Тема 5. Условия эффективности обучения иностранному языку.

Мотивация учащихся. Положительное взаимодействие учителя и учащихся. Благоприятная атмосфера на уроке. Разработка заданий, направленных на активное применение полученных знаний.

Качество обучение  пропорционально его  эффективности

Вот как характеризует эффективное обучение иностранному языку Блюм:

Обучение ведется по заранее составленному плану и программе.

В процессе обучения всегда предусматривается ожидаемый результат.

Учащиеся тщательно сориентированы на процесс обучения;

Инструкции учителя ясны и понятны;

Процесс обучения тщательно контролируется и измеряется.

Учебное время на уроке используется рационально.

Между учителем  и учащимися осуществляется положительное взаимодействие.

Максимально возможные результаты учения получаются тогда, когда любые усилия учителя совпадают с собственными желаниями обучаемых.

Образование высокого качества возникает только тогда, когда обучаемый максимально вовлечен в процесс учебы, т.е. при наличии мотивации

Однако у большинства учащихся наблюдается отсутствие мотивации.

   Доминирующим мотивом любой учебной деятельности является мотив позитивного интереса.

Какая мотивация лежит  в основе изучения иностранного языка?

Исследования позволили выявить два типа мотивации, оказывающих влияние на изучение иностранных языков.

1. Интегративная мотивация - в основе ее культурное убеждение, представление о стране изучаемого языка, ее культуре, а также культуре народа,  говорящего на этом языке, желание изучить эту культуру.

Все это создает положительные мотивы по отношению к изучаемому языку.

Прикладная мотивация- она во многом зависит от отношения общества к той языковой группе, в которую входит изучаемый язык.

Сюда же относятся и такие прикладные факторы как боязнь потерпеть фиаско в классе при ответе, желание хорошо проявить себя в будущей работе и

Прикладная мотивация характерна тем, что она не обладает возможностью долгосрочной поддержки усилий, затрачиваемых на изучение иностранного языка, то есть она краткосрочна.

Если же взглянуть на мотивацию с т. з. индивидуальных, личных потребностей в изучении, то по мнению американского психолога А. Маслоу следует, что каждый индивид имеет определенную иерархию личных потребностей, которую можно представить как пирамиду, в основании которой лежат физические потребности человека (в еде, в воде, в кровле); затем идет пласт потребностей в социальном одобрении, утверждении в жизни, принятии в обществе;  следующий пласт - потребности в самоутверждении и только на самом верху пирамиды- потребности в самореализации.

Рассмотрев   более внимательно схему Маслоу можно прийти к выводу, что на самом раннем этапе обучения иностранному языку учащиеся в большей степени нуждаются  в одобрении, именно это следует учитывать, моделируя процесс обучения. А это означает, что на начальном этапе обучение должно быть посильным, все должно получатся.

Что касается самоутверждения и самореализации, то эти потребности следует удовлетворять на более поздних этапах обучения.

Другой американский психолог Мак- Грегор,  исследуя проблему достижения цели людьми, по- разному организованными    установил что:

Определенное число имеет  врожденную неприязнь к работе и стремление ее избежать;

Для того, чтобы заставить людей принимать участие в достижении организационных целей их необходимо принуждать, или угрожать и подвергать наказаниям.

Определенное число людей предпочитают, чтобы ими управляли, они избегают ответственности, имеют низкие амбиции и больше всего на свете жаждут безопасности

Таким образом , если группа обучаемых имеет высокую мотивацию к изучению иностранного языка, то учащиеся этой группы будут стремиться к:

синхронизации и полной согласованности с учителем;

кооперации при выполнении трудных заданий;

повышении чувства личностного достижения в усвоении иностранного языка.

А вот как выглядит группа с низкой мотивацией:

-учащиеся демонстрируют свое негативное отношение к изучаемому языку;

-учащиеся очень вяло участвуют в работе, избегая ее.

Для того, чтобы определить как используется учитывается мотивация учителем иностранного языка на уроке предлагается следующий вид наблюдений:

Посетите класс, учащихся которого Вы хорошо знаете.

Выберите двух учеников , мотивация которых Вам известна

При наблюдении за деятельностью учащихся рекомендуется использовать следующую таблицу:

Имя ученика

Мотивация (высокая, низкая)

Деятельность учащихся на уроке

комментарии

Рассмотрев полученные данные можно определить насколько учащиеся синхронизированы с учителем и кооперируют с ним:

-отвечают на вопросы учителя;

-вовлечены в выполнение заданий;

-задают вопросы уточняющего характера;

-толерантны с другими учениками;

-каким образом деятельность учителя на уроке способствует  созданию мотивации(за счет создания  атмосферы успеха, использования интересных заданий, но посильных заданий, продуманной системы контроля(особенно для учащихся с низкой мотивацией... )

Эффективное управление учебно-познавательной деятельности учащихся предполагает создание здоровой и творческой обстановки в коллективе, способствующей высокой производительности учебного труда.

Учебная деятельность требует от учащихся большего напряжения, сил и энергии, поэтому в ней особенно важны теплота взаимоотношений, доброжелательность, тактичность и стиль взаимодействия.

Дополнительный материал по этой проблеме в банке информационного центра диагностики:

ИПМ Грязновой В.С. «Формирование мотивации учащихся сельской школы на основе позитивного интереса»

Установление правильного взаимодействия на уроке иностранного языка играет наиважнейшую роль  в результативном обучении.

Процесс изучение иностранного языка является сугубо личным достижением каждого. Фактически его можно рассматривать как использование возможности разума для осмысления окружающей действительности, но этот сугубо личный процесс происходит на публике в условиях классной комнаты, где личность с ее индивидуальностью является частью группы или класса, а виды деятельности способствуют процессу обучения. Если предположить, что внутренний индивидуальный процесс усвоения языкового материала происходит вследствие внешнего взаимодействия между двумя участниками , учителем- с одной стороны, и обучаемым - с другой, то окажется, что взаимодействие, происходящее в классе является наиболее значимым условием для изучения языка.

Наблюдения показывают, что ведущую роль в  классном взаимодействии занимает учитель, при этом цели обучения, намерения и усилия педагога просматриваются в результативности обучения( в качестве образования).

Самым наилучшим вариантом решения проблемы взаимодействия является использование инициативы учащихся в ходе обучения, но она может быть эффективно использована только в определенном положении, снабженном направлением и целями. Вот почему очень важно определить какой тип взаимодействий и взаимоотношений учителя и учащихся будет в наибольшей степени способствовать инициативе учащихся и вести к наиболее эффективному, а значит и качественному обучению.

Следует помнить, что действие и реакция на него - это еще не взаимодействие. Но именно это чаще всего происходит на уроках иностранного языка.

Учитель в точном соответствии со своим планом воздействует на учащихся. Он организует их на  повторение новой лексики, выполнение упражнений различного характера и т.д. Учащиеся(класс) реагируют на действия учителя по-разному. Одни слова и предложения  они повторяют  легко и охотно, другие - вызывают у них затруднения. На одни вопросы учителя они дают абсолютно верные ответы, при ответе на другие допускают  ошибки. Они, следуя инструкциям учителя, успешно справляются с одними заданиями, но терпят неудачу  при выполнении других. Учитель не всегда может отреагировать на все возникающие затруднения. Так например,  не всегда исследуется причина молчания учащихся, на поставленные вопросы.

 Возникает она вследствие непонимания или смущения?

Учитель не всегда замечает смущение учащихся когда организует их на работу в парах. К сожалению для некоторых учителе по-прежнему наиболее важным является проведение урока в точном соответствии с составленным планом, независимо от реакции класса( и порою в полной изоляции от учащихся).

В этом случае можно с уверенностью констатировать отсутствие взаимодействия.

Взаимодействие означает взаимное воздействие друг на друга. Учитель воздействует на класс, но  последующая за этим реакция класса изменяет его следующее(запланированное) действие. Таким образом, реакция класса является своеобразным действием, вызывающим реакцию учителя, которая оказывает влияние на его последующие действия.

Как это осуществляется на практике?

Представим себе, что на уроке английского языка учитель собирается вводить

Present Perfect Tense ( Настоящее совершенное время) через демонстрацию и выражение to be going to do smth.( собираться что-либо сделать), но при повторении  языкового  материала , учитель выясняет, что учащиеся не осмысливают до конца данного выражения. Обнаружив  это учитель решает провести презентацию перфектного времени на основании

Present Continuos Tense ( Настоящего длительного времени):

I am opening the door                -   Look the door has opened

вместо запланированного:

I am going to open the door        - Look I has opened the door

 (и намечает основательно повторить выражение to be going to do smth.  на следующем уроке)

 Для того, чтобы взаимодействие осуществилось очень важно прогнозирование, готовность к самым различным непредвиденным ситуациям

Особенно важно взаимодействие в условиях коммуникативного обучения.

Дело в том, что  даже наличие плана урока , в котором запланированы различные виды коммуникативной деятельности, которые учитель собирается организовывать на уроке, не означает, что коммуникация состоится.

   Для того, что бы она состоялась план должен быть составлен в контексте взаимодействия, и учитель должен стать участником этого взаимодействия.

Если этого нет - то коммуникация не произойдет, а будет иметь место только действие и ответная реакция на него.

Для того, чтобы определить насколько эффективно обучение в классе(обучение коммуникации), необходимо проанализировать вербальное взаимодействие, осуществляемое в процессе обучения, а этому в наибольшей степени будет способствовать структура интерактивного анализа Брауна, разработанная специально для языкового класса.

       Прежде всего обратим внимание на следующие условные обозначения:

Речь учителя(может быть обозначена как РУ)

          -информация ( лекция) на иностранном языке,

           описания различного характера, инструкции,

           рассказ......

Вопросы учителя(ВУ)-

вопросы по содержанию, или  процедуре урока

    на которые учащиеся должны ответить

Отзыв учителя(ОУ)-

    -принятие атмосферы класса, передача

     или интерпретация ответов учащихся,

    шутки, использование легкой, не злобной критики...

Ответы учащихся (ОтУч)-

    -ответы на непосредственные вопросы учителя

    и реакция на его распоряжения

Самопроизвольные ответы учащихся(СУч)-

 -самопроизвольные, добровольные ответы и высказывания учащихся

Молчание (М)

Не поддается классификации(Х)-

    -работа на доске без вмешательства учителя или

    демонстрация, не подтвержденная словами

Далее составляется схема, в которой вертикально, в столбиках даются краткие обозначения вербальной деятельности и отмечаются какая деятельность

в течение каждых 3 минут.

Пример схемы:

РУ

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

ВУ

+

 

+

+

+

 

+

+

ОУ

 

 

 

 

 

+

 

 

ОтУч

 

 

 

 

 

 

 

 

Суч

 

 

 

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

 

 

 

 

 

 

 

 

       Такая схема помогает закодировать урок и определить эффективность любого этапа урока иностранного языка на предмет взаимодействия, кроме того, она поможет определить какую роль играет учитель на уроке.

На основании схемы можно построить график, который поможет определить  насколько эффективен урок, какое место в нем   занимают    учитель и учащиеся, кто  преобладает, имеются ли самопроизвольные ответы, которые характерны для    хорошего уровня обученности.

Время

 

 

 

 

 

 

 

........

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

 

 

3мин

Речь учителя

вопросв

 учителя

Ответы уч-ся

отзыв

учителя

самопр.оответ.

уч-ся

молчан.

Др.

Эффективности обучения, в наибольшей степени, способствует благоприятный психологический климат на уроке, когда учащиеся имеют желания и возможности выразить себя. Что влияет на создание благоприятной атмосферы?

Ответ на этот вопрос вы найдет в методических рекомендациях УМК иностранных языков ООИПКРО:

«Личностные достижения учащихся на уроке иностранного языка»/ составители Савинова Н.Б., Сыресенкова Л.И.- Оренбург Из-во ООИПКРО, 2000

Здесь вы найдете материал по анализу:

содержательной стороны речи учителя иностранного языка  на уроке;

наблюдений за деятельностью учителя иностранного языка по созданию благоприятной обстановки в классе;

активизации учащихся на уроке;

эффективности работы с разноуровневыми учащимися

Все вышеперечисленные факторы способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке иностранного языка.

     Качественное эффективное обучение иностранному языку в основном зависит от того, как учащиеся работают в классе Море (Moore, 1986) выделил 9 основных процессов, происходящих в сознании обучаемых при изучении иностранного языка, которые следует учитывать  в процессе обучения:

1 припоминание, вызов в памяти;

2 соединение;

3 прогнозирование;

4 организация;

5 представление;

6 отслеживание;

7 проверка, повторение;

8 оценка;

9 применение

    Эта схема описывает стратегии обучаемых   по  доведению до  желаемого  результата информационной системы, основанной на новом материале, изучаемом на уроке иностранного языка. Ученик,  посредством припоминания предыдущего( изученного) ,  использует его  как для  прогнозирования нового содержания  на уроке, так и для соединения  (связи) его с более знакомой информацией, сохраняет,  удерживает в памяти  новый материал, причем сохранению в памяти в наибольшей степени способствует организация, формирование его в доступные понятия, структуры, ассоциирующиеся с различными представлениями, отслеживание его, воспринимая на слух или зрительно, неоднократное повторение, в знакомой ситуации. В итоге новые  знания начинают применятся в различных ситуациях.

Владение учащимися всеми перечисленными процессами способствует качественному усвоению, однако  не все учащиеся применяют эти стратегии, очень часто в их модели отсутствует  соединение, представление, о отслеживание  и  , что самое важное применение.

Задача учителя  заключается   в создании условий при которых будут задействованы все перечисленные модели, ведущие к качественному усвоению материала на уроке а главное успешному  применению его . И здесь очень большую роль играют задания, выполняемые учащимися  в классе под руководством учителя.

Задание - деятельность или действие направленное на получение определенного результата.

Дойл (Doyle, 1979)  выделяет следующие аспекты, которые необходимо учитывать при составлении заданий:

а) продукт, результат который должен получится при выполнении задания;

б)операции или  действия, которые должны быть использованы обучаемым при производстве результата или продукта;

в) ресурсы, материал, доступный для обучаемого в ходе работы по получению определенных результатов( модель рассказа или схема ответа)

При этом Дойл обращает внимание на то, что  типичные записи, которые используются при описании заданий, выполняемых в классе  не информативны. Задания определяют природу, характер обучения, а также  условия его успеха( как отрабатывается информация, каким образом ведется обучения , а также каковы будут представленные результаты обучения).

Дойл выделяет 4 типа заданий, используемых в классе:

задания по  запоминанию, которые требуют от учащихся  репродукции, предварительно представленной( введенной) информации;

процедурные или шаблонные задания, в ходе выполнения которых от учащихся  требуется применение фиксированных( определенных) процедур для получения ответа;

задания на восприятие и понимание, в которых от обучаемых  требуется сделать выводы или заключения, выразить новую версию предварительно введенной информации или решить проблему;

задания на выражение взглядов или мнения, в которых от учащихся ожидаются определенные высказывания или предложения.

Для того, чтобы классные задания выполнялись эффективно, обучаемому необходимо( Tikunoff, 1985):

-понимать ожидаемые от выполнения в ходе задания результаты;

-продуктивно участвовать в выполнении классных заданий(выполнять задания аккуратно, соблюдая нормы, ориентирующие на качество выполнения);

-понимать инструктивную часть требований, предъявляемым к выполнению  заданий и предусматривающие следующие нормы:

-порядок( знать в каком порядке выполнены задания);

-учет оптимального количества времени, отводимого на выполнение задания;

-подбор наиболее приемлемой стратегии обучения при выполнении;

-определение источников, используемых при выполнении заданий.

Таким образом хорошее эффективное обучение иностранному языку должно основываться на заданиях, они в наибольшей степени  способствуют активности  обучаемы в  ходе которой приобретается компетенция.

Каждое задание, выполняемое  учащимся, для должно состоять из 3 элементов:

Задача- указывает на то, что обучаемый должен делать( на что  направлена деятельность учащегося)

Условия- определяют обстановку, обстоятельства, требования

Результат- продукт деятельности , лежащий в основе выполненного задания, по которому  определяется  степень проявленного  умения.

Примеры заданий:

Задание 1

Цель: Письменная передача информации .

Девочка Гизела прочитала в газете следующее объявление:

Wanted penfriends

French boy 15, wants penfriends from all over the world. Please write in English.Likes sports, films, pop music. Write to Jean Poton

Box 234

и написала письмо

                                                                  10 Trafalgar Roard

                                                                     Boxhill

                                                                     Birmingham

                                                                  10th March, 1998

Dear Jean,

                Hello! I'm  seventeen years old. I'm German and I 'm  a student. I  study  in Birmingham.

I like reading, writing letters  and going to the cinema, but I don't like cooking!

I speak English, German and a little French. I like sports very much, too.

I love  windsurfing in the summer. Can you windsurf? It's great fun!

                  Write soon.

             Gisela/Hanz/

P .S. I don't smoke. Do you?

Fill in the details about Gisela:

Full  name:

 

Addres:

 

Age:

 

Nationality:

 

Likes:

 

Disslikes:

 

Sports:

 

Languages:

 

Task: Write a similar letter   to Jean  and  tell him about yourself

Задание 2

Цель: Передача сообщения по теме " английский город"

Повторить( или выучить)  лексику по теме город:

Cathedral,  castle, art gallery, church, school, museum, station, concert hall, palace, busy port, beach, theatre...

.Составление вопросов с использованием новой лексики

Образец : Is there a railway station in  your town?

Тренировка в употреблении составленных вопросов.

Работа с иноформационными проблеами

Учашиеся ,  работая  в группе  получают  задания следующего образца:

Card 1

You come from York. York is a historic city in   north-east of  England. It has a university, a famous cathedral, a castle and some walls

Card 2

You come from Barton. Barton is a small village in south-west England. It has a church, a pub, a school -and one shop!

Card 3

You come  from Liverpool. Liverpool is a large port in the north-west of England. It has a university, two cathedrals, an  art gallery, a museum and five theatres.

Card 4

You come from Manchester. Manchester is an industrial town in the north of England. It  has a university, a concert hall, a theatre, a museum, an art gallery and three stations

Card 5

You come from the capital of Scotland: Edinburgh. Edinburg is   in south- east Scotland. It  has a castle, a palace and a busy port.

Card 6

You come from Southampton. This  is a large town on   the South coast. It has a university, a theatre, a concert hall, a new shopping centre, a museum, an art gallery and an important port.

Card 7

You come  from Glasgow. Glasgow is an industrial city in south-west Scotland. It  has  a university, a  lot of factories, and an important port.

Card 8

You come from Brighton. Brighton is a seaside town in the south- east of England. It has  a famous  palace, a theatre, a beach and a lot of narrow streets.

Учащийся или группа, изучив материал своей карточки обменивается информацией с другими( при помощи вопросов типа: Where are you from? Is there a palace in your town?

5 Учащиеся  составляют   сообщение  друг о друге на основании полученной информации. В основу сообщения положены следующие вопросы:

Where is  she/he from?

Where is it?

What is there in .......?

Ответы на вопросы  при взаимодействии учащихся поможет собрать следующая таблица:

Names of the boys and girls

name of the place

where is  it

what is there

 

 

 

 

Задание 3

Ролевая игра: Заседание школьного комитета.

Цель: Обсуждение  и принятие программы  школы

The situation:

You are on  a committee  which is to decide on  the subjects teenagers  should  be  taught  in  a secondary  school.

All  children in the whole  country get  the same  schooling. They spend seven years in a primary  school(age  6-13) and  then  go  to a secondary  school,  where  they  stay for  the next four  years, until  they  are  seventeen. They  have  the  choice  of either going  to work or to a  university. Even  though  this  system  is far  from  ideal, nothing can be done about it  at the moment. The  committee can  only  try to improved  it  by  working  out a sensible  balance  of  subjects  the pupils  will  take. You have carte  blanche, as  long as  the pupils  spend  thirty  hours a week at school  and no more than 20 per cent of the subjects are available as options. Not all  subjects  have  to be academic. You  can  include  cooking, gardening, woodwork, etc.

Language:

Some  of the possible  components  of the  curriculum:

Architecture

Art

Computers

Cooking

Craft

Domestic Science

Drama

Economics

Gardening

Human Geography

Music

Nature Study

Physical Education

Political Sciences

Psychology

Religious Education

Sewing

Sex Education

Social Sciences

Woodwork......


Making everybody  active

What do you think, Ann?

Do  you  agree,....?

Don't

Let's  hear  what.....thinks

                                says

                                has  to say

Expressing indecision

Oh, I  don't know......

I am  not  (really)  sure

Interrupting

By  the  way.......

Sorry  to  interrupt  but......

That's  (all) very interesting but......

Bringing a discussion back to the point

Please come to the point.....

Perhaps we  could get back  to the  main point

Expressing agreement

I  couldn't agree more

That's  exactly  what  I think

                         how I see all this

Процедура проведения:

1.Учащиеся  разделяются на группы и  каждая группа готовит свой план. Время    подготовки плана строго ограничено.

2.Учащиеся  собираются в новые группы, в которых  они         информируют участников  о варианте  своего   плана и знакомятся с другими вариантами плана.

3. Учащиеся возвращаются в первоначальные группы, обсуждают  варианты других  групп и вносят изменения в свой план , если это необходимо.

4.Представитель от каждой группы  выступает со своим вариантом плана.

Другие типы заданий по английскому языку Вы сможете найти в :

-методических рекомендациях УМК иностранных языков ООИПКРО:

«Личностные достижения учащихся на уроке иностранного языка»/ составители Савинова Н.Б., Сыресенкова Л.И.- Оренбург Из-во ООИПКРО, 2000;

а также в банке ЦДИТ:

1. Дидактические материалы и задания по проектной методике для учителей английского языка

2. Современные подходы к обучению иноязычному говорению (опыт стран Западной Европы и Америки)

3. Формы работы с лексикой на уроках английского языка

Контрольные задания

1. От чего зависит эффективность обучения?

2. Чем отличается прикладная мотивация от интегрированной мотивации? Какая из них лежит в   основе изучения иностранного языка? Каковы признаки высокой мотивации к изучению иностранного языка?

3. Посетите урок иностранного языка и определите:

- степень синхронизации учащихся с учителем;

- учет учителем  мотивации  учащихся и использование ее в процессе обучения.      Аргументируйте Ваши выводы

4. Посетите урок иностранного языка и  определите эффективность урока  на предмет

взаимодействия. Дайте оценку обстановке на уроке. Аргументируйте Ваши выводы.

5. Посетите урок иностранного языка и определите:

- целесообразность и эффективность активизации учащихся на уроке;

- индикаторы степени трудности используемых в ходе урока заданий.

6. Назовите основные процессы, происходящие в сознании обучаемых при изучение иностранного языка. Аргументируйте их.

Из каких основных элементов состоит задание, выполняемое обучаемыми на уроке иностранного языка. Приведите примеры заданий разного типа:

- на взаимодействие,

- для работы с лексикой, грамматикой.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |