НОРМАТИВНЫЕ И ИНСТРУКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по подготовке и проведению ЕГЭ в 2003 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК обществознания В 2003 г в школах области будет проводится единый государственный экзамен по истории. В связи с этим учителям истории, осуществляющим подготовку учащихся к ЕГЭ и участвующим в его проведении необходимо ознакомится со следующими инструктивными материалами: 1. Инструкция по проведению единого гос. экзамена в 2002г.: n Инструкция по подготовке и участии выпускников общеобразовательных учреждений в едином экзамене в 2002г. n Инструкция по заполнению бланков ответов ЕГЭ. n Инструктивные материалы по проведениюЕГЭ. ( Интернет, сайт ЕГЭ).
2. Подготовку к ЕГЭ учителю истории необходимо с изучения следующих нормативно-правовых и методических материалов: n Приказ МОРФ «Об утверждении положения о проведении единого государственного экзамена» n Положение о проведении единого государственного экзамена n Постановление администрации Оренбургской области «О создании Совета при администрации области по организации подготовки и проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена» n Положение о Совете n Состав Совета n Решение Совета по организации подготовки и проведения в области эксперимента по введению ЕГЭ n Положение о проведении единого государственного экзамена в Оренбургской области в 2002г. n Калина И.И. Причины, принципы и последствия единого государственного экзамена n Мишукова Е.В «Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы». С данными нормативными документами учитель может ознакомиться в брошюре «Единый государственный экзамен: реальность и перспективы».
3. СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационной работы по истории России для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы ЕГЭ, 2003 г. Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: 1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по истории (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998 г.) 2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ МО РФ № 56 от 30.06. 1999 г.). Работа охватывает содержание курса истории России с древности до современности.
Общее число заданий в работе - 57. Работа состоит из 3 частей. Часть 1 (А) содержит 40 заданий с выбором ответа (один верный ответ из 4 предложенных). С их помощью проверяются в основном базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий. Вместе с тем в данной группе есть задания повышенного уровня сложности, включающие фрагменты исторических документов. Вес каждого задания этой группы – 1 балл. Часть 2 (В) состоит из 10 заданий с открытым кратким ответом (слово, дата, сочетание цифр). Это задания повышенного уровня сложности. Они позволяют проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Вес заданий этой группы – 1 балл. Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом. Они позволяют выявить и оценить высокий уровень подготовки учащихся. В этой части используются задания, предполагающие разные виды деятельности: С1-С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 1-2 предложений); вес каждого задания – 2 балла; С4-С7 – задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания. Задание С4 предполагает систематизацию материала, представление общей характеристики; С5 – сравнение; С6 – анализ исторической ситуации; С7 – анализ исторических версий и оценок. Вес каждого задания – 4 балл Таблица 1
Распределение заданий по содержанию Содержание материала по истории России представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) VIII – начало XVII в.; 2) XVII – XVIII вв.; 3) XIX в.; 4) 1900 – 1916; 5) 1917 – 1945 гг.; 6) 1945 – 1991 гг.; 7) 1991 – 2002 гг. Более дробное, по сравнению с предшествующими эпохами, деление истории ХХ в. принято ввиду смены государственной системы (Российская империя, советское государство, Российская Федерация), а также объема соответствующего учебного курса. Принципы отбора и расположения заданий в работе. • Отражение разных аспектов истории – экономики, социальных отношений, внутренней и внешней политики, истории материальной и духовной культуры. Это правило распространяется на каждый раздел в целом. Вместе с тем, не представляется возможным закрепить каждое задание за одним аспектом или позицией кодификатора. Например, по периоду 1900 – 1916 гг. предусматривается одно задание на проверку знания фактов (А21). Если жестко установить, что во всех вариантах экзаменационной работы это будет факт, относящийся к внутренней политике или, например, к русско-японской войне, то за пределами проверки окажется весь остальной массив фактов по данному периоду, насыщенному многими значительными событиями. • Нарастание числа заданий от ранних эпох к современности. Около половины заданий относится к истории ХХ в. Это объясняется необходимостью учитывать объем отдельных курсов (определяемый базовым учебным планом), а также особенности учебной ситуации. Так, материал по истории Древней Руси изучается в основной школе за 5-6 лет, а в старшей школе – за 2 года до выпускного экзамена, и времени на предэкзаменационное повторение практически не выделяется. • Расположение заданий в каждой части работы в хронологической последовательности (по названным выше периодам). Задания части 3 (с открытым развернутым ответом) ввиду их относительно небольшого количества – комплект из 3 заданий к одному документу и 4 задания на разные виды деятельности, не закреплены за конкретными разделами. Вместе в тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание, чтобы в совокупности задания этой части охватывали основные содержательные разделы курсов истории России. Распределение и вес заданий по основным разделам курса истории России представлены в таблице 2. Таблица 2
* В разных вариантах задания части 3 (С) относятся к разным разделам курса, но так, чтобы по этой группе заданий в целом были представлены и ранние периоды, и новейшая история России. Рамочное соотношение – половина заданий части 3 относится к разделам VIII – XIX вв., половина – к ХХ в. Распределение заданий по видам проверяемой деятельности В экзаменационной работе проверяются элементы подготовки учащихся по истории, предполагающие владение следующими знаниями и видами деятельности: 1. Знание дат, периодов наиболее значительных событий и процессов. 2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников, результатов событий). 3. Работа с источниками: 3.1. поиск информации в источнике; 3.2. суждение о принадлежности, значении источника; 3.3. характеристика позиций автора источника. 4. Описание исторических явлений, событий. 5. Анализ, объяснение: 5.1. установление последовательности исторических событий; 5.2. соотнесение единичных фактов и общих явлений; 5.3. указание характерных, существенных признаков событий и явлений; 5.4. группировка (систематизация) фактов по указанному признаку; 5.5. знание исторических понятий, терминов; 5.6. сравнение исторических событий и явлений; 5.7. объяснение причин и следствий событий. 6. Изложение и объяснение оценок исторических событий и личностей. Необходимо учитывать, что количество заданий по отдельным разделам курса варьируется от 2 до 11. Это в любом случае меньше общего перечня требований. Поэтому для отдельных разделов с учетом особенностей содержания исторического материала выбраны приоритетные знания и виды деятельности. Например, по периоду 1900 – 1916 гг. проверяется, главным образом, знание фактов и характерных признаков событий и явлений. Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено в таблице 3. Таблица 3
Задания части 3 (С1-С7) носят комплексный характер. Например, для выполнения задания С4 нужно проявить умения описания событий и систематизации фактов, С6 – умения выявить причины и следствия событий, сопоставить позиции их участников и т. д. Все эти задания требуют также знания фактов. В данной таблице задания части С представлены по ведущему виду деятельности. По дидактическим функциям задания делятся на следующие группы: - задания на воспроизведение исторической информации (пункты 1, 2, 5.3, 5.5, 5.7 в перечне элементов подготовки); - задания на применение знаний в знакомой ситуации – предлагаемом историческом контексте, поиск информации на основе имеющихся знаний (пункты 2, 3.1, 5.1, 5.4 в перечне элементов подготовки); - задание на применение знаний в новой ситуации – при анализе источников, решении проблемных задач (комплекс элементов подготовки). Соотношение числа заданий по дидактическим функциям представлено в таблице 4. Таблица 4.
В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых – в части 1(А) к наиболее сложным – в части 3 (С). Часть 1 (А) содержит задания двух уровней: 30 заданий базового уровня и 10 – повышенного уровня. Последующие части работы однородны по составу заданий: в части 2 (В) все задания – повышенного уровня, в части 3 (С) все задания – высокого уровня сложности. Распределение заданий по уровню сложности представлено в таблице 5. Таблица № 5.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 180 минут.
Предусматривается один план экзаменационной работы. План экзаменационной работы 2003 г. дается в Приложении
Вес каждого задания части 1 (А) - 1 балл Вес каждого задания части 2 (В) - 1 балл Вес заданий части 3 (С): каждое из заданий С1-С3 - 2 балла каждое из заданий С4-С7 - 4 балла Максимальный первичный балл за всю работу - 72.
Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории. На этапе проверки экзаменационных работ для проверки и оценки выполнения заданий с открытыми развернутыми ответами необходимо привлекать специалистов по истории.
К экзамену можно готовиться по учебникам истории, имеющим гриф Министерства образования РФ. Подготовку уч-ся по содержанию исторического материала, вынесенного на экзамен, учитель ведет традиционно. Целесообразно организовать повторение по сущностным вопросам содержания. Повторение следует осуществлять по темам, разделам курса истории Отечества. Учителю в начале работы самому необходимо показать образец ответа. За повторением необходимо осуществлять контроль, проводить небольшие самостоятельные работы по разделам курса в условиях приближенных к экзаменам. Это поможет не только осуществить повторение материала, но и организовать психологическую подготовку учащихся к экзамену. В этом учителю могут помочь следующие материалы: n «История. Варианы и ответы централизованного тестирования. /Пособие для подготовки к тестированию/. М.,ЦТ.МОРФ, 2001г. n «Экзаменационные вопросы и ответы. 9-11 классы». М., АСТпресс,2000г. n «Диагностические контрольные работы». Н-М С-Петербург,2000г. n «Нетрадиционные формы занятия». Новокузнецк..1999г. n «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка». М., Психолого-социальный институт, 2000г. n Учебно-тренировочные материалы для подготовкки к ЕГЭ. История. М., Интеллект-Центр, 2002г. n Единый государственный экзамен. Контрольно-измерительные материалы. История. М., Просвещение, 2002г.
ПРИМЕР. Диагностическая работа по истории.Базовый уровень. 1. Соотнесите фамилию военного деятеля и факты его биографии: 1) А.М. Василевский 2) Н.Ф.Ватутин 3) А.И Еременко 4) Г.К.Жуков 5) И.С Конев а) командующий в ходе Берлинской операции 1 Украинским фронтом б) первый зам. Верховного главнокомандующего в) командующий 1 Украинского , погиб в 1944г. г) возглавлял командование советских войск на Дальнем Востоке д) командующий Сталинградским фронтом в ходе операции «Уран» 2. Соотнесите события и даты. Определите период, в который произошли перечисленные события. 1) Берлинская битва а) 1939-1941гг. 2) Курская битва б) 1941-1943гг. 3) присоединение Бессарабии в) 1944-1945гг. 4) советско-финская война 5) освобождение Белоруссии 3. «Магнитогорск победил Рур» - какой смысл вкладывается в это выражение? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами. 4. Определите особенности начального периода Великой Отечественной войны (22 июня 1941г.-15 июля 1941г.). В чем состоят причины неудач Красной Армии в начальный период воины? 5. Каковы основные итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны? Объясните, какое значение они имеют для понимания актуальных проблем современности. В чем состоит всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?
ПРИМЕР. Диагностическая контрольная работа по истории. Повышенный уровень. 1. План контрнаступления советских войск под Сталинградом имел кодовое наименование: 1) «Тайфун» 2) «Цитадель» 3) «Уран» 2. Приведите в соответствие события и даты 1) 10.07.41-10.09.41 а) оборонительный этап битвы за Москву 2) 30.10.41-04.07.42 б) наступательный этап битвы за Москву 3) 30.09.41-05.12.41 в) Смоленское сражение 4) 05.08.41-16.10.41 г) оборона Одессы 5) 05.12.41-08.01.42 д) оборона Севастополя 3. Какие меры предприняло Советское правительство для подготовки воины с Германией? 4. Историческое значение 22 съезда КПСС. 5. Образ эпохи 50-60 годов глазами современников и историков.
Особое внимание учитель должен уделить подготовке уч- ся к работе с КИМами. Работая с любыми материалами учитель должен помнить, что его главной задачей на данном этапе является не столько контроль за знаниями уч-ся сколько отработка алгаритма выполнения уч-ся кимов. Учащимся необходимо дать инструкцию по работе с различными частями экзаменационной работы, которая может быть следующей: « Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа (часть А). Отвечайте только после того, как поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Задания выполняйте в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает затруднение, пропустите его. К нему можно вернуться, если останется время. Проводя инструкцию уч-ся по работе части А, можно организовать выполнение тестов на время (1-2 мин. на тест. БУ). Подготавливая уч-ся к работе со второй частью (В), необходимо, чтобы они усвоили: задания В1-В10 требуют ответа в веде одного-двух слов или сочетания цифр, которые записываются в специальных строчках в бланке ответов. В заданиях В1,В4,В7,В9 нужно установить соответствие между названиями и именами. Ответ следует записывать в виде последовательности: буква и соответствующая ей цифра. Все задания В2, требующего расположить исторические события в хронологическом порядке, в бланк ответов записываетсч последовательность номеров, которыми обозначены события. Самое главное внимание и основная работа должна осуществляття по 3 части КИМов. Учителю необходимо сформировать алгоритм работы по блоку С (С1-С5, С6-С7). Задания С1-С5 относытся к историческому документу. Прочтите документ и ответьте на вопросы. Запишите краткие ответы на каждый вопрос (1-2 предложения) на специальном бланке для записи ответов в свободной форме, обязательно указывая номер вопроса по которому дается ответ. Задания С6и С7 предусматривают развернутые ответы, которые нужно написать в свободной форме на специальном бланке. ПРИМЕР. Задание С7. Каковы условия ,основные черты и итоги развития СССР в 70-е годы? Ответ. 1.Условия развития: период реакции после хрущевской «оттепели», полное сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата. 2. Основные черты развития промышленности: приоритетами развития являлись топливно-энергитический и военно-промышленный комплексы, создание крупных территориальных комплексов, строительство БАМа., вывоз топливно-сырьевых материалов (главным образом нефти), соединение науки и техники путем создания научно-производственных объединений, игнорирование выдвигаемых трудовыми коллективами починов (бригадный подряд), развитие «теневой экономики». 3. Итоги развития: сохранение экстенсивного характера развития промышленности, сведение на «нет» итоги реформ 60-х годов, отставание в научно-техническом развитии от Запада, начало глубокого кризиса.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ для подготовки учащихся к работе по блоку С. 1. Расскажите о состоянии науки и культуры в СССР в 1920-1930-е гг 2. Объясните термин «шоковая терапия» в зкономике, кто и когда ее проводил в России? 3. Объяснте причины и результаты участия СССР в войне против Японии в 1945г? 4. Охарактеризуйте наиболее существенные положения Конституции РФ 1993г., касающиеся политической системы Росии. 5. Охарактеризуйте политику советской власти в 1920-егг. В отношении рабочих, крестьян, интеллигенции. 6. Объясните, в чем состояли причины распада СССР.
Задания из блока С можно давать уч-ся для домашней работы с последующим разбором вариантов ответов на уроке, обсуждая, выбирая наиболее удачные. Организуя работу с КИМами учитель должен помнить, что в течении 1-2-х месяцев он работает с уч-ся только в режиме объяснения, а не в режиме контроля!.
Рекомендуем учителю ознакомится с опытом проведения ЕГЭ в 2001-2002г. Думаем, что опыт как удачный, так и негативный поможет Вам выбрать правильное направление в работе и избежать ошибок.
ПРИЛОЖЕНИЕ План экзаменационной работы по истории
* Задания С1-С7 не закреплены за определенным разделом курса. В разных вариантах они могут относиться к разным разделам, но в целом сочетание заданий С1-С7 охватывает все основные разделы курса.
4. Демоверсия 2003года. (для просмотра демоверсии - перейдите по ссылке) Для проведения ЕГЭ подготовлены демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов по истории. Они адресованы учителям, преподавателям вузов, абитуриентам, родителям, всем, кто связан с российским образованием. Чрезвычайно важно, чтобы эти материалы были глубоко и обстоятельно изучены и, прежде всего учителями истории и, конечно, учащимися. [1] Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А - задания с выбором ответа, В - задания с кратким открытым ответом, С - задания с развернутым открытым ответом. [2] Уровни сложности: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий [3] Тип задания (обозначение в банке заданий ЕГЭ): ВО - задание с выбором ответа, КО - задание с кратким ответом, РО - задание с развернутым ответом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |