Формы работы с грамматикой и лексикой на уроках иностранного языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представила: Савинова Н.Б., зав.УМК иностранных языков ООИПКРО Дата: 20.03.02 Цель: познакомить учителей иностранного (английского) языка современные формы работы с лексико-грамматическим материалом; - показать современные виды заданий по грамматике и лексике. При подаче грамматического материала следует помнить о том, что теоретическая часть, содержащая объяснение того или иного грамматического явления должна быть минимальна, лаконична ,ясна и должна сопровождаться примерами, в основе которых лежит хорошо изученная лексика, желательно, чтобы предложения, демонститрующие /представляющие грамматические явления были небольшими. Образец: Present simple or Present continuous -For the general present, general truths and habitual actions , you use the present simple. -For something which is happening now, or for temporary situations, you use the present continuous. 1. If you are talking about the past in general, you normally use the present simple tense. You use the present simple for talking about the general present including the present moment. My Dad works in Saudi Arabia Love makes the world go round I pay the milkman on Fridays I’m working as a British Council officer We’re having a meeting Значительное место в работе с грамматическим материалом занимают задания, направленные на употребление изученного материала, при этом очень важна цель на которую то или иное задание направлено. Зачастую мы имеем дело с целью в основе которой язык, выражение. Следует помнить, что такая цель часто ведет к выполнению довольно скучных, и не имеющих смысла для обучаемых заданий, таких как постановка серии предложений в прошедшее время и т.д. обучаемые выполняют задания: · на распознавание, выбор правильного варианта из предложенных, Task 1 Present simple or Present continuous Decide whether these sentences are talking about the present in general or about the present moment. Complete the sentences by putting the verbs in brackets into the present simple or present continuous 1. My wife normally .............at home, but she is........... this month in Nottingham. She..........in a summer school there. (work, spend, teach) 2. Goodnight. I ...........to bed. I always .......to bed early during the week (go) 3. Most days, John....to work, but since it.....today he....his car to work. So Mary.......her shopping at the local shop instead of the supermarket where she usually.....(cycle, rain, take, do, go) 4. We usually......the news on TV at seven o’clock, but tonight we..... that new soap opera. ( watch) 5. The children ......very quickly. They .....very like their mother now. (grow up, look) 6. There was a fire at my friend’s house so he.......at the hotel until the damage is repaired (stay). 7. My father ......taller than my mother ( be) 8. I think smoking is unhealthy so now I .....to give it up ( try). 9. 50% of British families .....pets (keep). · на нахождение ошибок и определение правильного результата Task 2 Present simple or Present continuous These sentences contain mistakes. Find the mistakes and write the correct version. a/ My grandmother is living in a cottage, she has lived there all her life ......................................................................................................... ........................................................................................................ b/ Statistics show that the Dutch are being the tallest race. ............................................................................................... ............................................................................................... c/ I’m Spanish. I’m coming from Madrid. ..................................................................... ..................................................................... d/ Look! That woman tries to jump on the bus. ......................................................................... e/ The state of Florida is having a sub-tropical climate. .................................................................................... · на подбор соответствующей пары Task 3 (Past simple and Past Continuous) Join the two halves of the sentences below a/ They were listening to music b/ As he was reading the paper c/ They drove to the station d/ The chimney was gently smoking e/ The dog bit the child’s hand 1. as she was stroking it 2. when they notice the thief 3. and the door was swinging on its hinges 4. he was making notes about the share prices 5. then they left the car and took the train Task 4 Past simple or Present perfect Look at these sentences and match questions and answers 1. Where is Teresa? 2. Are you going to the film tonight? 3. Do you know Michael? 4. Can we go out? 5. May I borrow your book? 6. Do you know London well? 7. How do you feel? 8. Why isn’t John at work today? 9. Do you still work at Smith’s? 10. Do live near here? a. No, I’ve seen it before b. After I’ve finished the washing up. c. Yes, I’ve lived here for years. d. She’s gone shopping. e. No, I’ve never met him before. f. I’m afraid I’ve left it at home. g. Awful. I think I’ve caught a cold. h. No, we’ve just moved to Oxford. i. I don’t know. Perhaps he’s had an accident. j. Yes, I’ve worked there ever since 1980.
Task 5 Present Perfect Simple or Continuous, or Past Simple or Continuous Choose an ending from these to complete the sentences bel
a/ I’ve been watching television..................... b/ I’ve told you this........................................ c/ I’ve been knocking at the door................. d/ We’ve stayed here................................... e/ I’ve knocked at the door.......................... f/ He’s been saying that.............................. g/ We’ve been staying at this hotel............. h/ He’s said that........................................ В настоящее время в зарубежной и отечественной методике преподавания иностранного языка широко обсуждается вопрос о целесообразности использования чисто грамматических упражнений. По мнению современных специалистов в области методики преподавания, обучение грамматики наиболее эффективно осуществляется в естественных условиях, когда основной целью выполняемого задание не является получение какого-то лингвистического результата ( построение грамматически верного предложения и т.д.) Такие задания значительно интереснее для учащиеся, а отсюда и более эффективны. Task 6 Present simple Amanda hasn’t got a boy-friend. The Find-a-Friend Club wants to help her. Look at Amanda’s answers to the club’s questionnaire and write about her
You are writing a letter to the Find-a-Friend Club. Write a paragraph saying what you like and what you do in your spare time. Task 7 Present simple or Present continuous Charles Dearborn is the managing director of Ramplus Computers, an international company with its main offices in London. Mr. Dearborn has a busy life. Describe his schedule for the next week. For the times of arrival and departure use the simple present form. To describe the other arrangements use the present continuous form of these verbs : speak, visit, often, meet, have, go.
Task 8 (Talking about the future) Examples There will be more people in the world
More people in the world Robots doing all the hard work Not so many jobs People having more free time The weather colder Not very much oil Fish farms under the sea People flying to other planets People not very happy Task 9 Choose the correct phrase from the box below Ex: Andrew is interested in machines Andrew is gong to study engineering 2. Michelle and Kevin are interested in computers 3. Sharon has already learnt to drive 4. Simon is good with numbers 5. Nick and Julie need to take their exam again 6. Adrian’s parents have their own company 7. Tina would like to work with people 8. Ian and Jeremy want to get away for a while Become a taxi driver Do electronics Hitch-hike round the world Look for an outdoor job Stay at school another year Study engineering Take a course in banking Train to be a social worker Work for the family business Say what you ‘re going to do in the future Другим, наиболее распространенным в настоящее время методом обучения можно считать интуитивное усвоение обучаемыми правил грамматики через коммуникативную деятельность. Действительно, обучение достигается цели только тогда, когда полученные знания используются на практике. Этому способствуют задания, направленные на активизацию полученных знаний через устную речь. Образец упражнения на использование Present Simple для описания повседневных действий, которое может быть использовано устно или письменно Task 8 Procedure: 1. discuss briefly activities we do as part of our daily routine; 2. ask for examples of things people do regularly once a week, once a month, once a year I visit my grandmother once a month I take my vitamin pill once a day 3. give the students five minutes to write down as many things as they can think of that they do: · every day · about once a week · about once a year 4. in groups, they read out their lists to one another and delete anything they have written down which someone else has as well. 5. at the end, each student has only his or her special routines, that no one else has. The representatives of every group describes these “special” routines in the third person singular Justine goes to a ballet every day Paul doesn’t eat anything for one day every month 6. some of the routines may give rise to interesting questions and answers - also in the present simple/ Усвоение лексики занимает чрезвычайно важное место в процессе овладения иностранным языком. Одной из важных сторон методики обучения лексике является вопрос о запоминании лексики. Создание у учащихся, хотя количественно ограниченного, словарного запаса - одна из важнейших задач современного обучения иностранным языкам. Серьезной ошибкой многих учителей является то, что запоминанию, как важнейшему компоненту процесса обучения и учения уделяется недостаточно внимания. В практике преподавания иностранных языков недооценка произвольного запоминания при усвоении новой лексики проявляется, например, в том, что на занятии сразу переходят к тренировке введенной лексики, не создав предварительной базы для ее первичного осознанного запоминания. Запоминание обычно перекладывается на “самообучение”, не обеспеченное соответствующей организацией мнемических действий, поскольку, как правило, все сводится к общему указанию типа “Выучите слова” или “Запомните новые слова”. Данный подход является следствием ошибочного предположения , что обучаемые уже владеют необходимыми приемами произвольного запоминания, а также переоценкой роли непроизвольного запоминания. От чего зависит эффективность(прочность) запоминания, если не принимать во внимание индивидуальные свойства память каждого обучаемого. Одним и наиболее важных факторов, влияющих на прочность запоминания, является частота употребления того или иного слова в речи или тексте. Чем чаще встречается слово или выражение, тем лучше и прочнее оно запоминается. Психологи считают, что информация, хранимая в памяти, забывается, если она выходит из употребления и не используется регулярно. Это имеет непосредственное отношение к обучению иностранного языка и означает, что введенный (усвоенные на предыдущем занятии) лексический материал следует практиковать из урока в урок. Учителям иностранного языка полезно будет узнать и то, что 25% введенной информации теряется (забывается) в течение 24 часов после первичного ознакомления с ней. (Это необходимо учитывать при тестировании: практика показала, что результаты тестирования, проводимого на следующий день, после введения информации, значительно ниже результатов, проводимых через неделю после ее введения) Какие же приемы способствуют прочности запоминания лексики? Цикличность (периодичность) повторения Введенную на уроке лексику необходимо регулярно повторять. С какой периодичностью следует осуществлять повторение? Ответить на этот вопрос нам поможет схема Питера Рассела (“The Brain Book”,1979), согласно которой: 1-ое пятиминутное повторение осуществляется через 5-10 минут после введения; 2-ое быстрое повторение -через 24 часа; 3-е быстрое повторение неделю спустя; 4-е повторение -через месяц; 5-е- повторение -через 6 месяцев. Системы письменного хранения вводимой лексики По традиции обучаемые веду словари, в которых новая лексика записывается в хронологическом порядке (в порядке поступления). Система такого типа хранения не совершенна, в замен ее можно предложить: A/ запись: Murder (n)+(v) =to kill somebody by plan or intention against the law Eg. Jack the Ripper murdered lots of women B/ Размещение введенной лексике по категориям на отдельных листах бумаги (группировка слов). Группировка слов играет очень большое значение в процессе ознакомления с лексикой. Она создает дополнительные ассоциации и предпосылки для лучшего усвоения лексики учащимися. Наиболее распространенный вид группировки – группировка по тематическому признаку. C/ Использование отдельных карточек для хранения информации D/ Категоризацию лексических единиц как разновидность группировки Например, размещение введенной лексики в таблице: Strawberry, onion, potato, cherry, pineapple, pear, carrot, cauliflower, peach, pea, celery Fruit Или: Surgeon,mechanic, plumber, foremen, photographer, lawyer Office, law court, studio, factory, building, house, garage, hospital, clinic To repair cars, to operate on people, to treat medical problems, to supervise other workers, to take photos, to repair water pipes, central heating, to advise people about the law, to represent them in court Profession Place of work Duties Surgeon Mechanic Plumber Foreman Photographer Lawyer E/ Алфавитное распределение лексики (полезно когда учащиеся помнят выражение, но забыли значение и не помогает, когда помнят значение, но выражение забыли) ж /Работа с таблицами или шкалой помогает не только при введении лексики, но и при отработке уже известного лексического материала и способствует его систематизации. Нарисуйте линию на доске или постройте таблицу: Good Bad Алгоритм работы: 1.Представьте учащимся следующий список слов, которые они должны по своему усмотрению распределить в таблице или на шкале между двумя определителям “Хорошо”и “Плохо” 2. Сравнить полученное. Awful hysterically funny Dreadful mildly amusing So-so a bit boring Not practically good dire Brilliant pretty good Hilarious super Great -книг, -спектаклей, -телевизионных программ, -кинофильмов и др,. которые они хорошо знают. 4.Учащиеся работают в сменных парах. Один представляет название книги или……., другой, используя предварительно отработанную лексику дает оценку названному. Это дает возможность отработать лексику в речевой ситуации. Учителя иностранного языка должны разрабатывать свои собственные виды деятельности, работая с лексическим материалом . Одним из эффективнейших видов деятельности является работа учащихся со словарем. Она может быть очень разнопланова и интересна для обучаемых. Познакомьтесь с некоторыми заданиями, связанными с работой со словарем. Задание1 (Оно направлено на снятие затруднений, вызываемых лексическими единицами, имеющими сходство, но отличающимися по смыслу.) работая со словарем, учащиеся должны найти правильное значение слов в предложении: Look at the sentences below. For each sentence there are two different definitions of the words underlined. Only one definition is correct. 1.He is a sympathetic person a/He is nice, fun, to be with b/he is very understanding (you can tell him your problems) 2.Sheis very sensible a/ She is practical and doesn’t do silly things b/ She is easily affected or upset by things people say to her 3.Heis a sensitive person a/He is practical and doesn’t do silly things b/ He is easily affected or upset by things people say to her 4.She is a confident girl a/She can keep secrets if you tell her them b/She’s sure of herself После выполнения и проверки этого задания, учащимся для закрепления полученных знаний, предлагается заполнить пробелы в предложении выделенными словами: The doctor wasn’t very…… when I showed him the cut on my leg: in fact he sad I was wasting his time! Don’t mention her big ears, she’s terribly……….about them. Jenny won’t pass her exam because she isn’t……..in herself It isn’t very……to go on holiday in England without an umbrella Задание2 Учащимся необходимо заполнить таблицу с помощь словаря (англо-английского или русско-английского), что поможет им определить различие между группой лексический единиц, объединенных единой темой “преступление”, а затем поработать над текстом, сопровождаемым серией вопросов, ведущих к свободной дискуссии Use your dictionary to complete the table below Criminal Crime Verb Eg.A burglar A thief (the answers: murderer, rapist, arsonist. Shoplifter, pickpocket Burglary Theft Rape Arson Shoplifting Pick pocketing To burgle To mug To rob To shoplift To steal Now read the following case histories and discuss the questions below Joseph Simmons lived a life of crime for over twenty years. He stole cameras and electrical goods from busy department stores during the day, as well as taking money from innocent tourists in street markets and crowded shopping areas. At night he broke into numerous houses in West London where he stole anything from diamond rings to saucepans and cutlery. On several occasion she even used violence to obtain money from helpless old lades in the street .At the moment he is in court for taking $2. 000 from a small bank in east London. He was alone, but carried a gun Brain Coleman was a shy boy who loved animals but found it very difficult to talk to other people or make friends. His father was a strong aggressive man who often drank too much and beat his son violently. Brain’s mother had died when Brain was born. At the age of fourteen Brain set fire to his school in the middle of the night, when the building was empty and then ran away from home. He was caught and sent to a detention centre for young criminals where he spent two very unhappy years with stronger more violent boys. He was not allowed to keep any pets during this time. When he was released he met a fifteen- year old girl and forced her to have sex with him. Now he is in court for this crime. Name the crimes committed by both men. List the crimes in order of seriousness. What do you think will or should happen to each man? What do you think each man would do if he were not sent to prison? Усвоение значения лексических единиц может осуществляться причтении учащимися аутентичных текстов. Этому способствует такое задание как: Фокусировка на ключевых словах текста Он дает возможность познакомиться и отработать наиболее полезные ( продуктивные) и часто встречающихся в тексте лексические единицы. Образец текста: Laura’s Hoodoo Hols! Mrs. Laura Lord writes: I’ve been dogged by hoodoo (unlucky)holidays ever since I started going abroad twenty three years ago. The first time I flew, the planes radar failed and we had to turn back and make an emergency landing. When I was going to Tenerife, the plane was delayed two hours because punctures were found in the tyres. Every year I buy a new case – not because I am extravagant but because out of the millions of cases that go through customs, mine is the one that comes out damaged. In Holland,a coach party was held up for two hours because my cases had been put on the wrong ferry. In Bulgaria I had to buy a new case because mine was damaged beyond repair, but the zip broke and I ended up with a third case to bring my things home. The year I went to Vancouver the tour company changed my booking seven times.I had wanted to fly from Manchester, but at the last minute the flight was changed to Gatwick. After travelling all the way down by train, we eventually took off – and landed in Manchester to pick up passengers! When I tried to claim back my rail fare to Gatwick I found the travel company had gone bust. On the top of all that, I suffer from acute angina and usually ask for low level accommodation. But who always gets put on the top floor? Me! This year I’m off to Yugoslavia – I think. Алгоритм работы с текстом: 1.Передчтением текста вовлечь учащихся в обсуждения возможных неудач, случающихся во время путешествия. Такой прием поможет учащимся активизировать имеющийся лексический запас и дает возможность учителю ввести в ходе обсуждения несколько новых. Значимых лексических единиц, встречающихся в тексте. Вот они: -to go abroad landing -to take off damaged -to be delayed ferry -to be held up to cancel -to get off (a plane) to go bust/bankrupt -to pick up (passengers) to be of to…. 1.Учащиесяприступают к чтению текста 2.Учащиесявыполняют тестовое задание, работая в парах Образец теста: True False 1.Laura had her first holiday 23 years ago 2.The first time she flew there was an emergency; the plane’s radar fail on the runway and the plane couldn’t take off 3.When she went to Tenerife the plane took off two hours late 4.In Holland her coach party was delayed for two hours 5.In Holland she was delayed because her suitcase was put on the wrong boat 6.In Bulgaria she lost her suitcase 7.When she went to Vancouver her flight was cancelled 8.Her plane landed in Manchester so that passengers could get off 9.She couldn’t get the money back for her train journey to Gatwic because the company had gone bankrupt 10.This year she is gong to Ygoslavia Обратите внимание на то, что каждый вопрос теста сфокусирован на запланированной лексике Приведенные материалы показывают способы и приемы работы с грамматическим и лексическим материалом, способствующие наилучшему ее запоминанию, а также задания поискового типа, выполнение которых вызывает интерес, развивают языковое чутье и расширяют лексического запаса. Рекомендации по организации работы с материалами: Материал может быть использован для индивидуальной и групповой консультации. При организации групповой консультации следует: - распечатать представленные задания на каждого или 1 задание на двоих; - подготовить “спикера” или “ретранслятора” для представления инструктивного материала” - чередовать информационный блок с практическим выполнением заданий учителям( с последующим их анализом и самоанализом) - разработка подобных заданий с использованием действующих УМК Литература: Ruth Gairns, Stuart Redman – Working with words –Camrbridge,1993 Penny Ur Grammar Practice Activities CUP 1993 Савинова Н.Б. Дистантный курс для учителей английского языка ООИПКРО 2001 Савинова Н.Б. Методические рекомендации “Формы работы с лексическим материалом науроках английского языка”. ООИПКРО 2001. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |