| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк педагогической информации | Библиотека | Видеофонд-ИПЦ-ТСО |
Проекты Название проекта:
Информационная среда образовательных учреждений северо-западной зоны Оренбургской области
  • Метод проектов
    (Что мы понимаем под методом проектов;
    Основные требования к использованию метода проектов;
    Типология проектов; Литература)


  • Информационная среда образовательных учреждений северо-западной зоны Оренбургской области

  • Развитие образования в России (Среднее образование)

 

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
ОКРУЖНАЯ ЯРМАРКА СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
САРАТОВ-2001
КОНКУРС “СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО”

Краткое описание проекта

В рамках нового этапа проекта “Стратегия и воля” предлагается модель, позволяющая сделать реальные шаги для приближения педагогов к актуальной информации по проблемам образования в целом и регионального образования в частности.

Главное назначение проекта состоит в мировоззренческой перестройке педагогических кадров, что является необходимым условием для решения социальных проблем региона. Научиться пользоваться информацией, иметь потребность в поиске необходимой информации, владеть навыками поиска информации, получать концептуальную разнонаправленную информацию по одной проблеме и уметь интерпретировать ее - вот стратегические цели, для решения которых, безусловно, нужна управленческая воля.

Новизной предлагаемой модели является длительное и тесное партнерство образовательных учреждений с управленческими структурами. Отличие от прежних моделей в том, что специалисты управленческих структур будут включены не только в организационную и финансовую деятельности, но и в содержательную сторону последипломного образования педагогов, направленную на социокультурную самоидентификацию личности учителя.

Модель после апробации в северо-западной зоне Оренбургской области может быть основой для других регионов Поволжского округа и всей России.

Ждём ваши вопросы и предложения.

1) Информация об организаторе-заявителе

а) Адрес организации 460044, город Оренбург, ул. Советская, дом 2
б) Тел.№: (3532)777179
в) Факс №: (3532)776705
г) e-mail: [email protected]
д) ФИО руководителя проекта Нефедова Вера Ивановна
е) Должность в организации руководитель Центра Диагностических и Информационных Технологий (ЦДИТ)
ж) ФИО ректора организации Зотова Наталья Константиновна
з) организационно-правовая форма
организации (как в
свидетельстве о
регистрации)
государственное учреждение
Название организации (как в платежных поручениях) Государственное образовательной учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования (ООИПКРО)

Сотрудники проекта

Нефедова Вера Ивановна – руководитель проекта: образование высшее, физико-математический факультет, Оренбургский государственный педагогический институт (1979 г.), работает в системе повышения квалификации более 11 лет, должность в учреждении – руководитель Центра Диагностических и Информационных Технологий. Имеет награды администрации Оренбургской области (лауреат премии губернатора, 1998 г.), главного управления образования (почетные грамоты, благодарности с1999-2001 г.), министерства образования РФ (“Отличник народного просвещения” - 1995 г. и “Почетный работник общего образования РФ” – 2000 г.); повышала квалификацию: 1) США в рамках проекта “Профессиональное сотрудничество” (1998 г.), 2) АПКиПРО, Москва – “Проблемы дистанционного образования в повышении квалификации работников образования” (1999 г.), 3) АПКиПРО, Москва – “Компьютеризация сельских школ (подготовка региональных тьюторов)” (2001 г.). Имеет опыт работы по разработке образовательных программ для курсов повышения квалификации и аттестации педагогов и руководящих кадров. Является одним из разработчиков целевой программы развития Института на 2000-2003 годы. Работает над диссертационным исследованием на кандидатскую ученую степень по проблеме повышения квалификации руководящих кадров, имеет печатные работы по проблемам развития информатизации в регионе и обучения кадров (приложение). Работает над региональной программой единого информационного и образовательного пространства в рамках федерального проекта, координирует работу по компьютеризации сельской школы.


Зотова Наталья Константиновна – координатор проекта: образование высшее, филологический факультет, Саратовский государственный университет (1974), кандидат педагогических наук (1997 г), доцент кафедры управления (1999 г), работает в системе повышения квалификации более 11 лет, должность – ректор ООИПКРО, имеет почетные грамоты Главного управления образованием, Заслуженный учитель Российской федерации. Обладает большими организаторскими способностями по введению инноваций в систему повышения квалификации в регионе, является координатором и руководителем работ по подготовке нормативной базы ИПК (устав, образовательные программы, программа развития и др.), методических разработок по предметным модулям, издательских материалов в изданиях ИПКРО, информационных потоков для работников образования (в средствах массовой информации). Работает над диссертационным исследованием на докторскую ученую степень по проблеме теоретические основы проектирования системы повышения квалификации педагогических кадров, имеет печатные труды (список прилагается).


Тимченко Леонид Анатольевич – руководитель технической службы проекта, образование высшее, физико-математический факультет, Оренбургский государственный педагогический институт (1996 г), стаж работы в системе повышения квалификации работников образования – 6 лет, должность программист, по договору – Администратор электронной почты с 1996 года. Является разработчиком образовательных программ для курсов повышения квалификации работников образования, координатором развития коммуникационных сетей в региональной системе образования, имеет печатные работы (соавторство с Нефедовой В.И. – в приложении).

Мухамеджанова Нурия Мансуровна – руководитель Экспертного Совета: образование высшее, филологический факультет, ОГПИ (1981 г.), должность – заведующая кафедрой философии ООИПКРО (с 1998 г.), стаж работы в системе повышения квалификации – более 10 лет, кандидат философских наук.

Полькина Светлана Николаевна – руководитель творческого коллектива: образование высшее, историко-филологический факультет, Оренбургский государственный педагогический институт (1979 г); стаж работы в системе повышения квалификации более 8 лет, кандидат педагогических наук (2000 г.), должность – заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин ИПКРО (с 2000 г.). Имеет опыт работы в разработке образовательных программ для учителей русского языка и литературы в системе повышения квалификации и аттестации учителей. Изданы статьи в различных печатных работах (приложение), участвует в научно-практических региональных конференциях по проблемам развития образования и управления качеством образования.


Функциональные обязанности сотрудников в рамках проекта

Руководитель проекта: Обеспечение общего руководства проектом, анализ и оценка реализации проекта, осуществление организационного взаимодействия всех служб в рамках проекта, общее руководство над проведением мероприятий по проекту. Разработка Договора по использованию компьютерных классов опорных школ. Организация конференций и консультаций в традиционных и дистанционных формах с административными работниками отделов образования, руководителями опорных школ и преподавателями опорных школ. Организация работы по обмену передовым педагогическим опытом. Подготовка отчетов.

Координатор проекта: Обеспечение реализации процессов проекта и управление ими. При производственной необходимости - внесение изменений в методы реализации деятельности по проекту. Организация работы группы консультантов. Контроль за работой всех служб проекта.

Руководитель Экспертного Совета: Разработка требований к структуре и содержанию информационных модулей образовательных программ, положения об Экспертном Совете. Формирование Экспертного Совета, организация его работы.

Бухгалтер проекта: Финансовое управление проектом, бухгалтерский учет, отчетность перед фондом и налоговыми органами. Составление финансовой части отчетов.

Руководитель командой консультантов: Формирование команды консультантов. Создание необходимых условий для ее функционирования. Организация консультаций.

Руководитель технической службы: Техническое обеспечение проекта, координация и развитие общего информационного поля участников проекта, консультации для участников проекта по телекоммуникационным технологиям. Разработка механизма представление и обновления информации в территориальных пунктах опорных школ. Оформление образовательных модулей по предметам в электронном виде. Экспертная оценка к разрабатываемым информационным материалам для сайта в Интернете.

Руководитель творческого коллектива: Формирование творческой группы из числа методических и научных работников. Разработка информационных материалов к образовательным модулям: “Философия образования”, “Психология”, “Педагогика”, “Предмет”. Подготовка вопросов для группы консультантов. Координация работ по подготовке информационных материалов в рамках проекта.

Руководитель группы преподавателей: Формирование группы преподавателей для работы в опорных школах, проведение инструктажа и семинара для них. Подготовка плана работы с учителями территориальных образовательных учреждений в рамках проекта. Подготовка отчета о работе.


СЕКЦИЯ II

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1) Проблема, на решение которой направлен проект:

Образование становится неотъемлемой частью жизненного процесса учителя современной школы. Сегодня учителю важно иметь доступ к тем знаниям, которые необходимы ему для его духовного роста или для практической реализации при решении конкретной задачи. В связи с указанными потребностями учителя необходимо сделать образование в регионе (и в мире) максимально открытым и доступным через единую образовательную систему.

В нашем проекте мы решаем проблемы, связанные с последипломным образованием взрослых людей. Учитель, имея один или несколько дипломов о высшем образовании, требует к себе большего внимания, чем молодежь. Не требует доказательств тот факт, что традиционные формы образования позволяют обучаемому получать знания огромными блоками (модулями), в то время, как приобретать знания неизвестно для каких целей становится все более не рациональным.

Следовательно, необходимо создать учителю условия для эффективного обучения:

предоставить свободу выбора содержания, организации и форм обучения;использовать практический опыт и запас знаний при организации учебного процесса;

обеспечить участие в определении содержательного уровня обучаемого;

оказать помощь в осознании эффективности учебной работы;

использовать способность продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности (отождествление себя с возрастом, культурой и сферой деятельности).

Образование должно быть таким, чтобы помочь учителю в поиске самоидентификации в культурных формах. Приоритетным здесь является общекультурное образование, которое в отличие от профессионального образования, делает акцент на формирование человека с неповторимой индивидуальностью с учетом духовного и культурного обогащения личности. Образование взрослых является для человека институтом вторичной социализации, предполагающее широкий спектр направлений поиска идентичности.

Проблема, на которую направлен наш проект, состоит в том, чтобы договориться с управленческими образовательными структурами, выступающими в роли наших партнеров, о важности организации последипломного образования, как государственного дела, которое идеологически, законодательно и материально обязано поддерживать стремление к дальнейшему обучению специалиста. Различные формы повышения квалификации должны финансироваться предприятиями и управлениями, заинтересованными в профессиональном росте своих сотрудников без отрыва от работы. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса для широкого вовлечение работников является обучение на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры. Для этого необходимо создать сеть территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования, что позволит 3000 педагогических работников северо-западной зоны области системно повышать квалификацию и иметь доступ к актуальной информации (в приложении - таблица №1).

Принципиально новым в предлагаемой нами модели является:

- привлечение управленческих структур областного, районного, городского и школьного уровней к открытию территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования педагогических работников, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения;

- обеспечение условий для определения содержательного уровня самим учителем с учетом своего практического опыта и запаса знаний;

- предоставление свободы учителю в выборе содержания, организации и формы обучения;

- организация защиты разработанных информационных модулей к образовательным программам не только перед коллегами из ИПК, но и перед руководителями территориальных отделов образования.

- создание условий для продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности учителя;

- формирование творческих групп учителей для включения в непрерывный процесс самообразования.

 

2) Краткое описание предыдущего этапа

Для решения заявленной нами проблемы был создан проект по открытию образовательного центра в городе Бугуруслане для педагогических работников северо-западной зоны Оренбуржья: Асекеевского, Матвеевского, Северного, Абдулинского, Бугурусланского районов и города Бугуруслана на условиях, оговоренных договором между Главным управлением образования Оренбургской области, главами администраций, заведующими районных и городских отделов образования северо-западной зоны и институтом повышения квалификации. Образовательный центр создан, он финансируется совокупно всеми участниками договора, реализует образовательные программы, разработанные сотрудниками ИПК. В их реализации участвуют ученые и методисты ООИПКРО и северо-западной зоны региона.

Создана материально-техническая база: выделено здание для филиала, определены опорные школы для практических занятий, имеется общежитие. В образовательном центре работают штатные методисты по предметным областям.

Очередной этап реализации данного проекта предусматривает создание опорных школ – пунктов доступа информации в районах северо-западной зоны, создание информационных массивов, позволяющих педагогическим работникам осваивать образовательные программы, подготовку специалистов, способных принять эту информацию и использовать ее в педагогической деятельности.

 

3) Цели и задачи проекта

Цель проекта: Создать информационную среду для реализации образовательных программ повышения квалификации и аттестации педагогических работников предметных областей северо-западной зоны Оренбургской области и формирования системы взаимосвязи между административно-управленческой системой и системой образования как обязательного условия единой образовательной и управленческой политики региона.

Задачи проекта:

1. Создать сеть пунктов информационного доступа на базе опорных школ северо-западной зоны региона, территориальных отделов образования, филиала Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования в городе Бугуруслане.

2. Подготовить на базе Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования специалистов для работы в опорных школах.

3. Сформировать содержание информационных модулей, входящих в образовательную программу повышения квалификации и аттестации педагогических работников региона.

4. Сформировать информационные банки данных по следующим модулям образовательных программ повышения квалификации и аттестации педагогических работников: философия, психология, педагогика, предметные блоки.

4) Результаты проекта

Реализация нашего проекта предполагает, что:

- будут созданы семь территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования (на базе шести опорных школ и филиала ООИПКРО в городе Бугуруслане;

- более 3 тысяч педагогических работников северо-западной зоны Оренбургской области будут иметь возможность получать необходимую им информацию для профессионального и личностного роста на основе планирования региональной системы повышения квалификации;

- региональный банк педагогической информации, включающий в себя информационные материалы по образовательным модулям “Философия образования”, “Психология”, “Педагогика” и “Предмет”, станет основным источником повышения квалификации;

- будет апробирована новая технология привлечения местных ресурсов региональной системы образования, которая позволит решать социально-профессиональные проблемы учительства в любом из регионов России.

Данный проект имеет выгоду для территориальных отделов образования, института повышения квалификации и для образовательных учреждений.

Для учительства проект позволит:

- обращаться к актуальной информации по содержанию, технологиям в удобное время, в свободной форме;

- работать с различными уровнями информации (от понятий по проблемам до широкого содержания);

- получать адресную помощь от профессиональных кадров института повышения квалификации как главного методического центра в регионе;

- получать возможность сравнивать собственный опыт с опытом коллег, оценивать его и предлагать на рынке образовательных услуг;

- формировать информационную культуру педагога, без которой невозможно говорить о социально-профессиональной мобильности педагогических кадров, решающих в новой парадигме образования задачу подготовки жизнеспособной личности

Для организаторов образования проект позволит:

- решить проблему поддержания современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров;

- иметь информационную базу для идентификации районной системы в системе образования области и России;

- провести мониторинг учебных и личностных достижений школьников.

Для работников системы повышения квалификации проект позволит:

- иметь дополнительный ресурс трансляции актуальной информации к потребителю с учетом его социального заказа и современных тенденций в образовании;

- формировать рынок образовательных услуг.

Для сообщества в целом проект позволит:

- повысить информированность участников образовательного процесса о тенденциях образования, о результатах деятельности регионального образования, о путях получения образования, результатом которого является жизнеспособная личность;

- изменить тип отношений между управленческими и образовательными структурами, который качественно меняется и переходит в партнерские отношения, предполагающие формирование цивилизованной модели распределения средств и совершенствования системы образования;

- провести аналитическое исследование по социально значимым региональным проблемам в образовательной области и определить пути их возможного решения;

- на практике реализовать модель партнерского взаимоотношения управленческих структур и обучиться технологиям социального партнерства, которое позволят совершенствовать процессы взаимодействия.

5) Показатели

В качестве конечных показателей эффективности проекта выступят:

во-первых, количество созданных территориальных пунктов информационного доступа (7 пунктов);

во-вторых, количество обученных специалистов, связанных с работой в данных пунктах (6 преподавателей и 1 методист в филиале ИПКРО, 7 руководителей опорных школ, 6 членов экспертного совета - руководителей отделами образования, 6 руководителей территориальных методических кабинетов, 5 консультантов, 7 работников творческой группы – разработчиков информационных модулей, 3 человека технической службы, 2 человека издательской службы);

в-третьих, наличие информационных модулей, соответствующих образовательным программам, состоящих из инвариантной и вариативной частей, списка литературы, методических рекомендаций, контролирующих вопросов;

в-четвертых, возможность предоставления информации всем участникам образовательного процесса - организаторам, педагогам (3 тысячи человек) ученикам и их родителям;

в-пятых, увеличение финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности регионального образования.

Косвенными показателями эффективности выступит число педагогических работников северо-западной зоны региона, воспользовавшихся информацией в данных пунктах при повышении квалификации и аттестации (более 3 тысяч человек).

6) Деятельность в рамках проекта

Проект осуществляется сообществом, в которое входят представители исполнительной власти (главы администрации районов) и руководители региональной системы образования (заведующие территориальными отделами образования, заведующие территориальными методическими кабинетами), а также специалисты Главного управления образованием, сотрудники института повышения квалификации, так как именно они могут решать вопросы материально-технического обеспечения проекта и заинтересованы в создании информационной среды в регионе для поддержания современного уровня профессиональной компетентности педагогических кадров, удовлетворения социальных заказов потребителей в сфере образования.

В рамках проекта формируется команда мобильных специалистов (руководители территориальных пунктов доступа информации), обладающих актуальными знаниями, способных применять эти знания в современной информационной среде для удовлетворения запросов потребителей, а также для достижения качества регионального образования является стабилизирующим условием в деятельности проекта.

Создается система многоканального финансирования данного проекта: бюджетное финансирование ООИПКРО, финансирование за счет муниципальных образований северо-западной зоны, средств потребителя за оплату определенных образовательных услуг, спонсорские средства, привлекаемые для реализации минипроектов в рамках данного проекта.

Для выполнения необходимых работ в рамках проекта формируются необходимые службы: Экспертный Совет, Команда консультантов, Творческий коллектив, Техническая служба, Группа преподавателей, Издательская служба (подробнее см. “Сотрудники проекта”).

Проект будет осуществлен в 5 этапов, некоторые из них перекрываются во времени (подробнее см. “План-график работ”).

На последнем этапе будут подведены итоги по работе в рамках проекта и организована конференция, на которую будут приглашены все участники проекта. На итоговой конференции будут представлять и защищать свои мини-проекты для дальнейшей работы по развитию информационной среды образовательных учреждений все территориальные пункты информационного доступа, созданные службы (подробнее см. “Сотрудники проекта”), а также партнеры.

Деятельность в рамках проекта предполагает проведение мониторинга по анализу кадрового потенциала педагогических работников в процессе курсов повышения квалификации и аттестации, потребности в использовании информационных ресурсов при обучении.

7) Устойчивость проекта

Деятельность в рамках проекта является одним из обязательных направлений деятельности ИПКРО, а также является составной частью целевой Программы развития Оренбургского института повышения квалификации работников образования на 2000-2003 годы”. Дальнейшее развитие проекта будет финансироваться в рамках совместной деятельности Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования, его Бугурусланского филиала, Главного управления образованием, администрацией территории, управлениями районных и городских отделов образованием.

8) Распространение результатов

Результаты будут распространены через издательскую деятельность (брошюра об итогах работы), через средства массовой информации (статьи в местной газете, интервью для местного радио и телевидения). Будут подготовлены и распространены в образовательных учреждениях региона компакт-диски с наработками в рамках данного проекта.

Результаты будут обсуждаться в рамках конференций для педагогического сообщества всего региона. На сайтах www.ooipkro.nm.ru (региональный банк педагогической информации, разработчик – Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования), www.orenburg.ru (сайт Администрации Оренбургской области) будут представлены: информационная часть разработанного проекта, итоги по этапам работы, общая итоговая информация по результатам всего проектного времени.

После воплощения данного проекта в северо-западной зоне Оренбургской области, следующим шагом будет реализация проекта в восточной зоне Оренбуржья. Заинтересованность в этом подтверждается заявками от отделов образования западной и восточной зоны Оренбургской области.

Наша модель данного проекта вполне может быть использована любым институтом повышения квалификации работников образования в России. Например, согласно совместной деятельности по договору с ИПКРО города Ростова-на-Дону (см. приложение), разработанные совместно образовательные модули к курсам базового повышения квалификации для учителей русского языка и литературы будут использованы обеими сторонами.

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования располагает следующими ресурсами:

1) профессиональные кадры, имеющие опыт работы в разработке и реализации образовательных программ (всего 108 специалистов, из них 66 – преподавательский состав, 23 кандидата наук, 1 доктор наук, 3 докторанта, 7 аспирантов и исследователей);

2) результаты поэтапной реализации областной целевой программы, принятой постановлением Законодательного собрания Оренбургской области второго созыва №392 от 17 ноября 1999 года “Развитие Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 2000-2003 год” (см. приложение);

3) региональный банк педагогической информации www.ooipkro.nm.ru;

4) библиотечный фонд, содержащий уникальные современные и архивные материалы для научных, методических и педагогических работников образования (книг – 29465 экземпляров);

5) диссертационные исследования сотрудников ООИПКРО и партнеров по проблемам системы повышения квалификации работников образования;

6) данные аналитических, социологических, мониторинговых исследований по проблемам образования в регионе;

7) материально-техническая база ИПК (два компьютерных класса, имеющие выход в Интернет, всего 59 компьютеров, 8 принтеров, три сканера, четыре ксерокса);

8) редакционно-издательский отдел с типографией;

9) печатные издания сотрудников ООИПКРО и его филиалов, а также учителей региональных образовательных учреждений и научных работников высших учебных заведений региона (см. приложение);

10) рекомендации научно-практических конференций по актуальным проблемам развития регионального образования:

2001 год – всероссийская научно-практическая конференция “развитие и саморазвитие ученика и учителя”;

2000 год – региональная научно-практическая конференция “Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем в регион”;

1999 год – межвузовская научно-практическая конференция “Управление качеством регионального образования”;

1998 год межвузовская научная конференция “Антропологический подход в образовании: методологические аспекты”;

1997 год – межрегиональная научно-практическая конференция “Гуманитаризация регионального образования как основание достижения качества образования”

11) два учебных корпуса;

12) два филиала (г. Бугуруслан, г. Орск);

13) общежитие для проживания учителей;

14) транспортные средства.

Одним из рисков является изменение состава исполнителей по реализации проекта, которое может повлиять на:

- качество содержания информации,

- соблюдение основных концептуальных идей,

- сроков выполнения проекта,

- уровень взаимодействия между административно-управленческой и образовательной системами.

Для исключения данного риска мы включаем в состав команды “дублеров”:

- заведующий территориальным отделом образованием - заведующий территориальным методическим кабинетом,

- учитель информатики опорной школы – руководитель методического объединения информатики в районе, а также учитель информатики из данного района,

- творческие группы по подготовке содержания информационных модулей состоят не менее, чем из трех человек.

Второй риск возникает тогда, когда информация создана и предложена потребителю, но если не будет смоделирована управленческая система по предложению информации, отслеживанию результатов использования данной информации педагогическим сообществом региона, то территориальные пункты доступа информации не будут работать позитивно.

Устранение данного риска требует обязательного продолжения данного проекта, целью которого будет разработка управления информационной системой в образовании северо-западной зоны Оренбургской области. Это и будет моделированием ВОЛИ, управляющей внедрением стратегических идей в региональном образовании.

Место проекта в контексте ПФО

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования работает в секторе последипломного дополнительного образования педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.

Одним из приоритетных направлений деятельности ООИПКРО является работа в области информатизации образовательного пространства региона. Разработанный нами проект является шагом по осуществлению региональной части Федеральной целевой Программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2006 годы”, а также областной целевой программы “Развитие Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 2001-2003 год”.

Дата последнего обновления 20 February, 2004

| об институте | наши партнёры | проекты | правовая база | курсы ИПК | конкурсы профессионального мастерства | новости |форум | банк педагогической информации | библиотека |