Обзор материалов по единому государственному экзамену (ЕГЭ) в предметных периодических изданиях

Представила: Скрынникова О.Н., зав. УМК математики
Дата: 15.12.02

Продолжается эксперимент по введению единого государственного экзамена. В связи с этим актуальными становятся вопросы содержания контрольно-измерительных материалов, анализа результатов и их достоверности.

Цель данного обзора литературы: помочь учителям сориентироваться в множестве литературы для более качественной подготовки к введению единого государственного экзамена.

В первую часть обзора входит литература, в которой авторы рассуждают о проблеме экзаменов, анализируют результаты эксперимента, делают прогнозы.

1.      Глазков Ю.А. Единый государственный экзамен 2001 // Математика в школе. – 2002. - №4. – С.14

Введение ЕГЭ направлено на решение следующих проблем:

·   обеспечение эквивалентности государственных документов о получении среднего (полного) образования;

·   восстановление преемственности между высшим и средним образованием на этапе перехода с одной ступени на другую;

·   зачисление в вуз на основе конкурса документов, что в сочетании с введением ряда социальных и экономических мер повысит доступность качественного высшего образования для талантливой молодежи из малообеспеченных семей и отдаленной от вузовских центров местности;

·   осуществление государственного контроля качества общего образования на основе создания объективной, независимой системы оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений.

В статье также приводится один из вариантов контрольно-измерительных материалов 2001 года.

 

2.      Дорофеев Г.В. Единый государственный экзамен и тестирование // Математика в школе. – 2002. - №7. – С.63

Автор статьи отмечает, что технология формы проведения ЕГЭ – тестирование не является вполне адекватной. Специфика математики – правильно рассуждать и получать правильный ответ, а не столько получение истины, только правильного ответа. Ведь бывают случаи, когда неверное решение дает ответ, совпадающий с верным, т.е. возможны случаи: неправильное решение с правильным ответом.

В статье дается анализ заданий каждой группы: А, В и С.

Использование тестовой формы аттестации, отмечает автор, требует значительно более серьезного подхода к составлению системы экзаменационных задач, что является делом исключительно сложным, трудоемким и … дорогим.

 

3.      Неискашова Е.В. Единый государственный экзамен: за и против // Математика в школе. -  2002. - №7. – С.61

В статье делается анализ результатов первого этапа эксперимента (2000/2001 учебный год). Указываются цели введения ЕГЭ:

·   улучшение качества образования путем осуществления государственного контроля за этим самым качеством;

·   обеспечение эквивалентности государственных документов о среднем (полном) общем образовании;

·   разгрузка выпускников-абитуриентов за счет сокращения числа экзаменов;

·   обеспечение максимальной достоверности получаемых результатов, поскольку задания типов А и В будут проверяться на компьютере, а типа С – независимыми экспертами.

·   содействие справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами с помощью введения государственных именных финансовых обязательств, которые будут выдаваться в соответствии с результатами ЕГЭ.

На коллегии МО РФ «Об итогах первого этапа эксперимента по введению ЕГЭ и задачах нового этапа эксперимента» от 12.10.01  были сделаны следующие выводы:

·   эксперимент резко усилил внимание общественности к системе образования;

·   абитуриенты получили расширенные возможности для выбора учебного заведения;

·   количество медалистов осталось приблизительно на прежнем уровне, т.к. хорошо подготовленные ученики прошли ЕГЭ успешно;

·   число неудовлетворительных оценок увеличилось по сравнению с традиционной итоговой аттестацией в школе.

Итоги экзамена обсуждались и на заседании Российского Общественного Совета Развития Образования (31.01.02). Отмечалось:

· экзамен страдает неполнотой, а именно он не может выявить особо талантливых школьников;

· резко увеличилось количество отрицательных оценок качества контрольно-измерительных материалов;

· опыт проведения ЕГЭ в 2001 году был признан успешным, в 2001/2002 году в ЕГЭ участвовало большее количество регионов.

В статье приведены также итоги опроса школьников на тему: «Какова главная цель введения ЕГЭ?», « Где должны храниться ключи к заданиям ЕГЭ?», «Приведет ли ЕГЭ к снижению уровня коррупции при поступлении в вузы?», который проводился с 22.04.02 по 17.06.02 на сайте www.ege.ru.

В опросе на тему «Какова главная цель введения единого экзамена?» приняло участие 143 человека. Результаты опроса представлены в таблице:

Ответ

Кол-во ответивших (в %)

Повышение равной доступности высшего образования для всех.

16,1

Сокращение числа экзаменов (снятие стресса для выпускников)

11,2

Индивидуальный подход к финансированию высшего образования

5,6

Сокращение коррупции при приеме в вузы

18,9

Стимулирование повышения качества образования в школе путем введения объективной системы внешнего контроля.

9,8

Иной ответ

38,5

На вопрос «Где должны храниться ключи (правильные ответы) к заданиям ЕГЭ?» ответило 419 человек.

Ответ

Кол-во ответивших (в %)

Только в Федеральном центре (т.к. обеспечиваются одинаковые условия проверки для всех регионов)

25,3

В государственной экзаменационной комиссии каждого региона (в этом случае можно быстрее обработать результаты и ответить на апелляции)

24,8

И там, и там, но в регионах только после централизованной обработки (чтобы как можно скорее снять апелляции)

33,2

Только у экспертов Федерального центра или, по крайней мере, из других регионов

22,9

Иной ответ

16,7

На вопрос «Приведет ли ЕГЭ к снижению уровня коррупции при поступлении в вузы?» дали ответ 183 человека.

Ответ

Кол-во ответивших (в %)

Да, т.к. вузовские репетиторы и вузовская администрация отодвигаются от влияния на оценку

8,7

Частично, да, т.к. все-таки система ЕГЭ пока не защищена от возможности фальсификации результатов

20,2

Нет, система ЕГЭ уязвима, и уровень коррупции даже повысится, хотя и переместится из вузов в органы управления образованием

66,1

Иной ответ

4,9

 

4.      Пратусевич М.Я. Единый экзамен // Математика в школе. -  2000. - №

Автор обсуждает проблему экзаменов. Отмечает, что все понимают, что существующая система экзаменов далека от совершенства. В статье автор излагает свое видение реорганизации оценивания знаний учащихся, рассуждает о концепции построения единого экзамена.

 

Вторую группу материалов составляют различные контрольно-измерительные материалы для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

1.      Глазков Ю. и др. Единый государственный экзамен по математике // Математика. -  2002. - №6-7.

2.      Единый  государственный экзамен. Тестовые задания // Математика. -  2002. - №36, №40.

3.      Единый государственный экзамен // Математика. -  2002. - №42.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |