Урок развивающего обучения (русский язык) |
||||
Представила: Хаббасова А.К, методист УМК ПО Дата: 14.05.02
Мы живем в эпоху грандиозных изменений (во всех отношениях) и научно-технического прогресса. Сегодня школьник пользуется различными источниками информации (радио, телевидение, видеофильмы). Главное место должна занимать познавательная деятельность, связанная с исследовательской работой и умением видеть проблему. В традиционных учебниках, по которым работают учителя, вытравлена наука, не было и нет исследовательских изданий. Все упражнения рассчитаны на запоминание, а не на понимание. Ученик равнодушен к тому, что он изучает. В них нет заданий , позволяющих учителю привить своим питомцам способность к творчеству, поиску нового знания, выработке собственного мнения. Учебная деятельность есть организация теоретического мышления. Установка на развитие речи не означает голого практицизма, бессознательного усвоения изучаемых языковых явлений. Представленная в программах и учебниках система языка должна соответствовать психологическим закономерностям речевой деятельности. Известно, что язык возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Традиционные учебники по русскому языку для начальных классов создавались на коммуникативной основе, для них характерны минимальный объем сведений о языке и практические упражнения, в которых не предусматриваются умственные действия, обеспечивающие усвоение знаний по грамматике и правописанию. При этом аналитико-синтетическая деятельность учащихся остается на том же уровне, что и на начальном этапе его изучения. В лучшем случае у детей могут сформироваться эмпирические обобщения, связанные с лексической абстракцией, тогда как усвоение грамматики и правописания предполагает вычленение, осознавание признаков структурных элементов языка. Реформирование образования заключается в отходе от тотального образования. Вариативное обучение входит в нашу жизнь. Вот уже на протяжении нескольких лет ученые ведут работу по устранению разрыва между уровнем знаний учащихся и уровнем современной науки. Во многих школах заложен фундамент развивающего обучения, в котором ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект обучения, как учащийся. Традиционная система школьного образования при всем разнообразии ее форм подчинена задаче усвоения школьниками определенной суммы знаний, умений и навыков. Развитие учащихся в рамках такой системы выступает как одна из важнейших предпосылок успешности обучения. В начале 30-х годов выдающимся русским психологом-гуманистом Л.С. Выгодским была обоснована возможность и целесообразность обучения, непосредственно ориентированного на развитие и «ведущего его за собой», на завтрашний день, не на сегодняшний. В этой концепции ребенок рассматривается не как обучаемый индивид, не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения, как учащийся. Развитие детей в данной системе рассматривается как общее развитие личности. В системе развивающего обучения одним из дидактических принципов является принцип осознания процесса учения, который обращен как бы внутрь – на осознание самим учеником протекающего у него познания. Здесь главное внимание уделяется не запоминанию, а уяснению. А.Р, Лурия отмечал, что процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным осознанным формам речевой деятельности. Поскольку письмо есть не что иное, как кодирование устной речи, пишущий идет от звучания слова к его буквенной модели. В основе русского письма фонематический принцип: письмо по сильному звуку. Здесь главное внимание уделяется не запоминанию, а уяснению. Учеными, изучающими проблему обучения второму языку , установлено, что активное владение языком требует почти стопроцентного знания фонологии, хотя бы на 70% грамматики и 1%(или даже меньше!) словаря. Фонологический уровень является фундаментом здания структуры языка и от степени его усвоения будет полностью зависеть успешное овладение учащимися правильным произношением(чтением), грамотным письмом. Каковы главные задачи развивающего обучения? Первая задача – обеспечить умственное развитие. Главное, умственное развитие обеспечивает системный, выводной характер добываемых детьми знаний при обучении грамоте. Вторая задача развивающего обучения – не давать никаких готовых знаний, а обеспечить познавательную самостоятельность детей, вооружить их такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать. Главное средство умственных действий детей – это модели, схемы. Моделирование сделано сквозным принципом учебной работы детей, охватывающей добукварный и букварный периоды. Оно позволяет детям проводить «микроисследования» основных законов русской графики и орфографии. Постоянное применение моделей позволяет преодолеть многословие (вербализм) в обучении, делает абстрактные лингвистические понятия наглядными, обеспечивает предметно-практические действия детей со словом. Третья задача. Обязательным элементом уроков должны быть занимательные игры, игровые моменты, чтобы дети овладевали лингвистическими понятиями с их помощью. Четвертая, главная задача развивающего обучения – это формирование умений учиться, т.е. способности ребенка четко осознавать границы знаний и умений. Здесь закладываются основы учебно-познавательной мотивации: ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к поиску нового знания, от учителя он получает средства этого поиска. Возникает возможность приучать детей к учебной инициативе: задавать учителю познавательные вопросы. А ученика, умеющего спрашивать, самостоятельно ставить познавательную цель, можно приучать пользоваться культурными источниками информации: словарями, справочными наглядными пособиями, схемами, учебником. Для создания и поддержки творческой атмосферы на уроке разработана специальная техника обучения. В основе всех форм организации общеклассных и групповых дискуссий лежат действия детей, способствующие им сформулировать свою точку зрения. Для системы развивающего обучения характерен принцип познания – «от учеников». Урок ведется в виде диалога. Основа урока – общение. Между тем любое исследование (в том числе и учебное) по своей природе коллективно, оно предполагает критическое сопоставление разных позиций , результатов. Ученики наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, приучаются отвечать не учителю, а классу, выражая свое мнение: « Я думаю …Я хочу добавить. Я не согласен с ним.» Для того, чтобы организовать и поддерживать учебный диалог, направляя его в нужное русло, учитель должен владеть техникой педагогического общения. Он равноправный член этого коллектива. Это значит, что в развивающем обучении неприемлима авторитарная позиция учителя. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |