Творческая активность как одна из ступеней развития личности
(по материалам аттестационных работ учителей биологии)

Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО
Дата: 11.09.2002

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности.

Творчество (креативность)- "способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта ( Э. Фра.) /16/ творчество- это создание нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творчество-это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Для развития творческой активности необходимо не только создание условий, но и удовлетворение потребности личности в опредмечивании её сущностных сил. Творческая активность-средство самореализации личности в деятельности, соответствующие имеющимся интересам и потребностям.

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся

-         Психологические задатки,

-         Способность к концентрации внимания.

-         Интеллект.

-         Память, воображение.

-         Личностный статус.

-         Мотивация достижений.

-         Привычки.

-         Притязания.

-         Талант.

-         Устремлённость.

-         Цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение).

 

Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя-это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта.

Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные.

 

Выявление уровня творческой активности учащихся в разных видах деятельности.

7 класс

Методика исследования:

1. Выделить критерии творческой активности*

2. Определяем временные промежутки.

3. Выделяем количественный состав группы.

 

Цель: Исследовать уровень творческой активности учащихся, наметить пути повышения творческой активности а разных видах деятельности.

Для оценки уровня развития творческой активности используются:

а) текстовые характеристики учеников;

б) результаты его образовательных достижений;

в) анкеты, самооценки ученика;

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов.

Итоговая оценка развития творческой активности производится по трём уровням: " высокий", "средний", "низкий".

п/п

Типы личностных качеств (креативные)

Уровень развития личностных качеств учеников

(% от общего числа)

 

 

высокий

(внешкольная деятельность)

Средняя

учебная

Низкий

внеклассная

 

 

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

на начало года

1 года

на конец года

2 года

1

Воображение

37

55

58

45

5

3

2

Самобытность

21

18

47

68

32

14

3

Чувство новизны

32

46

58

45

10

9

4

Интуиция

21

41

64

50

15

9

5

Вдохновлённость

37

36

48

50

15

14

6

Инициативность

42

18

53

68

5

14

7

Воображение

37

59

53

41

10

0

8

Интеллект

21

14

29

40

50

46

 

Методы изучения воображения

Воображение оценивается по степени развитости у учащегося фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках и других продуктах творческой деятельности.

Ребёнку предлагается три задания.

I. Придумать рассказ(историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) и изложить его устно в течении 5 минут.

На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до I минуты.

Методика "Вербальная фантазия"

(речевое воображение).

В ходе рассказа оценивается:

I. Скорость процесса воображения.

2. Необычность, оригинальность способов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, В каждом из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

 

 

Воображение.

"0" - баллов, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

"1" - балл, данный признак выражен слабо.

"2" балла признак выражен достаточно сильно.

Если в течение минуты ребёнок не придумал сюжет рассказа, экспериментатор сам подсказывает ему сюжет, за скорость воображения ставит "0". Если сюжет ребёнок придумал к концу минуты, то по скорости воображения он получает оценку I балл, если придумал сюжет быстро в течение 20-30 секунд получает 2 балла.

Оригинальность

Если ребёнок пересказал то что он когда-то слышал - 0 баллов; если пересказал, но при этом внёс что-то новое от себя - 1балл; если ребёнок придумал что-то такое, что он не мог раньше это слышать или видеть, за оригинальность воображения он получает 2 балла.

Фантазия:

Общее число, живых существ, предметов, ситуаций, действий, различных характеристик. Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребёнок получает 2 балла; если общее количество деталей указанного типа в пределах от 6 до 9 - получает 1 балл, если в рассказе признаков мало менее 5- получает 0 баллов.

 

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразной в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу) играющему ключевую роль.

0 баллов - центральный объект изображён схематично.

1 балл- детализация умеренная.

2 балла- если образ расписан достаточно подробно.

 

 

 

 

Эмоциональность.

1. Если рассказ не интересен» малоэффективен-0.

2. Если рассказ вызывает к себе интерес, а с соответствующей реакцией угасает- I балл.

3. Внимание слушателя не угасало» а к концу даже усиливалось-то эмоциональность оценивается в 2 балла.

Таким образом, максимальное число баллов оценивается в 10 баллов, минимальное 0 баллов.

 

 

Схема протокола к методике "Вербальная фантазия".

(принимало участие 15 человек)

 

 

Оцениваемые параметры

Оценки этих параметров

 

0

1

2

Скорость процессов воображения.

3ч/2б

7ч/7б

5ч/10б

Необычность, оригинальность образов.

2ч/2б

10ч/5б

3ч/8б

Богатство фантазии

2/1б

10ч/6б

3ч/8б

Глубина и проработанность

2/2б

10ч/5б

3ч/9б

Впечатлительность и эмоциональность образов

2/1б

10ч/6б

3ч/9б

 

Выводы об уровне развития творческих способностей.



10 баллов  - очень высокий 

8-9 баллов - высокий

4-7- баллов - средний

2-3- низкий

0-1     - очень низкий.

 

Анкета для определения творческих наклонностей у школьников

1.                    Я люблю сочинять собственные песни    - да, нет

2.                    я люблю гулять один         - да, нет

3.                    Я задаю много вопросов    - да, нет

4.                    Сочинение рассказов и сказок - пустое дело   - да, нет

5.                    Я люблю, чтобы у меня было один или два друга         - да, нет

6.                    Я ничего не имею против, если иногда меняются правила      - да, нет

7.                    У меня есть несколько хороших идей     - да, нет

8.                    Я люблю рисовать   - да, нет       - да, нет

9.                    Мои папа и мама любят играть со мной   - да, нет

10.                Я люблю вещи, которые трудно делать   - да, нет

11.                Солнце на рисунке должно быть всегда жёлтым          - да, нет

12.                Я люблю всё разбирать, чтобы понять, как оно работает       - да, нет

13.                Мне больше нравится раскрашивать картинки в книжках, чем рисовать самому    - да, нет

14.                Лёгкие загадки - самые интересные       - да, нет

15.                Я люблю узнавать новое о животных      - да, нет

16.                Я не люблю, когда другие задают много вопросов       - да, нет

17.                Трудно найти занятие, когда находишься один  - да, нет

18.                Я охотно играю в старые игры, чем в новые      - да, нет

19.                когда я хочу что - то сделать, но мне это трудно, я отказываюсь от затеи и берусь за что - нибудь другое - да, нет

20.                Я люблю играть с друзьями, а один не люблю   - да, нет

В пунктах 4,5,11,13,14,16,17,18,19,20 - оценка проводится следующим образом: за ответ "да" начисляется 0 баллов, за ответ "нет" 1 балл. Склонность ребёнка к творчеству складывается из таких качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.

Разнообразие интересов

1,4,8,15

1 степень      -0 - 1 балл (слабо выражено)

2 степень      - 2 -3 балла (выражено средне)

3 степень      -4 балла (явно выражено)

Любознательность

3,12,16

1 степень      -0 - 1 балл

2 степень      - 2 балла

3 степень      -3 балла

 

 

Методика оценки устойчивости внимания 

с помощью 25 - значных одноцветных таблиц.

Эта методика позволяет достаточно быстро оценивать такие показатели внимания, как его распределение и устойчивость одно­временно. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры от 1 до 25. Процедура применения методики следующая.

Испытуемый просматривает первую таблицу первую, находит в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает с другими. Учитывается скорость работы, т.е. время затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребёнка. Чтобы оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.

 

 

9

5

11

23

20

 

21

12

7

1

20

14

25

17

1

6

 

6

15

17

3

18

3

21

7

19

13

 

19

4

8

25

13

18

12

24

16

4

 

24

2

22

10

5

8

15

2

10

22

 

9

14

11

23

16

 

 

22

25

7

21

11

 

14

18

7

24

21

6

2

10

3

23

 

22

1

10

9

6

17

12

16

5

18

 

16

2

25

3

15

1

15

20

9

24

 

23

5

8

20

11

19

13

4

14

8

 

19

13

17

12

4

 

Результаты показали, что самая большая творческая активность учащихся наблюдается в учебной деятельности. Причём по некоторым критериям оценивая творческую активность, замечено на конец года активность падает, поэтому учителям необходимо корректировать работу учащихся в течение всего года. Активность личности - характеризуется многообразием проявлений в учебной деятельности:

Активное и самостоятельное добывание знаний, активные поисковые действия при решении проблем. Например, от умения работать с учебником в большей степени зависит прочность и осмысление знаний. В свою очередь умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приёмами и средствами. Так если текст насыщен фактическим материалом, необходимо  направить работу ученика на вычисление главного в тексте, а такие вопросы как самоконтроль потребуй от ученика проявления максимальной самостоятельности мышления, умение обобщать факты, делать выводы.

Развивающее обучение обязательно должно включать целенаправленное, методически продуманные лабораторные  работы, они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами. Мне, кажется, что широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, усиливает практическую направленность, способствует развитию познавательной активности учащихся.

К средствам обучения позволяющим развивать у учащихся умения проводить анализ, сопоставление, сравнение объектов, явлений, устанавливать причинно-следственные связи, относятся специальные дидактические материалы. Это могут быть аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, коллекции.

Повышению мыслительной деятельности способствует использование сравнительных схем. Их построение даёт возможность уточнить черты сходства, различия, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Карточки - задания, применяемые на уроке, включают вопросы, требующие знания фактического материала, задания предполагающие применение ранее полученных знаний, требующие доказательного ответа и приобретают умение логического мышления, повышению познавательной деятельности учащихся (Биология в школе №5, 1996г),

Познавательная активность как педагогическое явление-это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самореализации учащегося, с другой - результат особых, усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся.

Однако для различных учащихся характерна разная степень в активном познании. Это нулевой уровень - учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственна агрессия, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя, не проявляют заинтересованности.

Относительно-активный уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность появляется в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, а не подкрепляются волевыми усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднении также легко теряют интерес к учёбе.

Внимание таких детей можно держать вопросами, которые задают сами дети. Некоторые ученики данной группы часто боятся приступать к выполнению задания, так как оно им кажется сложным. Поэтому можно разрешить им выполнить лишь часть задания. Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности обычно любимы учителями. Такие ученики обычно выполняют задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно.

Главное достоинство этих учащихся - стабильность. Учёба им даётся легко, но лёгкость это кажущаяся - это результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточится. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост или учитель занят более слабыми учениками. Основными приёмами, стимулирующими учащихся можно назвать поисковые ситуации, которые создаются на уроке. Однако довольно трудно создавать проблемные ситуации на каждом уроке, поэтому таким учащимся можно создавать ролевые ситуации, например, брать на себя роль "эксперта", наблюдателя", который следит за темпом урока: "мудреца", который подводит итог урока.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности отличается от всего выше сказанного. Педагогическая работа строится на специальных приёмах, стимулирующих творческую активность. Интересной формой общения является внеклассная работа. По биологии: это КВН, "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Брейн - ринги". Многие ребята нашей школы пробуют свои силы в написании  исследовательских работ и принимают участие в научно практической конференции "Дети- творцы 21 века". Так в 2000-2001 году ученица нашей школы Нургалиева Айнагуль была отмечена на практической конференции за оригинальность исследования темы "Вирусы". Дети принимают участие в школьных и районных олимпиадах. Два года назад мой ученик Гвозденко Юра занял третье место в районной олимпиаде по биологии. Сейчас он является студентом аграрного университета агрономического факультета. Работа направленная на развитие творческой активности учащихся даёт результаты - за последние четыре года пять учащихся поступили в ОСХА на факультеты- зоотехнический, агрофак, ветфак трое учеников поступили в медколледж на факультеты- сестринское дело и фельдшер-лаборант, где успешно обучаются.

В школе проводятся предметные недели, экскурсионная работа, театрализованные вечера, викторины по предмету - что способствует творческой активности учащихся.

В учебном процессе стараюсь ввести:

-интеллектуальную разминку, что позволяет формировать творческое мышление;

-проблемное изложение материала на уроках;

-работа исследовательская, кружковая, написание рефератов, которые позволяют повышать творческую активность учащихся в обучении.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |