Методологические условия повышения качества биологического образования на переходном этапе освоения УМК Н.И. Сонина Опыт работы Мишниной Лидии Александровны, учителя биологии Акбулакской школы-интерната) |
|||||||||||||||||
Представила: В.Н. Мишакова зав. УМК биологии ООИПКРО В педагогической практике понятие «эксперимент» употребляется не в строгом смысле этого слова, не как научно- исследовательская деятельность с заранее совершенно неопределенным и абсолютно неизвестным результатом, а как «поиск», «опыт», «исследовательская деятельность». Нововведением в педагогическую практику учителей биологии является переход на концентрическую структуру преподавания, который предполагает обучение по новым учебно-методическим комплектам (УМК). Данное положение определило направление исследовательской работы учителя, исходя из изменений ценностных ориентиров в образовании: - замена значимого подхода на компетентный, энциклопедичности на общую грамотность; - акцент на сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие воображения и мышления, дифференциацию и индивидуализацию образования - потребовали от учителя применения новых подходов в организации учебно-воспитательного процесса.
Проблема исследования: выявление (поиск) методических условий, при соблюдении которых обучение и развитие проходило бы наиболее продуктивно.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в 6 – 8 классах. Предмет исследования: методологический аспект преподавания биологии. Цель исследования: выявление оптимальных условий, обеспечивающих развитие школьников, формирование мотивации, воспитание жизнеспособной личности.
Задачи: 1. Изучить способности и склонности учащихся, уровень их учебных возможностей и степень сформированности психических качеств. 2. Выявление и обоснование, методические условия повышения качества образования школьников в работе по новым УМК. 3. Разработать диагностические материалы определения достижений учащихся по биологии. Гипотеза: Если учитель, конструируя урок и процесс обучения в целом, - исходит из индивидуальных особенностей каждого ребенка; - ориентируется на наилучшее (для конкретных условий) сочетание приемов, методов, средств обучения, форм организации учебной деятельности; - создает условия для развития учащихся,с учетом их личностных характеристик; - обеспечивает наиболее благоприятные гигиенические, морально-психологиеские и материальные условия; - систематически отслеживает уровень усвоения материала и осуществляет коррекционную работу, то результаты обучения будут максимально возможными для каждого ребенка при минимальном расходе времени.
Методы исследования для проверки гипотезы и решения поставленных задач: - диагностические - методы экспертных оценок - анализ научной литературы, учебных планов, образовательных программ.
Сроки: определяются поэтапным переходом на обучение по учебно-методическому комплекту Н.И. Сонина (1999 – 2005 г.).
Критерии оценки ожидаемого результата: - результаты обучения оптимальные, т.е. максимально возможные для каждого ребенка, что совпадает с реальными знаниями, умениями и навыками учащихся; - сохранение и развитие интереса к предмету; - отсутствие перегрузки, сохранение работоспособности; - сокращение затрат времени на усвоение базовых знаний школьного курса биологии. - Формы контроля: 1.Поэтапное отслеживание результатов деятельности учащихся. 2.Зачеты. 3.Творческие задания для самоконтроля. 4.Контрольные срезы. 5.Сравнение с классом, занимающимся по базовой программе. 6.Творческие работы учащихся.
Эксперимент проводится на базе Акбулакской средней школы-интерната, школы, в которой проживают дети из малообеспеченных семей и семей социального риска. В связи с обучением по новому УМК содержание школьного курса биологии распределяется по годам обучения следующим образом (все учебники входят в УМК Сонина Н.И.): 5 кл. «Природоведение» (пропедевтика) 6 кл. «Биология. Живой организм» 7 кл. «Биология. Многообразие организмов» 8 кл. «Биология. Человек» 9 кл. Биология. Общие закономерности 10 –11 кл. Общая биология. Концентрический принцип биологического образования вносит кардинальные изменения в структуру школьного биологического курса, в последовательность изучения материала и соответственно предполагает иные подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Система работы по УМК Н.И. Сонина в 6 классе была описана учителем и направлена на конкурс «Сто друзей», организованный «Учительской газетой» в номинации «Работа по новым учебникам». Работа получила достойную оценку коллег. Методика работы с учебником шестого класса переносится и на седьмой класс. Однако преподавание биологии в седьмом классе имеет свои особенности. Учебник «Многообразие организмов» включает в себя материал курсов ботаники и зоологии, это связано с одной стороны с перегрузкой учащихся в связи с увеличением объема содержания, с другой стороны – со свертыванием информации при изучении семейств растений и отрядов животных. Выходом из сложившейся ситуации является выделение дополнительного одного недельного часа (34 разовых часа) на данную образовательную область. Из 34 часов - 20 отводится на изучение материала учебника, то есть курс биологии в 7 классе изучается за 88 часов, а не за 68, как было ранее. Это позволило в полном объеме изучить программный материал и избежать перегрузки учащихся. Распределение часов на изучение программного материала представляется в следующем виде 1. Введение в царство растений–2 часа. 2. Бактерии - 2 часа. 3. Царство грибов – 3 часа. 4. Отдел лишайники –1 час. 5. Подцарство низшие растения. Водоросли. – 3 часа. 6. Отдел моховидные – 2 часа. 7. Отдел плауновидные –1 час. 8. Отдел папоротниковые – 1час. 9. Отдел голосеменные растения – 1 час. 10. Отдел покрытосеменные – 9 часов. 11. Урок обобщения – 1 час. 12. Зачет –2 часа 13. Введение в царство животных – 1 час. 14. Подцарство одноклеточные – 3 часа. 15. Подцарство многоклеточных – 1 час. 16. Тип кишечнополостные – 2 часа. 17. Тип плоские черви – 2 часа. 18. Тип круглые черви – 1 час. 19. Тип кольчатые черви – 2 часа. 20. Тип моллюски – 2 часа. 21. Тип членистоногие. Класс Ракообразные – 2 часа. 22. Класс Паукообразные – 1 час. 23. Класс Насекомые - 6 часов 24. Урок обобщения знаний – 1 час. 25. Тип Хордовые . Подтип Бесчерепные – 1 час. 26. Надкласс рыбы – 3 часа. 27. Класс Земноводные – 3 часа. 28. Класс Пресмыкающиеся – 3 часа. 29. Класс Птицы – 7 часов. 30. Класс Млекопитающие – 8 часов. 31. Урок обобщения знаний – 1 час. 32. Вирусы – 1 час. 33. Зачет – 2 часа. резерв 4 часа. На основе остальных 14 часов разработан спецкурс «Степь. Многообразие организмов». Спецкурс базируется на материале учебника биологии 7 класса авторов Сонина Н.И., Захарова Б.Б., является его логическим дополнением, обеспечивая целостность восприятия и прочность усвоения государственного стандарта биологического образования учащихся 7 классов. Целью данного спецкурса является расширение знаний учащихся о многообразии организмов степного ландшафта, формирование умений, связанных с изучением и охраной окружающей среды, обогащение ценностных ориентаций учащихся. - Формирование умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей среде обеспечивается за счет расширения знаний о природе своего края, вовлечение учащихся в реальную деятельность по ее изучению. Программа включает систему заданий, связанных с изучением степных экосистем. Степь рассматривается как в естественно-историческом, так и в эстетическом аспекте и включает изучение следующих разделов: Естественно–историческое развитие степного Оренбургского края. Степь в наших ощущениях. Памятники природы Акбулакского района. Влияние деятельности человека на степь. Видовое многообразие степного края: многообразие живых организмов, образующих сообщества степи, доминирующие виды и редкие виды, виды, занесенные в Красную книгу Оренбуржья. Сезонные изменения в природе. Практикум. Изучение многообразия видов степи. В рамках творческой микрогруппы составлено пособие в помощь учителю, в котором собран краеведческий материал к каждому разделу плана. Диагностические замеры по критериям ожидаемого результата показали позитивную динамику, что подтверждает целесообразность выше обозначенного подхода в преподавании биологии в 7 классе . Обученность учащихся отслеживалась по контрольно - измерительным материалам, разработанным членами творческой микрогруппы, контрольным работам по текстам РОО и администрации школы, изучалось мнение детей и их родителей об эффективности работы по новым учебникам в сочетании с изучением спецкурса. Оценки за контрольные работы были на 8% выше средней оценки по району, ответы отличались содержательностью и аргументированностью. Объединение материала учебника и спецкурса позволило в конце учебного года сформировать у детей представление о многообразии органического мира в целом и своеобразии природы Акбулакского района в частности. Изучая свой край, дети проникаются уважительным отношением ко всему живому, у них формируется бережное отношение к природе, ее богатствам. Данное положение обеспечивает создание условий максимальной реализации воспитательных функций образовательного процесса, формирование интереса к предмету и положительные изменения в развитии школьников.
Новизна подхода к изучению биологии в 8 классе заключается в том, что Человек рассматривается в двух аспектах: через изучение учебника биология «Человек», авт. Н.И. Сонин и спецкурса «Подросток и окружающий мир». Материал учебника формирует знания о человеке как биологической системе, спецкурс рассматривает социально-психологическую сущность человеческой натуры. Структура и содержание спецкурса утверждает ценности здоровья, семьи, человека, окружающего природного мира. Построен спецкурс с учетом психологических особенностей подростков, для которых познание своей личности, характера, способностей, является весьма актуальным и значимым. Прямолинейность в формировании у них ответственного отношения к природе, окружающему миру, к своему здоровью малоэффективны, поэтому через познание самого себя обеспечивается формирование у подростков механизма самовоспитания ценностных в экологическом и нравственном плане качеств личности (программа прилагается). Многие методы, приемы, способы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся 7 класса сохраняются и в 8 классе, но специфика построения материала, возрастные особенности детей накладывают отпечаток на систему преподавания биологии курса «Человек». В преподавании делается акцент на использование поисковых, частично-поисковых методов обучения, самостоятельной деятельности учащихся по приобретению знаний. В начале урока учитель уделяет внимание обозначению учебной проблемной ситуации – ситуации познавательного затруднения, влияющей на активизацию мыслительной деятельности детей, на формирование нестандартных подходов в решении учебных задач. Такая ситуация может быть заложена как в названии темы урока: «Органы пищеварения – лаборатория и кухня организма», так и в постановке учебной проблемы к темам: «Какие особенности опорно – двигательного аппарата позволяют ему выполнять защитную, двигательную и опорную функции?» или на отдельных уроках «Сердце – удивительный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки. Почему это возможно?» Данный подход к началу урока обеспечивает выделение главной мысли учебного занятия, определяет логику построения конкретного урока и характер мыслительной деятельности участников образовательного процесса. Большое значение уделяется работе с основными опорными понятиями. Изучение нового материала представляет собой цепь последовательного развития и формирования биологических понятий и укладка их в определенную логическую схему.
Например: Внутренняя среда организма
Тканевая жидкость Лимфа Кровь
Плазма клетки
Эр Лей Тр
Это позволяет высветить порядок рассуждений, выявить отношения, связи компонентов изучаемого биологического объекта, облегчить процесс понимания и усвоения учебного материала учащимися. Важным моментом в организации и проведении урока является определение оптимального соотношения деятельности учителя и учащихся, повышение познавательной активности последних. Деятельностный подход в обучении способствует развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, в связи с этим большое значение имеет работа с учебником. Изучение достаточно сложной темы: «Строение и значение нервной системы» провела следующим образом : после объяснения новой темы составили с детьми опорную схему в тетрадях, затем учащиеся прочитали материал по учебнику и воспроизвели его, работая в паре, опираясь на составленную схему. Данный алгоритм изучения сложных тем обеспечивает учет закономерностей познавательной деятельности: «…чтобы прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к его изучению». (И.Ф.Харламов. Педагогика.М.: 2000 . Посильный для понимания материал учащиеся изучают самостоятельно: после вступительного объяснения учителя, в процессе которого сделан акцент на основные вопросы, учащиеся работают с учебным текстом. Обращение к вопросам рубрики « Проверь свои знания» предупреждает механическое чтение учебника, ставит ребенка в ситуацию поиска ответов на вопросы, формирует интеллектуальные умения. Объединение курса биологии «Человек» и спецкурса «Подросток и окружающий мир» позволяет выйти на следующие позитивные результаты: 1. Обеспечивается развитие у учащихся качеств личности, способной адекватно относится к самому себе, окружающим людям и природе. 2. Происходит осознание детьми особенностей своего возраста и значимости самовоспитания при формировании духовно богатой и физически развитой личности. 3. Возрастает познавательная активность детей, закрепляются навыки самообразования. 4. Сохраняется положительное отношение к предмету, не происходит снижения числа хорошистов и отличников. 5. Расширяется познавательная деятельность, интересы детей выходят за рамки учебной программы: двое учащихся обратились к исследовательской работе по выявлению характера воздействия вредных привычек на организм человека, трое участвуют в создании проекта «Школа будущего», группа учащихся входит в оргкомитет по проведению экологического месячника в школе. 6. Заметно изменились взаимоотношения детей, повысилась их требовательность к себе, атмосфера в классе стала более доброжелательной.
Спецкурс «Подросток и окружающий мир» (автор: Мишнина Л.А.) Пояснительная записка
Спецкурс «Подросток и окружающий мир» является существенным звеном в системе экономического воспитания учащихся. Структура и содержание данного курса построены с учетом психологических особенностей подростков, для которых познание своей личности, характера, способностей является весьма актуальным и значимым. Прямолинейность в формировании у подростков ответственного отношения к природе, окружающему миру, к своему здоровью малоэффективна, ибно для такого возраста эти проблемы абстрактны и малозначимы. Более целесообразен косвенный путь с учетом личности подростка. Побуждение интереса к своему внутреннему миру связано у них с формированием самосознания и самооценки, возможностью сознательно усваивать нравственные нормы поведения. Поэтому спецкурс «Подросток и окружающий мир» призван обеспечить формирование механизма самовоспитания ценных в экологическом и нравственном плане качеств, мотивов деятельности. - В основе спецкурса – принципы тесной взаимосвязи самопознания и информации об окружающем мире. Содержание утверждает ценности здоровья, семьи, человека, окружающего природного мира. Оно направлено на воспитание у подростков ответственности за свое здоровье и поступки, последствия которых имеет значение для окружающих людей и природы, на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств ли - факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; - особенности своего возраста; - условия сохранения современной цивилизации.
Учащиеся должны уметь: - оценивать свои поступки, состояние здоровья, управлять собой; - владеть основами общения с людьми и окружающей природой;
Программа
I.Введение (2часа) Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство
IIУникальность человеческой природы (3часа) Homo sapiens – человек разумный. Природе человека присуще богатство и утонченность, разнообразие и непостоянство. Сотрудничество людей рождает культуру. Человек уникален, ибо все в нем необычно. У него есть разум, воля, чувства. Каждый поступок – результат неповторимых движений души.
III.Я личность (5+3) Чтобы понять себя как необычное творение, нужно осознать, кто я. Тело – первооснова индивида. Восприятие собственного тела в разные годы жизни. Особенности каждого возраста. Непохожесть людей разного пола. Национальное самосознание – мощный фактор человеческого самоутверждения.
IV. Как я воспринимаю других Из чего складывается первое впечатление о человеке, что фиксируют глаза при первом знакомстве. Что такое сознание? Соотношение сознания и мнения о человеке. Преимущества и недостатки личностной и безличностной информации. Каждый человек воспринимает других через определенный образ, идеализирует людей, среди множества лиц и образов ищет своих кумиров. Практикум 1.Что главное в твоей жизни? Цель: Помочь учащимся осознать, что является для них самым значимым в жизни, какие взаимоотношения они хотят установить с окружающими людьми и природой. 2.Как управлять собой Цель: Познакомить с механизмами самоуправления. 3.Основы общения Цель: Показать важность умения находить контакт и вступать во взаимодействия с другими людьми. Отработать правила общения.
4.Как избегать конфликтов Цель: Показать преимущества бесконфликтной жизни, отработать умения избегать конфликтов с другими людьми. 5.От общения к взаимоотношению. Цель: Развивать умения строить взаимоотношения на основе элементарных правил общения. . V. Человеческие потребности (1+1) Важные человеческие потребности: потребности в общении, в творчестве, в ощущении глубоких корней. Практикум Мои потребности и экология Цель: формирование экологически оправданных потребностей, знакомство со структурой основных человеческих потребностей.
VI. Здоровье и укрепляющие его факторы (2+2) Здоровье – одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия. Здоровье взрослого человека закладывается в детстве. Воспитание у учащихся привычки обращать внимание на свой организм, анализировать свое состояние и самочувствие. Факторы здоровья: четкий и правильный распорядок дня, высокая двигательная активность и достаточная физическая нагрузка, постоянное общение с природой. Использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца. Группы здоровья. Влияние наследственности на здоровье. Практикум 1.Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей. Цель: Оценить состояние здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния организма. 2.Мое здоровье и экология. Цель: Осознание подростками влияния окружающей среды и привычек на здоровье.
VII. Факторы разрушающего здоровья (1+2) Гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение режима питания, нервные стрессы и др. Практикум 1.Мое здоровье – основа моей жизни. Цель: Помочь детям осознать, что здоровье зависит от образа жизни и от отсутствия вредных привычек. 2.Как мое здоровье зависит от меня. Цель: Показать роль личностных качеств в сохранении здоровья. 3.Влияние динамики изменения собственного здоровья. Цель: Определить, как изменилось состояние здоровья (из класса в класс) с возрастом, проанализировать факторы, вызвавшие изменения.
VIII. Особенности моего возраста (1) Отметить возрастные особенности учащихся восьмых классов (индивидуальные особенности). Значение социально-бытовых условий в формировании личности. Практикум 1.Как я расту и взрослею. Цель: Обратить внимание детей на противоречие между социальным, физическим, психологическим, половым развитием, отметить психологические отличия юношей и девушек.
IX. Я учусь жить в гармонии с окружающей средой (1+1) Человечество – часть природы. Условия сохранения современной цивилизации, создание гармоний во взаимоотношениях человека и при роды. Практикум 1.Природа Земли и будущее человечества. Цель: Помочь детям осознать взаимосвязь состояния природы и будущего человечества.
Литература Артюхова И.С. Я и окружающий мир// Биология в школе №2,3,5,7, 2000, 2001 Гуревич П.С.. Человек М, 1995. Лаптева И.С. Окружающий мир и подросток// Биология в школе № 2, 3,4,5, 1997. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек – М., 2000. Храпкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М., 1988
Результаты учебно–воспитательного процесса в седьмых классах, работающих в режиме эксперимента в традиционном режиме
результаты вводного контроля
«5» 8% «5» 12% «4» 28% «4» 32% «3» 64% «3» 56% результаты промежуточного контроля «5» 10% «5» 10% «4» 30% «4» 30% «3» 60% «3» 60%
результаты итогового контроля «5» 14% «5» 9% «4» 36% «4» 30% «3» 50% «3» 61%
Отношение к предмету:
В начале учебного года В конце учебного года Считают предмет интересным: 80% учащихся 92% учащихся не проявляют интереса 12% 4% не нравится предмет 8% 4% Считают предмет интересным 96% 100%
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |