Повышение уровня развития навыков чтения, путем использования нового подхода в системе оценивания учебных достижений учащихся ИПМ Берг Л.Ф., учителя начальных классов школы №11 г. Орска |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составила: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования Проблемой начального образования на современном этапе является недостаточная степень развития устной и письменной речи учащихся, хотя этот вопрос хорошо разработан в теоретическом плане, в частности такими крупными учеными, как С.Выготский, А. Леонтьев, Л.В.Занков и другими. В частности, в своих трудах они писали о том, что объективно существует связь, объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью. Педагогической практикой проверены положения психологов о значении работы по развитию речи для развития мышления и работы по развитию мышления для развития речи. Известно огромное значение упражнений в связной устной речи для овладения навыками письменной речи и роль устных высказываний на этапе подготовки к письменным изложениям и сочинениям. Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речью, разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение, ответ и т.д.), типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, в процессе речи используются мимика и жесты. К первому классу ребенок достаточно овладевает устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Письменная форма монологической речи, наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная. Построение фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка и т.п. Мотивация речи. Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Занков Л.В.: «Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства». Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересам к той работе, которую предлагает учитель. В основе высказывание ребенка должно лежать его желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и перечитанном. Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми, в процессе которого высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развернутое сообщение. Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то, и другое. На начальном этапе обучения, когда навыки письменной речи учащихся еще только начинают формироваться, проявить свои мысли и чувства, обнаружить свою наблюдательность, свои знания и интересы дети могут только в устной речи. Чтобы дети говорили живо, хорошо, эмоционально, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика. Для этого необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (пишет). Полноценное и эффективное развитие речи невозможно без развития навыков и умений чтения. Много лет работая над своей проблемой, я поняла- срочно нужно перестраиваться, ведь овладение навыками и умениями чтения является условием овладения любыми предметами, входящими в содержание, как среднего, так и высшего образования, а также полноценной профессиональной и учебной деятельности в последующий период. Научить читать- не самоцель, важно добиться овладения навыками и умениями ориентировки в тексте. Здесь, прежде всего, актуальны умения адекватного восприятия текста, важна систематизация знаний о родном языке, чтобы обеспечить ориентировку в системе родного языка, необходимую для формирования продуктивных и рецептивных навыков и умений. Для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке. Нужно раскрыть для учащихся воспитательный потенциал родного языка, его неразрывную связь с историей, духовной культурой и менталитетом народа. Хочется видеть, как ребята получают наслаждение от художественного слова. А это возможно только в том случае, если ученик на уроке постоянно думает и чувствует. И делает выводы. На развитие навыков чтения сдерживает существующая 5-бальная система оценивания учебных достижений учащихся, поэтому педагог обратил свое внимание на проблему повышения уровня развития навыков чтения, путем использования нового подхода в системе оценивания учебных достижений учащихся. Цель исследования: изучить и обработать текущий контроль и оценку, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формирования навыков чтения. Задачи исследования: 1. Изучить систему оценивания учебных достижений школьников. 2. Проверить эффективность системы. 3. Изучить сопутствующие факторы, влияющие на развитие навыков чтения. Объект исследования: процесс обучения по развитию навыков чтения: Предмет исследования: развитие навыков чтения, путем использования нового подхода в системе оценивания учебных достижений учащихся. Методологическую основу исследования составляют законы развития мыслительной и речевой деятельности (волевые качества личности, ее ощущения, восприятие, внимание, воображение ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы установки). Гипотеза исследования: успешность развития навыков чтения зависит от изменений в оценивании учебных достижений учащихся и от развития всех составляющих речевую деятельность учащихся. Основным методом исследования является педагогический эксперимент (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный), в процессе которого используется ряд дополнительных методов: изучение психолого- педагогической литературы, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Условием возникновения проблемы явилось недостаточная степень развития навыков чтения младших школьников, одной из причин которых является существующая 5-ти бальная система оценивания учебных достижений. Новизна опыта состоит в изменении подхода в системе оценивания уровня развития навыков чтения учащихся, в развитии собственного контрольно-оценочного умения школьников. Анализируя традиционную методику работы с текстом Любовь Федоровна выявила очевидные ее недостатки. Например, «трудные» (с точки зрения учителя) слова разбираются перед восприятием текста. Если обращается внимание на их многозначимость, то детей уводят от контекстуального, правильного в определенной ситуации смысла. Мы осуществляем разбор «трудных» слов именно в процессе чтения. Мы учим детей задумываться над их смыслом, искать синонимы, быть внимательным к слову. Традиционная методика предполагает первичное восприятие текста, как выразительное чтение, его учителям. Педагог при этом, как бы навязывает выбранную им интонацию, свое понимание. Вопросы по содержанию, заданные только после прочтения, не заставляют детей мыслить постоянно; более того, неясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу и т.д. По сути дела, учась по традиционной методике, дети не получают ответа на главный вопрос: что значит уметь читать текст? Формирование правильного типа читательской деятельности происходит с учетом современных технологий. Основная форма работы на нем- групповая. Каждый этап такой совместной деятельности учащихся преследует свои, совершенно определенные цели. Так, на этапе актуализации знаний ребята, посовещавшись, приходят к выводу о том, что и художник, и поэт, если они талантливы, помогут нам почувствовать описываемое им явление (например, время года). На этом этапе развивается умение чувствовать прекрасное, делиться своими ощущениями. Сверстникам бывает намного легче передать свои эмоциональные переживания каждый имеет возможность высказаться. Здесь развивается умение слушать собеседника, чувствовать его отношение к изучаемому. Ребенок пополняет гамму собственных впечатлений за счет разностороннего взгляда на вопрос. Затем выдвигается новая проблема: может ли автор, передать особенности, например, зимы, что мы ее почувствуем в любое другое время года? Вероятно, после медленного чтения и анализа текста каждый уже ответил для себя на этот вопрос. Художественное слово вызывает определенные ощущения, и отсюда заданию: без слов показать, из каких звуков складывается зимняя картинка. Цель такой работы- проанализировать глубину восприятия произведения и развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания. Подобная деятельность способствует развитию творческого мышления и потребности творчества. Высокий результат данного этапа повлияет на следующий- выразительное чтение текста, итого анализа. После этого наступает сложный этап литературоведческого анализа, уже не на уровне чувств и эмоций, как во время медленного чтения, а на более научном (сообразно возрастным особенностям) уровне. Здесь контролируется умение производить простейшую литературоведческую работу с произведением, пользоваться научной терминологией на стадии практического ее применения. Этап рефлексии дает четкий анализ степени разрешения ключевой проблемы урока, позволяет ребятам сделать самостоятельные выводы по изучаемому материалу. Наступает время обобщения результатов совместного труда (Для этого работает экспертная группа- одноклассники, которые знакомят учащихся с критериями оценок каждого их этих этапов, с итогами каждого вида деятельности. Как видно, основное на уроке- исследовательско- поисковые методы. Групповая форма работы позволяет учителю быть лишь координатором, направляя детей к самостоятельным умозаключениям. Вместе с содержательной стороной урока групповая форма работы способствует повышению положительной мотивации. В ходе внедрения собственной системы работы особое внимание обращает учитель на результаты, связанные с формированием общеучебных навыков, со становлением контрольно- оценочной деятельности школьников. Исходит из того, что в содержании проверочных заданий желательно максимально сузить круг «обязательных знаний», использовать все возможности, которые дает существующее содержание образования для реализации, прежде всего, деятельностного, а не чисто знаниевого подхода, делать акцент на общеучебные навыки (на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц; на использование справочной литературы; на понимание прочитанного, путем выявления несоответствий ими неаргументированных утверждений, установление полноты или недозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (типа: дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу). Результаты проделанной работы можно отразить в «Списке планируемых тематических результатов обучения», с которым необходимо ознакомить детей и родителей в начале изучения темы. Следующая задача продумывание, на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль за формированием необходимых умений. При этом выделенные ожидаемые результаты должны быть подразделены на более мелкие под-навыки, отражающие логику процесса обучения. Например, в навыке «Техника чтения» можно выделить: чтение слогов- слияний, чтение слогов с изученными буквами, слоговое чтение вслух отдельных слов ударение в словах, чтение коротких предложений, чтение текстов и др. Текущая оценка учебных достижений. В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыкам, на ту или иную ступеньку лесенки. Продвижение ребенка в ходе изучения темы в ряде случаев полезно отмечать в виде дроби, знаменатель, которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель- количество ошибок в данной работе. Все выше перечисленные методические подходы отмечаются от традиционных, они целесообразны, так как формируют не столько знания, умения и навыки, сколько способствуют раскрытию личности школьника, на осознание им своих возможностей, мыслей и чувств, на развитие самостоятельности и собственного контрольно- оценочного умения, на формирование положительной «Я- концепции», на умение продвигаться вперед в учебной деятельности, сравнивая себя не с другими, а с самим собой, соотнося свои прошлые результаты с сегодняшними и планируя адекватно будушие. Для оценивания достижений в развитии навыков чтения применялись следующие методы: I класс – 1-е полугодие Задание 1. Техника чтения вслух, понимание прочитанного. Назначение задания: выявить уровень чтения- технику чтения и понимание прочитанного Организация работы. 1. Задание проводится в два этапа: а) проверка техники чтения б) проверка понимания прочитанного. 2. Оба этапа проводятся одновременно и индивидуально. 3. Дети читают легкий по содержанию и составу слов текст (не более 90 слов)
Таблица анализа чтения
Название текста__________________автор____________кол-во слов_____
1. Способ чтения фиксируется (3) следующим образом: Читает по буквам- букв, по словам отрывисто- сл/обр; по слогам плавно- сл/пл, целыми словами- ц. сл. Сочетания способов чтения обозначаются при помощи знака + например, сл/пл. + ц. сл. 2. За ошибку (4) считается неправильно прочитанное слово или случай, когда ученик читает слово с помощью взрослого. Безошибочное чтение- ученик допускает 1 ошибку на 30 слов. В этой же графе отмечается характер сделанных ошибок: ударение, окончание, мягкий знак- показатель мягкости согласных и т.д. 3. В графе «6» указывается количество слов., прочитанных за 1 минуту: количество слов делится на время их прочтения. Оценка техники чтения.
4 уровень 1) Читает по слогам плавно (сл/пл) или более совершенным способом. 2) Читает без ошибок или допускает 1 ошибку на 30 слов. 3) Темп чтения 20-30 слов в минуту или выше. За основные показатели приняты способ чтения и правильность чтения.
3 уровень- в норме только два основных показателя: способ чтения и правильность чтения. 2 уровень- в норме только два показателя, один из которых или способ чтения, или правильность чтения. 1 уровень- все другие варианты
Организация проверки понимания прочитанного. 1) Самостоятельное придумывание названия к прочитанному тексту. 2) Выбор названия из нескольких данных названий, 3) Ответы на вопросы к тексту. 4) Иллюстрирование текста или разыгрывание пантомимы. Каждое следующее задание ученик выполняет только в случае невыполнения или неправильного выполнения предыдущего задания.
Оценка понимания прочитанного: 4 уровень- самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста, 3 уровень- выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных, 2 уровень- правильно отвечает на все вопросы, 1 уровень- передает понимание несловесными способами: рисунками, пантомимой. 0 уровень- прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.
I класс 2-ое полугодие Задание. Техника чтения вслух, понимание прочитанного, выразительность чтения. Требования к технике чтения: плавное, безотрывочное чтение небольших текстов. За правильное принимается чтение без ошибок и с 1 ошибкой на 35 слов. Примерный темп чтения 35-50 слов в минуту. К выразительному чтению ученик приступает только после ознакомления с содержанием текста. Оценка выразительности чтения. 4 уровень – все четыре показателя соответствуют содержанию и настроению текста: 1) Логическое ударение, 2) Паузы, 3) Темп чтения 4) Сила и тембр голоса.
3 уровень – три показателя в норме; 2 уровень- два показателя в норме; 1 уровень- один показатель в норме. Таблица анализа чтения дополняется графой № 9 «Уровень выразительности чтения».
II класс 1-е полугодие Задание. Чтение вслух, понимание прочитанного, выразительность чтения. Требования к технике чтения: за норму принимается чтение целыми словами с растягиванием по слогам трудных по структуре слов. Правильным считается чтение без ошибок и с 1 ошибкой на 45 слов. Примерный темп чтения- 45-60 слов в минуту.
II класс, 2-е полугодие Задание. Чтение вслух, понимание прочитанного, выразительное чтение, чтение про себя. Требования к технике чтения: за норму принимается плавное чтение целыми словами. Правильным считается чтение без ошибок и с 1 ошибкой на 50 слов. Примерный темп чтения 55-70 слов в минуту. Организация работы. Задание проводится фронтально. Каждому ученику предлагается любой новый, но понятный для него текст, объемом 1-1,5 страницы. Для работы необходимы простой карандаш, ручка, чистый лист бумаги. Такой же текст с пронумерованными словами находится у учителя. Заранее на доске написаны очень конкретные вопросы к содержанию этого текста, которые пока скрыты от учеников. Инструкция. «Дети, сегодня вы проверите, как вы научились читать про себя. Возьмите простой карандаш. По моему сигналу вы откроете книгу на странице______ и начнете читать про себя». Когда пройдут 2 минуты, учитель останавливает чтение, дети карандашом отмечают последнее прочитанное слово. Затем книга закрывается и откладывается. Открывается доска, и ученики начинают письменно отвечать на вопросы к тексту. Затем подписанный листок вкладывается в книгу, и все это сдается учителю. Учитель просматривает книги детей, количество прочитанных каждым ребенком слов делит на два и получается количество слов, прочитанных в одну минуту.
Оценка чтения про себя (понимание прочитанного, скорость чтения). 4 уровень – в норме 2 показателя: 1) Ученик ответил на все вопросы 2) Его скорость чтения про себя превышает чтение вслух на 10 слов и более, 3 уровень- в норме только 1-ый показатель, 2 уровень- ученик ответил на большую часть вопросов, скорость чтения ниже нормы. 1 уровень- ученик ответил на меньшую часть вопросов, скорость чтения ниже нормы. Таблица анализа чтения дополняется тремя графами: № 10 «Скорость чтения про себя», № 11 «Понимание чтения», № 12 «Уровень чтения про себя».
III класс 1-ое полугодие Задание. Чтение вслух, понимание прочитанного, выразительность чтения, чтение про себя. Требования к технике чтения вслух: за норму принимается беглое чтение целыми словами. Правильным считается чтение без ошибок и с 1 ошибкой на 60 слов. Примерный темп чтения 75-85 слов в минуту. Скорость чтения про себя не должна превышать чтение вслух минимально на 15 слов.
III класс 2-е полугодие Задание. Чтение вслух, понимание прочитанного, выразительность чтения, чтение про себя. Требования и техника чтения вслух: за норму принимается беглое чтение целыми словами. Правильным считается чтение без ошибок или с 1 ошибкой на 60 слов. Примерный темп чтения до 100 слов в минуту. Скорость чтения про себя должна превышать чтение вслух минимального на 20 слов.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что успешность развития навыков чтения зависит от изменений в оценивании учебных достижений учащихся и от развития всех составляющих речевую деятельность. Анализ полученных результатов доказали правильность изменения в подходе оценивания достижений учащихся, т.к. дали развернутую картину того, над чем предстоит работать в дальнейшем, на что нужно обратить внимание. Каковы же психологические закономерности, которые обусловили получение данных результатов. Поступив учиться, каждый ребенок уже владеет двумя первичными по времени усвоения видами речевой деятельности: слушанием (аудированием) и говорением. Именно на их основе происходит формулирование двух других письменных форм речи- чтения и письма. И если с первых же школьных шагов наладить успешное взаимодействие основных видов речевой деятельности, то этим будет заложен прочный фундамент всего речевого и языкового развития ребенка, и особенно чтения и письма. Устные формы речи выступают в качестве первоосновы чтения и письма. Посредством говорения ребенок более всего овладевает всем комплексом речедвижений, которые непременно необходимы при произнесении любого из звуков- фонем и их вариантов. Ценность речедвижений для развития речевой способности ребенка заключается в том, что между речедвижениями устанавливаются ассоциации со слуховыми ощущениями, возникающими при говорении. Все это прямым образом проецируется на формирование механизма самоконтроля и самокоррекции собственной речи ребенка. Из этого следуют два важных методических вывода. Первый состоит в том, что на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста необходимо, как можно больше внимания уделять говорению и слушанию ребенка. Второй вывод заключается в том, что устные формы речи с первых школьных шагов ребенка должны стать предметом анализа. Анализ будет направлен на установление в речи- в устном высказывании, в воспринятом на слух рассказе- отдельных предложений, в них будут выделяться отдельные слова, в словах- слоги, главные произносительные единицы речи. Напомним, что письмо, точнее- писание, теснее всего связано с чтением, читанием. Если первое- это кодирование устной речи, то второе- декодирование. Академик Бодуэн де Куртенэ показал, что произносительно- слуховые элементы в нашем сознании сливаются в грамматически значимые части слов и становятся носителями содержания, смысла. При чтении происходит обратный процесс- морфолизируются и семасиологизируются в сознании читающего графические элементы, т.е. буквы и стоящие за ними звуки, звуковые формы прочитываемых слов, разделения одного слова в предложении от другого, знаки препинания. Таким образом, можно утверждать, что успешность формирования умений и навыков чтения и письма во многом зависят от развития устной речи учащихся, от их умений подвергнуть ее анализу и, прежде всего посредством особого рода нарочитого произнесения слов. И так, прежде чем проверять навык чтения, надо приложить максимум усилий для того, чтобы это проверяемое оказалось на высоком и по возможности безошибочном уровне. Последнее достигается, если с первых же школьных шагов опереться на устные формы речи, на выработку умений их. Если к этому присоединить разные приемы, накопленные методикой чтения, то высокие результаты будут гарантированно положительными. При составлении листов рубежного контроля Любовь Федоровна использовала работы Н.В.Нечаевой «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников», « Как учить грамоте читающих и не читающих детей», Л.Н.Засориной « Развивающее чтение, как педагогическая технология», Г.К.Селевко « Современные образовательные технологии». Работа педагога предназначена для учителей начальных классов. Устойчивые результаты можно получить при выполнении методических рекомендаций автора. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |