Из опыта работы учителя Чеботаревской средней школы Кувандыкского района А.К.Буранбаева

Представила: Шарикова Н.И.
Дата: 18.09.2002 г.

Сегодняшний подход к изучению истории Отечества предусматривает обязательное присутствие регионального компонента в учебной деятельности учителя. Это побуждает многих учителей широко использовать использовать на уроках истории и во внекласной работе краеведческий материал. Краеведение занимает одно из центральных мест и в работе учителя Чеботаревской средней школы Кувандыкского р-она А.К.Буранбаева. Учитель считает, что краеведение позволяет сформировать устойчивый интерес у учащихся к истории, уважение к историческому прошлому. 6 лет назад по инициативе учителя был создан краеведческий кружок. Под руководством учителя ребята проводили активную поисковую работу. В походах, экспедициях учащиеся собирали предметы быта, орудия труда, изделия из глины и дерева, оружие времен гражданской войны. Ребята беседовали со старожилами, записывали воспоминания селян, собирали фотографии разных периодов жизни сельчан. Собранные материалы учитель обучал ребят обрабатывать, оформлять в альбомы, папки, стенды, именно они и положили начало школьному музею.

Школьный музей, рассказывающий об истории кувандыкского края был торжественно открыт в апреле 1999г. Организовывая музей в школе учитель преследовал целью реализацию познавательных потребностей школьников в сфере краеведения, развитие познавательной активности через участие в поисковой работе.

По мнению учителя задачами школьного музея должны быть: привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения исторической памяти, формирование интереса к событиям в жизни школы, села, страны. Воспитание у учащихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего села, района.

Работой музея и кружка руководит Совет музея, председателем которого является учитель. В совет входят учащиеся, отвечающие за оформление выставок и ведение документации, фотограф и пресс-центр, который выпускает газету 'Мой край', поисковая группа, по мере того как увеличивалось количество экспонатов в музее появились свои экскурсоводы.

Ребята из Совета музея проводят экскурсии для учеников школы и ее гостей, выступают с лекциями на классных часах. Помогает музей в реализации образовательных программ. Так например, краеведческий материал музея используется на уроках географии при изучении тем: 'Рельеф', 'Население'. Творчество земляка А.И.Григорьева с большим интересом изучается на уроках литературы; на уроках ИЗО и пользуются  для натуры старинные самовары, кувшины и другие предметы обихода жителей села, представленные в музее. В музее много сведений собрано об участниках гражданской и Вов - жителях сел. В музее есть письма, фотографии, грамоты, похоронки и т.п. Эти материалы позволяют учителю истории сделать уроки по теме 'Великая Отечественная война'  особенно образными и запоминающимися. В музее созданы экспозиции: «История заселения Кувандыкского района, сел Чеботарево, Бурангулово», «Труд и быт в 19 и 20 веках, «Село в годы войны», «Трудовые династии», «Поэты и художники - наши земляки», «Учителя», «Долгожители села» и др. Существенная сторона деятельности музея и кружка - работа с исторической краеведческой литературой. Учитель считает, что учащимся необходимо научиться критически анализировать различные концепции и на их основе формировать собственную точку зрения. Учитель знакомит ребят с трудами П.И.Рычкова, изучает с ними работы видных знатоков Оренбургского края: С.И.Руденко, В.М.Черемшанского, С.С.Неустроева, В.Н.Витевского, П.Е.Матвиевского и др. краеведов.

Одной из самых интересных дел для ребят форм деятельности музея - поисково-исследовательчкие экспедиции. Они проводятся в конце учебного года в масштабах района. Так например, в июне 2000г. учителем была организована и осуществлена поисково-исследовательская водная экспедиция по реке Сакмаре. Маршрут экспедиции пролегал от первого населенного пункта - д. АКЧУРА вниз по течению Сакмары до конечного пункта - с.Юлгутла, в пределах Кувандыкского р-она. В ходе экспедиции был собран значительный краеведческий материал. Учащиеся встречались со старожилами 15 сел, записывали воспоминания очевидцев интересных событий прошлых лет.

Изучаль демографию, топонимику, экономику, делали сравнительный анализ с архивными данными о прошлом селений. Поисково-исследовательские экспедиции представляются учителю наиболее привлекательными и перспективными, так как являются итогом учебного года и дают возможность применять на практике полученные в течение года знания. Заинтересованное и уважительное    отношение местного населения к работе детей повышает а глазах ребят социальную значимость их труда, формирует нравственный стержень.

Краеведческий музей школы - активный участник районных и областных олимпиад, семинаров, передвижных выставок по краеведению, победитель районного слета «Мое отечество». В апреле 2000года ученица 10 класса Фурсова Юля стала лауреатом 8 Всероссийской краеведческой конференции «Отечество». Творческая работа «Историко-краеведческий музей Чеботаревской средней школы» получила диплом 1 степени. Видеофильм «Чеботаревской школе 30 лет» отмечен дипломом лауреата 3 степени. Ребята из музея школы принимают участие в областной олимпиаде «Рычковские чтения». Две их работы: «Поселения по Сакмкре» и «О деревнях, которые ушли из жизни» - стали победителями в номинациях» «Школьные музеи» и «Исчезнувшие села».

Ребята под руководством учителя готовятся к участию в экспедиции по реке Урал. Учитель считает, что это великолепная возможность не только увидеть своими глазами Пугачевские места, но и изучить их. Учитель планирует расширить рамки целей и задач экспедиции, включив вопросы фольклорно-этнографического направления.

На основе собранного учащимися материала вынашивается план создания программы «История Кувандыкского района».

А.К.Буранбаев считает, что углубленное знакомство школьников с родным краем, деятельностью замечательных людей оказывает влияние  на формирование их жизненных идеалов. Прикосновение к подвигу усиливает чувство любви к Родине и своему народу, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |