Обзор литературы по профильному обучению | |||
Представила: Скрынникова О.Н., зав. УМК математики Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одним из условий достижения нового качества образования является введение профильного обучения в старшей школе. Цель данного обзора литературы – помочь учителям выработать свой подход к организации обучения математике в классах различного профиля. Всю литературу по профильному обучению условно можно разделить на три большие группы. Одну группу составляет литература, где представлено тематическое планирование и контрольные работы для различных профильных классов. 1. Адамская Н. Примерное тематическое планирование для классов с углубленным изучением математики (10-11 классы) // Математика. - 2000. - №28. 2. Буравова Н.И. Профильное обучение в 9 классе //Математика в школе. –2002. - №5. 3. Носова О.Л., Фролова Т.Д. Контроль знаний на уроках геометрии в гуманитарных классах // Математика в школе. - 2001. - №6. 4. Осипова В.Л., Феоктистов Расширенное изучение алгебры и начал анализа в 10 классе // Математика в школе. – 2000. - №7. 5. Пакуш Е.В. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для классов разных профилей // Математика в школе. - 2002. - №7. 6. Пакуш Е.В. Поурочное планирование для школьных курсов разных профилей // Математика в школе. - 2002. - №6. 7. Пронина Е. Примерное тематическое планирование для классов с углубленным изучением математики (8-9 классы) // Математика. - 2000. - №28. 8. Селиков А., Зелицкая В. Примерное планирование для гуманитарных классов // Математика. - 2000. - №32. 9. Симонов А.С., Сурвило Г.С. Дидактические материалы для 8-9 классов с углубленным преподаванием математики // Математика в школе. - 2002. - №7.
Вторую группу составляет литература, в которой отображаются проблемы организации профильного обучения в средней школе. 1. Броневщук С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе. – М.: АРТИ, 2000. 2. Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах // Школа. – 2002. - №2. 3. Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - №6. 4. Дубовицкая Т. Как определить профиль обучения школьников // Народное образование. – 2000. - №6. 5. Осмоловская И.М. Дифференциация обучения: за и против // Школьные технологии. – 2001. - №6. 6. Осмоловская И.М. Нужны вариативность, гибкость и готовность удовлетворить потребности каждого ученика // Директор школы. – 2002. - №3. 7. Хабибуллин К.Я. Решение нестандартных задач – основа творческой деятельности учащихся // Школьные технологии. – 2000. - №2. 8. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1.
К третьей группе можно отнести литературу, где приводятся методические материалы для работы в профильных классах (разработки уроков, дидактические материалы). 1. Галицкий М., Терещенко Г. Задачи по алгебре // Математика. - 2002. - №10. 2. Лукошкин Г.Л., Хоркина Н.А. Начала математического анализа в классах экономического профиля // Математика в школе. - 2002. - №8. 3. Семенов А. Первые сентябрьские уроки в гуманитарных классах // Математика. - 1999. - №29. 4. Смирнова И. Методические рекомендации по изучению геометрии. Гуманитарные классы // Математика. - 2000. - №33. 5. Шестаков С. Материалы итогового повторения для классов с углубленным изучением математики // Математика. - 1999. - №16.
Осипова В.Л., Феоктистов Расширенное изучение алгебры и начал анализа в 10 классе // Математика в школе. – 2000. - №7. Предлагаемый материал предназначен для учителей математики, преподающих алгебру и начала анализа в классах с расширенным изучением математики. Программой существование таких классов не предусматривается, но на практике они часто бывают необходимы. Причины возникновения таких классов: · учеба в старшей школе не дает учащимся уверенности, что они смогут пройти испытания по математике в вуз; · не все школы могут открыть классы с углубленным изучением математики; · не все учителя имеют достаточную квалификацию для преподавания в классе с углубленным изучением предмета; · роль факультативов очень низка, т.к. ученики воспринимают их как нечто второстепенное, и пропускают эти занятия.
Воронина Г.А. Профильные классы: решение дидактических проблем в практике общеобразовательных школ // Школа. – 2001. - №6. К классам профильной дифференциации можно отнести классы, спрофилированные на вуз. Но в профильной дифференциации существует много проблем, требующих решения: · отбор содержания образования по профильным и непрофильным дисциплинам, изучаемым в профильном классе; · создание и введение в практику преподавания новых учебников, программ, пособий; · изменения в учебных планах, связанные с перераспределением часов как внутри отдельной области знаний, так и среди часов школьного компонента; · организационное обеспечение функционирования профильных классов (кадровые вопросы, взаимодействие с вузами, методическими кабинетами). В рамках данной статьи описаны некоторые дидактические подходы к отбору содержания на уровне учебного предмета в профильных классах.
Дубовицкая Т. Как определить профиль обучения школьников // Народное образование. – 2000. - №6. Многопрофильное обучение требует тщательного исследования учащихся с целью оказания им помощи в выборе наиболее подходящих профилей обучения. В данной статье предлагается набор методик для отбора учащихся в профильные классы в соответствии с психофизиологическим, психологическим, социально-психологическим уровнями способностей.
Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1. В статье обосновывается необходимость профильного обучения в старших классах и рассматриваются цели, принципы, методы и содержание профильного обучения на старшей ступени общего образования. Цели профильного обучения учащихся старших классов: · поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования; · усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы; · реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования. Для реализации этих целей организация профильного обучения должна строиться на следующих принципах: · принцип региональности; · принцип вариативности; · принцип индивидуализации, который подразумевает свободу выбора учащимся типа профильного обучения, реальную возможность смены профиля на любом этапе, самостоятельное определение целей и задач профильного обучения с учетом своих возможностей, способностей, жизненных планов. Важную роль в успешности профильного обучения играют различные условия организационного, педагогического, материального характера. Во-первых, необходим мощный диагностический блок, предоставляющий школьникам возможность не только выяснить их отношение к тому или иному виду деятельности, но и осознать степень и потенциал своего развития. Профильное образование по своей сути должно быть личностно-ориентированным. Во-вторых, практикоориентированной должна быть теория – без этого невозможна реализация концепции. Также необходимы льготы при поступлении на соответствующий профиль вуза, высокий уровень оснащения учебного процесса, необходимы учителя новой формации, отличающиеся новым профессиональным педагогическим мышлением. Чтобы обеспечить профильное обучение целесообразно создать банк педагогических средств и методов, среди которых особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Профильное обучение предполагает сокращение преподавания в классно-урочной системе. Доминирующее значение приобретают следующие методы: · самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, а также иных источников информации; · обзорные и установочные лекции; · лабораторные и практические работы; · семинары, собеседования, коллоквиумы, дискуссии; · информационная поддержка самообразования с помощью электронных банков, сети Internet; · проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; · проведение эвристических контрольных работ; · использование рейтинговых оценок. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |