Современные подходы к обучению иноязычному
 говорению
(опыт стран Западной Европы и Америки)
Одной из основных проблем в обучении иноязычному говорению- является  подготовка обучаемых к использованию иностранного языка на практике. Успех обучения зависит от того, насколько эффективна такая подготовка.
 При этом очень важным моментом является правильное понимание учителем цели обучения говорению.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы обучаемые смогли говорить на иностранном языке им необходим  определенный объем знаний по грамматике, лексике. Именно поэтому какая-то часть обучения иностранному языку обычно посвящена достижению этой цели, но в обучении говорению не менее важно и многое другое( о чем пойдет речь в данной лекции)
При анализе владения учащимися устной речью  следует всегда обращать внимание на различие между  имеющимися знаниями и сформированными навыками.( Наиболее подходящим примером, демонстрирующим различие между знаниями и навыками учащихся в области устной речи является  обучение вождению автомобиля. Водитель должен обладать определенными знаниями: устройство автомобиля, действие отдельных регуляторов. и  др. Эти знания очень важны, но тем не менее водитель должен обладать определенными навыками управления автомобиля, именно они, эти навыки являются наиболее важными. Практика показывает, что если первоклассный специалист, обучающий вождению автомобиля и дающий название каждой его детали, с подробным описанием ее действия,  очень сильно перетягивает чашу весов в сторону знаний или теории, то процесс приобретения навыка вождения не  всегда   успешный. И наоборот,  легко и просто вождению может научить  хороший водитель, который не всегда правильно называет детали машины.)
Этот пример говорит о том, что знаний, отдельных знаний недостаточно. Знания должны быть использованы в действии. Обучаемые должны не просто знать, как составлять предложение, но и уметь производить( произносить )его, адаптировать к обстоятельствам, а для этого понадобятся умения быстро принимать решения и  гибко их внедрять.
Навыки можно рассматривать с двух позиций, а именно:
 двигательно- воспринимающие навыки( или навыки моторного восприятия) , которые включают в себя произношение и артикуляцию звуков и языковых структур.
10 лет тому назад ученые предавали особое значение соблюдению определенного порядка в   формировании навыков говорения:
- подбору правильных форм,
-постановке их в правильном порядке,
-озвучиванию их на манер носителей  языка.
Эти навыки формировались при помощи:
-моделей диалогов,
-подстановочных упражнений,
-упражнений на выполнение команды «Смотри и говори»
-устных сочинений и др.
И тем не менее всего этого было недостаточно для того, чтобы научить говорить. Очень многие проблемы   не поддавались решению с помощью упражнений подобного рода, а главное, такое обучение не обеспечивало требуемого перехода от обучения происходящего под наблюдением учителя в классе к реальному использованию навыка в повседневной жизни. Это объясняется тем, что язык производимый обучаемыми  в классе,  определялся учителем, который всячески облегчал задачу говорящего, снимая такие трудности, например. как выбор собственного варианта( опоры Шаталова)  и то, что при помощи такого обучения учащиеся не умели свободно говорить, объясняется тем, что двигательно - воспринимающих навыков недостаточно для развития речи.
Для этого потребуется дополнительное развитие интерактивных навыков .
Интерактивные навыки включают в себя: принятие решения по поводу коммуникации, а именно:
- что сказать,
- как сказать и
- как развить выраженную мысль в соответствие со своими намереньями, поддерживая желаемое взаимодействие.
При этом представление о правильном и неправильном зависит от того,
- что мы желаем высказать и насколько успешно мы справились с данной задачей,
- каковы наши намерения и
- какие отношения мы намереваемся установить.
Следует учитывать два необходимых условия, которые оказывают влияние на природу естественной речи.
Первое- технологическое условие, относится к внутренней речи и зависит от фактора ограничения времени( совершения речи, или производства речи)
Что влияет на технологические условия ?
Прежде всего большое значение  имеет  фактор времени , а именно
-заранее ли готовится коммуникация или она осуществляется на месте, т.е. в момент разговора.
Принимая во внимание ограниченность  во времени следует различать короткие периоды говорения и длинные периоды говорения. (Brown, Yule) Считается, что долгие периоды в большей степени характерны для подготовленной речи, а короткие характеризуют более естественную речь.
Считается, что носители языка используют более короткие предложения, которые значительно отличаются от письменной речи.
По мнению ученых, изучающие  иностранный язык должны стремиться производить полные предложения  , а также уметь  планировать  собственное высказывание  и держать его в памяти.
Владение технологическими условиями позволяет говорящему свободно ориентироваться  в основной идее высказывания  при прослушивании.
Второе - обоюдное или взаимное  условие. Оно требует соблюдения межличностного взаимодействия в ходе разговора и относится к взаимодействию между говорящим и слушающим, которое осуществляется  в процессе речи.

   Основной чертой естественной речи является то, что слова в ней произносятся так, как было задумано говорящим на основании того, как была воспринята информация, передаваемая вербально. В такой речи предложения не должны быть такими же длинными как в письменной речи, поскольку пишущий имеет достаточно времени для того, чтобы планировать свои  высказывания.
В речи часто допускаются синтаксические ошибки ,  а также ошибки.
При передаче содержания мы иногда забываем то, что собирались сказать.
Сообщение бывает не так экономично по построению, каким оно могло бы быть на письме.
Мы можем повторить то, что уже было упомянуто еще раз.
Wite считает, что мы обычно критикуем людей, которые говорят как по писанному.
Все выше перечисленное свидетельствует о том, каким образом сказываются  совместно действующие проблемы  ограниченности времени высказывания, планирования высказывания, памяти и воспроизводства на форму живой, естественной речи.
Как можно повлиять на трудности, связанные с перечисленными выше проблемами?
Именно потому, что говорящий имеет меньше времени на планирование, организацию и передачу своего сообщения он часто  прибегает к :
1.  Упрощению,  используя более простой синтаксис;
 Упрощение может проявляется прежде всего в тенденции соединения нового предложения со старым с помощью союзов «и», «или», «но», «в самом деле»( indeed, and, but, or).
 Такой способ соединения предложения называется «паратаксис». Кроме того, говорящий часто избегает употребления групп существительных, включающих большое количество прилагательных, вместо этого повторяется та же самая часть предложения с добавлением прилагательных отдельно, что делает разговорную речь более растянутой.
 (Итак, на этой картинке, картинке №11-мы видим- маленькую девочку, эта девочка сидит на ступеньках своего дома и играет с медведем- этот медведь коричневого цвета.....)
2.  незаконченности предложения(явление получило название ellipsis или многоточие;
 Эллипсис - опущение в речи слов, легко подразумеваемых или воспринимаемых по контексту, однако для того, чтобы понять пропущенное у слушающего должны быть хорошие знания «заднего плана», того, что подразумевает говорящий.
3.  использует установочные привычные( общепринятые) фразы;
 (использование разговорных или идиоматических выражений)
4.  использует приемы, позволяющие продлить время говорения
Сюда относятся фразы типа well, erm, you see, kind of, sort of, you know..... и кроме того, это повторение уже сказанного, в то время как говорящим делается попытка найти необходимое слово.
5. использование фальстарта, повторения и перифраза

Учителя иностранного языка должны знать о всех этих приемах, характеризующих естественную речь и помнить о том, что использование их поможет обучаемым приобрести естественную беглость.
  Передача коммуникативного значения зависит от :
1.  от умения говорящего организовать передаваемую информацию в типичные сообщения или шаблон(повествование, шутка, описание, сравнение, инструктаж...) Следует учитывать, что обучаемые должны владеть этими шаблонами на родном языке.
Все шаблоны подразделяются на информационные  и интерактивные.
Информационные шаблоны, в свою очередь, можно подразделить на описательные и оценивающие.
Описательные:
- пересказ,
-  описание,
-  инструкция,
-  сравнение.
Оценивающие:
- пояснение,
-  разъяснение,
-  решение,
- оправдание,
- прогноз.
Каждый шаблон состоит из определенных компонентов, так например компонентами  повествования  являются: а) обстановка, б) время, в) участники, г) события д) исходная точка .
И для того, чтобы составить повествование любого типа говорящий должен представить экономный, но актуальный отчет по каждому из перечисленных компонентов.
 Интерактивные шаблоны  - основываются не на информационном содержании, а на взаимодействиях, таких как:
- телефонный разговор,
- интервью,
- случайная встреча,
- разговор на вечеринке,
- знакомство и др.
 Передача коммуникации зависит и от:
2.  от умения говорящего решать коммуникативные проблемы, а
именно от  того, насколько у него сформированы навыки: обсуждения значения и
управления взаимодействием.
К обсуждению значения следует отнести умение говорящего высказывать основную идею ясно и четко. С этой целью информация не должна быть ни чрезмерно объемной, ни чересчур краткой.( слишком большое количество деталей отвлечет собеседника от главного, а  краткость может показаться собеседнику грубостью или  отсутствием желания поддерживать общение)
На обсуждение значения оказывает значительное влияние процедура ведения переговоров , которую можно охарактеризовать с позиций говорящего и слушающего.
С точки зрения говорящего характеристика процедуры ведения переговоров включает следующие компоненты:
-заявление или выдвижение цели общения,
-выражение дружеского отношения,
- уточнение, что собеседник тебя понимает,
- выяснение мнения собеседника,
- ответ на запрос по поводу разъяснения (поступившего от слушающего),
- проверка общего понимания,
- адаптация пунктов, высказанных  собеседником,
- краткий вывод.

С позиции слушающего:
- выражение понимания с помощью жестов, мимики и т.д.,
- проверка понимания путем суммирования значения или намерения говорящего,
- выражение неуверенности в восприятии,
- выражение недостаточности понимания,
- выражение согласия,
- интерпретация, если она необходима или дальнейшее развитие мысли.
Знание этих процедур способствует проявлению догадки , пробуждает опыт заднего плана. Для развития речевых навыков обучаемых следует практиковать их участие  в  различного рода взаимодействиях.
     Для успешного управления взаимодействием говорящий должен:
- представлять возможные варианты начала, продолжения и завершения разговора ( так например, подходящая реплика должна быть употреблена в ответ на начало разговора6 либо уточнение, либо повторение с усиленной положительной оценкой и т.д.);
- соблюдать очередность говорения или произнесения реплик т.е. уметь вступать в разговор в определенной очередности и предоставлять эту  возможность( возможность очередность говорения) собеседникам.
От говорящего требуются следующие умения:
а) подать сигнал собеседнику о  желании высказаться;
б) вступать в разговор в правильный момент ;
в) воспринимать сигнал от других, о желании вступить в беседу.

 Виды интерактивной деятельности  с позиции различных точек зрения.
Проблемой интерактивного взаимодействия занимались многие ученые.
Littlewood в качестве интерактивной деятельности предлагает функционально-коммуникативную деятельность в которой коммуникация осуществляется только на основе информации и представляет 4 основных вида этой деятельности:
1.  Обмен информации в условиях ограниченного сотрудничества(взаимодействия):
-определение картинки из набора(А- имеет набор, Б- только одну картинку, А - должен определить какую картинку имеет Б)
-нахождение соответствующей пары;
-определение последовательности или места нахождения( А -имеет определенное расположение картин, предметов и Б- должен организовать свои предметы в той же последовательности);
-нахождение отсутствующей информации (два ученика имеют неполный набор информации и каждый должен получить недостающую часть у другого);
-нахождение недостающего( один обучаемый имеет картинку, а у другого такая же картинка не завершена, имеет пропуски, которые необходимо заполнить).
2.  Обмен информацией в ходе неограниченного взаимодействия:
-нахождение различий;
-нахождение направления (А и Б используют одинаковые карты, но А знает направление)
3.  Обмен и сбор информации
-реконструкция последовательности рассказа;
-извлечение информации для решения проблем;
4.  Обработка информации: задания на решение проблем
5.  (расположение информации в порядке наибольшей значимости, сочинение рассказа по картинке, ключам и др.
Кроме того Литлвуд предлагает социоактивные виды деятельности , к которым он относит ролевые игры и игры на воображение:
-ролевые игры на основе ключевых диалогов;
-ролевых карточек содержащих специфические цели, подсказки и таблицы с информацией;
-ситуации;
-ролевые игры в форме дебатов и дискуссий;
- игры на воображение( симуляции).
Другой ученый Harmer,  различает устную практическую деятельность и коммуникативную деятельность.
По мнению Хармера устная практическая деятельность состоит из:
-устных упражнений;
- заполнению информационных пробелов;
- игр;
- персонализацию( учащиеся, используя изученный материал, переносят его на личность, напр. What are you doing this evening?)
К коммуникативным видам деятельности Хаммер относит:
- достижение консенсуса (выбор 10 объектов путешествия);
- игры на коммуникацию;
- передача инструкций(одна группа разучивает танец или строит модель из кубиков, а затем инструктирует других о том, как это делать).
   Ученые Rivers и  Temperley предлагают 14 видов вербальной деятельности, которые способствуют развитию у обучаемых интерактивных навыков:
1. Установление и поддержание социальных  взаимоотношений( короткие диалоги, основанные на обычных ситуациях: ответы на стук в дверь,  разговор по телефону)
2.  Выражение реакции ( использование ситуаций, требующих определенной реакции, высказывания определенного отношения к телевизионной передаче, фотовыставке и т.д.)
3.  Скрытие своего намерения.
4.   Формирование умения избегать неприятностей , острых углов (учащиеся задают друг другу  неприятные вопросы, приводящие в замешательство опрашиваемого, на которые следует умело отвечать или их избегать).
5.  Поиски информации ( интервью, вопросники).
6.  Восприятие инструкции и инструктаж (учащиеся учатся или учат исполнять определенной танец. Играть в какую- то игру).
7.  Разговор по телефону .
8.  Решение проблем ( игры  на угадывание, логические головоломки)
9.  Обсуждение идей, мнений, впечатлений ( возникших по прочтению рассказа, просмотру фильма и т.д.).
10.  Языковые игры ( кроссворды, игры на правописание, шарады)
11.  Разыгравание социальных ролей ( драматическая импровизация, основанная на простых ситуациях и описанных характерах).
12.  Развлечение других ( показ спектакля, концерта, выступление по радио, телевизору).
13.  Демонстрация достижений ( своих), после проведенной деятельности.
14.  Совместное участие в досуговых мероприятиях ( фестивале и др.)

   Два подхода в обучении устной речи разительно отличаются друг от друга, а именно обучение неподготовленной  устной речи и подготовленной устной речи. Обратимся к следующей таблице:
подготовленная                        неподготовленная
Обучение  подготовленной речи сконцентрировано на  избежание  ошибок и совершенное владение иностранным языком с самого начала   Обучение неподготовленной речи предусматривает опрабирование учащимися незамедлительно выученных элементов и попытку говорения.
Предусматривает совершенство во всем, в частности и в понимании. От учащихся ожидается быстрое понимание, аккуратность и точность. От учащихся не ожидается полного понимания и превосходного знания темы, но тем не менее, учащиеся должны уметь планировать задание, а главное в основе  ее лежит представление о том, что взаимодействие облегчает понимание и улучшает память.

Следует помнить,   что обучение подготовленной речи необходимо обучаемому, если он освоил определенные навыки неподготовленной речи, а это значит , что в обучении иностранному языку следует использовать и то, и другое.
Давайте рассмотрим точку зрения наиболее выдающегося лингвиста  Брумфита на интеграцию элементов подготовленной и неподготовленной речи в обучении иноязычному говорению.
 
 

Схема Брумфита

1 стадия презентация тренировка, отработка презентованного материала практика в контексте
2 стадия коммуникация с использованием всех допустимых возможностей презентация тех языковых единиц, в которых проявилась необходимость в ходе коммуникации тренировка

Обратите внимание на тот факт, что на 2 стадии после значительной тренировки допускается коммуникация( настолько, насколько это возможно, без  ограничений) по теме изучаемого материала или по интересам,  а на 1 стадии учащиеся несамостоятельны и в основном репродуцируют материал.

А теперь рассмотрим более подробно различные виды  речевого взаимодействия.
Практика показала, что наилучшей формой организации взаимодействия на уроке являются  взаимодействие в малых группах( учащиеся получают больше свободы, больше времени уходит на взаимодействие или говорение) а для соблюдения очередности при взаимодействии можно использовать воображаемый микрофон в виде авторучки, при этом учащийся получает возможность говорить только при наличии такого
« микрофона»
1.  Разогревающие виды деятельности
а) Три прилагательных
Цель: развитие навыков речи, а именно умений делать предположения, соглашаться, не соглашаться...
Время: 10-15 мин.
Содержание
На листе бумаги каждый ученик пишет 3 прилагательных, наилучшим образом его характеризующих. Листки собирают и отдают учителю.
Учитель или другой ученик читает написанное, а учащиеся узнают, а вернее предполагают о ком идет речь.
2. Интервью
Успех интервью зависит от навыков, умений задавать вопросы. В ходе интервью учащиеся приучаются внимательно слушать друг друга. Прежде чем использовать интервью убедитесь, что учащиеся владеют необходимыми структурами вопроса и ответа. Приведите примеры на доске.
Различные виды интервью:
Самонаправленное интервью- 1. Каждый ученик пишет от 5 до 10 вопросов, которые ему хотелось бы задать.
2.  Учащиеся выбирают партнеров и интервьюируют друг друга
Итервью, с использованием определительной карточки-
учащиеся получают задание заполнить карточку, а затем представить своего партнера:
Name:
Family:
Hobbies:
Something I’d like to do:
Three things I like:
Three things I don’t like:
Групповое интервью-
В группе , численностью от 4 до 6 учащихся опрашивается один ученик( по выбору)
Подсчет мнений-
Класс делится на группы, каждая группа получает тему для подсчета мнений. Члены группы решают какие именно вопросы они будут задавать по данной теме и каждый член группы готовит интервью по данным вопросам
Завтрак
Что вы обычно едите на завтрак?
Имя еда питье
 Группы меняются участниками, так, чтобы в каждой новой группе присутствовали представители различных групп. Каждый член новой группы получает ответ на свой вопрос от других.
Первоначальные группы снова собираются вместе для оформления данных и обсуждают каким образом оформить полученные данные в виде таблицы, диаграммы и т.д.
Каждая группа представляет свои результаты в виде краткого отчета.
После этого учащиеся пытаются ответить на вопрос  такого типа как « Были ли  в ходе опроса получены результаты, которые их удивили?»
2.  Задания на составление
Задания такого рода помогают практиковать у учащихся самые необходимые умения и навыки, используемые при обучении иностранного языка.
Прежде всего обучаемые должны суметь понять отдельные отрывки( данные или информации)  посредством аудирования, чтения и донести воспринятую информацию до других( именно при выполнении этого задания они смогут понять как важно правильно произносить и интонировать)
После этого учащиеся должны расположить  представленную информацию в правильном порядке, составляя текст или рассказ.
а) Составление рассказа
( по предложениям или отрывкам)
1.  Каждый ученик получает полоску бумаги с одним предложением. Это предложение необходимо запомнить( в течение 2 минут),  после чего полоски бумаги у учеников забираются.
2.  Учитель кратко объясняет задание
3.  Ученики составляют рассказ.
б) Поиск информации
Группа (6-8 учащихся) получает набор карточек, который содержит разные отрывки информации на каждого члена группы) и одну карточку с вопросами на группу.
Учащимся необходимо определить, что такое «plogs» и кроме того, учащиеся должны знать. Что в их карточках имеется и  неверная информация. Член группы читает вопрос и учащиеся обмениваются имеющейся информацией.
Сравнивая информацию, имеющуюся в карточках они пытаются определить какие из представленных утверждений верны, а какие нет.
Затем они обсуждают возможные варианты решения.
в) Найди № 4
Каждый ученик получает задание, а затем опрашивает каждого члена группы. Для того, чтобы полученную информацию можно было бы зафиксировать перед началом выполнения задания ученикам, каждому в отдельности следует составить предварительный список всех опрашиваемых. По ходу опроса учащиеся фиксируют ответы.
По окончанию опроса рекомендуется составить краткий отчет о результатах опроса.
3.  Задания на  формирование навыков обсуждения и принятия решений
 Упражнения на ранжирование
Эти упражнения требуют от учащихся умения располагать определенную информацию по мере возрастания ее значимости, и этому  расположению или ранжированию  сопутствует дискуссия( объяснение, отстаивание собственного мнения) Таким образом ранжирование формирует умения выражать согласие и несогласие, сравнивать и противоречить.
При выполнении этих упражнений вначале учащиеся работают индивидуально, выражая на письме своем мнение, которое затем сравнивается и обсуждается при работе в парах,  в группах и наконец целым классом.
Порядок расположения (№5)
Каждый ученик получает раздаточный материал и заполняет его в соответствие с приложенными инструкциями, при этом необходимо не просто выбрать требуемое,  а пронумеровать предложенное по степени значимости.
  После этого учащиеся в группах обсуждают полученные результаты.
Гид(6)
Класс делится на равные группы(4-5 человек). Учащиеся должны выбрать 10 наиболее важных мест и определить порядок очередности их посещения. Каждая группа выбирает спикеров, которые защищают свой проект, обосновывая при этом свой выбор.
Преимущества (7)
Количество распечатанного материала( раздаточного) должно в два раза превышать кол-во учащихся в классе.
1.  Каждый ученик получает анкету и ранжирует от 1 до 12 по степени важности.
2.  Учитель собирает листы и производит подсчет, а ученики тем временем заполняют 2 экземпляра анкеты в группах. Результаты  группы сравниваются с  полученными путем индивидуальной  работы с анкетой.
В поисках работы (8)
Каждая группа представляет собой членов некого Совета, которому необходимо отобрать рабочих на рабочие места. Прежде всего группе необходимо разработать критерии по отбору служащих на работу, основываясь на объявлении, а также на представленной информации. После этого обсуждается  и ранжируется кандидатура каждого заявленного .
     Каждая группа выбирает спикера. Который должен огласить избранных кандидатов и обосновать выбор.
Хороший учитель (8)
Учит обосновывать свое мнение, приводить доводы.
1.  Каждый ученик получает таблицу, в которой перечислены 10 качеств хорошего учителя. Ознакомившись с ними ученик ранжирует эти качества по степени важности.
2.  Учитель составляет таблицу на доске( см образец)
Quality 1 2 3 4 4 6 7 8 9 10
Disapline
....
....
3.  Учащиеся обсуждая свои результаты заполняют общую таблицу, а затем подводят итоги, заполняя таблицу, начерченную учителем.
4. Деятельность по осмыслению ценностей
Ценностно разъяснительный подход , согласно которому  школа должна помогать молодым людям в выявлении собственной ценосности  ( значимости),  возник в США в 1972г. Психолог Луис Ратс выделяет 3 основных стадии в этом подход процессе ( процессе самооценивания):
1. Высоко ценить убеждения и поступки людей.
2.  Выбирать определенные убеждения и поступки.
3.  Действовать согласно определенным убеждениям.
Оценка личности влияет на личность и на внешний, окружающий мир, включая такие сферы деятельности как «школа», «свободное времяпровождение» и т.д.
Однако молодые люди не всегда осознают свои убеждения, именно поэтому так важна деятельность, которая поможет им  обучаемым  раскрыть что-то новое в себе.
а) Оценка континиума (9)
Работа проводится индивидуально.
1. Каждый ученик заполняет анкету. 2. В ходе обсуждения учащиеся демонстрируют свое согласие и не согласие с отдельными убеждениями и обсуждают различные точки зрения. 3. Анкета рассматривается снова и обсуждаются только  пункты, вызывающие наибольшее разногласие.
б ) Чудо- работники (10)
Учащиеся получают материал с именами и описаниями 15 чудо- работников.
1. Каждый ученик должен разделить их на 3 группы по следующим параметрам ( по 5)
а ) группа работников, которых Вы бы хотели взять к себе;
б ) группа , представляющая наибольший интерес;
в )  наименее желательная группа работников.
2.  Учащиеся сравнивают свои результаты в маленьких группах или всем классом, обосновывая свой выбор.
3.   Индивидуальное выступление по поводу одного из наиболее интересных работников.
4.  Ролевая игра. Учащиеся  ( по желанию) принимают на себя
роль наиболее ценных работников и в шутливой дискуссии доказывают свою ценность.
5.  Деятельность по обучению  мыслить( размышлять)
Многие специалисты считают, что школа должна учитль учащихся думать, и особенно важно развитие творческого мышления. Этому в какой- то степени способтствуют такие виды деятельности как  « Мозговой штурм»
Точки зрения
Занятия проводятся в группах, численностью от 3 до 5 . На каждую группу раздается письменный текст. Учитель представляет ситуацию: М.Т. собирается вернуться на работу после 5 лет перерыва,  представьте себе, что по этому поводу думают все ее родные( записываются имена и определители).
 Учащиеся в группе обсуждают ситуацию, а секретарь ( один из группы), делает запись.
  Учитель дает каждой группе ту часть, которая касается его представителей, участники сравнивают свои т. з. с текстом.
  Один из группы выходит и садится  перед классом, расположенным  полукругом .
6.  Деятельность, связанная с решением проблем.
Эта деятельность требует от обучаемых собственных решений в ранжировании, а также более креативного использования иностранного языка. Лексика тесно связана с тематикой каждого упражнения. Учащиеся должны уметь делать предположения,  обосновывать принятые решения или отклонять предположения, выдвинутые другими, а также модифицировать их.
а ) Бейкер стрит
Учитель составляет следующую диаграмму
12 14 16 18 20
name
martial status
pet
book
drink
и объясняет ситуацию.
На Бейкер стрит 5 домов. В каждом доме живет по одному человеку.
Цель: найти имя каждого, узнать женат он или нет,  какие у него любимые книги, что он любит пить и т.д. Каждый ученик получает определенную информацию которой он делится с другими членами группы и совместно они заполняют таблицу.
б ) Решение проблем (1) 12
Каждый ученик группы получает материал и каждая группа решает какое письмо они будут обсуждать. Они обсуждают выбранную проблему, описанную в письме и предлагают пути ее решения. Избранный группой секретарь делает записи.
 Каждая группа предоставляет свое решение
Принятые решения обсуждаются.
в ) Решение проблем (2) № 13
Каждый ученик получает копию письма и пишет ответ на него.
Все ответы вывешиваются на стенку, чтобы их каждый мог прочитать. Учащиеся, после прочтения ответов, отмечают те письма, которые особенно понравились или не понравились.
7.  Ролевые игры и симуляция.
Симуляция- облегченные варианты человеческого общения
( игры на воображение). Как правило такой вид деятельности требует дополнительной фоновой информации и материалов для работы( статей, брошюр и др.),  при этом материал должен быть более разнообразным. Выполняя задание учащиеся обязательно что-то создают( например : пишут стать. В газету, разрабатывают какой-то проект и т.п.) Симуляция формирует речевые навыки учащихся.
Что касается ролевой игры, то она обычно представлена короткими сценками, вполне реалистично, отражающими ситуацию( в магазине, в больнице... или  интервью по телевизору...). Для ролевой игры используются ролевые карточки или карточки ключи. Ролевая игра способствует улучшению(совершенствованию) навыка( например, улучшение произношения). Для того, чтобы речевое исполнение ролевой игры было естественным  и правильным необходима предварительная подготовка к ролевой игре  или тренировка учащихся , которая заключается не в многократном воспроизведении речевого материала учащимися. А в изучении определенных, близких по контексту ролевой игры текстов, прослушивания соответствующих диалогов, просмотра видеосюжетов, которые снабжают учащихся определенными знаниями как языкового и социального плана.
а ) Составление радио программы
Учащиеся совместными усилиями составляют радиопрограмму длительностью от 10 до 20 минут.
1. Ученики работают над созданием различных частей радиопрограммы, а именно:
1.  Отбор и запись музыки-2 человека,
2.  Презентация программы- 2 человека,
3.  Звуковой эффект-2 человека,
4.  1-ое интервью- 5 человек,
5.  2-ое интервью-5 человек,
6.  Объявления-6 человек,
7.  Комментарии-3 человека,
8.  Короткие скетчи-3 человека.
Учащиеся готовят интервью и комментарии, просматривают газетные статьи, для того, чтобы найти подходящую тему, затем составляют к ней интервью и т.д.
В ходе работы, учитель переходит от одной группы к другой, консультирует, оказывает помощь.
2. Каждая группа представляет разработанную часть программы и делает запись на магнитофон.
3.  Прослушивание передачи.
б ) Разговор по телефону
1. Класс делится на 2 команды А и Б  и каждая команда делится на подгруппы. Каждая группа получает копию карточек А или Б. Учащиеся каждой группы обдумывают, готовят свою роль ( фразы, которые они произнесут по телефону.
2. 3-4 пары представляют свои версии.
8.  Составление рассказов, историй.
Основная цель этого вида деятельности - учить учащихся производству ( производить, составлять) длинный и связный по смыслу текст. Эта деятельность помогает активизировать значительное количество языковых структур и наиболее эффективно на этапе повторения.
Письма и телеграммы
Каждый ученик получает копию письма и посылает 2 телеграммы из 1 -24 слов и 2 - 12 слов. Все телеграммы прочитываются и сравниваются.
 
Все перечисленные виды деятельности могут быть эффективными только  в спокойной дружественной атмосфере. Они не подходят для  вновь сформированных групп или классов.  Одним из важнейших условий, способствующих благоприятной атмосфере, в которой учащиеся чувствуют себя естественно и раскованно , преодолевают  чувство стестнительности и страха при ответах, является  взаимный договор о принятии любого мнения ( высказывания) без ссылки на личность.
Основной ролью учителя в данных видах деятельности - независимый советник и помощник. Наиболее приемлемая деятельность учителя -ненавязчивое наблюдение за  речевой деятельностью учащихся, и оказание помощи только в тех случаях, когда учащиеся в ней нуждаются, при этом следует осторожно и не очень часто исправлять ошибки учащихся. Для снятия определенных языковых трудностей, учащиеся могут быть снабжены, списками речевых актов (заранее подготовленных учителем ), которые могут понадобится учащимся в ходе коммуникации.
Деятельность учащихся может быть организована в дискуссионные группы:
Жужжащие группы Проблема обсуждается в маленьких группах в течение нескольких минут, перед тем как решение передается всему классу.
Рыбное блюдо Все учащиеся располагаются большим кругом. Посередине круга находятся 5 стульев. З стула занимают учащиеся, точка зрения которых(возможно спорная) известна заранее. Именно эти трое начинают дискуссию. К ним может присоединится четвертый, имеющий другое мнение. Учащиеся, стоящие во внешнем кругу могут заменить говорящего, находящегося во внутреннем кругу, похлопав его по плечу, если они чувствуют, что могут представить обсуждаемый вариант лучше.
Сеть Класс делится на группы, в которых находятся не более 10 человек. Каждая группа получает катушку ниток. Тот, кто говорит на выбранную тему держит катушку, когда он кончает говорить, он передает катушку другому говорящему, но продолжает держать в руках нитку. Таким образом нитка в катушке разматывается в виде паутины, по которой легко определить, кто из группы говорил больше всех, а кто - меньше всех.
Луковица Класс делится на две равные группы. Стулья для каждого обучаемого располагаются в виде двух окружностей(одна в другой).Учащиеся располагаются на стульях лицом друг к другу. После нескольких минут дискуссии все  учащиеся  , находящиеся во внутреннем кругу, пересаживаются на один стул и начинают дискуссию с новым партнером.
Звезда От 4 до 6 маленьких групп обсуждают вопрос совместно. Каждая группа выбирает спикера, который вступает в дискуссию со спикерами других групп.
 
 

                    Образцы заданий
№1
Stem sentencesFinish these sentencesMy favourite animals are..............................................................................................................................................................................................I like people who...........................................................................................................................................................................................................I could not live without..................................................................................................................................................................................................I have never...................................................................................................................................................................................................................If I had $ 100,000 I would..............................................................................................................................................................................................I am afraid of ...................................................................................................................................................................................................................................................................................................  makes me feel good.Everybody should............................................................................................................................................................................................................The last time I laughed a lot was....................................................................................................................................................................................I’d like to have................................................................................................................................................................................................................

№2
What evidence?There are fifteen tables in this room.Maud will never be able to sing in tunePeter is conservative.Men are better cooks than women.Children like ice cream.There are a hundred centimeters in one metreRachel is intelligent.Hiroshima was destroyed in 1945.Violence on TV makes people more aggressive.Spiders have eight legs.A car is more expensive than a bicycle.Pop music is horrible.Life is hard.Girls are better storytellers than boys.Cacti grow better in sunlight than in the shade.

№3
Information search

Most plogs are made of metal What are plogs?
You need plogs in the garden What are plogs?
There are many kinds of plogs What are plogs?
In western countries there is  at least one pair of plogs in every family What are plogs?
It is dangerous for children to use plogs What are plogs?
Most plogs have two holes Plogs are about one metre long
You need plogs for sewing When you drop plogs onto the floor they break
Surgeons, tailors and hairdressers need plogs Dogs use plogs
Plogs can be opened and shut Plogs smell nice
There are plogs for right-handed and left-handed people. You can buy plogs at a baker’s
New plogs are sharp Plogs make good toys for young children
Plogs have two parts which are screwed together Housewives never touch plogs
You can hold plogs in one hand Plogs are not seen very often
Ordinary plogs are about 20 centimetres long You can hurt people with plogs
There are special plogs gor beauty care. Plogs are hard and pointed.
Most plogs have sharp points. If you use plogs in the correct way on your hands it doesn’t hurt
Plogs do tot burn Plogs are useful
There are different plogs for all kind of material :wire, cloth, paper.

№4
Go and Find out
Find outwho likes spiders, frogs and beetles  Find outwho can dance the tango
Find outwho has tea for breakfast Find outwho has been on a walking holiday
Find outwho knows the capitals of Australia and New Zealand Find outwho can cook a really good meal
Find outwho can knit Find outwho reads a daily paper
Find outwho does not watch TV more  than two hours a week Find outwho has more than one first name
Find outwho has been to London Find outwho is able to use a washing-machine
Find outwho belongs to a club Find outwho has more than 100 books
Find outwho usually sings in the bath Find outwho knows what a kiwi is and where it lives
Find outwho works for a charity Find outwho collects something unusual
Find outwho likes spinach Find outwhose name has more than twenty letters
Find outwho likes to get up early Find outwho likes horror films
Find outwho can sew on buttons and darn socks Find outwho can repair a flat tyre on a bicycle
Fins outwho likes classical music Find outwho writes poems
Find outwho has an unusual hobby Find outwho would like to be 10 years old again
Find outwho keeps a diary Find outwho can sing «Auld Lang Syne»
Find outwho has had a holiday job
Find someone who..................
chews chewing gum...............................
likes doing jigsaw puzzles.....................
likes to have very hot baths....................
read more then one book a week.............
can tell you three meanings for (rein).........
has been to Scotland...................................
can tell you which language the word cumru
is taken for....................................................
can recite the alphabet under 10 seconds.......
owns a pet with four legs...............................
has got more than three brothers or sisters......
is wearing something purple............................
has played this game before............................
pronounces these English towns correctly: Worcester,
Gloucester, Carlisle, Durham..............................
has got a driving licence.....................................
likes liquorice......................................................
wears socks in bed..............................................
knows what lads   and lasses are.........................
can hum the tune of ‘Yankee Doodle’...................
dreams about flying...............................................
collects something..................................................
believes in reincarnation.........................................
rolls their own cigarettes........................................
can tell you a joke in English.................................
likes working in the garden....................................
has got a three - speed bicycle...............................
was born on a Sunday.............................................
believes in ghosts.....................................................
has flown in a helicopter or a glider.........................
can speak another language apart from English
and their own language...............................................
goes jogging...............................................................
 № 5
Rank order
Read the questions and answers below carefully.
Rank all the answers to each question from 1 to 5. Give number 1 to the answer that applies to you most of all, number 2 to the second most applicable, and so on. Number 5 should always be the answer you least agree with.
1.  Which would you least like to do tonight?
- go to the cinema and see a western
- listen to a Hydn symphony
- play Monopoly with friends
- mend clothes
- go to bed at 8 p.m.
2.  What would make you most uneasy?
- somebody praising you in front of others
- being in a large crowd
- meeting a new girlfriend’s or boyfriend’s parents for the first time
- people laughing at you
- seeing somebody cry
3.  In which way do  you learn best?
- by reading things out loud
- by having the radio on while you work
- by repetition
- by discussing things with someone else
- by making a lot of notes
4.  Which would you most like to improve?
- your looks
- your attitude to work
- your social life
- your interest in current affairs
- your relations with your family
5.  What would you like to take a course in?
- transcendental meditation
- basket weaving
- practical mathematics
- beauty care
- a foreign language
6.  Which would you like to have a lot of money for?
- to travel a lot
- to be independent
- to buy things you like
- to spend freely on food and drink
- to help others in need
7.  Which would you most like to have?
- one or two very close friends
- a large number of acquaintances
- five or six good friends
- just one friend
- both good friends and many acquaintances
8.  Which is the quality your friends like most in you?
- your honesty
- your cheerfulness and good humour
- your reliability
- your willingness to listen and to help
- your generosity

№ 6
GUIDE
Imagine that you have to work out a guided tour for a foreign delegation visiting your country. You want to show them places that you fell will give them a balanced impression of your people and country.
Unfortunately the delegation will only be in your area for three days and you cannot show them everything. From the following list select ten places that the delegation should go and see and put them in order of importance.
a hospital                         a university
a coal mine                      an airport
a nice pub                        a water reservoir
a nuclear power station   a farm
a cemetery                       a nature reserve
an art gallery                   a town hall
a botanical garden           a TV studio
some examples of modern architecture
a shopping precinct
a football stadium
a safari park
a poor housing area
a secondary school
a historical museum
a medieval castle
a home for mentally handicapped children

№ 7
PRIORITIES
Why do you go to school?
Number these reasons in their order of importance from 1( most important reason) to 12( least important reason). Write the number in both boxes
( ) ( )  to acquire general knowledge
( ) ( ) to prepare for a job
( ) ( ) to meet other young people
( ) ( ) to train one’s memory
( ) ( ) to learn something about subjects
          one will not deal with again later
( ) ( ) to find out what one is really interested in
( ) ( ) to give one’s parents some peace and quiet
( ) ( ) to test one’s intelligence
( ) ( ) to learn how to study and work with books
( ) ( ) to have a good time
( ) ( ) to be kept dependent
( ) ( ) to learn discipline and order
 № 8

LOOKING FOR A JOB
W A N T E Dexperiencedsocial workerPreferably full-time, to work in Fairview Estate. Needs car. Some evening and weekend work. Council flat available. Salary $ 7.000 p.a.Apply to Lindon Borough Council. P. O. Box 106. Lindon.Fairview Council Estatebuilt in 1968-72, many high-rise flats; high incidence of truancy and juvenile delinquency, large number of one- parent families; no youth club;widespread vandalism; large proportion of old-age pensioners; one pub; secondary modern school, two primary schools.
APPLICANTS
Freda Hastings, 35Divorced; 2 children aged 8 and 6;trained as a social worker 10 years ago; no employment in the last eight years; no car; would like half-time job; cannot work evenings or weekends; bad health; cheerful personality; likes children; needs a bigger flat. Sue and Mike Darrell, 28 and 32Married; 3 children aged 6, 4, 1; both trained social workers; went to work in Africa for six years after training; would like to share the job because of the children; will not accept any job for less than $ 4,000 each p.a.; no car; would like a house; very interested in political work; no experience in working with old people; don’t want to work weekends.
Harold Winter, 23Single; just finished training as a social worker; some experience in running a youth club; has a motor-bike; not many friends; spends more than he earns; insecure personality;likes working evenings; wants $ 7,200 p.a.   Robert Ludlow, 49Married; no children; has a car, worked as lorry driver, barman and night watchman before training as a social worker 10 years ago; has had  five jobs in the last four years;suffered from alcoholism, now cured after therapy; marriage problems; a bit short-tempered; wants to make a new start; gets on well with older people; very strict with children and youngsters.

№ 8
Good Teacher
A good teacher
( ) keeps in contact with the parents of his  or her pupils and lets them participate in the life of the school( in a primary or secondary school)
( ) is able to maintain discipline and order
( ) lets the students share his or her own life with all its ups and downs
( ) works hard to remain up-to-date in his or her subject
( ) openly admits when he or she has made a mistake or does not know something
( ) is interested in his or her students, asks them about their homes and tries to help where possible
( ) makes the students work hard and sets high standards
( ) is friendly and helpful to his or her colleagues
( ) uses a lot of different materials, equipment and teaching methods and attempts to make his or her lessons interesting
( ) helps the students become independent and organise their own learning.

 № 9.
VALUES CONTINUUM
 agree disagree neutral
Beating children is sometimes necessary
People who tell lies steal as well
For every problem there is only one correct solution
Where there’s a will there’s a way
Think before you act
Proverbs are usually true
We can learn a lot from the past
Modern problems cannot be solved by old methods
People can be changed by education
Never fight against things you cannot change by yourself
It’ never too late
Everybody is different
№ 10
Miracle workers
A group of 15 experts are offering their services. Success is guaranteed for their methods.
1.  Claire Voyant
Everything you want to lnow about the future will be answered by her and she will train you to become a clairvoyant as well
2.Jack Coldrich
He will help you to become an expert at making money. You will never be poor again.
3.  Dr. B. U. Tiful
She is an expert in cosmetic surgery and will help you to achieve the appearance you have always dreamed of. She can even alter your height  and shape.
4.  Prof. I. Q. Clever
He will help you become very intelligent.
5.  Robison Crusoe
He is a specialist in adventures and exciting trips to foreign countries. Your life will be dangerous but never boring.
6.  A. L. L. Wright
Learn how to be optimistic. Even in the most depressing situation you will always see a good point.
7.  B. Oldcastle
She is an expert on growing old. You will learn how to accept old age and lead an interesting and fulfilling life after 60.
8.  Alex Fame
He will help you to become famous. Whatever you do you will be well-known everywhere.
9.Art Iste
Develop you artistic abilities. Art Iste will help you become a good painter of sculpture, a photographer or a draughtsman. Your art will be talked about and bought by the world’s leading museums.
10.  Pop Ular
He will make you popular with lots of people. You will always have a lot of friends.
11.  M. O. Ther
She will help you with your family life. It will be very happy and satisfying.
12.  St Valentine
He is an expert on love. With his help you will find the right partner.
13.  I. N. Sight
She will give you your self-knowledge and insight into own personality.
14.  O. K. Work
He will help you find the job which is right for you.
15.  I. Dear
She is an expert on originality. She will help you become full of ideas for every situation in your life and your job as well as your hobbies and family life.

№ 11
Viewpoints
Mary Taylor, 35, housewife(physics and maths teacher)would like to go back to teaching, feels unfulfilled at home, has an offer of a job in a nearby school; a friend of hers is a teacher there. Mark Taylor, 40, architect, is understanding, does not mind Mary working, has a demanding job, no time or desire help in the house, feels that Mary might have forgotten a lot about her subjects
Moira Taylor, 8, at school, is afraid her mother will have less time for her when working; would like a brother or sister. Margaret Taylor, 68, widow, Mark’s mother, runs a bookshop, has been working all her life, supports Mary, lives far away.
Frank and Elizabeth Martin, 70 and 58, Mary’s parents, retired postman and housewife, both very much against Mary going back to work, feel both Moira and Mark would suffer, think Mary has everything she needs, live in the next street, come and see their daughter very often. Gordon Parsons, 45, headmaster of her school, thinks women cannot be good mathematicians, but thinks women are good at classroom management, desperately needs a physics and maths teacher for his school, feels that Mary is a bit shy and may not know about the latest developments in her subjects.

№ 12.
Baker street
Miss Dudd owns a dog
The woman at No. 12 has two pets; a tortoise and a rabbit
The dog owner drinks beer.
Mrs.  Evens is married
Mr.  Abraham is a widow; his neighbour is divorced
The married woman reads thrillers
The woman who likes coffee does not own a pet

No. 18 is the only house without a pet
There are five pets in Baker Street; a cat, a dog, a canary, a rabbit and a tortoise
The bachelor likes historical novels
Mr. Abraham cannot read, he watches TV
The widower and the spinster like beer
Mrs. Birt likes to read books by Charles Dickens
The whisky drinker owns a canary
The dog owner living next door to the bachelor is keen on love stories
Mr. Charles lives between Miss Dudd and  Mrs. Birt
The married woman drinks wine
The pet at No. 14 is a dog
Mr. Abraham lives at No.  20
The dog owner and the cat owner do not live next to each other

№ 12
Problem Page
(1)  Will marriage bring love?
Dear Mary,
I recently broke up with a man I loved and he married another girl.
   I have been going out with someone else ever since. He’s 26.
 Now he has asked me to marry him and I suppose I would be mad to refuse. But I don’t love him, though I’m fond of him. I live in a small village so I don’t want to be left on the shelf.
  My mother says love grows if you marry someone who is good to you. Do you think she’s right?
Miss P., J., Suffolk
 
 I am restless
(2)
Dear Mary,
Six years ago, when I was 24 I married my first and only boyfriend.
  We now have two lovely children and my husband is good and kind. I should be happy, but I am not.
  I fell that life is passing me by and that I married too young. And I am now building a fantasy world around a friend’s husband. I suppose I should be ashamed. Can you help me?
(Mrs. R. McC.)
(3)
Dear Mary,
I have been seeing a young man once or twice a week for the past year. I enjoy his company and have always regarded him as a good friend.
 He has been very good to me and bought me anything I have asked for. But lately he has talked of marriage. He seems to assume that I am serious about him and will eventually settle down in some dull little semi in the suburbs. But I have no intention of even contemplating marriage for years yet. And he isn’t successful enough or rich enough to be the man I would choose.
  I don’t want to hurt him or frighten him off because he does give me a good time. But how can I get over to him that I am only prepared to allow him to be my company, and not my future husband.
(Miss R. W. )
(4)
Dear Mary,
I have been living with my boyfriend for two years. I am now pregnant and having a dreadful time with my family because they are trying to  pressure us into getting married.
  I cannot accept their reasoning that it would be for the good of the child. By the time the baby is of school age, marriage will be a thing of the past anyway. When will people accept a more liberal outlook on life?
(Ms. K. O’M. )
 

5)  Two- timer
Dear Marry,
We work in the typing pool of a large London store and are very concerned for the welfare of one of our young colleagues.
  She is only 19, unmarried, and has become very friendly with a young man who works in one of the departments of the store. He pops into the typing pool to see her and  they hold hands, Whisper, and act as if we are not there. We know that he is engaged to a girl who lives near him.
 We fell for the protection of the girl, that we should complain to the general manager. But we wouldn’t like anybody to get the sack.
( Four Worried Typists)
(6)  I don’t want to be alone
Dear Mary,
I have been married for just over a year. We were lucky enough to buy a house, although we had to move away from both our families. It is very nice, but we have made very few friends. Now my husband’s job is taking him up North for six weeks and I can’t bear the thought of being on my own.
( Mrs. T. E. )
Problem page 2
So shy
This girl has lived in our neigbourhood for five years, but thought she fascinates me I have never plucked up enough courage to speak to her.
   I am also interested in a girl I see at work, and another one I meet at the bus stop. In fact there are lots of attractive girls in my vicinity. Why haven’t I enough nerve to approach them?
Hesitating

Holiday romance

Earlier this year I went with my parents to Majorca for a holiday. I was very fed up at the time and I met and fell in love with a waiter from another hotel. It’s really love and it’s changed my whole life. The trouble is that now I’m back home just writing to Pepe isn’t  enough. I want to go back to him, but I can’t on my own as I’m 16, and on my dad’s passport. Please don’t think it’s infatuation’ cos it’s not. Pepe feels the same. We’re both Catholic.
Mary ( Liverpool)

 № 13
Telephoning
You are RobinA.  You are in a hurry because you are going out in half an hour and want to wash  and dry your hair beforehand. Your phone rings.
B.  You are Francis/FrancesYou and your boy or girlfriend have just split up and you desperately need someone to talk to. You ring up your friend Robin.
You are Gene/ JeanA. You are studying for an important exam next week and are just struggled with a difficult book. When you think that you have just worked out what one chapter means the phone rings. You know you have to go back to your book quickly so as not to forget what you worked out.
You are Nick/NickyB. You have just come home from the most fantastic weekend trip you have ever had. You went to a log cabin on a lonely lake with some other students. There you did your own cooking, lots of sports and had a party every night. You are really eager to tell your friend all about it so you ring her or him up
You are RickyA. You are in the kitchen baking a cake as a surprise for your parents. Your parents will be home in two hours. The phone rings.
You are Mrs. FletcherB. You are 75 years old and have sprained your ankle. It is very difficult for you to walk. You need someone to do some shopping for you. And you really would like to tell the young man or girl who lives on the top floor in your building all about your fall. You ring him or her up.


В содержание