Основные положения стандарта начального профессионального образования
Представила: Л.П. Федосова - методист МК ПО
Дата: 13.06.02

СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.
К документам стандарта профессионального образования, утверждаемым на федеральном уровне относятся:
- основные положения стандарта профессионального образования;
- федеральный перечень профессий;
- профессиональные характеристики;
- обязательные компоненты содержания профессионального образования по конкретным профессиями и специальностям, а также по отдельным предметам общеотраслевого и межотраслевого характера;
- модель учебного плана учреждений профессионального образования;
- требования к примерной (типовой) учебно-программной документации;
- перечень и описание стандартных параметров качества профессионального образования;
- общие требования по составлению контрольных задания для проверки качества знаний и умений учащихся;
- описание и порядок проведения контрольный процедуры по проверке соответствия знаний и умений учащихся требованиям стандарта профессионального образования;
- требования к инженерно-педагогическим кадрам системы профессионального образования (определяются в рамках стандартизации высшего образования);
- образцы и статус документов, удостоверяющих профессиональное образование;
- система кодификации (обозначения) стандартов профессионального образования.

Стандарт профессионального образования включает два компонента: федеральный и региональный.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАНДАРТА

ПРОФЕССИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ)- относительно постоянный вид, трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ- конкретизация вида трудовой деятельности в рамках данной профессии или специальности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА -описательная модель профессии (специальности), определяющая ее место в народном хозяйстве, содержание трудовой деятельности, требования к профессиональной подготовке и контингенту обучаемых.

КВАЛИФИКАЦИЯ - это подготовленность индивидуума к профессиональной деятельности.

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - иерархия ступеней квалификации.

СТУПЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования. отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ - степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - реестр профессий и специальностей, подготовка по которым осуществляется в системе начального профессионального образования. Он определяет наиболее общие параметры обучения.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс или результат овладения определенными видами профессиональной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА - в широком смысле: организация обучения профессиональных кадров через различные формы получения профессионального образования; в узком смысле: ускоренная форма приобретения профессиональных навыков (ускоренная профессиональная подготовка).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН - официальный документ, отражающий объем и содержание обучения.

МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА - форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.

ПРИМЕРНЫЙ (ТИПОВОЙ) УЧЕБНЫЙ ПЛАН - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету (курсу).

ПРИМЕРНАЯ (ТИПОВАЯ) УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |