Обучение проектной деятельности учащихся при изучении обществознания
/Методические рекомендации в помощь учителям обществознания/
Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории обществознания
Дата: 01.12.03

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к дамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности.Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Что такое метод проектов

Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны по­иться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания,автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, эко­номических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Проекты под названием “Метод про­блем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподава­тельскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского фи­лософа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на актив­ной основе, через практическую дея­тельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах аме­риканских педагогов У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались органи­зовать не просто активную познава­тельную деятельность учащихся, а дея­тельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считав­ших, что он, обеспечив развитие иници­ативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать не­посредственной связи между приобре­тением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Бо­лее того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна­тьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы уче­бы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, система­тическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось ра­ботой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать негра­мотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неуди­вительно, что уровень общеобразова­тельной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универ­сализация метода проектов была осуж­дена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

За рубежом (в США, Великобрита­нии, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гер­мании, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приоб­рел большую популярность за счет ра­ционального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отноше­ний между учителем и учениками, по­иском активных форм познавательной деятельности школьников.

Следует различать широкое толко­вание проекта как понятия и конкрет­ную образовательную технологию — “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это совокупность опре­деленных действий, документов, пред­варительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систе­му приемов и способов овладения определенными практическими или тео­ретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы го­ворим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидакти­ческой цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под мето­дом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют уча­щимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоя­тельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Не следует забывать и о том, что про­ектная деятельность школьников отли­чается рядом признаков от учебно-ис­следовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое иссле­дование проблемы и разработку конкрет­ного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-иссле­довательской деятельности главным ито­гом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис­полнителей, на завершающем этапе дея­тельности предполагает рефлексию сов­местной работы, анализ полноты, глуби­ны, информационного обеспечения, твор­ческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей су­ти и нацелена на то, чтобы получать но­вые знания, а цель проектирования — выйти за рамки исключительно иссле­дования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи­зованной учебной среде.

Для современной школы актуальны­ми являются две разновидности проек­тирования. Педагогическое проектиро­вание как процесс преобразования об­разовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социаль­ных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод про­ектов) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.


Рассмотрим возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.

В 1999 г. в московской школе № 207 начала работу первая проектная группа, разрабатывавшая тему “Мир с высоты моих 16”.

В 2001 г. эстафету под­хватила вторая группа старшеклассников, обратившаяся к теме с не менее публицистическим названием “Легко ли быть молодым?”.

Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется экспери­мент, а главное, формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научно­го знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым ша­гом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной груп­пы. Показав актуальность и привлека­тельность погружения в данную об­ласть исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках — участниках проектной группы — партнеров и единомышлен­ников, ибо основной принцип техноло­гии проектного обучения — это сотруд­ничество и сотворчество.

На первую встречу, как правило, приходят многие — почти все учащие­ся 10 классов. Они еще не знают, зачем пришли, ими руководят интерес и чув­ство солидарности. Особенно важно для учителя, чтобы среди пришедших оказался явный или неявный лидер ученического коллектива, так как он впоследствии может стать и лидером проектной группы. Опыт показывает, что эта встреча — самая сложная, она должна быть всесторонне продумана педагогом вплоть до проигрывания воз­можных ответов учеников на постав­ленные вопросы.

Уже на этом этапе внимание уделя­ется оформлению кабинета, в котором проводятся встречи. Можно использовать специально созданные кодопленки. На первом собрании демонстрируется пленка, отражающая цели работы над проектом и содержание первого этапа.

Цели работы над проектом:

- научить самостоятельному достиже­нию намеченной цели;

- научить предвидеть мини-пробле­мы, которые предстоит при этом ре­шить;

- сформировать умение работать с ин­формацией, находить источники, из ко­торых ее можно почерпнуть;

- сформировать умения проводить ис­следования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:

- предпроект;

- этап планирования работы над про­ектом;

- аналитический этап;

- этап обобщения;

- презентация полученных результа­тов.

Предпроект: обмен знаниями по те­ме, интересами; высказывания пожела­ний, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проек­та для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы под­групп.

Вот какие вопросы и проблемы выдвигаютя школьниками, как представляющие для них интерес, на первом собрании группы: взаимоотно­шения с родителями; дружба с разны­ми людьми; проблема употребления алкоголя и наркотиков; сексуальные отношения; религиозные и другие сек­ты; отношение общества к молоде­жи; молодежная музыка, одежда, фильмы, игры; отношение молодежи к армии.

Несложно убедиться, что названные проблемы связаны с процессом социа­лизации, т.е. с усвоением человеком знаний, норм и ценностей, позволяю­щих ему быть полноценным членом об­щества. Высказывание проблем — про­цесс шумный и довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые яв­ляются ядром предпроекта. В конце со­брания назначается точная дата следу­ющей встречи и дается конкретное за­дание — определиться, какой из пред­ложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан приоритет. На второе собрание проектной группы, как показывает опыт, приходят те учащие­ся, которые твердо решили принять участие в предложенной работе. Со­брание начинается с выбора секретаря в чьи обязанности входит ведение протокола. Главная задача этого собрания — формулирование темы проекта и распределение по подгруппам. Участ­ники первой проектной группы в результате обсуждения назвали проект “Мир с высоты моих 16”.

Вторая проектная группа назвала проект “Легко ли быть молодым?”.

Следующим шагом является рас­пределение участников на подгруппы и определение тем их работы как ком­понентов общей исследовательской темы.

Затем формулируются темы рефе­ратов. Вот какие темы избирали участни­ки второй проектной группы: “Все мы родом из детства”; “Маргиналы на стыке тысячелетий”; “Преступность несовершеннолетних”; “Роль средств массовой информации в жизни людей”; “Какая армия нам нужна?”; “Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры”.

Участники про­ектной группы получают задание: придумать эмблему проектной группы и просмотреть литературу по теме реферата, имеющуюся в библиотеке, а также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и свзанной с проблематикой работы. Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по подгруппам, а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название тем рефератов на ватмане.

Основная цель этапа планирования, который начинается с третьего собрания проектной группы, — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.

Так же, как и на первом собрании, учитель использует визуальное оформление собрания. На этот раз оно предствлено кодопленкой, отражающей содержание этапа планирования работы над проектом.

Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулироваие наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.

В ходе третьего собрания учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Именно на третьем собрании опредеются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:

Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять реферат?

Как проводить анкетирование и тести­рование?

Аналитический этап: исследова­тельская работа учащихся и самостоя­тельное получение новых знаний; уточ­нение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен инфор­мацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенны­ми консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информа­ции, Интернета.

Следует отметить, что основной за­дачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащими­ся исследования, самостоятельное по­лучение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам про­екта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности от­дельных участников. В его задачу так­же входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и по­мощь в обобщении промежуточных ре­зультатов для подведения итогов в кон­це этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются заня­тия, связанные с ознакомлением уча­щихся с алгоритмами специальных спо­собов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологи­ческого опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Ин­тернете.

На четвертом собрании групп проводится библиотечное занятие. Ос­новной его целью является знакомство уча­щихся с каталожной системой библио­теки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.

Пятое собрание посвящается обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники про­ектной группы получают задание: на­писать сложный план своего будущего реферата и составить список использу­емой литературы и других источников информации.

Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологи­ческого опроса.

Далее по ходу аналитического этапа работы проектной группы организуют­ся консультационные встречи с участ­никами подгрупп.

Седьмое собрание проектных групп предполагает подведение итогов про­деланной работы. Представители каж­дой из подгрупп отчитываются о прове­денных социологических исследовани­ях, рассказывают о том, в каком состоя­нии находится работа над рефератом. Второй, не менее важной, задачей, ко­торую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники первой проектной группы решают, что для презентации необходимы видео- и фотосюжеты по каждой из тем. Участ­ники второй проектной группы решают поставить спектакль, общее направле­ние которого должно соответствовать названию проекта.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной инфор­мации и интеграция полученных зна­ний; построение общей логической схе­мы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конферен­ций, видеофильмов, спектаклей, стенга­зет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача учителя на этом этапе — пре­доставить учащимся максимальную са­мостоятельность и помочь проявить твор­ческую активность в выборе форм пред­ставления результатов проекта; стиму­лировать формы, которые дают возмож­ность раскрыться каждому ученику.

На восьмое собрание все участники первой группы приносят свои рефера­ты. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над рефератом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп.

Целью является создание в пись­менной форме краткого по содержанию документа, включающего характерис­тику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о наме­рении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

Вот какие темы рефератов были представлены участниками подгрупп: “Политика — любимая игра человече­ства”; “Влияние религии на поведение человека”; “Преступность несовершен­нолетних”; “Современная семья — гар­мония и конфликты”.

Презентация полученных резуль­татов: осмысление полученных дан­ных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме­стная презентация участниками ре­зультатов работы надо проектом; сов­местная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презента­ции в той форме, которую выбрали уча­стники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навы­ков представления итогов своей дея­тельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызы­вают новые вопросы и побуждают уча­щихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, до­пущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя — объяснить участни­кам проектной группы основные пра­вила ведения дискуссии и делового об­щения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на реше­ние проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленый на формирование комплекса мыслительных способностей ( понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

 

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания ( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу пректа, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпритации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Литература.

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9

2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.

ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

3. Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |