Региональные аспекты экологического образования | |||||||||||
Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на: - формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; - установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует развитию экологически ценностных ориентаций, т. е. позволяет осознать необходимость сохранения всего многообразия жизни; раскрывает сущность происходящих экологических катаклизмов; помогает понять современные проблемы экологии, осознать их актуальность и вызвать стремление к личному участию в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем. Задача школы - дать необходимую базовую подготовку, быть стартовой площадкой для дальнейшего профессионально-ориентированного экологического образования. Воспитание нового подрастающего поколения с системным экологическим мышлением должно происходить с ориентацией на приобретение общих и специальных профессиональных знаний и умений, необходимых для разумного и рационального осуществления функций выбранной профессии, что невозможно без экологических знаний. Экология как школьный предмет до сих пор не введена в перечень обязательных общефедеральных дисциплин. Это свидетельствует о явном недопонимании её роли в общем образовании и, прежде всего, значимости её фундаментальных основ для формирования мировоззрения и воспитания учащихся. В настоящее время существует несколько программ по экологии, рекомендованных Министерством образования РФ. Авторами этих программ являются: 1. Авторский коллектив под руководством Н.М. Черновой; 2. Н.М. Мамедов и И.Т. Суравегина (программа по “Общей экологии”); 3. Б.М. Миркин и В.Н. Кузнецов предлагают программу “Экология России”; 4. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов “Экология”; 5. Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин “Экология”; 6. В.Б. Захаров, В.И. Сивоглазов “Экология современного человека”. В перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ на 2000 - 2001 учебный год (приказ от 29.12.99 №1428) входят учебники, составляющие Региональный комплект:
Реализации целей экологического образования в настоящее время способствует биолого-экологический компонент непрерывного образования. Биология как естественнонаучная область знаний имеет значительные возможности для экологического образования и требует пересмотра не только содержания образования, но также форм и методов обучения. При проведении занятий по экологии в 10-11 классах учителя биологии, а именно они в большинстве своем преподают экологию, отдают предпочтение таким методам, формам и методическим приемам обучения, которые бы: - стимулировали учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде; - способствовали развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека (это методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; это также традиционные методы: беседа, наблюдение, опыт, лабораторная работа с преобладанием эвристического характера познавательной деятельности учащихся); - обеспечивали развитие исследовательских навыков, умений принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно принимать новые решения; - вовлекали учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты). Современные условия жизни накладывают свой отпечаток на отношение учителей к экологическим проблемам. Не случайно, лишь 15% из них “бьют тревогу”, “будят” общественное мнение, пытаются изменить существующее положение (на это указывают результаты анкетирования учителей биологии). К этой группе учителей относятся учителя-новаторы, обладающие высокой общей культурой и понимающие роль экологического образования сегодня. Экологическая культура не может рассматриваться вне связи с общей культурой учителя. Эффективность экологического обучения и воспитания подрастающего поколения зависит прежде всего от реализации ее по трем основным каналам: 1. Передача знаний учащимся и формирование у них познавательной активности; 2. Пробуждение у учащихся “отзывчивости” на бедственное состояние природы, на удручающее положение в сельском хозяйстве; 3. Вовлечение подростков в природоохранную деятельность, что является самым главным. Уровень экологической подготовки некоторых учителей биологии области невысок, они мало осведомлены об экологических проблемах, в том числе региональных. Это указывает на необходимость специальной экологической подготовки учителей области. Для такой категории педагогических кадров проводятся в ИПК проблемные курсы, экологические практикумы, семинары. Для реализации задач по совершенствованию экологического образования ООИПКРО ввел в учебные программы повышения квалификации учителей биологии и географии специальные модули: “экология”, “геоэкология”, “урбоэкология”, “рекреационная география”. Для педагогов других профилей в образовательные программы всех видов курсовой подготовки введены спецкурсы: “Экологическая культура учителя” и “Философские аспекты экологического воспитания и образования”. В процессе курсовой подготовки осуществляется знакомство учителей с научными основами охраны природы, развитие взаимоотношений человека и природы, формирование экологической культуры общества и личности. В рамках базовых, аттестационных и проблемных курсов учителей географии и биологии проводятся лекции и семинары по следующей тематике: Экологизация школьного образования. Экологическая культура личности как составная часть общей культуры человека. Вопросы экологии в современной школе. Экологическое краеведение - природные и антропогенные факторы, их влияние на окружающую среду Оренбургской области. Так как экология не входит в Федеральный компонент Базисного учебного плана и изучается в большинстве школ только в 10-11 классах (по 1 часу в неделю), а в некоторых вообще не преподается, то отследить результаты учебных достижений учащихся представляется сложным. Поэтому можно проанализировать только результаты олимпиад по экологии, которые ежегодно проводятся в Оренбургской области и становятся традиционными. С каждым годом растет число школьников, принимающих активное участие в них. Становится очевидной одна важная особенность, которая отличает олимпиаду по экологии от других предметных олимпиад. Постоянно ширится число тех, кто, осознав связь между своим личным благополучием и качеством окружающей среды, пришел к неизбежному выводу о зависимости между уровнем экологической культуры и качеством решения экологических проблем. Поэтому именно на олимпиадах по экологии действительно реализуется лозунг олимпийского движения: “Главное не победа, а участие”. Участие как факт осознания значимости развитого экологического сознания у подрастающего поколения. Основные ошибки, которые допускаются школьниками: n неумение характеризовать основные экологические законы; n плохое усвоение экологических терминов, понятий, правил; n неумение найти выход из создавшейся экологической ситуации и др. Подготовка школьников к участию в олимпиаде по экологии не может обойтись без активной консультативной помощи педагогов. Экологические проекты, которые представляются для участия в олимпиаде школьников являются результатом их активного участия в научно-исследовательской работе. Вот некоторые темы таких проектов: 1. “Энтомофауна Абдулинского района” - Назаров Павел, 9 класс, Абдулинский район. 2. “Паук - альтернатива химической лаборатории” - Шовкун Дмитрий, 9 класс, г. Бузулук. 3. “Комплексная оценка экологического состояния школьных кабинетов и пришкольного участка” - Ишбулатова Камила, 10 класс, гимн. №3 г. Оренбург. 4. “Парниковый эффект и его последствия” - Алексеев Леонид, 10 класс, лицей №1 г. Оренбурга. 5. “Эколого-гигиеническая оценка применения агрохимикатов в Переволоцком районе” - Васильева Катя, 11 класс, сш. 64 г. Оренбурга. 6. “Влияние учебной деятельности на физические функции дыхания и кровообращения у детей с суточными биоритмами” - Якунина Марина, 11 класс, гимн. №1 г. Оренбург. Научно-исследовательская работа ведется под руководством опытных преподавателей, ученых Оренбургского государственного педагогического университета, Оренбургской государственной медицинской академии, Оренбургского государственного университета и Оренбургского государственного аграрного университета. Какие же проблемы в экологическом образовании и каковы возможные пути их решения? Экологическое образование должно помочь каждому школьнику осознать, насколько качество жизни, его личное благополучие, ощущение внутреннего комфорта и безопасности связаны с природным окружением. Основными методологическими ошибками, которые допускаются в преподавании школьной экологии в 10-11 классах, являются: - изучение экологии только в школьном курсе биологии; - взаимосвязи природы с человеком, где преобладает антропоцентризм; - понимание экологии как охраны природы; - неумение характеризовать основные экологические законы. Экологическая грамотность школьников невозможна без глубокого знания природы родного края. Поэтому учителя максимально используют возможности краеведческого подхода в обучении. Однако это возможно лишь в том случае, когда учитель сам прекрасно разбирается в природе родного края. Кроме краеведческого подхода, экологическое образование в школе должно осуществляться исходя из следующих принципов: 1. Целостность окружающей среды. 2. Систематичность и непрерывность экологического образования и воспитания. 3. Междисциплинарность. Главные причины низкой экологической культуры некоторых учащихся, отсутствия у них хороших знаний по экологии - не только низкая экологическая культура самого педагога, его формализм в работе, но и отсутствие региональной программы, учебников по экологии. В области есть учителя-энтузиасты, которые разрабатывают программы по экологии, апробируют их в школьной практике. К таким учителям относится победитель областного конкурса “Учитель года- 2001”, участник Всероссийского конкурса, учитель биологии и экологии сш. пос. Донгуз Оренбургского района, к.п.н. Гривко Елена Васильевна, которая учит ребят чувствовать своё единение с миром Природы, миром Фантазии, Истины, Красоты, Добра, Любви, Справедливости и Совести. Не это ли путь к гармонии с самим собой и с природой? Это трудно! Нужно научить школьников понимать и познавать свои мысли и чувства, выражать их, объяснять, доносить до других, т.е. общаться. Что и составляет суть техники внутренней работы, включающей общение, ориентированное на добро и знания, помогающие составить целостный и ценностный Образ Мира и образ своего “Я”. Гривко Е.В. считает, что для этого нужны следующие условия: - необходимо на самом деле научиться уважать достоинства ученика, право на ошибку и эмоциональную личную жизнь; - изменить функцию и стратегию знаний (т.е. осознать, что знания, преподаваемые учителем должны показывать, где предел дозволенного для человека, а развиваемые учителями умения и навыки необходимо направлять на творчество, духовные ценности, общение, т.е. созидание); - урок должен строиться как глубоко личная встреча; - учитель должен снять с себя ритуальную маску и быть другом для ученика; - учитель сам должен постоянно учиться; - образование (обучение + воспитание) должно быть не застывшим процессом, а находиться в постоянном изменении ввиду изменяемости самого времени. Таким образом, развитие чувства милосердия, личный пример знания и активная деятельность во имя жизни во всех ее проявлениях - это и есть экология души, в этом и состоит, по мнению учителя, задача не только экологического образования, но и всей педагогики. Самой актуальной триадой ценностей современной цивилизации Гривко Е.В., кроме категории Жизнь, определяет для себя “Экологию, Человека, Гармонию”. Так называется педагогическая система, описанная в труде творческого коллектива и подтвержденная учителем на защите диссертационной работы на тему “Формирование эколого-гуманистического Образа Мира старшеклассника”. Основным результатом педагогической деятельности она считает не то, что диагностические методики зафиксировали стойкую положительную динамику качества знаний, а то, что ее ученики говорят: “Нужно быть в любой ситуации человеком, а настоящий человек - это добрый, бескорыстный, понимающий, помогающий другим, умеющий нести улыбку, радость и тепло своим близким и не очень близким людям”, то есть “смысл жизни человека - в самосовершенствовании”.
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |