Вопросы организации образовательного процесса в классах различного профиля | |||
Представлено: Скрынниковой О.Н.,зав. УМК математики
Согласно концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, одним из условий достижения нового качества образования является введение профильного обучения в старшей школе. С точки зрения обучения математике все профили в зависимости от роли, которую играет в них математика, объединяются в три направления: общеобразовательное, общенаучное и математическое. Для общеобразовательного направления (гуманитарный профиль) предлагается общий курс, специфической особенностью которого должна быть явная гуманитарная направленность, т.е. ориентация на интеллектуальное развитие человека, на знакомство с математикой как областью человеческой культуры (курс А). Этот курс может быть выбран теми учащимися, которых интересуют языки, искусство, спорт и т.д. Возможность поступления в вузы по специальностям, связанным с математикой, этим курсом не предоставляется. В классах гуманитарного профиля на первый план выдвигаются не широта математического аппарата и не скорость усвоения абстрактных понятий, а общеобразовательные умения и навыки (например, навыки алгоритмической деятельности и проведения логических рассуждений и обоснований), которые могут быть перенесены на другие предметы и профессиональную сферу. Изучение всего материала опирается на наглядно-интуитивные представления учащихся, широкое использование справочного материала; роль формальных рассуждений и доказательств существенно снижается. При изучении стереометрического материала идея обоснования всей геометрии на основе системы аксиом перестает быть превалирующей, акцент переносится на формирование пространственного воображения и умение применять полученные факты в простейших случаях. Школьники, обучающиеся по курсу А, не имеют, как правило, склонности к изучению математики, и для успешного их обучения методическое сопровождение курса должно уделять большое внимание мотивационным аспектам, вовлекая учащихся в математическую деятельность, развивая и совершенствуя их природные задатки, но, в то же время, не пытаясь доминировать в ряду учебных предметов. Поэтому, в частности, количество домашних заданий должно быть сведено к минимуму. Для преподавания этого курса рекомендуется использовать учебники: - Карп А.П., Вернер А.Л. Математика: Учебное пособие для 10 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 1999 - Карп А.П., Вернер А.Л. Математика: Учебное пособие для 11 классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 2000 В этих учебниках изучение математики ведется в рамках единого курса без традиционного деления на алгебру и геометрию. Особое внимание уделяется идейной стороне рассматриваемых вопросов, подчеркивается единство подходов и методов в разных областях математики. Преподавание курса А возможно также с использованием следующих учебников: Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1999,2000 Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 1999,2000 Смирнова И.М. Геометрия: Учебное пособие для классов гуманитарного профиля. – М.: Просвещение, 1998 – 2000 При преподавании по этим учебникам часы на изучение алгебры и геометрии рекомендуется делить в отношении 2:1, чередуя в учебном процессе изучение разделов из этих дисциплин. По окончании обучения учащиеся, изучившие курс А, сдают обязательный экзамен по математике и соответствующая оценка выставляется в аттестат. Общеобразовательный курс рассчитан на 3 урока в неделю. Общенаучное направление (социально–экономический, естественный, технический профиль) рассчитано на 5 часов в неделю. Математическое направление (физико–математический профиль) предусматривает 6 часов в неделю. Эти направления, в которых математическая подготовка носит более фундаментальный характер, предназначены для тех, кто предполагает получать в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой. Наличие внутренней мотивации позволяет задать достаточно высокий уровень изложения материала, знакомить с разнообразными математическими идеями и методами, показывать решения нестандартных прикладных и математических задач. Вместе с тем нельзя требовать от каждого ученика твердого усвоения каждого «нестандартного приема». Смысл профильного курса заключается в предоставлении каждому ученику индивидуального маршрута обучения. Преподавание в классах социально-экономического, естественного, технического, физико–математического профилей рекомендуется вести по следующим учебникам: Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 1999,2000 Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа.10-11 класс. – М.: Мнемозина, 2000 При изучении алгебры и начал анализа по этим учебникам, изучение геометрии в классах всех профилей рекомендуется осуществлять по учебнику Атанасяна Л.С. В классах социально – экономического профиля учебник Атанасяна Л.С. можно заменить учебником Смирновой И.М., а в классах физико–математического профиля – учебником геометрии Шарыгина И.Ф. Учебный комплект: Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Учебник. -М.: Мнемозина,2000; Мордкович А.Г., Денищева Л.О., Корешкова Т.А. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Задачник. – М.: Мнемозина,2000; Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 1999,2000; Александров А.Д. и др. Геометрия: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение,1998; Шарыгин И.Ф. Геометрия,10-11. – М.: Дрофа, 1999,2000 (учебник рекомендуется, в основном, для физико – математических классов); Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 10-11. – М.: Просвещение,2000 |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |