Развитие памяти младших школьников на уроках русского языка Федорова Валентина Михайловна, учитель начальных классов средней школы №1 г. Бузулука |
||||
Представила: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования ООИПКРО Актуальность темы определяется прежде всего необходимостью помогать ребенку запоминать, его учить и контролировать правильность запоминания. Это является одним из главных условий успешной учебной деятельности. Цель исследования: изучить уровни развития памяти у детей и разработать комплекс развивающих упражнений, направленных на увеличение объема памяти. Память у людей различается по многим параметрам : скорости, прочности, длительности, точности, объему запоминания (количественные характеристики).Но существуют качественные различия (доминирование отдельных видов памяти – зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и др.). Чаще всего встречаются с различными сочетаниями зрительной, слуховой, двигательной. Важным свойством памяти человека является ее готовность, т .е .способность быстро к месту припоминать нужную информацию. Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Чаще всего встречается смешанный тип памяти. Тип памяти зависит не только от природных особенностей нервной системы, но и воспитания. Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитываем смешанный тип памяти у детей. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация является необходимым условием развития памяти. Опыт показал, что любые виды деятельности направлены на обучение учащихся, при изменении цели легко преобразуются в развивающие. Например, материал, предназначенный для выборочного диктанта, обращается в средство для развития избирательной памяти, слуховые диктанты - в средство для развития приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала. Зрительные диктанты – на развитие точности запоминания. Правило, заученное коллективно, являлось результатом проведенного анализа и синтеза. Широко использовались в школьной практике опорные схемы по темам, которые позволяли припоминать, а потом воспроизводить. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |