор, чтобы показать глубину ужаса и отчаяния, гнев художника против страшного разрушения, которое несет человечеству фашизм, предчувствие новых Герник.
Картина была сделана для выставки в Париже в 1937 году. Появление картины было связано с бомбардировкой испанского города Герника.
Учитель: Другая художница - Кете Кольвиц - была совестью немецкой культуры в эту черную и трагическую полосу жизни своего народа.
Вы видите монографию «Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты».
«Снова рисовала все от же: мальчиков, настоящих берлинских мальчиков, жадно, как жеребята, всматривающихся куда-то вперед, которых сдерживает женщина», - писала Кете Кольвиц.
Как крылья громадной птицы, взметнулись сильные руки материхранительницы, прикрывая головки детей. Телом защищает она их от кошмара войны, крови и страданий.
Дети - молодые побеги, будущее народа.
«Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты», - повторяет Кете Кольвиц слова великого гуманиста Гете.
Берхольд Брехт, немецкий драматург, призывал немецкий народ не обольщаться посулами, не рассчитывать на выгоды от войны (демонстрируется слайд).
Лекция учителя: Берхольд Брехт (1898-1956) вошел в историю немецкой литературы как поэт и прозаик, полемист и теоретик искусства. Но своей мировой славой обязан театру.
Эстетические взгляды Брехта формировались под мощным воздействием событий его эпохи.
В годы мировой войны он занял антивоенную и бунтарскую позицию, которая сблизила его с импрессионистами и отразилась в ранних пьесах.
В 20-е годы он вырабатывает собственную театральную эстетку.
В 30-40-е годы - пьесы «Страх и нищета в Третьей империи», «Мамаша Кураж и ее дети».
В годы мировой войны Брехт находился в эмиграции в Америке. Лишь после войны, поселившись в Берлине, он смог воплотить драматургические принципы «эпического театра»
В сочетании эпический театр содержится противоречие. Известно, что театр драматичен, эпичность - свойство прозы. Выступая против внешнего драматизма, Брехт выступал и против других традиционных признаков драмы и театра:
1) против «вживания» актера в образ, при котором он не отождествляет себя с персонажем;
2) против самозабвенной веры зрителя в «взаправдашность происходящего на сцене;
3) против «четвертой стены», когда актеры играют так, будто нет зрительного зала;
4) против слез умиления, восторга, сочувствия.
Этим система Брехта противоположна системе Станиславского
Важнейшее слово - смысл. Зритель долен задуматься над изображаемым, попытаться осмыслить его, сделать выводы для себя, для общества. В этом с помощью соответствующих «приемов отчуждения» ему должен помочь театр.
Увидеть отчужденно - значит увидеть со стороны, увидеть трезвым, внимательным, придирчивым взглядом. И не только увидеть и понять. Театр должен побуждать к действию. В эпилоге к пьесе «Добрый человек из Сезуана» автор обращается к публике с призывом:
Так помогите нам!
Беду поправьте.
И мысль и разум свой сюда направьте
Попробуйте для доброго найти
К хорошему - хорошие пути!
Не думайте, что Брехт занимался примитивной агитацией. Нет, он искал театральные средства воздействия на зрителей.
В его театра много света, пения, музыки.
В его театре зритель должен думать!
Учитель: Начнем знакомство с пьесой (Разыгрывается 7 сцена, мамаша Кураж на вершине делового успеха).
Итак, перед нами героиня пьесы Брехта мамаша Кураж.
Учитель: Каковы история создания и краткое содержание пьесы?
Сообщение: В основу сюжета положена повесть немецкого писателя 17 века Ганса Гриммельсгаузена, в которой рассказывается о судьбе «побордяжки Кураж». Отсюда и подзаголовок «Хроника времен тридцатилетней войны» (эта война продолжалась с 1618 по 1648 г. и захватила ряд европейских стра).
Пьеса написана осенью 1939 года в нейтральной Швеции. Брехт обратился к эпохе 30-летней войны, видя в ней прообраз социальной катастрофы, к которой приближалась и влекла за собой Европу Германия 20 века.
В центре пьесы - образ мамаши Кураж, маркитанки, которая, впрягшись в свой фургон, колесит по странам Европы. Год за годом, десятилетия тащится она по пятам войны, торгуя всем и со всеми: с протестантами и католиками, поляками и шведами. Кружка пива а небольшая компания и никаких высших стремлений - вт суть философии Кураж. Она возненавидела мир и полюбила войну, приносящую ей прибыль. Они срослись друг с другом, Война и Кураж, никакие жертвы не отрезвили старую маркитанку.
В начале пьесы она тащит свой фургон вместе с детьми: воинственным Эйлифом, честным Швейцеркасом, доброй Катрин. Но они стали жертвами войны. В конце пьесы, изможденная, одинокая, бессильная Кураж тащит свой фургон. Только бы не отстать .... Только бы не отстать ....
Пьеса состоит из 12 сцен.
Учитель: Познакомимся с героями поближе.
Инсценирование 1 сцены. Герои: вербовщик, фельдфебель, мамаша Кураж, автор читает.
Весна 1624 года. Набирается войско для похода на Польшу. Маркитанка Анна Фирлинг теряет одного сына.
Учитель: Какие выводы можно сделать зрителям, посмотрев 1 сцену? Где автор выражает мудрость, свойственную народному сознанию?
Войною думает прожить.
За это надобно платить.
Брехт писал: «Встретились профессионалы торговли и войны, война может начинаться».
Учитель: Как сложилась судьба детей Кураж? Например, судьба Эйлифа.
Сообщение учащихся.
Учитель: Как погиб честный Швейцеркас - второй сын Кураж?
Сообщение учащихся
Погиб за честность (будучи взят в плен, он не сказал, где полковая касса).
Учитель: Почему Кураж вынуждена была сказать, что не знала этого солдата? Как это ее характеризует ?
Образам пьесы присущ известная «масочность», еще в античной драме существовали маски - хвастливый воин, лукавый раб, хитрая старуха.
Учитель: Какие маски можно подобрать героям пьесы Брехта?
Кураж - пройдоха; Эйлиф - храбрец; Швейцеркас - честный простак; Катрин - святая
Учитель: Речь пойдет о Катрин.
Сообщение. Катрин - дочь мамаши Кураж. Она умна, женственна. У нее упрямый, порывистый, искренний нрав. Но и добрая Катрин гибнет. Ею владеют тревога и за город Галле и за себя. Она подняла тревогу, чтобы подкравшиеся враги не застали город врасплох - за это ее расстреляли.
Учитель: Образ мамаши Кураж. По словам Брехта, «торговка - мать- сама по себе большое противоречие». Согласны ли вы с этим утверждением?
Мы видим это на протяжении всей пьесы. Пока она торгует с фельдфебелем, вербовщик уводит Эйлифа (сцена 1). Забота о фургоне, своекорыстный расчет приводят к гибели Швейцеркаса. Тревога за судьбу дочери не мешает ей отправить Катрин в рискованную экспедицию.
Кураж - «маленький человек» на войне, она тоже страдает от невзгод военных, именно она после того, как дочке «лицо изуродовали» восклицает: «будь проклята, эта война!».
Часто за ее спиной стоит ироничный и прозорливый автор (монологи на стр.134, 135,137,140). Чтение по ролям.
Она выражает насмешливое сочувствие монархам и полководцам. Главным, считают Брехт и мамаша Кураж - простой народ, а война дорого обходится простым людям. Но в тоже время, единственное, во что верит Кураж, то продажность (сцена 2). Пока она существует на свете, судьи будут выносить мягкие приговоры, и даже невинному суд не так уж страшен. Как бы ни были суровы законы, люди, слава богу, берут взятки, поэтому можно обойти и суровые законы войны и не менее жестокие законы мира.
Учитель: Кураж- прежде всего мать, готовая на все, чтобы спасти своих детей, но она же «гиена, которая рыщет по полю боя», маркитанка, принесшая своих детей в жертву барышу на войне.
«Раздвоение», являющееся условием ее существования, оказалось причиной ее гибели.
Учитель: «Эффекту отчуждения» помогают зонги. О чем говорится в зонгах?
Сообщение: О трудных военных дорогах, о судьбе солдата на войне (стр.99, 2 четверостишия). Из песни о братании», которую поет Иветта, мы узнаем, как она стала солдатской девкой. Из «Песни святого Соломона» становится ясно, что ни мудрость этого властителя, ни смелость Цезаря, ни честность Сократа, ни кротость святого Мартини не уберегли их от гибели. Песня объясняет судьбу детей мамаши Кураж.
Зонги помогают не забыть, что сцена - это сцена, а актеры - актеры. В этом эффект отчуждения. Театр обращается не к чувствам, а к разуму!
Учитель: Почему не стареет эта пьеса?
План ответа:
1. Брехт: «Показать, что большие дела на войне делаются не маленькими людьми» (здесь речь идет о торговле).
2. Мысль об ответственности «маленького человека» за большую политику.
3. Наблюдая за событиями на сцене, размышляя, учитель, конечно, думает о проблемах современности.
Учитель:
1) Как вы думаете, почему выбрано название урока «А войне все нет конца...»?
2) В чем заслуга хороших писателей в трудные для Родины годы? (обратитесь к эпиграфу).
Мы надеемся, что мир образумится.
«Пусть всегда будет солнце!»
Заканчивается урок «Литургической» симфонией Онеггера, где утверждается «право человека на счастье и мир». Звучит тема Голубя - птицы надежды и мира. Демонстрируются слайды: П. Пикассо «Мать с ребенком», «Материнство».
На дом: прочитать книгу Ремарка «Триумфальная арка».
Литература к уроку:
1. Зарубежная литература (Пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов) М., Просвещение, 1984 г.
2. История зарубежной литературы 20 века 1917-1945 под редакцией профессора Богословского В.Н. и Гражданской З.Т., М., Просвещение, 1990 г.
3. Зарубежная литература (Хрестоматия 8-10. II часть) М., Просвещение, 1987 г
4. М.И. Бент. Бертхольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» ж/л «Литература в школе» 1984 №2.
5. Программа по МХК 1994 г.
Учителем русского языка и литературы Чкаловской средней школы Асекеевского района Пименовой Верой Леонидовной разработаны:
1 урок. Просвещение, наука и техника в первой половине 19 века. Роль человека и труда. Преемственность народных традиций.
2 урок. Развитие литературы с народными традициями. Российская литература и мировой литературный процесс.
3 урок. Эстетические принципы В.Г. Белинского. Реализация этих принципов в литературе и искусстве.
4 урок. Живопись. Взаимопроникновение живописи и литературы. Единство образов и тем.
5 урок. Развитие музыки. Музыкальность литературных произведений. Связь с фольклором.
6 урок. Развитие архитектуры. Литературные памятники Москвы, Петербурга, родовых имений писателей.
Учителем русского языка и литературы средней школы №2 г. Ясного Выдумчик Людмилой Петровной разработан курс «Культура общения» (5-7 кл.)