| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк педагогической информации | Библиотека | Видеофонд-ИПЦ-ТСО |
Проекты Мегапроект "Развитие образования в России"
  • Метод проектов
    (К истории вопроса;
    Что мы понимаем под методом проектов;
    Основные требования к использованию метода проектов;
    Типология проектов; Телекоммуникационный проект; Литература)

 


Организаторы Конкурса:
Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия (www.osi.ru) и Академия администраторов образования
Зотова Н.К., ректор Оренбургского областного ИПКРО, кандидат педагогических наук, доцент
Мухамеджанова Н.М., заведующая кафедрой философии Оренбургского областного ИПКРО, кандидат культурологии, доцент
Нефедова В.И., руководитель Центра диагностических и информационных технологий Оренбургского областного ИПКРО

Материалы творческой группы Оренбургского областного ИПК работников образования
к Конкурсу поддержки местных инициатив
в рамках Мегапроекта "Развитие образования в России" (Среднее образование)

 

1. Введение

Образование становится неотъемлемой частью жизненного процесса учителя и руководителя современной школы. Сегодня работнику образовательного учреждения важно иметь доступ к тем знаниям, которые необходимы ему для его духовного роста или для практической реализации при решении конкретной задачи. В связи с указанными потребностями учителя и руководителя школы необходимо сделать образование в регионе (и в мире) максимально открытым и доступным через единую образовательную систему.


В нашем проекте мы занимаемся проблемами, связанными с последипломным образованием взрослых людей. Взрослый, имея один или несколько дипломов о высшем образовании, требует к себе большего внимания, чем молодежь. Традиционные формы образования позволяют взрослому обучаемому получать знания огромными блоками (модулями), но в условиях модернизации школьного образования приобретать знания “впрок”, неизвестно для каких целей становится все более нерациональным. В связи с этим необходимо создать учителю и руководителю школы условия для эффективного обучения:
- предоставить свободу выбора содержания, форм и методов обучения;
- использовать практический опыт и запас знаний при организации учебного процесса;
- обеспечить участие в определении содержательного уровня обучаемого;
- оказать помощь в осознании эффективности учебной работы;
- использовать способность продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности.


Образование должно быть таким, чтобы помочь работнику образовательного учреждения в поиске самоидентификации в культурных формах. Приоритетным здесь является общекультурное образование, которое в отличие от профессионального образования, делает акцент на формирование человека с неповторимой индивидуальностью с учетом духовного и культурного обогащения личности. Образование взрослых является для человека институтом вторичной социализации, предполагающее широкий спектр направлений поиска идентичности.

Проблема, на решение которой направлен наш проект, состоит в том, чтобы создать систему эффективного взаимодействия ИПК с управленческими образовательными структурами, выступающими в роли наших партнеров. Тем самым будет определена приоритетность последипломного образования как государственного дела, которое идеологически, законодательно и материально обязано поддерживать стремление к дальнейшему обучению специалиста. Различные формы последипломного образования и повышения квалификации должны финансироваться предприятиями и управлениями, заинтересованными в профессиональном росте своих сотрудников без отрыва от работы.


Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса для широкого круга работников является обучение на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого через полифункциональные образовательные структуры. Для этого необходимо создать сеть территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования, что позволит ежегодно более 800 педагогическим работникам северо-западной зоны области системно повышать квалификацию и иметь доступ к актуальной педагогической информации.


Для решения заявленной нами проблемы был создан проект по открытию образовательного центра в городе Бугуруслане для работников школ северо-западной зоны Оренбуржья: Асекеевского, Матвеевского, Северного, Абдулинского, Бугурусланского районов и города Бугуруслана на условиях, оговоренных договором между Главным управлением образования Оренбургской области, главами администраций, заведующими районных и городских отделов образования северо-западной зоны и институтом повышения квалификации. Образовательный центр создан, он финансируется совокупно всеми участниками договора, реализует образовательные программы, разработанные сотрудниками ИПК, являющимися основными работниками проекта. В реализации образовательных программ участвуют ученые и методисты ИПК и северо-западной зоны региона. Создана материально-техническая база: выделено здание для филиала, определены опорные школы для практических занятий, имеется общежитие. В образовательном центре работают штатные методисты по предметным областям, а также используется научный потенциал педагогических кадров г. Бугуруслана.

Очередной этап реализации данного проекта предусматривает создание опорных школ – пунктов доступа информации в районах северо-западной зоны, создание информационных массивов, позволяющих педагогическим работникам осваивать образовательные программы, подготовку специалистов, способных принять эту информацию и использовать ее в педагогической деятельности.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

2.1. ОБЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА

В рамках нового этапа проекта “Стратегия и воля” предлагается модель, позволяющая сделать реальные шаги для приближения педагогов к актуальной информации по проблемам образования в целом и регионального образования в частности. Главное назначение проекта состоит в мировоззренческой перестройке педагогических кадров, что является необходимым условием для решения социальных проблем региона. Научиться пользоваться информацией, иметь потребность в поиске необходимой информации, владеть навыками поиска информации, получать концептуальную разнонаправленную информацию по одной проблеме и уметь интерпретировать ее - вот стратегические цели, для решения которых, безусловно, нужна управленческая воля. Новизной предлагаемой модели является длительное и тесное партнерство образовательных учреждений с управленческими структурами.  Отличие от прежних моделей в том, что специалисты управленческих структур будут включены не только в организационную и финансовую деятельности, но и в содержательную сторону последипломного образования педагогов, направленную на социокультурную самоидентификацию личности учителя. Одним из приоритетных направлений деятельности ООИПКРО является работа в области информатизации образовательного пространства региона.  Разработанный нами проект является шагом по осуществлению областной целевой программы “Развитие Оренбургского областного института повышения  квалификации работников образования на 2001-2003 год”, региональной части Федеральной целевой Программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы”, а также комплекса мероприятий по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

2.2. КОНКРЕТНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Цель проекта - создать информационную среду для реализации образовательных программ повышения квалификации и аттестации педагогических работников предметных областей северо-западной зоны Оренбургской области и формирования системы взаимосвязи между административно-управленческой системой и системой образования как обязательного условия единой образовательной и управленческой политики региона.

Цель является значимой для модернизации школьного и последипломного образования в регионе и будет реализована при решении основной задачи - создание сети пунктов информационного доступа на базе опорных школ северо-западной зоны региона. На их базе отрабатывается методика формирования и использования в самообразовательной деятельности содержания информационных модулей, входящих в образовательные программы последипломного образования и повышения квалификации работников образования региона.

2.3. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА

Наш проект осуществляется в интересах следующих лиц и организаций:

Для организаторов образования (специалистов главного управления образованием, руководителей и методистов районных и городских отделов и управлений образования) проект позволит:

1) решить проблему поддержания современного уровня профессиональной компетентности  педагогических кадров;

2) иметь информационную базу для идентификации районной системы в системе образования области и России;

3) провести мониторинг учебных и личностных достижений школьников.

Для работников системы последипломного образования (повышения квалификации) проект позволит:

1)иметь дополнительный ресурс трансляции актуальной информации к потребителю с учетом его социального заказа и современных тенденций в образовании;

2) формировать рынок образовательных услуг.

Для педагогического сообщества в целом проект позволит:

- повысить информированность участников образовательного процесса о тенденциях образования, о результатах деятельности регионального образования, о путях получения образования, результатом которого является жизнеспособная личность, а также сформировать представление об эталонной модели регионального образования;

- изменить тип отношений между управленческими и образовательными структурами, который качественно меняется и переходит из системы вертикального подчинения в партнерские отношения;

- на практике реализовать модель партнерского взаимоотношения управленческих структур и обучиться технологиям социального партнерства, которое позволят совершенствовать процессывзаимодействия;

- провести аналитическое исследование по социально значимым региональным проблемам в образовательной области и определить пути их возможного решения.

Для руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений проект позволит:

- обращаться к актуальной информации по содержанию, технологиям в удобное время, в свободной форме;

- работать с различными уровнями информации (от понятий по проблемам до широкого содержания);

- получать адресную помощь от профессиональных кадров института повышения квалификации как главного методического центра в регионе;

- получать возможность сравнивать собственный опыт с опытом коллег, оценивать его и предлагать на рынке образовательных услуг;

- формировать информационную культуру работников образования, без которой невозможно говорить о социально-профессиональной мобильности кадров, решающих в новой парадигме образования задачу подготовки жизнеспособной личности.

 

2.4. СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА

2.4.1. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Наш проект направлен на решение проблем последипломного образования, основой современной образовательной политики которого является социальная адресная направленность на потребителя, а также на сбалансированность социальных интересов партнеров. Стратегические цели модернизации последипломного образования будут достигнуты  только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями социальной сферы, всех заинтересованных ведомств, общественных организаций, родителей, организаторов образовательного процесса и управленческих структур. Одно из необходимых условий при проведении модернизации образования – систематические мероприятия по разъяснению населению концептуальных перемен в образовании, перспективных и конкретных целей, основных направлений деятельности и методов реализации. Специалисты последипломного образования должны учитывать на содержательном и организационном уровнях тщательно  изученный социальный заказ и общественное мнение на образовательную потребность учителей, руководителей школ, органов управления и родителей.

В числе центральных стратегических проблем развития последипломного образования находится укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений с целью включения их в глобальную сеть и локальные информационные сети. Решение этой проблемы позволит особое внимание уделить развитию в системе последипломного образования научных исследований и практических разработок, способствующих укреплению кадрового потенциала и технологического уровня образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в регионе и в стране.

В связи с этим в жесткие временные сроки необходимо реализовать меры, направленные на повышение требований к качеству последипломного образования учителей и руководящих кадров, в частности:

- модернизация образовательных программ и оценка их независимыми экспертами;

- обеспечение экстернатного последипломного образования в связи с возросшей в условиях модернизации потребностью школ в профессиональных кадрах;

- актуализация содержательного уровня последипломного образования, повышение качества социальной, профессиональной и культурной подготовки с ориентацией ее на международные стандарты качества образования;

- создание современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ в образовательном учреждении;

- апробация и реализация оптимальной модели по обеспечению взаимосвязи образовательных программ, вертикальной мобильности обучающихся учителей и руководящих кадров современной школы.

В целях повышения эффективности учреждений последипломного образования необходимо разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Это обеспечит качественное изменение во взаимодействии отдельных образовательных учреждений, региональных и федеральных учреждений последипломного образования по решению проблем всех уровней. Для этого необходимо в первую очередь осуществить:

- прогнозирование образовательного рынка на основе тщательного анализа имеющегося позитивного опыта и создание сети образовательных центров;

- обеспечение высокой информированности потребителей о направлениях деятельности в области регионального и федерального последипломного образования, что позволит организовать педагогический коллектив учреждения на образовательный уровень перспективного развития;

- модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений (в том числе и учреждений последипломного образования) с целью оптимизации методов и форм обучения с использованием современных и доступных технологий открытого образования;

- повышение статуса последипломного образования как главного фактора обеспечения повышения компетентности и профессионализма работников образования на основе непрерывного обновления содержательного уровня и развития непрерывных форм обучения с использованием современных информационных технологий;

- интеграция профессиональных сил из научных и методических структур последипломного образования, высших учебных заведений и учителей высшей квалификационной категории общеобразовательных школ;

- условий для непрерывного профессионального роста кадров последипломного образования с привлечением научного потенциала ведущих ученых России, обеспечивающих психологическую готовность при смене видов деятельности, профессиональном росте, самоидентификации.

Решение стратегических задач коренного улучшения системы последипломного образования, качества подготовки учителей и руководящих кадров современной школы в тесной взаимосвязи научных и практических направлений деятельности имеет определяющее значение для российского образования в перспективе. Оно непременно должно быть реализовано совместными усилиями научного, методического и педагогического сообщества, а также государственных структур федерального, регионального и муниципального уровней и предпринимательских кругов.

2.4.2. ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРУЕМЫХ В РАМКАХ ПРОЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ

Принципиально новым для системы последипломного образования в предлагаемой нами модели является:

- привлечение управленческих структур областного, районного, городского и школьного уровней к открытию территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования педагогических работников, что повышает их заинтересованность и утверждает партнерские взаимоотношения;

- обеспечение условий для определения содержательного уровня образования самим учителем или руководителем школы с учетом своего практического опыта и запаса знаний;

- предоставление свободы учителю или руководителю школы в выборе содержания, организации и формы обучения;

- организация защиты разработанных информационных модулей к образовательным программам не только перед коллегами из ИПК, но и перед руководителями территориальных отделов  (управлений) образования;

- создание условий для продуктивной работы в группе с учетом факторов социокультурной самоидентификации личности взрослого обучающегося;

- формирование творческих групп взрослых обучающихся для включения в непрерывный процесс самообразования.

В процессе реализации нашего проекта должны измениться формы работы районной методической службы, руководителей методических объединений, учителей, руководителей образовательных учреждений. Область проектируемых изменений мы видим прежде всего в смене содержания деятельности работников образования. Должен быть переход от выполнения указаний областных структур к самостоятельному инициативному поиску и использованию педагогической и управленческой информации, активизировано обсуждение актуальных вопросов на всероссийском и международном уровнях педагогического сообщества, а также участие в различных проектах по развитию образования.

2.4.3. НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Главное направление проектируемых изменений мы связываем с изменениями мировоззренческих установок педагогического и руководящего корпуса отдельно взятого образовательного учреждения, ориентированного на информационные технологии в управленческой деятельности педагогического образовательного процесса.

Вторым направлением проекта является наличие профессионально уложенного и комфортного в использовании банка актуальной образовательной информации, разработанной с учетом социокультурных оснований развития современного образования, социального заказа потребителей образовательных услуг, а также с учетом специфики профессиональных функций, выполняемых руководителями и педагогами различных категорий, и их профессиональных затруднений.

С целью выявления соответствия информационных материалов названным требованиям в рамках проекта создается экспертный совет, основным назначением которого является экспертиза актуальной информации к образовательным программам последипломного образования. Работа экспертного совета строится на основе партнерских отношений, поскольку в его состав входят, с одной стороны, организаторы последипломного образования (научные, административные и методические работники ИПКРО), с другой – заказчики образовательных услуг (работники органов управления образованием областного, районного и городского уровней). Проект позволит не только создать банк актуальной педагогической информации, но и будет способствовать выработке наиболее общих подходов к формированию содержания и структуры информационных модулей к образовательным программам последипломного образования, что само по себе весьма актуально для дальнейшего развития дистанционного образования в регионе.

Следующим этапом реализации проекта должно стать оформление информационных модулей по предметам в электронном виде с учетом технических требований и представление их потребителям образовательных услуг. Должна закрепиться тенденция перехода от потребительского, ожидающего отношения к партнерскому отношению методических, управленческих, образовательных структур и отдельно взятого работника системы образования.

2.4.4. ЭТАПЫ И СТАДИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект будет осуществлен в семь этапов, некоторые из них перекрываются во времени:

Первый этап: Подготовительный - формирование команды партнеров модели “Стратегия и Воля”; формирование служб обеспечения проекта; разработка нормативно-правовой базы функционирования проекта; две групповые и индивидуальные консультации для участников проекта и партнеров; заключение договоров с партнерами.

Второй этап: Информационный - работа с территориальными пунктами информационного доступа по подготовке педагогов к предстоящей работе; разработка информационных материалов для образовательных модулей.

Третий этап: Педагогический - проведение научной и потребительской экспертизы информационных модулей; конференция в дистанционной форме по проблемам использования информационных модулей в процессе повышения квалификации и аттестации педагогов; работа со СМИ по итогам третьего этапа реализации проекта.

Четвертый этап: Технический: - оформление информационных модулей по предметам в электронном виде с учетом технических требований; размещение наработанной информации на сайте института.

Пятый этап: Образовательный - формирование групп педагогов для работы с информационными модулями в рамках непрерывного образования; проведение вводных, инструктивных и консультативных занятий для педагогов по содержанию информационных модулей.

Шестой этап: Социально-образовательный – организация работы по обмену опытом учителей практиков, управленческих работников, партнерских взаимоотношений в рамках проекта; подведение итогов работы и определение перспективных партнерских взаимоотношений с разными подразделениями общественного разделения труда.

Седьмой этап: Заключительный - подготовка и проведение конференции по итогам проекта; привлечение средств массовой информации (СМИ) и печати; подготовка итогового проектного отчета.

2.4.5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ГАРАНТИРУЮЩИЕ В СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ)

Реализация нашего проекта предполагает, что:

- будут созданы семь территориальных пунктов информационного доступа к образовательной информации последипломного образования (на базе шести опорных школ и филиала ООИПКРО в городе Бугуруслане);

- около тысячи педагогических работников северо-западной зоны Оренбургской области (в дальнейшем более 3 тысяч) будут иметь возможность получать необходимую им информацию для профессионального и личностного роста на основе планирования региональной системы последипломного образования;

- региональный банк педагогической информации, включающий в себя информационные материалы по образовательным модулям “Философия образования”, “Психология”, “Педагогика” и “Предмет”, станет основным источником повышения социально-профессиональной компетентности работников образования;

- будет апробирована новая технология привлечения местных ресурсов региональной системы образования, которая позволит решать социально-профессиональные проблемы учителей и руководящих кадров образовательных учреждений в любом из регионов России.

 

2.5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ

Для эффективной деятельности в рамках проекта с перспективным использованием позитивного опыта организации последипломного образования в регионе необходимо принять ряд управленческих решений, в частности:

1) расширить социальный круг участников в принятии и реализации правовых и организационных (управленческих) решений в последипломном образовании, обеспечив соответствующую нормативно-правовую базу и технологические подходы к реализации действенного механизма их участия в развитии образования;

2) закрепить правовой статус экспертного совета на основе партнерских отношений между организаторами регионального последипломного образования (ИПКРО) и заказчиками образовательных услуг;

3) вменить в функции экспертного совета формирование социального заказа на образовательные услуги для работников образовательных и управленческих учреждений системы образования, обсуждение содержательного уровня образовательных программ, определение направлений социальной и профессиональной ориентации обучающихся, решении кадровых вопросов и пр.;

4) создать структуру региональной системы образовательной статистики и показателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а также системы мониторинга образования;

5) определить подходы к оптимальной модели управления образованием, в которой согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательной политики, а также обеспечена гласность принятия управленческих решений;

6) разработать и обсудить дальнейшее осуществление мер по активизации роли педагогической информации регионального банка, содержащего информационную поддержку к образовательным программам работников образования;

7) определить меры, направленные на развитие регионального образования как открытой и единой государственно-общественной системы:

- введение обязательных методических, кадровых, информационных, материально-технических требований к нормативной обеспеченности опорного образовательного учреждения (центра информационного доступа);

- создание нормативно-правовой базы для обеспечения развития договорных отношений в сфере последипломного образования;

- отработка правовых и финансово-экономических механизмов соучредительства и софинансирования образовательных учреждений органами государственной власти регионального и территориального уровней;

- определение условий для оказания поддержки инновационной деятельности руководящих и педагогических работников школы и организаторов последипломного образования путем финансирования и софинансирования наиболее значимых для учреждения образовательных проектов;

- повышение ответственности обеих сторон трудового соглашения за невыполнение функций, определенных нормативными условиями.

Образовательный процесс в целом – это деятельностная, искусственная и открытая система. К тому же, это конкретная, динамическая и, в определенной степени, централизованная система. Однако система последипломного образования является сферой взаимодействия интересов государственного и общественного уровней, которая должна иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание необходимых образовательных условий для выполнения своих социальных и образовательных функций.

2.6. ОБОСНОВАНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПРОЕКТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ СО СТОРОНЫ ИОО

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования – это именно та организация, которая может на должном уровне реализовать данный проект.

Во-первых, его разработчиком является главный региональный методический и научный центр в системе последипломного образования педагогических и руководящих кадров учреждений образования – Оренбургский областной ИПКРО, который занимает одно из центральных мест среди институтов повышения квалификации других городов России.

Во-вторых, институт повышения квалификации имеет высокую рейтинговую оценку на уровне региона. Не смотря на то, что учителя имеют возможность повысить свою квалификацию в других учреждениях, тенденции к возрастанию числа работников образования на курсах повышения квалификации в ООИПКРО не меняются (в 1999/2000 учебном году – прошли регистрацию более 12 тысяч человек, в 2000/2001 учебном году – более 14 тысяч человек).

Отметим еще одно важное направление деятельности – участие в международных и российских проектах, связанных с оценкой качества среднего образования. Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования - региональное представительство Центров тестирования Министерства образования РФ. Мы владеем результатами мониторинговых исследований за пять лет. На уровне региона итогом взаимодействия различных социальных групп и управленческих структур стало возможным осуществлять прием абитуриентов в региональные высшие учебные заведения по сертификатам Министерства образования РФ. Сегодня Оренбургская область – экспериментальная площадка по подготовке и проведению единого государственного экзамена.

 

Институт располагает данными социологического исследования о портрете молодого оренбуржца (более 1800 респондентов), уровне профессиональной компетентности руководящих и педагогических кадров региона (более 350 респондентов) Это позволяет институту владеть информацией о проблемах выпускников школ, профессиональных затруднениях руководящих и педагогических кадров региона и определять направление актуальной информации для руководящих и педагогических кадров.

Институт в течение пяти последних лет осмысленно, с ориентацией на потребителя решает стратегические задачи регионального образования, занимается проблемой качества образования в регионе. Институт работает над созданием образовательных программ повышения квалификации. В институте открыты структуры, позволяющие решать проблемы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров (кафедры экономики и управления образованием, педагогики и психологии, философии образования, гуманитарных наук, естественных наук, теории и методики начального профессионального образования и пр.). Открыты два филиала в восточной и западной зонах Оренбургской области. Создан творческий клуб молодых педагогов и лидеров образования. ООИПКРО вступил в ассоциацию “Университетский округ”, интегрирующую потенциал научных кадров региона.

Для педагогического сообщества создан региональный банк педагогической информации, издается ежегодно до пятидесяти печатных работ сотрудников института и педагогов высших и общеобразовательных учреждений региона, выходит три раза в год журналы “Человек и образование” и “Ученые записки”.

Одним из приоритетных направлений деятельности ООИПКРО является работа в области информатизации образовательного пространства региона. Разработанный нами проект является шагом по осуществлению региональной части мероприятий Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральной целевой Программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы”, а также областной целевой программы “Развитие Оренбургского областного института повышения квалификации работников образования на 2001-2003 год”.

Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования располагает достаточными ресурсами для жизнеспособности проекта:

1) профессиональными научными и методическими кадрами;

2) информационным обеспечением библиотечного и электронного фондов;

3) данными аналитических, социологических, мониторинговых исследований по проблемам образования в регионе;

4) современной материально-технической, транспортной базой и редакционно-издательского отдела с типографией;

5) рекомендациями научно-практических конференций по актуальным проблемам развития регионального образования:

- 2001 год – всероссийская научно-практическая конференция “Развитие и саморазвитие личности ученика и учителя”;

- 2000 год – региональная научно-практическая конференция “Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем”;

- 1999 год – межвузовская научно-практическая конференция “Управление качеством регионального образования”;

- 1998 год межвузовская научная конференция “Антропологический подход в образовании: методологические аспекты”;

- 1997 год – межрегиональная научно-практическая конференция “Гуманитаризация регионального образования как основание достижения качества образования”.

Одним из рисков в реализации проекта является изменение состава исполнителей по реализации проекта, что может оказать влияние на:
- качество содержания информации,
- соблюдение основных концептуальных идей,
- сроков выполнения проекта,
- уровень взаимодействия между административно-управленческой и образовательной системами.

Для исключения данного риска мы включаем в состав команды “дублеров”.

Второй риск возникает тогда, когда информация создана и предложена потребителю, но если не будет смоделирована управленческая система по предложению информации, отслеживанию результатов использования данной информации педагогическим сообществом региона, то территориальные пункты доступа информации не будут работать позитивно. Устранение данного риска требует обязательного продолжения данного проекта, целью которого будет разработка управления информационной системойв образовании северо-западной зоны Оренбургской области. Это и будет моделированием ВОЛИ, управляющей внедрением стратегических идей в региональном образовании.

2.7. МАСШТАБЫ И МЕХАНИЗМЫ ТИРАЖИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА ВНУТРИ И ВНЕ РЕГИОНА

Результаты будут распространены через издательскую деятельность (брошюра об итогах работы), через средства массовой информации (статьи в местной газете, интервью для местного радио и телевидения). Будут подготовлены и распространены в образовательных учреждениях региона компакт-диски с наработками в рамках данного проекта. Результаты будут обсуждаться в рамках конференций для педагогического сообщества всего региона. На сайтах www.ooipkro.nm.ru (региональный банк педагогической информации, разработчик – Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования), www.orenburg.ru (сайт Администрации Оренбургской области) будут представлены: информационная часть разработанного проекта, итоги по этапам работы, общая итоговая информация по результатам всего проектного времени.

3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

Название мероприятия

Ответственные за исполнение,

Используемые ресурсы

Первый этап: Подготовительный (10.01.2002 - 20.01.2002)
- формирование команды партнеров модели “Стратегия и Воля”
- формирование служб обеспечения проекта
- набор разработчиков содержания информационных модулей
- разработка нормативно-правовой базы функционирования проекта:
* “Положение о территориальном пункте доступа информации”,
* “Требования к структуре и содержанию информационных модулей”, * образец договора образовательных учреждений с территориальными пунктами доступа информации.
- разработка программы для консультационной работы партнеров
- заключение договоров с партнерами
* телефонные переговоры на предмет их заинтересованности и финансового вклада
* переписка по электронной почте, уточняющая отдельные пункты договора (используется региональная коммуникационная сеть и глобальная Сеть).

Ответственные: Руководитель проекта, Экспертный Совет, Команда консультантов

Ресурсы: Региональный банк педагогической информации, аналитические записки ООИПКРО о результатах деятельности за 2  года (1999/2000 – 2000/2001), образовательные программы  повышения квалификации педагогических работников, библиотечный фонд ООИПКРО, редакционно-издательский отдел, материально-техническая база ИПК и партнеров, кадровый ресурс ИПК и партнеров, юридические службы Главного управления образованием, ИПК и партнеров, транспортные средства

Второй этап: Информационный (20.01.2002 - 10.03.2002)
- работа с территориальными пунктами информационного доступа по подготовке педагогов к предстоящей работе:
* информационные материалы рекламного характера по предстоящей работе в СМИ и в региональный банк педагогической информации
* конференция в дистанционной форме по проблемам необходимости создания единого образовательного пространства
* индивидуальные консультации для учителей и руководителей опорных школ
- разработка информационных материалов для образовательных модулей
* групповые и индивидуальные консультации для разработчиков образовательных модулей
* подготовка структуры информационных материалов по каждому из предметов и тезисов по основным разделам
* проведение научной и потребительской экспертизы полученных материалов

Ответственные: Все участники проекта
Ресурсы: Материально-техническая база ИПК и партнеров, редакционно-издательский отдел ИПК, кадровый ресурс ИПК и партнеров, региональный банк педагогической информации, библиотечный фонд, печатные издания участников проекта, транспортные средства, данные аналитических, социологический мониторинговых исследований ИПК по проблемам образования в регионе

Третий этап: Педагогический (20.02.2002 - 10.03.2002)

- формирование образовательных программ информационными модулями:
* групповые и индивидуальные консультации по доработке разработанных материалов
* подготовка информационных модулей и презентаций к ним к открытой защите
* открытая защита информационных модулей

- проведение научной и потребительской экспертизы полученных материалов

- конференция в дистанционной форме по проблемам использования информационных модулей в процессе повышения квалификации и аттестации педагогов

- работа со СМИ по итогам третьего этапа реализации проекта

Ответственные: Команда консультантов, Творческий коллектив, Команда преподавателей, Техническая служба, Издательская служба, Экспертный Совет

Ресурсы: Материально-техническая база ИПК и партнеров, редакционно-издательский отдел ИПК, кадровый ресурс ИПК и партнеров, региональный банк педагогической информации, библиотечный фонд, печатные издания участников проекта, транспортные средства, результаты поэтапной реализции областной целевой программы, образовательные программы повышения квалификации и аттестации педагогических работников

Четвертый этап: Технический
(01.02.2002-15.03.2002)

- оформление информационных модулей по предметам в электронном виде с учетом технических требований

- размещение наработанной информации на сайте региональный банк педагогической информации (www.ooipkro.nm.ru)

- разработка механизма предоставления и обновления информации в территориальные опорные пункты

Ответственные: Техническая служба

Ресурсы: материально-техническая база ИПК и партнеров, кадровый ресурс ИПК, региональный банк педагогической информации

Пятый этап: Образовательный
( 15.03.2002-30.03.2002)

- формирование групп педагогов для работы с информационными модулями в рамках непрерывного образования

- проведение вводных, инструктивных и консультативных занятий для педагогов по содержанию информационных модулей (в обычных и дистанционных формах)

- введение коррекционных изменений в индивидуальный план работы педагога на основе выполнения образовательных модулей

Ответственные: Творческий коллектив, Команда преподавателей, Команда консультантов

Ресурсы: Материально-техническая база ИПК и партнеров, кадровый ресурс ИПК, транспортные средства, общежитие для проживание, филиал ИПК в городе Бугуруслане, редакционно-издательский отдел, образовательные программы повышения квалификации и аттестации педагогических работников

Шестой этап: Социально-образовательный
(20.01.2002-30.03.2002)

- организация работы по обмену опытом:
* передовым педагогическим опытом учителей-практиков региона
* работы управленческих образовательных структур
* партнерских взаимоотношений в рамках проекта

- подведение итогов работы партнеров

- определение перспективных партнерских взаимоотношений с разными подразделениями общественного разделения труда

Ответственные: Руководитель проекта,
Экспертный совет

Ресурсы: Материально-техническая база ИПК и партнеров, кадровый ресурс ИПК, транспортные средства, общежитие для проживание, филиал ИПК в городе Бугуруслане, редакционно-издательский отдел, образовательные программы повышения квалификации и аттестации педагогических работников

Седьмой этап: Заключительный
(20.03.2002-30.03.2002)

- подготовка и проведение конференции по итогам проекта

- издание брошюры “Опыт работы в информационной среде образовательных учреждений: итоги и перспективы” (по итогам проекта)

- привлечение средств массовой информации (СМИ)

- подготовка компакт-дисков (CD) с итоговыми материалами по проекту для участников, партнеров и др.

- подготовка итогового проектного отчета

Ответственные: Руководитель проекта, Экспертный совет, все участники Проекта

Ресурсы: Кадровый потенциал ИПК и партнеров, редакционно-издательский отдел, материально-техническая база ИПК и партнеров, региональный банк педагогической информации

После реализации данного проекта в северо-западной зоне Оренбургской области, следующим шагом будет реализация проекта в восточной, а затем в центральной зоне Оренбуржья. Заинтересованы  в этом как организаторы последипломного образования в регионе, так и потребители - отделы (управления) образования, учителя и руководящие кадры школ Оренбургской области так как будет реализовано одно из приоритетных направлений концепции модернизации образования, повышающих статус работника образования - свободное получение профессиональной информации, связанной с образованием.

Нашу модель данного проекта вполне могут использовать учреждения последипломного образования в России и в мире.

Дата последнего обновления 20 February, 2004

| об институте | наши партнёры | проекты | правовая база | курсы ИПК | конкурсы профессионального мастерства | новости |форум | банк педагогической информации | библиотека |