О деятельности органов Управления образованием по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса |
||||
Представила: зав. УМК КРО Маркова С.А. Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса постоянно декларируются в качестве оснований для построения педагогической практики и давно известны педагогам. И тем не менее актуализация этих идей в наши дни обусловлена установлением на общественном и государственном уровне четкой зависимости между качеством системы образования и качеством развития человека в условиях этой системы. Выделяя основные постулаты теории сопровождения такие как: необходимость системного сопровождения, его непрерывный характер, опору на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия, следует отметить, что система комплексного сопровождения образовательного процесса находится пока в стадии становления. Несмотря на это у нее уже есть общие инвариантные признаки: · общее понимание сопровождения как особого вида помощи в поиске путей разрешения актуальных противоречий ,встречающихся при организации образовательного процесса; · осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей: психологов, педагогов, коррекционных специалистов, социальных педагогов и медицинских работников; · общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана; · понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательного учреждения, · наличие базовых элементов сети: деятельности классных руководителей, учрежденческих служб сопровождения, территориальных разнопрофильных ППМС-центров, координационных и методических служб системы. Введение самого термина «сопровождение» не является результатом научно- лингвистического эксперимента, замена его классическими – помощь, поддержка или обеспечение – не в полной мере отражают суть явления, Речь идет не о любой форме помощи, тем более обеспечении, а о такой поддержке, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственность субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы. Приоритетными областями деятельности служб сопровождения являются: 1. Помощь ребенку и его семье в выборе образовательного маршрута. 2. Помощь ребенку и педагогу в преодолении проблем в обучении и воспитании. 3. Помощь ребенку в решении сложных социально- эмоциональных проблем развития. Создавая систему сопровождения, мы вливаемся в научно- педагогическое движение, смыслом которого является защита права личности на образование и развитие. В условиях крайней ограниченности ресурсного обеспечения такое развитие было бы невозможно, если бы не была доказана учеными и практиками высокая результативность системы:, которая снижает конфликтность в образовательном процессе, уменьшает отсев учащихся, возвращает детей в систему образования, оказывает помощь в разрешении сложных социальных проблем. Все это происходит лишь при наличии реального сопровождения, а не имитационного. Исходя из потребностей образовательного учреждения в психолого-педагогическом сопровождении, органы управления образованием должны координировать и обеспечивать: · укомплектованность образовательного учреждения квалифицированными педагогическими кадрами, · наличие специалистов с реальным опытом решения актуальных личностных проблем ( дети и наркотики, дети и алкоголь, детская агрессия и т. д.); · достаточный уровень развития информационных процессов в системе сопровождения; · реальное сопровождение, ориентированное на разрешение реальной проблемы вместо распространенного просвещения, направленного на повышение потенциального уровня психолого- педагогической культуры общества, · согласованность диагностического аппарата и т.д. · определенную экспериментальную свободу как одного из стимулов развития личности педагога. Очень важно с самого начала заложить правильные научные критерии оценки эффективности становления системы психолого-педагогического сопровождения. В роли таких критериев могут выступать: востребованность и признанность услуг системы со стороны общества, тенденция к росту числа позитивно решенных личностных проблем, общее снижение действия педагогических факторов риска. Эффективность психолого- педагогического сопровождения может быть определена по следующим основным интегральным показателям: 1. Удовлетворенность учащихся своим пребыванием в школе. Некоторые ученики покидают школу, не дойдя даже до девятого класса. Это происходит с ними по разным причинам. Одна из важнейших причин – избегание неудачи ( неуспеха). Педагогический процесс приносит таким ученикам неприятные эмоции. Неуспешная их деятельность во время опросов вызывает у педагога отрицательные оценки. Это формирует отрицательное отношение сверстников к этому ученику. В результате, ученик становится одинок в классе, в школе. Он ищет себе друзей вне школы. Чтобы избежать стыда во время опроса, ученик покидает школу. Удовлетворенность учеников школой не только нулевая, она отрицательная. Какой вывод из данной ситуации? Снижать уровень требований к этим ученикам нельзя – это плохой пример другим учащимся. Можно ввести систему оценивания, которая не позволит учащимся знать оценку друг друга ( тихие опросы, тесты, письменные контрольные работы и т.п.) Это позволит учащимся сохранять свое лицо, и, возможно, продлит его пребывание в школе. Другой вариант сохранить учащихся в школе – это психологическая поддержка, помощь. Третий вариант – введение эффективных педагогических технологий, позволяющих ученикам учиться эффективно, интересно. 2. Одиночество в школе. Вторым показателем эффективности психологического сопровождения является проблема одиночества. Одиночкам в школе плохо, они испытывают эмоциональную подавленность, которая может отрицательно сказываться на жизненном сценарии ребенка. 3. Уверенность детей. Третьим показателем эффективности психолого=педагогического сопровождения может стать степень сформированности позитивной адекватной Я – концепции. 4. Сотрудничество. Насколько дети обучены быть удобными в общении с другими людьми, сохраняя свою индивидуальность. Насколько дети овладели своими правами и обязанностями. Объектами психолого- педагогического сопровождения в школе являются как учащиеся, так педагоги и родители. Субъектом, главной фигурой психолого- педагогического сопровождения на уровне школы является психолог. Он сопровождает детей, педагогов и родителей. Педагог, получив психологический материал, обеспечивает им детей и родителей. Родители обеспечивают детей. Дети, получив соответствующие роли ( конфликт – менеджер, помощник психолога и т.д.) психологически сопровождают своих сверстников. Психолого-педагогическое обеспечение индивидуального сопровождения конкретного образовательного учреждения строится по принципам: 1. Психолог- педагогическое сопровождение (ППС) должно быть направлено на всех учащихся . 2. ППС должно быть спланировано на одиннадцатилетний курс обучения, включая готовность ребенка к школе. 3. ППС должно быть последовательным и гибким. Оно должно ориентироваться на потребности конкретного образовательного учреждения. 4. ППС – это интегрированная часть общего образовательного процесса. Оно обеспечивает цели, содержание, технологии педагогического процесса в целом. 5. ППС должно охватывать весь школьный персонал, учеников и родителей. 6. ППС должно быть эффективным и действенным, базироваться на деятельностном подходе, носить комплексный характер. 7. Центральной фигурой в образовательном учреждении, координирующей ППС, является педагог- психолог. Органы управления образованием обеспечивают психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, руководствуясь непрерывным, индивидуальным, систематическим планированием , учитывая в нем перспективы развития данного образовательного учреждения. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |