Проект регионального ресурсного центра

Авторский коллектив:

Бунин С.В. – учитель математики и ВТ Переволоцкой СШ. № 2

Некрасова Т.А. – учитель информатики г.Оренбург СШ. № 69

Куркина Е.В. – учитель информатики г.Бугуруслан Михайловская СШ.

Абдразакова Л.Ю. – ичитель информатики г.Оренбург СШ. № 57

Фанагей Т.Г. – директор ИПЦ п. Акбулак

Неделько О.В. – учитель информатики с.Лабазы Курманаевский рн.

Гилязева Э.А. – учитель информатики г.Абдулино СШ. № 5

Третьякова Л.И. – директор ИПЦ п.Переволоцкий

Оренбург, 2004 год


Предисловие

Результаты стажировки «Ресурсный центр как основа информационной образовательной сети региона»,
прошедшей в ООИПКРО с 26.01.04 г. по 07.02.04 г.

Составитель: Мустафина Г.Р., методист ИПЦ Дата: 09.02.04

Разработана и апробирована программа стажировки по проблеме «Ресурсный центр как основа информационной образовательной сети региона» для директоров, методистов информационно-прокатных центров и учителей информатики опорных школ, включающая разделы:
- роль ресурсного центра в развитии единой образовательной информационной среды;
- теоретические основы проектирования модели образовательной системы
- изучение информационных материалов и условий для создания модели ресурсного центра
- основные понятия и подходы к формированию внутрифирменной информационной системы ресурсного центра.

Учитывая актуальность проблемы создания единой информационной образовательной среды в районах области и развития умения проектировать, данная стажировка оказалась своевременной.

Базой для проведения стажировки помимо ресурсов ООИПКРО являлись Информационно-прокатный центр Северного округа г. Оренбурга (директор Маклакова Н.М.) и Информационно-методический центр г. Оренбурга (руководитель Смирнова С.В.).

Следует отметить, высокое качество материалов подготовленных для изучения условий (нормативно-правовая база, техническая база, информационные ресурсы, кадровый состав) для создания модели ресурсного центра на базе территориального информационно-прокатного центра.

Для изучения структуры и логики проекта были использованы информационные материалы из Банка педагогической информации (раздел «Проекты») и материалы, подготовленные кафедрой экономики и управления образованием.

Положительным результатом работы курсов считаем созданный Проект регионального ресурсного центра, в котором отражены единые цели и задачи потребителей информационных услуг (работников образовательных учреждений, которых на стажировке представляли учителя информатики) и работников информационно-прокатных центров, которые эти услуги должны предоставлять.

Предлагаем вам рассмотреть данный проект и обсудить его плюсы и минусы в форуме на сайте ООИПКРО http://ooipkro.ru


Аннотация проекта

Краткая аннотация проекта:
Кто будет исполнять проект? - Районный отдел образования
Почему и кому нужен проект? – Проект нужен работникам системы образования для повышения и управления качеством образовательного процесса, для предоставления услуг в организации учебной и внеучебной деятельности.

Каковы цели и задачи проекта?

Цель проекта: создание ресурсных центров в Оренбургской области для эффективного использования образовательными учреждениями учебно-методических и информационных материалов.

Задачи проекта: развитие информационно-образовательной среды в субъекте федерации; поддержка и дальнейшее развитие инфраструктуры доступа к отраслевым информационным ресурсам образовательных учреждений и населения; оказание методической поддержки учебным заведениям региона и преподавателям, активно использующим информационные технологии организации учебного процесса и развивающим дистанционное и открытое обучение; оказание консультативных услуг населению по практическому использованию новых технологий обучения и использованию аппаратных и программных средств.

Каков результат проекта? - Формирование, развитие и поддержка инфраструктуры и ресурсного обеспечения функционирования Единой образовательной информационной среды.

Каким образом проект будет реализован? – Проект реализуется в процессе выполнения четырёх этапов

Сумма средств, необходимая для его реализации – 751тыс.рублей единовременно и 600тыс рублей ежегодно.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

Основными направлениями деятельности региональных центров субъектов федерации (РРЦ) являются:


- развитие образовательной информационной среды в субъекте федерации;
- координация и мониторинг реализации мероприятий федеральных и региональных программ информатизации региона;
- поддержка и дальнейшее развитие инфраструктуры доступа к отраслевым информационным ресурсам образовательных учреждений и населения;
- оказание методической поддержки учебным заведениям региона и преподавателям, активно использующим информационные технологии организации учебного процесса и развивающим дистанционное и открытое обучение;
- оказание консультативных услуг населению по практическому использованию новых технологий обучения и использованию аппаратных и программных средств;
- подготовка специалистов в области образовательных и информационных технологий, способных самостоятельно проводить обучение и оказывать консультационные услуги;
- консультирование учителей школ, учащихся и их родителей по правовым вопросам применения новых технологий обучения и работы с ресурсами;
- организация и поддержка дискуссий, видеоконференции, олимпиад, форумов и др.;
- оказание провайдерских услуг по передаче образовательного контента;
- сопровождение программно-аппаратных средств ЕОИС региона;
- организация сервисных и консультационных услуг;
- оказание технической поддержки при установке новых программных средств обучения и подготовки учебного процесса через Интернет.

Основные цели деятельности РИЦ - совершенствование системы учебного книгообеспечения и мониторинга качества образования в регионе, развитие региональной информационной системы управления образованием, обеспечение потребностей образовательных учреждений в информации о новых учебных материалах.

При решении этих задач РИЦ обеспечивает:


- техническое сопровождение веб-сервера и работу класса открытого доступа к информационным ресурсам центра,
- установку программных и аппаратных средств в районных отделах управления образованием;
- ведение региональной базы данных учебной литературы;
- сбор и анализ информации о состоянии системы образования в регионе;
- сопровождение сайтов районных отделов управления образованием;
выпуск информационных и методических материалов по вопросам учебного книгоиздания.

 

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

В современных условиях образование является одной из самых важных сфер человеческой деятельности. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах во многом определяет перспективы и эффективность экономического и культурного развития страны. При этом важное значение для подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров имеет информационное обеспечение образовательного процесса и управления отраслью.

Необходимым условием повышения эффективности научной и образовательной деятельности в учебных заведениях и организациях сферы образования является формирование и развитие в Российской Федерации Единой образовательной информационной среды (ЕОИС).

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" планируется обеспечить включение учебных заведений в глобальную сеть Интернет, активно использовать информационные образовательные технологии и дистанционное обучение.

Одним из инструментов развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей переход сферы образования на современные информационные технологии, является создание сети ресурсных центров.

Актуальность выработки стратегии развития ресурсных центров обусловлена также потребностью дальнейшего совершенствования информационного обеспечения системы образования и государственного регулирования ЕОИС с учетом реальных ресурсов, выделяемых для информатизации отрасли.

Проект подготовлен на основании федеральных законов «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об информации, информатизации и защите информации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

 

Ожидаемые результаты

На локальном уровне:

В результате реализации проекта у учителей и учащихся появится возможность обращаться к актуальной информации в удобное время, в свободной форме.

Учителя смогут получать адресную помощь от методистов центра, а также от профессиональных кадров региональных ресурсных центров.

Будет обеспечено повышение квалификации руководителей и учителей-предметников.

Дети и подростки, участвующие в деятельности центра, будут направлять свою энергию в социально-позитивном направлении. Ресурсный центр даст им возможность социального и научного творчества, реализации исследовательских проектов, организует их досуг и общение, что позволяет говорить о центре как средстве профилактики девиантного поведения.

На территориальном и региональном уровне:

Учителя смогут сравнивать собственный опыт с опытом коллег, оценивать его и предлагать на рынке образовательных услуг.

Учащиеся и педагоги имеют возможность своевременно получать информацию о проводимых в регионе конкурсах, олимпиадах и участвовать в них.

На базе ресурсного центра будут проводиться аналитико-диагностические мероприятия: тестирование, анкетирование, обработка статистических данных и результатов ЕГЭ.

Также доступ к информационным ресурсам различных видов могут получить и другие слои населения, не имеющие отношения к образованию и проживающие в данном регионе.

На российском уровне:

Формирование, развитие и поддержка инфраструктуры и ресурсного обеспечения функционирования Единой образовательной информационной среды.

Оказание консультационных услуг по внедрению новейших информационных технологий в учебный процесс и управление образованием.

Участие в создании всероссийского банка электронных учебных материалов.

 

3. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА.

2004 год: Начальный этап. Подготовка проекта ресурсного центра


· Выявление потребности в ресурсном центре района;
· Изучение целей, мотивации, потребностей образования и их требования;
· Установление деловых контактов;
· Разработка сводного плана проекта;
· Утверждение сводного плана проекта и получение одобрения на продолжение работ.

2004 год: Создание основ функционирования ресурсного центра

· Поиск помещения для РЦ - это может быть отдельное помещение, или же РЦ может быть организован на базе опорной школы или ИПЦ;
· Оформление документации, регламентирующей деятельность центра;
· Определение нормативно-правовых отношений;
· Набор квалифицированного персонала, осуществляющего работу центра на начальном этапе;
· информационной и методической базы, сбор материалов, представленных в различной форме.

2005 год: Создание системы информационного обеспечения ресурсного центра:


· Создание информационной и методической базы, сбор материалов, представленных в различной форме;
· Разработка методологии формирования, доставки и сопровождения информационного обеспечения ресурсного центра;
· Создание системы информационного обмена и взаимодействия ресурсного центра и федеральных образовательных порталов;
· Создание системы стандартизации и сертификации информационно-коммуникационных технологий в образовании;
· Внедрение унифицированной технологии автоматизации сбора и каталогизации информации;
· Создание отраслевой сети автоматизированных рабочих мест сбора и передачи данных;
· Разработка и реализация программ кадрового обеспечения ресурсного центра на данном этапе.

2006 год: Формирование ресурсного центра и представления полученных результатов:

· Проведение мониторинга проекта и получения результатов реализации программ и проектов по информационному обеспечению учреждений образования;
· Содержательное наполнение информационных каналов спутникового сегмента единой образовательной информационной сети;
· Разработка методологии удаленного администрирования и сопровождения типовых серверных комплексов;
· Методическая поддержка и консультирование администраторов и преподавательского состава учреждений образования;
· Предоставление образовательных услуг с помощью дистанционных технологий на базе сети ресурсного центра;
· Техническое и информационное обслуживание учреждений образования;
· Освоение сетевых технологий нового поколения.

 

Создание информационной среды РЦ

Информационная среда регионального РЦ рассматривается как распределенная система электронных хранилищ информации и систем обработки данных, где в функции РЦ входит:


- обеспечение учета, регистрации и мониторинга региональных информационных образовательных ресурсов;
- изучение, создание и внедрение программных средств и технологий, используемых для создания электронных образовательных ресурсов и организации доступа к ним;
- проведение предпроектного обследования, выполнение постановки задач, разработка электронных образовательных ресурсов и программно-методических комплексов на различных носителях, включая CD-ROM, видео-DVD;
- организация экспертизы электронных образовательных ресурсов, создание базы данных экспертов в области информационных технологий, организация сертификации программных продуктов, взаимодействие с центрами сертификации и центрами регистрации информационных ресурсов и продуктов информационных технологий;
- использование центра высокопроизводительных вычислений и обработки распределенных данных в интересах образования;
- отработка технологий формирования распределенного депозитария учебно-методических ресурсов на основе централизованного обеспечения ресурсами и самостоятельной разработки.

Отдельно рассматривается вопрос региональной библиотечно-информационной поддержки образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности. На настоящем этапе развития информационной среды, именно это направление деятельности РЦ может послужить основой интеграции информационных ресурсов, полигоном для отработки технологий формирования информационных ресурсов.

Формирование образовательной среды РЦ

Главные задачи РЦ в формировании образовательной среды района - мониторинг образовательной среды, анализ наличия и разработка учебно-методических материалов по вопросам использования электронных учебных ресурсов, разработка методических материалов, организация и проведение занятий и семинаров по применению программных средств и электронных информационных ресурсов учебного назначения, внедрение технологий дистанционного обучения. Важным аспектом деятельности РЦ является проведение мероприятий, таких как конференции, семинары, мастер-классы, видеоконференции, семинары и выставки по тематике направлений деятельности РЦ, создание и технологическое сопровождение специализированных форумов, списков рассылки, тематических сайтов.

Безусловно, РЦ должен взять на себя оказание методической, консультативной и технической поддержки образовательных учреждений района по внедрению новейших достижений в области информационных технологий в учебном процессе, оказание помощи в проведении сетевого тестирования и контроля знаний учащихся.

Создание технико-эксплуатационной среды РЦ

Главной задачей в создании технико-эксплуатационной среды ресурсного центра является - оказание помощи в организации взаимодействия с компаниями, обеспечивающими гарантийное обслуживание, послегарантийное техническое обслуживание вычислительных средств, сетевого оборудования, оргтехники, аппаратно-программных комплексов, модернизацию и адаптацию аппаратно-программных комплексов для использования в учебном процессе. Создание опытной базы, с демонстрационными залами, в которых должны быть представлены основные конфигурации средств вычислительной техники, а также сетевые средства, поставляемые в образовательные учреждения района. Использование лицензионного программного обеспечения: системного (операционные системы, офисные пакеты, СУБД, средства подготовки презентационных материалов и др.), прикладного (электронные обучающие средства по предметам, энциклопедии, справочники, виртуальные лаборатории и др.).

Юридический статус центра

Подразделение отдела образования с правами юридического лица.

Структура ресурсного центра

В составе ресурсного центра планируется три отдела:


- Отдел информационно-методического обеспечения;
- Отдел информационных технологий;
- Отдел технических средств обучения.

Для оперативного руководства деятельностью ресурсного центра назначается директор.

Основные функции отделов:

Отдел информационно-методического обеспечения:
1. Сбор, систематизация и хранение фонда учебных, методических и информационных материалов (медиафонда);
2. Ведение каталогов фонда;
3. Мониторинг состояния и тенденций рынка учебных материалов, разработка и представление предложений по пополнению медиафонда;
4. Абонентское обслуживание образовательных учреждений района.

Отдел информационных технологий:
1. Обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет;
2. Организация помощи в проведении занятий по использованию компьютерных классов в учебно-воспитательном процессе на различных этапах школьного обучения и во внешкольных учреждениях;
3. Накопление банка программного обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса;
4. Изучение и создание компьютерной базы района и банка данных о техническом, программном и кадровом состоянии района.

Отдел технических средств обучения:
1. Изучение спроса на формирование видеоматериалов и исполнение заказов по графику;
2. Поддержание в рабочем состоянии материально-технической базы ресурсного центра и используемого программного обеспечения;
3. Проведение консультаций пользователей ресурсного центра о наличии и правилах применения технических средств обучения;
4. Ремонт ТСО силами специалистов технического отдела ресурсного центра, либо предоставление информации об организациях, выполняющих необходимое обслуживание;
5. Подготовка (на основании освидетельствования) технических заключений при списании ТСО и компьютерной техники.

Наименование отдела

Кадры

Кол-во
1

Информационно-методического обеспечения

Методист фонда

1
Методист по абонентскому обслуживанию

2
Лаборант

1
2

Информационных технологий

Методист по информационным технологиям

2
Системный администратор

1
Лаборант

1
3

Технических средств обучения

Инженер по техническому обеспечению

1
Инженер по программному обеспечению

1
Инженер видеомонтажа

1
Видеооператор

1
Техник по обслуживанию ТСО

1
Техник по обслуживанию ПО

1
Водитель

1
Лаборант

1

Итого

16

Документы.

Документы разрешающего действия:

1. Лицензия на право ведения образовательной деятельности.

2. Свидетельство о государственной регистрации.

Документы регулирующего действия:

1. Договор на право оперативного управления помещением и имуществом;

2. Учредительный договор;

3. Трудовой договор РОО с руководителем РЦ;

4. Коллективный договор;

5. Должностные инструкции;

6. Договор об обслуживании РЦ централизованной бухгалтерией;

7. Смета расходов;

8. План работы РЦ на год.

 

Финансы и экономическое обоснование

Для выполнения поставленных перед ресурсным центром задач, центр должен обладать следующей материально-технической базой:


- помещение для хранения фондов центра оснащенное системой кондиционирования воздуха и стеллажами;
- помещение для абонентского обслуживания;
- помещение для компьютерного класса;
- ЛВС с выходом в Интернет ( в количестве 12 компьютеров + сетевое оборудование);
- Высокоскоростной сканер;
- учебные, методические и информационные материалы на различных носителях (постоянное комплектование);
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- телевизор с подключением к системам приема кабельного и эфирного ( в т.ч. спутникового) телевидения;
- видеомагнитофон;
- компьютерные столы (12 столов), письменные столы (6 столов);
- стулья (30 шт.)
- стеллажи;
- шкафы4
- программная оболочка для ведения абонемента на электронном носителе;
- микроавтобус;
- цифровая видеокамера (в комплекте с необходимыми аксессуарами);
- компьютерная система видеомонтажа (с возможностью подключения к ЛВС и записи CD или DVD);
- программное обеспечение для видеомонтажа;
- чистые носители аудиовизуальной информации (постоянное комплектование);
- затраты на заработанную плату;
- обслуживание техники (ежегодно);
- ремонт помещений (ежегодно).

Объём финансирования которое предполагается получить: единовременно ~ 751 тыс. руб.; ежегодно ~ 600 тыс. руб.

Инвесторы: областная и районная администрации отделов образования; спонсорская помощь, прибыль от оказания платных услуг.

Приложение: Смета расходов.

 

Кадровое обеспечение отделов

п/п

Мероприятие

Примерные затраты

единовременные

ежегодные

1

Помещение для хранения фондов центра, оснащенное системой  кондиционирования воздуха

 

 

2

Помещение для видеолекториев и представлений презентаций

 

 

3

Помещение для компьютерного класса

 

 

4

Компьютерный класс с сетевым оборудованием, позволяющим выходить в интернет

 

 

компьютеры 12шт.

240 000,00р.

60 000,00р.

кондиционеры 1 шт.

10 000,00р.

 

мультимедийный проектор 1шт.

68 000,00р.

 

проекционный экран 1шт

1 000,00р.

 

высокоскоростной сканер 1шт.

10 000,00р.

 

сетевая технология SHDSL или VDSL+УСЛУГИ по установке

61 195,00р.

15 300,00р.

5

Мебель:

 

 

компьютерные столы(12 шт)

21 600,00р.

 

письменные столы(6шт)

6 000,00р.

 

стулья

15 000,00р.

 

стеллажи

30 000,00р.

 

 

шкафы

15 000,00р.

 

6

Видео оборудование

 

 

Цифровая видеокамера - 1

25 000,00р.

 

Видеомагнитофон - 2

10 000,00р.

 

Телевизор

8 000,00р.

 

7

Микроавтобус

200 000,00р.

50 000,00р.

8

Прочие расходы

 

 

учебные, методические и информационные материалы

по заявкам

компьютерная система видеомонтажа

30 000,00р.

 

чистые накопители информации

 

60 000,00р.

канцелярские товары

 

60 000,00р.

9

Штат сотрудников

 

400 000,00р.

 

Объём финансирование, которое предполагается  получить:

750 795,00р.

645 300,00р.

 

Оренбургский ИПК РО

Банк_педагогической_информации