Проект регионального ресурсного центра | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авторский коллектив: Бунин С.В. – учитель математики и ВТ Переволоцкой СШ. № 2 Некрасова Т.А. – учитель информатики г.Оренбург СШ. № 69 Куркина Е.В. – учитель информатики г.Бугуруслан Михайловская СШ. Абдразакова Л.Ю. – ичитель информатики г.Оренбург СШ. № 57 Фанагей Т.Г. – директор ИПЦ п. Акбулак Неделько О.В. – учитель информатики с.Лабазы Курманаевский рн. Гилязева Э.А. – учитель информатики г.Абдулино СШ. № 5 Третьякова Л.И. – директор ИПЦ п.Переволоцкий Оренбург, 2004 год Предисловие Результаты стажировки «Ресурсный центр как основа информационной образовательной сети региона», Составитель: Мустафина Г.Р., методист ИПЦ Дата: 09.02.04 Разработана и апробирована программа стажировки по проблеме «Ресурсный центр как основа информационной образовательной сети региона» для директоров, методистов информационно-прокатных центров и учителей информатики опорных школ, включающая разделы: Учитывая актуальность проблемы создания единой информационной образовательной среды в районах области и развития умения проектировать, данная стажировка оказалась своевременной. Базой для проведения стажировки помимо ресурсов ООИПКРО являлись Информационно-прокатный центр Северного округа г. Оренбурга (директор Маклакова Н.М.) и Информационно-методический центр г. Оренбурга (руководитель Смирнова С.В.). Следует отметить, высокое качество материалов подготовленных для изучения условий (нормативно-правовая база, техническая база, информационные ресурсы, кадровый состав) для создания модели ресурсного центра на базе территориального информационно-прокатного центра. Для изучения структуры и логики проекта были использованы информационные материалы из Банка педагогической информации (раздел «Проекты») и материалы, подготовленные кафедрой экономики и управления образованием. Положительным результатом работы курсов считаем созданный Проект регионального ресурсного центра, в котором отражены единые цели и задачи потребителей информационных услуг (работников образовательных учреждений, которых на стажировке представляли учителя информатики) и работников информационно-прокатных центров, которые эти услуги должны предоставлять. Предлагаем вам рассмотреть данный проект и обсудить его плюсы и минусы в форуме на сайте ООИПКРО http://ooipkro.ru Аннотация проекта Краткая аннотация проекта: Каковы цели и задачи проекта? Цель проекта: создание ресурсных центров в Оренбургской области для эффективного использования образовательными учреждениями учебно-методических и информационных материалов. Задачи проекта: развитие информационно-образовательной среды в субъекте федерации; поддержка и дальнейшее развитие инфраструктуры доступа к отраслевым информационным ресурсам образовательных учреждений и населения; оказание методической поддержки учебным заведениям региона и преподавателям, активно использующим информационные технологии организации учебного процесса и развивающим дистанционное и открытое обучение; оказание консультативных услуг населению по практическому использованию новых технологий обучения и использованию аппаратных и программных средств. Каков результат проекта? - Формирование, развитие и поддержка инфраструктуры и ресурсного обеспечения функционирования Единой образовательной информационной среды. Каким образом проект будет реализован? – Проект реализуется в процессе выполнения четырёх этапов Сумма средств, необходимая для его реализации – 751тыс.рублей единовременно и 600тыс рублей ежегодно. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА. Основными направлениями деятельности региональных центров субъектов федерации (РРЦ) являются:
Основные цели деятельности РИЦ - совершенствование системы учебного книгообеспечения и мониторинга качества образования в регионе, развитие региональной информационной системы управления образованием, обеспечение потребностей образовательных учреждений в информации о новых учебных материалах. При решении этих задач РИЦ обеспечивает:
2. АКТУАЛЬНОСТЬ В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны. При этом важное значение для подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров имеет информационное обеспечение образовательного процесса и управления отраслью. Необходимым условием повышения эффективности научной и образовательной деятельности в учебных заведениях и организациях сферы образования является формирование и развитие в Российской Федерации Единой образовательной информационной среды (ЕОИС). В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" планируется обеспечить включение учебных заведений в глобальную сеть Интернет, активно использовать информационные образовательные технологии и дистанционное обучение. Одним из инструментов развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей переход сферы образования на современные информационные технологии, является создание сети ресурсных центров. Актуальность выработки стратегии развития ресурсных центров обусловлена также потребностью дальнейшего совершенствования информационного обеспечения системы образования и государственного регулирования ЕОИС с учетом реальных ресурсов, выделяемых для информатизации отрасли. Проект подготовлен на основании федеральных законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об информации, информатизации и защите информации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
Ожидаемые результаты На локальном уровне: В результате реализации проекта у учителей и учащихся появится возможность обращаться к актуальной информации в удобное время, в свободной форме. Учителя смогут получать адресную помощь от методистов центра, а также от профессиональных кадров региональных ресурсных центров. Будет обеспечено повышение квалификации руководителей и учителей-предметников. Дети и подростки, участвующие в деятельности центра, будут направлять свою энергию в социально-позитивном направлении. Ресурсный центр даст им возможность социального и научного творчества, реализации исследовательских проектов, организует их досуг и общение, что позволяет говорить о центре как средстве профилактики девиантного поведения. На территориальном и региональном уровне: Учителя смогут сравнивать собственный опыт с опытом коллег, оценивать его и предлагать на рынке образовательных услуг. Учащиеся и педагоги имеют возможность своевременно получать информацию о проводимых в регионе конкурсах, олимпиадах и участвовать в них. На базе ресурсного центра будут проводиться аналитико-диагностические мероприятия: тестирование, анкетирование, обработка статистических данных и результатов ЕГЭ. Также доступ к информационным ресурсам различных видов могут получить и другие слои населения, не имеющие отношения к образованию и проживающие в данном регионе. На российском уровне: Формирование, развитие и поддержка инфраструктуры и ресурсного обеспечения функционирования Единой образовательной информационной среды. Оказание консультационных услуг по внедрению новейших информационных технологий в учебный процесс и управление образованием. Участие в создании всероссийского банка электронных учебных материалов.
3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА. 2004 год: Начальный этап. Подготовка проекта ресурсного центра
2004 год: Создание основ функционирования ресурсного центра
2005 год: Создание системы информационного обеспечения ресурсного центра:
2006 год: Формирование ресурсного центра и представления полученных результатов:
Создание информационной среды РЦ Информационная среда регионального РЦ рассматривается как распределенная система электронных хранилищ информации и систем обработки данных, где в функции РЦ входит:
Отдельно рассматривается вопрос региональной библиотечно-информационной поддержки образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности. На настоящем этапе развития информационной среды, именно это направление деятельности РЦ может послужить основой интеграции информационных ресурсов, полигоном для отработки технологий формирования информационных ресурсов. Формирование образовательной среды РЦ Главные задачи РЦ в формировании образовательной среды района - мониторинг образовательной среды, анализ наличия и разработка учебно-методических материалов по вопросам использования электронных учебных ресурсов, разработка методических материалов, организация и проведение занятий и семинаров по применению программных средств и электронных информационных ресурсов учебного назначения, внедрение технологий дистанционного обучения. Важным аспектом деятельности РЦ является проведение мероприятий, таких как конференции, семинары, мастер-классы, видеоконференции, семинары и выставки по тематике направлений деятельности РЦ, создание и технологическое сопровождение специализированных форумов, списков рассылки, тематических сайтов. Безусловно, РЦ должен взять на себя оказание методической, консультативной и технической поддержки образовательных учреждений района по внедрению новейших достижений в области информационных технологий в учебном процессе, оказание помощи в проведении сетевого тестирования и контроля знаний учащихся. Создание технико-эксплуатационной среды РЦ Главной задачей в создании технико-эксплуатационной среды ресурсного центра является - оказание помощи в организации взаимодействия с компаниями, обеспечивающими гарантийное обслуживание, послегарантийное техническое обслуживание вычислительных средств, сетевого оборудования, оргтехники, аппаратно-программных комплексов, модернизацию и адаптацию аппаратно-программных комплексов для использования в учебном процессе. Создание опытной базы, с демонстрационными залами, в которых должны быть представлены основные конфигурации средств вычислительной техники, а также сетевые средства, поставляемые в образовательные учреждения района. Использование лицензионного программного обеспечения: системного (операционные системы, офисные пакеты, СУБД, средства подготовки презентационных материалов и др.), прикладного (электронные обучающие средства по предметам, энциклопедии, справочники, виртуальные лаборатории и др.). Юридический статус центра Подразделение отдела образования с правами юридического лица. Структура ресурсного центра В составе ресурсного центра планируется три отдела:
Для оперативного руководства деятельностью ресурсного центра назначается директор. Основные функции отделов: Отдел информационно-методического обеспечения: Отдел информационных технологий: Отдел технических средств обучения:
Документы. Документы разрешающего действия:
Документы регулирующего действия:
Финансы и экономическое обоснование Для выполнения поставленных перед ресурсным центром задач, центр должен обладать следующей материально-технической базой:
Объём финансирования которое предполагается получить: единовременно ~ 751 тыс. руб.; ежегодно ~ 600 тыс. руб. Инвесторы: областная и районная администрации отделов образования; спонсорская помощь, прибыль от оказания платных услуг. Приложение: Смета расходов.
Кадровое обеспечение отделов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
Банк_педагогической_информации |