Об изучении русского языка по новому учебнику «К тайнам нашего языка» для четырехлетней начальной школы М.С. Соловейчик |
||||
Составитель: зав. УМК начальные классы Агапова И.Ю. Роль предмета «русский язык» в духовном, нравственном, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка, в формировании его познавательной активности, в становлении умения читать, слушать, говорить и писать ни у кого не вызывает сомнения. Хорошо известно, что от уровня владения языком и речью во многом зависит как успешность освоения других учебных дисциплин, так и в целом умение свободно общаться в различных речевых ситуациях. Стремлением усилить влияние учебного предмета «русский язык» на процесс всестороннего развития личности маленького школьника и продиктованы те изменения в курсе, которые предложены авторами. Заново осмысливая цели и задачи курса, определяя конкретное содержание и способы организации работы, авторы стремились, с одной стороны, сберечь то лучшее, что накоплено традиционной методикой обучения русскому языку, а с другой - учесть те достижения в лингвистике, психологии и методике обучения младшего школьника, которые накоплены за последние десятилетия. Концептуальные особенности курса «К тайнам нашего языка» Для обоснования предлагаемых изменений важно хорошо осмыслить те особенности традиционной системы обучения русскому языку в начальных классах, которые сегодня воспринимаются как ее недостатки. К ним можно отнести следующие. 1. Язык является средством общения людей, он «обслуживает» общение и должен обеспечивать его эффективность, результативность. В школьном же курсе изучение языковой системы оказывается самоцелью; учащиеся изучают средство общения, не обучаясь (целенаправленно) общению с помощью этого средства. Традиционная для школы работа по развитию речи, как правило, ведется параллельно, не составляя с изучением языка достаточно органичного единства. Разрыв же между изучением языковой системы и совершенствованием речевой деятельности школьников лишает уроки русского языка необходимой мотиваци-онной основы, что, естественно, сказывается на характере уроков и отношении к ним учащихся. 2. Русский язык как предмет изучения отличается от других учебных предметов тем, что приходящие в школу дети практически им уже владеют. Это обстоятельство недостаточно учитывается в характере подачи материала школьникам, в организации его изучения. а) Ребенку предлагается характеристика языковой системы без должного акцента на том, что он многое в языке знает, только «не знает, что знает». Перемещение акцента с «не знаешь» на «знаешь» небезразлично для становления самосознания маленького человека как языковой личности, для воспитания у него уважения к языку и к себе как его носителю. б) Курс построен как описание языковой системы с представлением реестра существующих в ней средств и их характеристик. Ребенок же больше заинтересовался бы языком, если получал объяснение того, что, как и почему он делает, строя свои высказывания. Такой подход больше соответствует возрастным особенностям младшего школьника с его познавательной активностью, с еще не угасшей склонностью к «А почему?» и «Зачем?». Изучение системы языка без тенденции к объяснению реального речевого опыта человека ведет к схоластичности уроков, делает их далекими от интересов ученика. в) Ребенок, практически владеющий языковой системой родного языка, при ее осмыслении, как бы при повторном узнавании в школе, готов к значительно большей самостоятельности в осуществлении этого процесса, чем ему предлагает наша традиционная система обучения. Различные операции, связанные с наблюдениями над фактами языка, с их накоплением, анализом, сопоставлением, а иногда и классификацией, он способен выполнить сам. Следовательно, он готов сам (естественно, под руководством учителя) прийти к необходимым выводам, обобщениям, следствиям. Не использование этих резервов, безусловно, тормозит дальнейшее развитие ученика, не способствует становлению его учебной самостоятельности, инициативности, не воспитывает уважения к себе как к обучающейся личности. 3. Хорошая речь достигается не только через осознание языковой системы. Важнуюроль играет языковая интуиция человека.В той или иной мере она присуща любому носителю языка, а у ребенка, как правило, развита в немалой степени. Используется же этот резерв явно недостаточно, он не находит целенаправленного применения. Постепенно вместоразвития природной языковой интуиции, какдолжно быть, часто происходит ее угасание. 4. Одно из проявлений языковой не инициативности современных школьников - отсутствие у них (в массе) потребности и привычки самостоятельно обращаться к словарям справочникам для решения различных вопросов использования языковых средств. Наличиеже такой потребности и практической готовности - обязательный компонент" языковой культуры человека, основы которой должны закладываться на начальных этапах общего образования и служить базой для дальнейшего развития языковой компетентности школьника и в целом его познавательной активности. 5. В значительной мере следствием ряда названных причин является и тот недостаточный а) Учащиеся не понимают коммуникативной значимости правильного письма, следовательно, при освоении орфографии руководствуются не главными, а побочными мотивами, прежде всего отметкой, которую могут получить. Обучение, не направляемое содержательными мотивами, как известно, теряет в своей эффективности. б) Не обретя привычку вдумываться в значения слов, в их смысловые и грамматические связи, ученики часто не могут осознанно подойти к решению орфографических задач .Анализ детских работ убеждает: многих ошибок могло не быть, если бы учащиеся задумывались над значениями слов и их связями при выражении мысли. Так недостаточное внимание при изучении языка к его смысловой стороне, к функционированию языковых средств в речи сказывается на практических, в том числе и орфографических умениях учащихся. 6. По мнению ряда лингвистов, психологов и методистов, формирование орфографических умений школьников оказывается недостаточно эффективным еще и потому, что сложившаяся система не предусматривает необходимой понятийной основы обучения. Изучая орфографические правила как способы решения орфографических задач, учащиеся предварительно не знакомятся с понятие «орфограмма». Следовательно, они не осознают сущности главных орфографических проблем и не осваивают опознавательных признаков тех случаев письма, которые требуют применения правил, потому и оказываются неспособными эффективно использовать приобретенные знания. 7. С недостаточностью теоретической (понятийной) основы обучения связана и одна существенных причин невысокой эффективности речевой работы в начальных классах. Не зная о существовании разновидностей речи и их особенностях, о специфике различных жанров и т.д., ребенок не может учиться свободно, разумно управлять своей речевой деятельностью. Помочь ему встать на этот путь важно в самом начале школьного обучения. Осмысление названных особенностей как недостатков сложившейся системы обучения русскому языку стало возможным благодаря научным концепциям, теоретическим и теоретико-практическим разработкам, созданным в различных областях знания за последние десятилетия. Они же оказываются одновременно и научными предпосылками складывающихся возможностей для устранения этих недостатков. К числу особенно значимых для построения курса русского языка в начальных классах можно отнести следующие. В лингвистике: теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др.); концепция коммуникативной грамматики (Г. А. Золо-това, Н. К. Онипенко и др.); фонемная теория русской орфографии (М. В. Панов, С. М. Кузьмина и др.). В психологии обучения: теория развивающего обучения школы Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова (П. С. Жедек, В. А. Левин, В. В. Репкин, Г. А. Цукерман и др.); теория школьного учебника (Г. Г. Граник, С. М. Бонда-ренко, Л. А. Концевая); концепция курса русского языка Л. И. Айдаровой. В педагогике: концепция гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили. В методике обучения русскому языку: идеи коммуникативно-деятельностного подхода к обучению языку (В. И, Капинос, А. Ю. Ку-палова); теория и практика формирования речевых умений (В. И. Капинос, Т. А. Лады женская). С опорой на названные концепции, а также созданные на их основе материалы и разработан курс «К тайнам нашего языка» для четырехлетней начальной школы. Его концептуальные особенности следующие. 1. Коммуникативная направленность обучения, которая предполагает: 1) привнесение коммуникативной мотивированности в рассмотрение различных разделов и тем курса; 2) пристальное внимание к значению всех языковых единиц (и прежде всего слова), к их функции в речи; 3) усиление объяснительного (для детей)аспекта при описании системы языка; 4) обучение культуре речи и речевого поведения одновременно с изучением языка; 5) обращение при обучении созданию предложений и текстов к реальным речевым жанрам, актуальным для практики общения младших школьников; 6) обучение детей не только созданию, но и восприятию высказываний: чтению учебных текстов и слушанию собеседника.
2. Целенаправленная помощь ученику в осмыслении языка как предмета анализа и ис 3. Направленность на развитие лингвистического мышления ребенка: лингвистического отношения к слову, способности анализировать, наблюдать, сравнивать, классифицировать факты языка по различным параметрам, оценивать правильность и уместность их употребления в речи. И вместе с тем направленность на развитие языковой интуиции детей, на воспитание у них чувства слова. 4. Целенаправленная работа .над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться помощью лингвистических словарей и справочников, воспитание привычки обращаться к ним. 5. Внесение существенных изменений в .содержание и организацию орфографической работы: восполнение недостающего звена - целенаправленной работы над понятием «орфограмма» и на этой основе формирование орфографической зоркости учащихся. 6. Усиление роли знаний о речи и ее видах,о тексте и его признаках, о предложениях и их включении в текст, об особенностях .отдельных жанров и т.д. в формировании у младших школьников речевых умений. 7. Реализация всех указанных особенностей курса путем осуществления деятельностного подхода к обучению, который проявляется: а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи - к ее решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний; б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям. Средством, обеспечивающим практическую реализацию данной концепции, является учебник русского языка для четырехлетней начальной школы «К тайнам нашего языка» (авторы: М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко). Общая характеристика комплекта учебников для I-IV классов Предполагается, что учебник I класса может сменить любой из букварей, одобренных МО РФ («Букварь» Д. Б. Эльконина; «Азбуку» В. Г. Горецкого с соавт. и т.д.), если учитель, заранее взяв курс на данный учебник, в период обучения грамоте проведет целенаправленную фонетика-графическую, орфографическую и речевую подготовку. Конкретное содержание и способы предлагаемой работы подробно описываются в главе 1 методических рекомендаций к учебнику I класса. Таким образом, условием успешной работы по учебнику I класса «К тайнам нашего языка» является проведение в период обучения грамоте такой пропедевтической работы, которая к моменту перехода на учебник обеспечит: 1) наличие у первоклассников представления о речи, о ее назначении и видах, об основных правилах хорошей речи; 2) приобретение детьми опыта наблюдений над словом, предложением, текстом; 3) достаточно высокий уровень развития фонетических и графических умений; 4) наличие знаний об объективных трудностях русского письма, об «опасных местах» в словах, наличие умения их обнаруживать. Учебник для I класса является учебником-тетрадью на печатной основе. Он рассчитан на 35 уроков. Все уроки прокомментированы в методических рекомендациях. Далее о программе и учебнике I класса будет сказано подробнее. Учебный комплект для II-IV классов включает в себя: о) учебник, б) тетрадь-задачник на печатной основе в нескольких частях (с учетом учебных четвертей) как обязательное дополнение к учебнику. Без него учебник не может быть полноценно использован, поскольку в задачник выведена значительная и очень важная часть его материалов. Нумерация заданий в учебнике и задачнике единая. Любое упражнение в учебнике занимает положенное ему место. Но специальный значок после первой части задания указывает на то, что следует перейти к тетради-задачнику и выполнить задание, помещенное там под тем же номером. Использование тетради-задачника дает возможность увеличить объем учебной работы, поскольку позволяет, выполняя разнообразные действия с предложенным материалом, в том числе различные виды разбора, исправление ошибок, редактирование и т.п., избежать ненужного переписывания. Тетрадь на печатной основе потому и названа задачником, что всегда содержит задания, требующие от ребенка, не репродуктивных действий, а разрешения поставленной проблемы, решения той или иной лингвистической задачи. Однако тетрадь на печатной основе не заменяет, а лишь дополняет обычную рабочую тетрадь ученика. Учебник для любого класса включает в себя «Справочные страницы», на которых размещены: а) мини-словари различных видов (Что значит слово? Как правильно говорить? Как правильно писать?); б) памятки (Как правильно действовать?). Все материалы являются рабочими, отсылки к ним есть на страницах книги. Учебник для каждого из классов рассматривается, во-первых, как основное средство, моделирующее учебную деятельность школьников, помогающее учителю не только обеспечить освоение того или иного учебного материала, но и в целом формировать умение учиться, во-вторых, как средство организации общения на разные, р том числе и лингвистические, темы. Сказанным определяются основные особенности подачи материала в учебнике для каждого класса. 1) Все задания, вся информация обращены непосредственно к ученику. Авторы обращаются с каждым из них: советуют, подсказывают, напоминают, предлагают. Однако это не означает, что представленный в учебнике материал обязательно читает сам ученик. Конкретное реше 2) Вопросы и задания детальны, что объясняется стремлением сделать логику работы хорошо понятной не только учителю, но и ребенку, а также тем взрослым, которые с ним занимаются. 3) Мотивировать обсуждение того или иного вопроса, поставить учебную задачу ,обеспечить осознание выполняемых действий, придать воспроизведению учебного материала коммуникативную направленность помогают персонажи, введенные в учебник сI класса: дошкольник Антон и мальчик-иностранец, осваивающий русский язык. Использование этих персонажей позволяет достаточно часто' ставить учеников в «педагогическую позицию», что повышает интерес детей к работе, делает для них учебный процесс личностно более значимым. 4) 4) Решение той же задачи обеспечивается использованием привлекательного для детей дидактического материала. Это преимущественно тексты, причем не только новые, вызывающие познавательный интерес, но и хорошо знакомые с раннего детства. Например, широко используются отрывки из сказок А. Пушкина, К. Чуковского, стихи С. Маршака, С. Михалкова, многих известных современных детских писателей (Б. Заходера, Н. Носова, В. Драгунского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Э. Шима и др.). Важным компонентом учебного комплекта «К тайнам нашего языка» являются «Методические рекомендации для учителя», сопровождающие каждый из учебников. В них содержится необходимый лингвистический комментарий, объясняются отбор сведений и логика расположения материала, приводятся планирование уроков и дидактический материал для работы на слух, даются советы по организации обучения, предлагаются варианты проверочных работ. Содержание обучения русскому языку, представленное в учебниках, отражает программу курса. Общая характеристика программы курса для I-IV классов Как и традиционный, существовавший в школе многие годы, предлагаемый курс имеет практическую направленность. В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых помогает ребенку осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение ра зумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи. В целом набор используемых понятий близок к тому, который традиционно рассматривается в начальных классах. В I классе в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква». Поскольку учебником I класса начинается курс «К тайнам нашего языка», далее ему будет дана подробная характеристика. Во Н классе вся начатая работа углубляется и расширяется. В связи с повторением основных проблем русской графики рассматривается: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование разделительных знаков (предупредительных) при обозначении звука [и']. Работа над словом как морфологической единицей продолжается почти на том же уровне, что и в I классе. На новом уровне ведется изучение предложения. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием (с основными признаками), с видами предложений по цели (повествовательными, вопросительными, побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными). Важное понятие, которое вводится во II классе, - текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других; тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необх'одимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты. В этом им помогают вводимые во II классе памятки «Текст» и «Редактор». Одним из центральных направлений работы, как и в традиционной системе, во II классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый - Главные опасности письма. Как писать без ошибок? - изучается сразу после повторения в 1 -и четверти, а второй - Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова - охватывает всю 3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов. В рамках первого осуществляется обучение младших школьников «постановке орфографических задач» (П. С. Жедек), а врамках второго - обучение применению правил для их решения. На первом этапе второклассники осваивают особый вид письма - с «окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, букву на месте орфограммы пропускают. На этом же этапе второклассники начинают активно осваивать важный способ решения орфографических задач - с помощью словаря. Применению правил написания корневых орфограмм они учатся на втором этапе. Необходимость использования понятий «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменение слова» потребовало включения в программу соответствующих тем. Они объединены в раздел «Размышляем о словах». Более полным рассмотрением темы «Состав слова» завершается И класс. В III классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению, вводятся названия частей речи. Каждая из частей речи отличается своими возможностями соединения с другими словами, поэтому их рассмотрение проходит в связи с изучением словосочетания. Именно эта синтаксическая единица избрана базовой для наблюдения за «поведением» слова как части речи, для выявления особенностей грамматических классов слов. Изучение морфологии сочетается с активной лексической работой, с формированием культуры речи школьников, одновременно с чем ведется обучение созданию определенных типов текстов. С точки зрения орфографии в центре внимания находятся все традиционные вопросы, связанные с написанием слов изучаемых частей речи. В IV классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача ~ обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о правилах самого общения в устной и письменной форме, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо. Программа IV класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе. Учебником, который позволит реализовать принцип преемственности и перспективности в обучении, является: Русский язык: Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений / М. М.. Разумовская, С. И. Львова, Г. А. Богданова и др. // Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М.: Просвещение, 1995 и послед., М.: Дрофа, 1999 и послед. Пособие рекомендовано МО РФ.
Особенности программы и учебника для I класса Как уже было сказано, в I классе рассматриваются вопросы, связанные с понятиями: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква». В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). При этом, наряду со словами-названиями (в том числе и количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются слова-указатели (преимущественно местоимения) и слова-помощники, к которым отнесены не только предлоги, но и союзы (пока без их разграничения). В основу проведенного деления положен функциональный признак. Центральная задача I класса - обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, отточить их фонетические и графические умения. В отличие от традиционной программы на этом этапе вводится и широко используется простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики русского языка большое внимание уделяется не только ее нормам, но и освоению алфавита. В рамках этой темы первоклассники знакомятся с различными словарями, помещенными в учебнике (толковым, правильного произношения, правильного написания). Существенным отличием от традиционного курса является включение (начиная с периода обучения грамоте) целенаправленной работы над орфографической зоркостью первоклассников. Для этого еще в первом полугодии осуществляется знакомство учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм русского языка: безударных гласных во всех частях слова без их разграничения и парных по глухости - звонкости согласных. Формирование умения обнаруживать эти орфограммы и составляет ядро орфографической работы на данном этапе обучения, что, конечно, не исключает и освоения традиционных для I класса нескольких орфографических правил (переноса, использования большой буквы, написания ударных слогов жи-ши и др.). В связи с последним из названных орфографических вопросов заметим важное отличие от сложившейся практики: четкое разграничение ударных и безударных слогов [жы-шы]. Написание одних отрабатывается в I классе, а другие обсуждаются во II в связи с изучением безударных гласных. Учащиеся «открывают», что на месте буквы и в этих слогах сразу две орфограммы, вторая из которых жи-ши. Термин «орфограмма» в I классе не используется - пока он заменяется выражением «опасное при письме место». С тем, почему при обозначении, например, безударного гласного звука буквой есть опасность ошибиться, первоклассники знакомятся еще в период обучения грамоте. Они узнают, что этот звук, например [а], при письме может быть обозначен разными буквами - а или о, но правильная из них для слова только одна. Потому это и «опасное место», что на нем есть опасность ошибки. Однако первоклассники учатся не выбирать букву, а пока только обнаруживать «опасности письма» и правильно списывать. Используется прием списывания, разработанный П. С. Же-дек и В. В. Репкиным и реализованный в учебниках русского языка второго из названных авторов. В рамках этого приема первоклассники начинают накапливать не только орфографический опыт, но и пунктуационный - они наблюдают над знаками препинания как в конце, так и внутри предложений. Технология списывания подробно описана и прокомментирована в методических рекомендациях. Важным компонентом работы в I классе является- накопление некоторых знаний о речи и совершенствование речевой деятельности школьников. В содержании и организации работы есть существенные основные отличия от традиционного решения вопросов. 1. Еще в период обучения грамоте внимание первоклассников привлекается к тому, чтоу говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные в тот момент два главных требования к речи: быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику - составляют стержень работы над культурой речи и речевого поведения в течение всего учебного года. 2. Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, они учатся разграничивать «сухую» научно-деловую и эмоциональную, образную, художественную(раз говори о-художественную) речь. Первая для детей названа деловой, а вторая картинной ,изобразительной, так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет себе. 3. Обучаясь созданию речевых произведении, первоклассники осваивают «конкретные жанры: устное воспоминание, записку, телеграмму, поздравление; знакомятся со структурой письма и пишут свое первое письмо - учительнице. 4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают. первый опыт использования различных^ видов словарей, пока помещенных в учебнике. Понятно, что на этом этапе работа выполняется коллективно под руководством -^ учите ля. S. Важнейшим лексическим умением, формируемым в I классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и выполнять определенные действия для выяснения значений. Представим полное содержание программы I класса. Родной язык и иностранные языки. Речь: деловая и картинная (изобразительная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Правила поведения во время разговора. Оформление мыслей (предложений) при письме. Деление слов на группы: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена. Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Буквы, алфавит, его использование в словарях. Способы обозначения твердости - мягкости согласных буквами гласных и ь; способ обозначения звука [и'] буквами е, ё, ю, я, и. «Опасные при письме места», их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов собственные имена, перенос слова, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; все безударные гласные звуки, парные по звонкости - глухости согласные на конце слов и перед другими парными. Правильное письмо как важное условие понятности и вежливости речи. Устное воспоминание, записка, письмо, телеграмма, поздравление как речевые произведения, особенности их содержания, построения, используемых языковых средств. Формируемые умения. Соблюдать правила поведения во время общения (в том числе и на уроке): слушать говорящего; слушая и говоря, смотреть на собеседника, обращаться к нему по имени или имени и отчеству; не говорить о присутствующем он, она; не перебивать, а если нужно перебить, то извиниться; не разговаривать, когда жуешь; не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения. Замечать слова, значения которых неизвестны, стараться выяснять их смысл (спрашивать, обращаться к толковому словарю учебника). Распознавать деловые и картинные тексты, определять, о чем и что в них говорится, точно озаглавливать; замечать нарушения последовательности в изложении мыслей. Понимать мысль, заключенную в предложении, заканчивать ее. Выбирать из предложенных слов и их сочетаний более уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления; самостоятельно составлять их. Сжимать предложения до телеграфного сообщения и, наоборот, развертывать сообщение телеграммы до полного предложения. Создавать свои воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать их. На слух определять границы предложений, отражать их в схемах и при буквенной записи, выбирая знак в конце предложения в соответствии с его целью (зачем?) и интонацией (как?). Определять границы слов, пользоваться приемом вставки дополнительного для распознавания СЛОВ-ПОМОЩНИКОВ. Различать группы слов по их функции («работе»); ставить вопросы к словам-названиям и распознавать разновидности. Проводить полный и частичный фонетический анализ слов. Обозначать звуковой состав предлагаемых слов с помощью транскрипции (звуковых значков). Владеть нормами графики при обозначении твердости - мягкости согласных и звука [и']; обнаруживать и исправлять графические ошибки (описки). Располагать буквы и слова по алфавиту, использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника. Обнаруживать (в том числе на слух) все известные орфограммы («опасные при письме места»), находить их в любом письменном тексте, в том числе и своем. Применять при письме известные правила: оформление границ предложения и границ слов, использование большой буквы в собственных именах, перенос слов, написание ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу, Безошибочно списывать и писать текст под диктовку учителя по используемой технологии. Правильно произносить и писать слова, помещенные на справочных страницах учебника «Как правильно говорить?», «Как правильно писать?». Как уже говорилось, изучение русского языка в I классе рассчитано на 35 уроков. Представим примерное тематическое планирование этих уроков. Количество уроков Тема О даре речи, даре слова 1. Какие бывают слова? 4 2. Разные языки: родной и иностранные 1 3. Речь устная и письменная 3 4. Звуки русского языка 3
6. Буквы русского языка. Алфавит 3 7. Как работают буквы? 5 8. Что значит писать правильно? 6 9. Учимся писать записки 2 10. Как пишут письма и телеграммы? 3 11. Поздравим друг друга! 3 Всего уроков 35 О некоторых особенностях организации материала на страницах учебника I класса и способах работы 1) Начало работы по учебнику целесообразно с конца февраля. Его материал рассчитан примерно на 35 уроков, из которых 25 (8 тем) проводятся до 20-х чисел апреля и включают в себя итоговую контрольную работу, проверяющую фонетико-графические, орфографические и пунктуационные умения первоклассников. Последующие уроки (темы 9-11) предполагают использование детьми приобретенного комплекса умений в их реальной речевой деятельности. 2) В учебнике принято тематическое, а не поурочное представление материала, но возможные границы уроков в большей части тем показаны. 3)Названия многих параграфов на страницах учебника даются незавершенными. Специальное задание, предлагаемое в конце такого параграфа, должно помочь первоклассникам 4)Учебник содержит в себе элементы рабочей тетради на печатной основе, поэтому задания «вставь», «отметь», «исправь» и т.п. выполняются непосредственно в книге. При этом задания «допиши», «рядом запиши» и т.п. сопровождаются указанием соответствующего места на странице учебника: . Другой знак (...) ориентирует лишь на устное договаривание мысли. Материалы, допускающие наличие ошибок (графических, орфографических, речевых) или явно их содержащие и предполагающие исправление, даются рукописным шрифтом как записи в ученической тетради. 5) В большинстве случаев вписывания в учебник выполняются после коллективного 6) Тенденция учебника - давать лингвистическую теорию как обобщение проведенных наблюдений, как материал для проверки коллективно сделанных выводов или как ответ на нерешенный вопрос. Поэтому сообщаемые сведения не сопровождаются привычными примерами. Информация должна усваиваться не путем заучивания, а в ходе целенаправленного применения. 7) После введения правил, теоретических сведений в том же параграфе не дается много заданий для закрепления - материал «проводится» через следующие темы, т.е. формирование умений осуществляется рассредоточение. 8) Все задания, вопросы обращены непосредственно к ученику, к каждому мальчикуи девочке, поэтому, естественно, авторам не удалось уйти от родовых окончаний глаголов. При первой же встрече с такими вариантами (хотел(а) бы ...) их нужно объяснить ученикам. 9) Учебник рассматривается как средство обучения детей самостоятельной работе с книгой, поэтому следует стремиться к тому ,чтобы каждый первоклассник часть заданий, сведений читал сам - это будет способствовать становлению как навыка чтения, так и в целом умения читать, т.е. умения извлекать смысл из текста. Полезно использование одновременного шепотного чтения детей. Конечно, задания, сведения могут читаться и вслух, может сообщать их и учитель. Не следует лишь допускать распространенной методической ошибки, когда учащиеся получают установку самостоятельно прочитать текст учебника, а потом или одновременно учитель просит кого-то из учеников прочитать вслух - этим перечеркивается смысл самостоятельного чтения. Когда первоклассник сам работает с заданиями учебника, он должен: а) прочитать все вопросы, задания до дидактического материала, б) выполнить их, в) выполнить группу заданий после материала. Такой последовательности действий нужно специально учить. Большое значение придается и накоплению каждым ребенком собственного опыта обращения к справочным страницам учебника, прежде всего к различным видам словарей. Конечно, значительную часть соответствующих заданий пока еще они будут выполнять в ходе коллективной, групповой работы, но определенные умения должен приобретать каждый ребенок. Перед первым обращением к любой из справочных страниц ее следует вместе с детьми рассмотреть, уточнить, на какой вопрос она отвечает, как располагаются слова, как искать нужное. При обращении к орфографическому словарю (его название не дается, так как еще не вводится термин «орфограмма») необходимо познакомить с заголовками, под которыми размещаются тематические группы слов. 10) Персонажи (дошкольник Антон и мальчик-иностранец) введены не для оживления изложения материала, а для выполнения определенных психолого-педагогических функций .Ту же роль играют и задания: «расскажи кому-то из близких ,..». Такая позиция обычно охотно принимается младшими школьниками и потому создает у них положительное отношение к выполняемым заданиям (чаще всего репродуктивного характера) и в целом повышает значимость для них приобретаемых знаний и умений. 11) Реализуемая в учебнике технология списывания предполагает выполнение детьми определенной последовательности операций, что делает процедуру письма довольно длительной. Поэтому естественно, что количество записываемых на уроке слов, предложений может быть меньше, чем при традиционном обучении. Важна еще одна деталь. Поскольку в I классе ученики еще не обучаются письму с пропуском орфограмм - а именно оно призвано «уберечь» детей от ошибок, - учебник предполагает свободные высказывания детей лишь в устной форме. Только последние темы допускают создание первоклассниками своих письменных текстов, но там предусмотрена определенная орфографическая подготовка. 12) В учебнике нет специальных заданий, целенаправленно работающих на формирование каллиграфических навыков. Однако это не означает невнимание к вопросам каллиграфии на уроках русского языка. Авторами рекомендуются не отдельные минутки чистописания (и тем более не целые уроки), практикуемые в школе, а постоянно принимаемые меры для обеспечения самоконтроля учащихся за каллиграфической стороной письма. Решению этой задачи могут служить регулярные задания такого типа: - Посмотрите на записи первоклассников ,приведенные в учебнике: правильно ли и красиво ли написаны буквы. Подчеркните (карандашом) те, в которых есть недостатки. - Проверьте, правильно ли, красиво ли у вас в тетради написаны буквы. Карандашом подчеркните те, которые не удались. На полях ручкой напишите их правильно и красиво. - Домашнее задание по чистописанию вы зададите себе сами. Для этого просмотрите записи, сделанные на уроке, и подчеркните буквы, в написании которых вам нужно потренроваться. Выпишите их на поля. Дома ... (далее формулируете вариант задания). - После выполнения домашней (классной работы отметкой оцените аккуратность, правильность и красоту своего письма. Поставьте себе карандашом. Потом сравните ваши с мои ми отметки. Подобные задания позволяют собственные! силы ребенка направить к осознанной им цели 13) Для решения различных учебных задач1 в методических рекомендациях авторы совету ют широко использовать работу первоклассников в паре, когда они могут обсудить вопросы распределить усилия при поиске слов в слов ре, проверить работу друг друга и т.д. Планируемым результатом обучения русскому языку в начальной школе по учебнику «К тайна нашего языка» можно считать не только формирование указанных в программе языковых речевых умений, но и в целом становление укрепление интереса к урокам русского язы развитие способности детей размышлять о особенностях своего языка. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |