Приводим видение Л. В. Занковым учителя начальных классов,
работающего по его методике развивающего обучения

Представила: Агапова И.Ю.

Дата: 28.11.02

1.                    Умение выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать.

2.                    Не вести ребенка за руку в решении проблемы - дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? О чем молчите?).

3.                    Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех.

4.                    Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе.

5.                    Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока.

6.                    Умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом.

7.                    Владение активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), т. к. они эффективны для развития творческого потенциала детей.

8.                    Владение нестандартными методами укрепления нервно-пси­хического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т. д.).

9.                    Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосре­доточить внимание, увлечь работой.

10.                 Умение быть равноправным партнером, избегая роли лектора.

11.                 Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать по­нять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учеб­ных успехов.

12.                 Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрос­лых.

13.                 Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств.

14.                 Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, фор­мировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга.

15.                 Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.

 

Нет традиционности и в принципах анализа урока по методике Л. В. Занкова. Методология и теоретические основы метода иссле­дования позволили учителям и ученым составить примерную схему анализа урока, отвечающую сущности процесса обучения по данной методике. Схема была составлена Г. В. Приходько на основе многолетнего изучения теоретического наследия Л. В. Занкова и личного опыта работы по его методике.

Необходимо в системе всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок - это реализация целостности, системы. Учителю при подготовке к уроку необходимо понять, что каждый урок в си­стеме занимает свое место, выполняет общефункциональные и частные задачи, направленные на развивающее обучение младших школьников.

 

Мы разработали следующую схему анализа урока.

1.                    Дидактический стержень урока - преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии.

2.                    Что делали на уроке дети, как трудилась их душа. Привлечение к работе всех.

3.                    Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей: не вести детей на «коротком поводке».

Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа.

4.                    Характер и постановка вопросов.

5.                    Как был организован поиск, совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность.

6.                    Жизнь детей на уроке:

а) Как жили познанием? (Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.)

б) В урок включен не только ум, но и чувства. Пережитые знания превращаются в убеждения.

в) Как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается.

7.                    Как шло повторение? Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания.

8.                    Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей.

9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры.

10.                 Использование предшествующего опыта детей.

11.                 Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний.

12.                 Постоянный контроль за усвоением знаний.

13.                 Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения и развития. Не принижать де­тей за неправильный ответ.

14.                 Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, раз­ вития и воспитания.

15.                 Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т. д.

 

Далее был предложен учителям тест для самопроверки их пе­дагогического уровня.

ЗАНКОВСКИЙ ЛИ Я УЧИТЕЛЬ? Условия: Прочитать каждое предложение теста и оценить себя баллами.

+ 2 балла     - если полностью согласны, полное соответствие. + 1 балл      - да, есть, но не всегда. О баллов   - сомневаюсь.

-                      2 балла     - категорически нет.

-                      1 балл      - скорее нет, чем да.

 

1.                    Я умею выдержать паузу после формулирования вопроса, что­ бы не мешать детям думать, принимать решение.

2.                    Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле сво­боды.

Свое обращение начинаю с вопроса:

-     Что скажете? Что думаете? и т. д.

3.                    Я умею организовать меру помощи, чтобы каждый имел ус­пех, смог выполнять работу относительно самостоятельно.

4.                    Я никогда не повторяю ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль.

5.                    На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно.

6.                    Я считаюсь с желаниями детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творчества даже если это не предусмотрено планом урока.

7.                    Я умею радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы, проблемы перед классом.

8.                    Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей.

9.                    Я вл.адею нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксацией, точечным массажем, пополнением энергетики из природы и т. д.).

10.                 Я Могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить, его внимание, заинтересовать учебной деятельностью.

11.                 Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором.

12.                 Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учении.

13.                 Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать свои сильные качества личности.

14.                 Я учту детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых.

15.                 Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств.

16.                 Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого.

17.                 Я стараюсь поддерживать симпатии детей друг к другу, помогать каждому найти друга.

18.                 В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства.

19.                 Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокировать идеи других, уме­ ют чужие идеи развить и обогатить.

20.                 Я не злоупотребляю оценочными методами и оценочными суждениями.

Подведение итогов. Общую сумму баллов разделить на 20, та­ким образом получив среднее арифметическое.

 

Выводы:

1) Если результат от 2 до 1,1 балла, то вы:

-                      демократичны как учитель;

-                      владеете педагогикой сотрудничества, методикой развивающего обучения;

-                      правильно понимаете и учитываете в работе индивидуальные особенности ребенка;

-                      стимулируете развитие коллектива;

- дети и учитель испытывают интерес друг к другу. НО: Подумайте, не завышена ли самооценка.

2) Если результат от 1 до 0,1 балла, то:

-                      учитель овладевает методикой развивающего обучения;

-                      по некоторым позициям сильны традиционные подходы;

- следует давать детям больше возможности к самостоятельности и творчеству.

3) Если результат от 0 до 0,9 балла, то:

-                      следует серьезно переосмыслить свое отношение к детям;

-                      вы авторитарны, высокого результата ни в обучении, ни в раз­ витии иметь не будете.

4) Если результат от -1 до -2 баллов, то:

-                      вы авторитарны, слишком опекаете детей;

-                      вам следует изучить труды по развивающему обучению, заняться педагогической техникой.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |