Патронат как одна из новых форм устройства детей в семью (обобщение опыта работы по организации патронатного воспитания) автор - Параскива Наталья Васильевна, директор Кирсановского детского дома. Для педагогов – специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в детских домах и школах-интернатах |
|||
Представила: Маркова С.А., зав. УМК коррекционно-развивающего обучения I. Сведения о педагоге.
Параскива Наталья Васильевна – директор Кирсановского детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.. Параскива Н.В. является работает в данной должности 5 лет. Общий педагогический стаж Натальи Васильевны составляет 29 лет, 24 из них она проработала учителем русского языка и литературы. Последние три года коллектив Кирсановского детского дома, возглавляемый Параскивой Н.В. активно работает над проблемой патронатного воспитания и считает данную форму устройства детей в семью актуальной и эффективной.
ll. Теоретическое обоснование опыта
В «Концепции предупреждения социального сиротства и развития ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отмечается, что существующая система учреждений для дете-сирот не решает в полной мере задачу по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений. Даже более того, недостаточеые контакты в социально-культурной сфере усугубляют социальную депривацию, снижают степнь готовности воспитанников к вступлению в самостоятельную жизнь. Система Российских сиротских учреждений , по мнению специалистов, является резервацией, не позволяющей детям научиться жить в сложном мире отношений, жить нормальной человеческой жизнью, быть к ней адаптированными. По мнению Розмари Мак- Крири , дети в сиротских учреждениях теряют половину своего потенциала. Сейчас уже ни для кого не секрет, что 10-20 % выпускников российских детских домов смогут стать полноценными членами общества, большая же часть обязательно вернется в госучреждения, только в новом качестве: в психиатрические лечебницы, в тюрьмы и т.д. Старая детдомовская система изжила себя. Единственная альтернатива – воспитание детей, оставшихся без попечения, и сирот в приемных семьях разных типов. Теоретическую базу данного опыта составляет «Закон Оренбургской области о патронатном воспитании.» и «Разработка и практическая апробация технологии работы службы по устройству детей на воспитание в семьи патронатных воспитателей» Бухмана Е.В. .Новизна опыта заключается в том, что форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут расти и воспитываться в семье, а не в детском учреждении; выполняет предварительный профессиональный отбор и подготовку граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью; оказывает профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка. Ведущая педагогическая идея опыта - дойти до сути окружающей действительности и изменить ее к лучшему. Только через семью, через постижение семейных ценностей ребенок может стать сыном своего Отечества, дочерью своего Рода. Цель: - помочь ребенку в настоящем, и тем самым повлиять на его будущее; - обеспечить право ребенка жить и воспитываться в семье. Достижение этой цели возможно через решение главной задачи: найти патронатную семью для ребенка, добиться того, чтобы он в ней прижился.
II. Технологические процедуры в границах данного опыта
Многие не лишены стереотипов, что коллективная работа, форма воспитания в госучреждении – наиболее эффективна. Общество боится честно разделить ответственность между «родными родителями», «исполняющими профессиональный долг» и государством. Во- вторых, созданная система государственных учреждений для детей-сирот обладает немалым консерватизмом. Главной особенностью патронатной семьи является соединение 2-ух начал: государственного (органы опеки и попечительства) и личностного семейного, которые олицетворяют собой сами патронатные воспитатели и вся инфраструктура патронатной семьи. Патронатная семья, обеспечивая индивидуальный подход, заботу, социальную адаптацию , дает ребенку то, что называется «нормальной жизнью», в то время как решение социальных и житейских проблем остается за государством. Такое «разделение труда» позволяет взять лучшее из наработанного каждой из этих сфер и свести к минимуму неизбежные издержки. При этом главная ответственность за ребенка, переданного на воспитание патронатным воспитателям, возложена на государство. Многие патронатные родители рассматривают патронатный вариант как альтернативу усыновления и опеке. С одной стороны, ребенок, живя в семье, имеет все льготы детдомовца – например, государство должно предоставить ему квартиру после совершеннолетия, с другой, патронатные родители уверены, что их не оставят наедине с проблемой, если возникнут какие-то сложности. Помогут с консультацией психолога и врача, в случае чего – защитят права ребенка в суде. Желающие взять ребенка знакомятся с детьми не сразу. Кандидатов в родители готовят несколько месяцев. С ними работают психологи, педагоги, социальные работники и педиатры. Знакомят с прошлым ребенка, обсуждают возможные трудности. Все должно быть без тайн. Люди часто думают, что берут ребенка себе, на самом деле – это чей-то ребенок. Он продолжает любить своих родных, может вернуться к ним, если захочет. При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная. С одной стороны патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу. С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи. Технология работы службы в Кирсановском детском доме была разработана на основе опыта работы детского дома №19 г. Москвы. В настоящее время она состоит из следующих этапов: - информационная компания; - телефонные переговоры; - информационная встреча; - индивидуальное интервью; - психологический тренинг; - посещение семьи; - планирование помещения ребенка в семью; - знакомство с ребенком; - заключение контракта.
III. Методический инструментарий опыта.
Определение критериев отбора патронатных воспитателей во многом зависит от целей и задач работы службы. Необходимо понять, что важнее, устроить как можно скорее, как можно большее количество детей или минимизировать риск неудачного устройства. В зависимости от целей критерии отбора могут существенно различаться. Очень важно выяснить мотивацию кандидатов в патронатные воспитатели. Исходя из имеющегося опыта, мотивы можно разделить на 3 группы: 1. желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить половозрастной состав семьи, синдром «пустого гнезда»); 2. самореализация (желание любить кого-то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы); 3. общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества и т.д.) На всех этапах подготовки патронатных воспитателей сотрудники службы решают следующие задачи: - наблюдение, оценка, отбор кандидатов; - образование и укрепление доверительных отношений с кандидатами; - информирование кандидатов о системе патронатного воспитания; - участие в профессиональной подготовке кандидатов; - помощь в принятии кандидатом осознанного решения в реальной оценке своих возможностей как патронатного воспитателя; - психологическая поддержка кандидата в процессе принятия им решения; - выполнение запроса на подбор семьи для конкретного ребенка. Идея патронатного воспитания является новой для нашей страны и нуждается в разъяснении. Поэтому работа по привлечению патронатных воспитателей начинается с доведения идей патронатного воспитания до общественного сознания. Для этого детский дом регулярно проводит информационные компании. Психологический тренинг – наиболее важная часть подготовки патронатных воспитателей. Это наиболее эффективная возможность кандидатов осознать свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Тренинг дает возможность психологически подготовиться к выполнению работы воспитателя. Тренинг состоит из 8 занятий по 3- 3,5 часов каждое. Обследование семьи – это необходимый этап подготовки, который не может быть пропущен. На этом этапе социальные работники посещают семью кандидата и наблюдают взаимодействие между членами семьи в естественной обстановке. Время, требующееся для обследования семьи от 3 до 8 часов. Основное условие при посещениях – необходимость присутствия всех членов семьи кандидата, проживающих вместе с ним, и индивидуальная беседа с каждым из них. После подписания договора начинается совместная работа с семьей и ребенком, как системой. Патронатный воспитатель становится полноправным членом коллектива детского дома. С этого момента он взаимодействует не столько со службой по устройству в семью, сколько со специалистами, работающими с его патронатным ребенком. Все эти специалисты совместно обеспечивают профессиональное сопровождение семьи. Детский социальный работник, курирующий ребенка, регулярно посещает семью. Он отслеживает выполнение индивидуального плана развития ребенка. Он поддерживает постоянный контакт с ребенком и способен выявить проблемы ребенка на ранней стадии. В случае необходимости он направляет ребенка на консультацию к детскому психологу. Детский психолог продолжает проведение плановой психологической работы с ребенком. Кроме того, в кризисных ситуациях , он оказывает экстренную помощь семье и ребенку, проводит профилактику подобных ситуаций. Социальный работник службы по устройству в семью продолжает поддерживать контакты с патронатным воспитателем для оказания ему психологической поддержки. Задачи «взрослого» социального работника – поддерживать позитивный настрой патронатного воспитателя, вовремя выявить проблемы членов семьи. В случае необходимости социальный работник направляет патронатного воспитателя на консультацию к «взрослому» психологу. Работа в команде, профессиональное сопровождение, взаимопомощь и поддержка – это явное преимущество системы патронатного воспитания перед другими формами устройства ребенка на воспитание в семью.
IV. Критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном опыте
За 6 лет работы патронатной службы г. Москвы в семьи патронатных воспитателей устроено 150 детей. В Оренбуржье пока создано 7 семей, в которых воспитываются и живут 11 детей. Разработанная модель апробируется в 12 российских регионах. В Оренбургской области до 2003 г. по этой модели работало 2 детских дома, с 1 февраля начали работу еще 2 территории. Прогнозируется сокращение детей, воспитывающихся в государственных учреждениях, и закрытие части учреждений, сократится преступность, т.к. эти дети будут социализированы и адаптированы в обществе. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут расти и воспитываться в семье, а не в детском учреждении. Экономия бюджетных средств в патронатном детском доме, по сравнению с обычным, составляет около 35%.
V. Культура освоения технологии патронатного воспитания.
Итак, одним из главных факторов, обеспечивающим устойчивые положительные результаты при освоении технологии патронатного воспитания, является наличие стремления и политической воли в регионе при самой широкой общественной поддержке устроить жизнь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таким образом, чтобы право на воспитание в семье было ими реализовано. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |