Приводим видение Л. В. Занковым учителя начальных классов, работающего по его методике развивающего обучения |
||||
Представила: Агапова И.Ю. Дата: 28.11.02
1. Умение выдержать паузу после формулировки вопроса – не мешать детям думать. 2. Не вести ребенка за руку в решении проблемы - дать поле свободы (Что думаете? Что скажете? О чем молчите?). 3. Умение организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех. 4. Дети имеют право задать вопрос, чувствовать себя уверенно и спокойно, высказываться по своей инициативе. 5. Считаться с желанием детей продолжить тот или иной вид работы, если у детей вдохновение, даже если это не предусмотрено планом урока. 6. Умение не бояться, а иногда и радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы и проблемы перед классом. 7. Владение активными методами и формами работы (игровая, театрализованная, тренинги), т. к. они эффективны для развития творческого потенциала детей. 8. Владение нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксация, внушение, самовнушение, массаж и т. д.). 9. Умение снять напряжение, раздражительность. Умение сосредоточить внимание, увлечь работой. 10. Умение быть равноправным партнером, избегая роли лектора. 11. Умение видеть сильные стороны каждого ученика, дать понять детям, что учитель видит их достоинства независимо от учебных успехов. 12. Учить детей анализировать поведение, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых. 13. Умение поощрять детей к свободному проявлению чувств. 14. Стремление поддерживать симпатии детей друг к другу, формировать умение видеть и ценить индивидуальность друг друга. 15. Не злоупотреблять отметками и сравнительным оцениванием.
Нет традиционности и в принципах анализа урока по методике Л. В. Занкова. Методология и теоретические основы метода исследования позволили учителям и ученым составить примерную схему анализа урока, отвечающую сущности процесса обучения по данной методике. Схема была составлена Г. В. Приходько на основе многолетнего изучения теоретического наследия Л. В. Занкова и личного опыта работы по его методике. Необходимо в системе всегда иметь в виду наличие теории. И каждый урок - это реализация целостности, системы. Учителю при подготовке к уроку необходимо понять, что каждый урок в системе занимает свое место, выполняет общефункциональные и частные задачи, направленные на развивающее обучение младших школьников.
Мы разработали следующую схему анализа урока. 1. Дидактический стержень урока - преобразующая деятельность учеников. Они наблюдают, анализируют, сопоставляют, сравнивают, группируют, проводят аналогии. 2. Что делали на уроке дети, как трудилась их душа. Привлечение к работе всех. 3. Как соединена работа над усвоением знаний с работой над развитием детей: не вести детей на «коротком поводке». Не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование была направлена работа. 4. Характер и постановка вопросов. 5. Как был организован поиск, совместный поиск. Взаимообщение, диалогичность. 6. Жизнь детей на уроке: а) Как жили познанием? (Увлеченность, одержимость знаниями, а не оценками.) б) В урок включен не только ум, но и чувства. Пережитые знания превращаются в убеждения. в) Как познание соединено с эмоциями? Эмоционально пережитое лучше усваивается. 7. Как шло повторение? Стояли ли на месте, многократно повторяя, или прибавляли каждый раз новые знания. 8. Гибкая форма урока. Работать не от плана, а от детей. 9. Высокий уровень трудности, но с соблюдением меры. 10. Использование предшествующего опыта детей. 11. Вся работа учителя направлена на осознание детьми знаний. 12. Постоянный контроль за усвоением знаний. 13. Общение детей с детьми, учителя с детьми. Характер общения влияет на процесс обучения и развития. Не принижать детей за неправильный ответ. 14. Воспитание шло косвенно, незаметно. Единство знания, раз вития и воспитания. 15. Личность учителя на уроке. Умение вызвать удивление, радость от успеха, похвалить за первые ростки самосознания и т. д.
Далее был предложен учителям тест для самопроверки их педагогического уровня. ЗАНКОВСКИЙ ЛИ Я УЧИТЕЛЬ? Условия: Прочитать каждое предложение теста и оценить себя баллами. + 2 балла - если полностью согласны, полное соответствие. + 1 балл - да, есть, но не всегда. О баллов - сомневаюсь. - 2 балла - категорически нет. - 1 балл - скорее нет, чем да.
1. Я умею выдержать паузу после формулирования вопроса, что бы не мешать детям думать, принимать решение. 2. Я не веду ребенка за руку в решении проблемы, даю поле свободы. Свое обращение начинаю с вопроса: - Что скажете? Что думаете? и т. д. 3. Я умею организовать меру помощи, чтобы каждый имел успех, смог выполнять работу относительно самостоятельно. 4. Я никогда не повторяю ответы детей, «литературно» обрабатывая их мысль. 5. На моих уроках дети имеют возможность задать вопрос, высказаться по своей инициативе, чувствуют себя спокойно и естественно. 6. Я считаюсь с желаниями детей продолжить тот или иной вид работы, если дети испытывают состояние вдохновения, творчества даже если это не предусмотрено планом урока. 7. Я умею радоваться ошибкам детей, т. к. эти ошибки ставят вопросы, проблемы перед классом. 8. Я владею активными методами и формами работы (игровыми, театрализациями, тренингами и т. д.), т. к. они активизируют мышление детей. 9. Я вл.адею нестандартными методами укрепления нервно-психического здоровья детей (релаксацией, точечным массажем, пополнением энергетики из природы и т. д.). 10. Я Могу снять раздражение, гнев, агрессию ребенка, умею переключить, его внимание, заинтересовать учебной деятельностью. 11. Я являюсь для своих детей товарищем, партнером, единомышленником в их учебных и внеклассных делах. Избегаю быть диктатором. 12. Я стараюсь понять сильные стороны личности своих детей, даю понять, что вижу их достоинства, независимо от их успехов в учении. 13. Я умею насытить школьную жизнь детей разнообразной творческой деятельностью, чтобы каждый имел возможность реализовать свои сильные качества личности. 14. Я учту детей анализировать чувства, логику поступков не только литературных героев, но и свои, своих товарищей и взрослых. 15. Я поощряю детей к интеллигентному, открытому выражению чувств. 16. Я формирую умение каждого увидеть и оценить индивидуальность каждого. 17. Я стараюсь поддерживать симпатии детей друг к другу, помогать каждому найти друга. 18. В учебной деятельности постоянно возникают ситуации, когда общение детей друг с другом идет без моего вмешательства. 19. Мои дети владеют коллективными приемами решения проблем, умеют слушать друг друга, не блокировать идеи других, уме ют чужие идеи развить и обогатить. 20. Я не злоупотребляю оценочными методами и оценочными суждениями. Подведение итогов. Общую сумму баллов разделить на 20, таким образом получив среднее арифметическое.
Выводы: 1) Если результат от 2 до 1,1 балла, то вы: - демократичны как учитель; - владеете педагогикой сотрудничества, методикой развивающего обучения; - правильно понимаете и учитываете в работе индивидуальные особенности ребенка; - стимулируете развитие коллектива; - дети и учитель испытывают интерес друг к другу. НО: Подумайте, не завышена ли самооценка. 2) Если результат от 1 до 0,1 балла, то: - учитель овладевает методикой развивающего обучения; - по некоторым позициям сильны традиционные подходы; - следует давать детям больше возможности к самостоятельности и творчеству. 3) Если результат от 0 до 0,9 балла, то: - следует серьезно переосмыслить свое отношение к детям; - вы авторитарны, высокого результата ни в обучении, ни в раз витии иметь не будете. 4) Если результат от -1 до -2 баллов, то: - вы авторитарны, слишком опекаете детей; - вам следует изучить труды по развивающему обучению, заняться педагогической техникой. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |