Индивидуализация обучения через задания учебника (по учебникам системы академика Л.В.Занкова) |
||||
Составила: Агапова И.Ю., зав.УМК начального образования
Индивидуальный подход к учащимся в условиях классно-урочной системы, коллективно-разделенной учебной деятельности, общей по целям и содержанию, предъявляет особые требования к средствам обучения. Учитель начальных классов использует такие средства индивидуализации, как памятки, рабочие тетради, сборники, упражнений и т.п., повторное обращение к учебнику. В качестве общих дидактических оснований индивидуализации мы выделим: 1.характер целей и дидактических принципов обучения, 2. Характер предметного содержания учебной дисциплины и его структурной организации. Цели могут быть разного уровня по отношению к проектируемым результатам. Высокой целью должно быть формирование творческой деятельности (наблюдательности, мышления). Этими целями определяется и выбор дидактических принципов, прежде всего - принципа обучения на высоком уровне трудности, положенного в основу индивидуализации. I Первое условие индивидуальности. Через задания учебника является наличие в них поисковых элементов. II. Второе условие, направленное на успешное выполнение заданий повышенной трудности всеми учениками- это вариативность заданий по степени сложности, т.е. индивидуализация выполнения на основе учета возможностей ученика на данном этапе обучения. УЧЕБНИК включает 2 типа задач для самостоятельной работы по характеру обуславливаемой ими познавательной деятельности. ОДИН тип –это самостоятельные работы репродуктивного характера (тренировочные, воспроизводящие),в которых учащиеся оперируют имеющимися знаниями в условиях освоения заданных способов решения. ДРУГОЙ тип –это самостоятельные работы поискового характера, при выполнении которых ученики прилагают имеющиеся знания и известные способы действия к новым условиям, в том числе и для решения познавательных задач, вырабатывают новые способы действия, формирующие умственные навыки: умение сравнивать, находить общее, делать умозаключения и выводы. Ко 2 типу заданий являются задания на группировку, классификацию. Дифференцированная методика проведения заданий на группировку предполагает оказание дозированной помощи путем предъявления одного и того же по содержанию задания по 2-3 разновидностям инструкции. Дидактическим стержнем заданий является переход от начальной более сложной формулировки задания к менее сложной, т.е. снижение уровня трудности для ученика, убывание степени самостоятельности. Достигается проявление той меры самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика. В этом заключается контролирующая функция, которая нащупывает актуальный уровень развития и зону ближайшего развития. 3 разновидности инструкции позволяют всем ученикам достигнуть успешного результата в выполнении заданий на группировку и постепенно продвигаться на более высокие ступени в развитии мышления. Для сильных важен именно высокий уровень трудности, чтобы обеспечить им условия для интенсивной умственной работы, а слабые должны испытать затруднения, прежде, чем будет дана подсказка. Разный уровень заданий может служить и средством самоконтроля, если учебник предлагает проверить свое решение. Учитель же может проследить за тем, что он выполняет пока еще с помощью: принятие помощи учеником является одним из показателей его обучаемости. II Следующее дидактическое основание индивидуализации - учет характера предметного содержания и его структурной организации. УСПЕШНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ на группировку зависит: 1.от достигнутого уровня мыслительной деятельности, от умения сравнивать учебный материал, находить в нем сходство и различие; 2.от форм сравнения: а) одновременное противопоставление, когда связанные между собой или сходные понятия (правила, действия) вводятся одновременно; б) последовательное противопоставление (когда сначала вводится одно из связанных между собой понятий (правил, действий ), а другие изучаются позже после некоторого закрепления первого, но в сравнении с ним; в) отсроченное противопоставление, когда сравниваются понятия (правила, действия ), усвоенные ранее порознь. Применение двух первых приемов сравнения зависит от логики предмета и характера сопоставляемых понятий (правил, действий ),т.е. от того , можно ли их сопоставлять последовательно ; 3) от организации аналитических действий с использованием приемов сравнения по тем признакам, которые входят в понятие (правило, действие ). Все эти факторы должны учитываться при выработке умений осуществлять группировку. По сути речь идет об индивидуализации обучения при выработке важных для младших школьников учебных умений дифференцировать материал, особенно сходный в каком-нибудь отношении. Такой материал, как правило, включается в задания на группировку. Общая характеристика этого умения включает: 1) осознание самой задачи дифференцирования, расчленения; 2) наличие достаточно высокого уровня овладения аналитико-синтетическими операциями; 3) степень закрепленности учебного материала. Задания на группировку, представленные на уровне наибольшей сложности, как раз и ставят перед учащимися задачу на дифференцирование. Это очень важный пусковой механизм самостоятельного мышления. Проявление остальных слагаемых этого умения зависит от других изложенных факторов успешного выполнения заданий на группировку. Наиболее эффективен в целях успешного выполнения (особенно для слабо успевающих учащихся) прием последовательного противопоставления. Прежде изученный материал минимально закреплен, что дает возможность поставить перед учащимися задачу на дифференцирование его от вновь изучаемого, сходного. Кроме того, этот прием создает необходимые благоприятные условия для упражнения в самом дифференцировании: анализ понятий (правил, действий) по их признакам и разграничение их на этой точной основе. Такая разработка учебных заданий способствует проявлению подлинности самостоятельности учащихся в учении: при наблюдение явлений и объектов, их осмысление и обобщение, применение знаний. Познание при такой организации учебных заданий выступает как процесс постоянного взаимодействия новых знаний с уже известными, четкого ограничения тех и других, объединение их систему. Создаются условия для проявления индивидуальности, вариативности познания, развития творческого мышления. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |