Поэтапное формирование умственных действий на уроках математики
автор:
Панарина Ирина Владимировна
учитель математики средшей школы № 2 р.ц.Плешаново Красногвардейского района
        Сущность. Усилия учителя, направленные на выявление пробелов  в  знаниях  учащихся,  их учет, а затем ликвидацию,  не  приводили к желаемому результату. Выход из создавшегося положения учитель нашел, обратившись  к теории поэтапного формирования умственных действий (Талызина Н.Ф., Гальперин ...).
        Главное в  системе обучения циклическая организация процесса обучения, позволяющего научить каждого ученика самостоятельно приобретать теоретические знания и успешно применять их на практике.
        Новизна в теоретическом использовании идей теории поэтапного формирования умственных действий в условиях сельской школы.
        Продуктивность такой системы работы в создании условий для:
        - осознания  каждым  учащимся, в том числе и 'сильным',  необходимости   владения приемами  решения  заданий обязательного уровня как условия   успешного овладения приемами решения заданий продвинутого уровня;
        - обучение каждого учащегося в зоне ближайшего развития;
        - предупреждения и снятия психологического 'срыва' перед любыми формами проверки знаний.
        Трудоемкость в структурировании учебного материала и учебного процесса, подборе разноуровневых задач и упражнений.
        Доступность. Опыт доступен любому педагогу.
        Внедрение требует разработки адаптивной системы упражнений разных уровней сложности.
        Результативность в  создании  'ситуации  успеха' на каждом уроке, отсутствия неуспевающих и повышении интереса к предмету.
Система работы учителя

        Изучение программного материала ведется по темам, при этом преподаватель не  чередует алгебру с  геометрией, считая, что в таком 'слоеном пироге' учащиеся разбираются трудно.
        По каждой теме уроки делятся на 2 блока:
        I блок - обязательный уровень
        II блок - продвинутый уровень
        На I уровне каждый ученик должен знать, КАК сделать, на II уровне - должен разбираться в том, ЧТО делать. Задания для I уровня одношаговые, для II уровня, требующие выполнения нескольких операций.
        При  работе  над каждой темой учитель значительно больше  уделяет времени элементарным упражнениям и задачам, преследуя  цель - добиться усвоения обязательного уровня каждым учеником.

        Циклическая организация процесса обучения
        1 урок - ориентировка в  новом  материале  (объяснение учителя, чтение учебника, громкая речь)
        2 урок - подконтрольное оперирование (громкая речь -> внутренняя речь)
        3 урок - снятие контроля (действия в умственном плане)
        4 урок - коррекция

        Подготовительный этап: 1 урок
        а) математический диктант
        б) качественная сомооценка
        в) проверка и исправление ошибок
        г) повторная самооценка

а) В диктанте  содержатся задания, актуализирующие изученный ранее материал, необходимый для усвоения новой  темы.  Диктант  выполняется  в тетрадях и на листах (через копировальную бумагу);
б) В младших и средних классах используется  качественная самооценка в виде 'рожиц'.  Учитель  предлагает учащимся оценить выполненную работу перед сдачей тетрадей на проверку:

не знаю,             думаю,                      все              не доволен собой,
как написал      что справился          сделал            разочарован

г) После работы над ошибками учитель предлагает провести повторную самооценку, отражающую настроение после проверки. Цель  - учить учащихся делать выводы по самооценке, стимулировать мотивы учения. Например,
- ты переоценил себя, нужно поработать, повторить правила.

  - будь уверен, ты учился старательно.

        2 урок - урок решения задач
        Цель: продолжить постепенный переход от поэтапного контроля к самоконтролю.
        Дидактическая задача:
        - важно, чтобы в ходе решения задач школьник выступал и в  роли обучаемого и в роли учителя, вслух обосновывая каждый  свой шаг теоретическими понятиями.
 

        Приемы организации деятельности учащихся:
        - учащиеся рассажены так, чтобы соседями по парте оказались приблизительно одинаково успевающие ученики; ученик, нуждающийся в помощи, сидит со среднеуспевающим, готовым прийти ему на помощь;
        - на доске записаны задания для всех учащихся;
        - учитель решает задачу с целью подготовки  учащихся к выполнению самостоятельной работы;
        - объем самостоятельной  работы определен так, чтобы она закончилась за 10-15 минут до звонка;
        - проверка работы  проводится учащимися по образцу (оценка работы в парах производится друг у друга  в среднем звене - 'рожицы', в старшем звене  - словесно - 'удовлетворительно', 'хорошо', 'неудовлетворительно'; учащиеся, работавшие в парах,  сдают  анонимные  карточки  со встретившимися затруднениями);
        - учитель предлагает учащимся алгоритм самостоятельной работы.

        Алгоритм самостоятельной работы учащихся:
        1. Задачу или  упражнение  попробуй  выполнить самостоятельно, но если не получается, обратись к соседу.
        2. Если сосед  обратился за помощью,  помоги ему найти то место в условии задачи, записи, которое поможет  ему  решить  задачу  самостоятельно.
        3. Если с задачей не справляетесь вдвоем, обратитесь за помощью к учителю.
        4. Ученик, верно  решивший задачу, должен проверить решение соседа.
        5. Если задачи, упражнения выполнены правильно, то по очереди расскажите друг другу правила,  использованные  при решении каждой из задач.

        3 урок - проверочная работа
        Структура:
        I. Актуализация основного содержания  изучаемого материала (10-15 минут). Варианты:
            а) математический диктант
            б) запись алгоритма
            в) воспроизведение опорного сигнала
        II. Подготовка к проверочной работе:
            - устное решение 2-3-х задач, аналогичных тем, что будут в проверочной работе (фронтально).
        III.  Проверочная  работа организуется на этом же уроке.  Учитель оценивает качество усвоения материала, используя формулу:
                   L
         KL = --- ,
                   P
        где KL  - коэффициент усвоения; L - правильно выполненные операции;  P - операции, предложенные для выполнения.
        При KL >/ 0,7 процесс обучения можно считать  завершенным на данном уровне усвоения, т.к. в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания.
        При KL < 0,7 учащийся в последующей деятельности совершает систематически ошибки  и  неспособен  их исправить, поэтому самостоятельный переход от одного уровня усвоения к другому невозможен без помощи учителя.
        При KL >/  0,7  до KL = 1  учащийся  может самостоятельно осуществлять переход от одного уровня к другому.

        Организация работы по второму направлению:
        - индивидуальная работа учителя с учеником;
        - работа ученика-консультанта с учеником.

        Четырехступенчатая организация дидактического  процесса дает возможности учителю видеть достижения учащихся. немаловажно и то, что при такой организации сильные ученики включены в серьезную работу по усвоению обязательной части, осознавая необходимость этой работы как основы для обучения на более высоком уровне.
        Наравне с  такой  организацией учебной деятельности учащимися используются и другие формы (уроки-бенефисы, бинарные уроки и др.).

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |