В редакцию журнала “Биология в школе” Почему Сонин? |
||
Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО
Расхожее мнение о трудностях жизни в эпоху перемен затронуло не только социальную жизнь, но и отразилось на работе образовательных учреждений. Вопрос: “Чему учить и как учить?” - стал основой диалога между учительством и обществом. Эйфория перемен, новые подходы, демократизация вскрыли и новые проблемы - существующие учебники не обеспечивают выхода на базовый уровень биологии. Изменение содержания преподавания стало насущной проблемой учителей-предметников. Революционные подходы страшили, профессиональный опыт требовал перемен хотя бы для того, чтобы не отвернулись лица тех немногих, кто увлечен и любит наш предмет. Мы решили написать эти строки, уверенные в том, что проблема выбора программ, учебных и методических пособий остро стоит не только в крупных городах, но и особенно в глубинке, в сельских районах. Первоначальное знакомство с программой и учебно-методическим комплектом Н.И. Сонина вызвало у одних боязнь, у других - неприятие. Непохожесть на превычные подходы, неуверенность в результативности, наш методический арсенал и огромное количество раннее составленного дидактического материала - грузом профессиональных оков сковали наше восприятие этой программы. Сомнений было предостаточно, но все они шли от гипертрофированного чувства значимости каждой темы, урока, практического задания. Трудно признаться в том, что учим очень много, но бестолково, не приводя ученика к самому главному - естественно-научной картине мира, биоэтике, “игре духа”. Учебно-методический кабинет биологии ООИПКРО и общественный совет кабинета предложил нам следующие ступени выбора - организовал встречу учителей предметников с авторами альтернативных программ Н.И.Сониным и В.В.Латюшиным и проведением ежегодных проблемных курсов “Преподавание биологии по новому учебно-методическому комплекту”. Возможность услышать авторов, задать вопросы, поспорить, высказать свое мнение убедило нас в целесообразности выбора программы УМК Н.И.Сонина, которую отличают следующие особенности: - высокая научность; - современный подход к формированию ЕНКМ; - качественное методическое обеспечение; - отличная полиграфия; - развивающий характер, как учебного пособия, так и дидактического материала; - структура, единый методический аппарат; - КИМы по различным разделам биологии; - практические задания нового содержания. Облегчил наш выбор заинтересованный разговор с родительской общественностью. Многие увидели несомненные плюсы данного УМК. Прежде всего – возможность качественного контроля домашнего задания, современное содержание, красочность иллюстраций. При анкетировании родители высоко оценили учебные пособия данного УМК, отметили познавательные возможности рабочих тетрадей. В результате мы нашли в их лице активных сторонников и помощников. Конкурсы, творческие задания, выпуск газет - все это проходит с участием не только учеников, но и родителей. В этом диалоге участвовали и ученики. Во многих школах учебные пособия Сонина Н.И. заняли первое место в конкурсе “Современный учебник – современный урок”. Наши первые выпускники участвовали в централизованном тестировании по биологии (9 класс), имели более высокие результаты. Они отмечали: - “не боятся тестов и тестирования”; - “хорошо знакомы с признаками живого”; - “знают строение и функции любой живой живой системы”; - “не вызывают трудности вопросы систематики”. Думаем, что при участии в ЕГЭ данные положительные тенденции сохранятся, так как УМК Сонина Н.И содержит высокий потенциал системного повторения учебного материала, дает возможность проверки и самопроверки знаний. Ведь главная задача любого учебного пособия - помочь учиться, привить навыки самостоятельного усвоения учебного материала, развить ученика - прекрасно реализованно в учебных пособиях УМК Сонина Н.И. Принятие этой программы для нашего региона стало результатом конструктивного и заинтерисованного диалога всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей. И все же есть сомневающиеся, не уверенные в своих силах, не желающие перемен. Чаще это опытные педагоги, стаж работы которых в школе исчисляется десятилетиями. В этом году именно для них под руководством УМК биологии ИПКРО была организована работа стажерской площадки на базе школ города, дискуссия в местной печати, семинары, круглые столы, где ответили на волнующие их вопросы, пригласили на уроки, провели индивидуальные консультации. Мы рады, что коллеги оценили творческий поиск учителей, работающих в рамках эксперимента. Они отметили, что предмет увидели другими глазами, уверенно и осмысленно голосуют за программу УМК Сонина Н.И. Надеемся, что наш опыт по выбору программы поможет коллегам в других регионах. Мы готовы оказать практическую помощь в освоении учебно-методического комплекта.
Сведения об авторах: Гурина Ольга Александровна, Заслуженный Учитель России, учитель биологии лицея 1 г. Оренбурга Дорогина Лариса Викторовна, учитель высшей категории, руководитель МО учителей биологии Северного округа, учитель биологии лицея 3. |
||
|
||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |