Программа элективного курса «Цветовод» |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы представлены зав. УМК биологии В.Н. Мишаковой Одним из путей воспитания у школьников любви к природе, к своему краю, дому; бережливого, хозяйственного отношения к ее богатствам является приобщение учащихся к изучению родной природы и активной природоохранительной деятельности во внеурочное время. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы предусматривают дальнейшее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, направленного на углубление знаний школьников, развитие интересов и способностей учащихся, продолжению образования и сознательному выбору профессии. В связи с этим задачи существенно возрастает роль дополнительного образования — основной и наиболее массовой формы дифференцированного обучения в условиях обязательного среднего образования. Настоящая программа предназначена для предотвращения дополнительного образования в области эколого-биологического, декоративно-прикладного направления в форме кружка «Цветовод», для детей 12-14 лет. В этом возрасте у детей преобладает потребность в развитии деятельно-коммуникативной сферы, более развит интерес к познанию своего окружения. Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания основ биологической науки, и осуществляется на основе развития обобщения биологических понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование эколого-биологического мышления и подготовку учащихся к практической деятельности. Направление данного курса эколого-биологическое, декоративно-прикладное. Необходимым звеном в этой цепи является изучение строения цветочно-декоративных растений. На его базе рассматривается частное цветоводство, что необходимо сейчас для возможного направления личности. Учащиеся изучат в этом разделе все виды растений озеленителей. Рассмотрят использование растений в зеленом строительстве. Изучат название растений которые окружают экологические факторы их жизни. Программа призвана существенно дополнить и углубить знания учащихся, полученные при изучении других предметов, и является частично пропедевтическим по отношению к изучению биологии в старших классах. Программа рассчитана на 70 часов. Распределение часов в программе является примерным, учитель может сам определить, с учетом конкретных условий, количество часов на изучение разделов, а также изменить порядок изучения отдельных тем. В зависимости от реальных условий работы учитель может усиливать прикладную, декоративную направленность обучения, конкретизировать материал экологического воспитания. Количество и перечень практических работ условен, он зависит от конкретных условий. Время на практическую работу отводится от 30 до 45 минут, в зависимости от ее наполнения. Цель данного курса: Воспитать у ребят любовь к природе, научить наблюдать их за жизнью природы, привлечь к практической деятельности и дать навыки работы в кабинете биологии. В процессе создания кружка определились такие задачи: Задачи: Через кружковую работу углублять знания учащихся по биологии, привить интерес к предмету, воспитать ответственность за порученное дело, трудолюбие; побуждать у учащихся стремление к систематическому чтению биологической литературы. Основные требования к знаниям и умениям учащихсяУчащиеся должны знать: · строение цветочно-декоративных растений, среду их жизни и способы ее управлением; · основные способы размножения; · организацию территорий цветочного хозяйства; · приемы выращивания растений; · понятия о частном цветоводстве; · растения окружающей среды. Учащиеся должны уметь: · собрать семена растений; · провести посадку; · произвести размножение; · уметь ухаживать за цветами; · уметь составлять букеты.
Принципы построения курсаНа современном этапе развития Российского государства еще необходимее стало чувство любви к природе, бережное к ней отношение необходимо прививать детям как можно раньше. Не важно, какую профессию выберут они; опыт общения с живой природой может стать для них тем багажом гуманности, в котором так нуждается любое общество. Не разрушать и не вредить — эта задача обязательно должна присутствовать в воспитательной работе. Из возможных путей логического построения курса выбран тот, который теснее связан с жизненным окружением ребенка и вопросами, которые возникают у детей по мере ознакомления с миром растений. В данную программу вошли 6 разделов, которые дают представления о работе с растениями. Первым разделом кружка является: «Общее цветоводство», где учащиеся увидят, что цветочно-декоративные растения отличаются друг от друга габитусом, окраской, формой листьев, а так же биологическими особенностями роста и цветения. Что бы управлять развитием растений, необходимо знать основные процессы жизнедеятельности, происходящие в них в разные периоды их жизни, и на основе этих знаний применять соответствующие приемы выращивания. Чтобы выжить и укрепиться в современном социуме необходимо обладать предприимчивой жилкой, иметь широкий кругозор в данном случае в частном цветоводстве, чему и посвящен второй раздел программы кружка — это частное цветоводство, где ребята познакомятся с ассортиментом культивируемых в открытом грунте цветочных и декоративных растений. Эта тема раскрывает секреты производства декоративных цветов круглогодично. Третья тема: «Использование декоративных растений в зеленом строительстве» — Зеленые насаждения — это один из основных элементов благоустройства населенных пунктов. Помимо эстетического, они имеют и огромное санитарное значение, защищая город и поселки от дыма, выхлопных газов, пыли и пр. Парки, сады, аллеи и бульвары — это свободные артерии, очищающие загрязненный воздух городов. Древесно-кустарниковые насаждения в значительной степени сглаживают амплитуду температурных колебаний. Особенно большое значение насаждения имеют в борьбе с различными шумами. Значение этих факторов обеспечивает этическое отношение к зеленым насаждениям. Бесспорно эстетическое влияние цветов на жизнь человека. В окружении прекрасного человеку хочется быть лучше, кроме того, многие цветочные растения имеют унитарное значение, т. е. Используются в пищевой, эфирно-масляной, лекарственной промышленности. Четвертая тема: «Семеноводство цветочных растений» — раскрывает основную цель — не получение вообще высших урожаев семян, а получение семян от высоко декоративных растений, хотя, как правило, они дают небольшой урожай. Декоративность растений значительно зависит от качества семян. Следовательно, убедятся учащиеся, семеноводство — важнейшая отрасль цветоводства. Пятая тема позволит учащимся освоить основы опытного дела, позволит познакомиться с основами научно-исследовательской работы путем постановления опытов. Ребята на собственном примере убедятся что благодаря трудовым усилиям и накопленным знаниям можно добиться хороших результатов и в цветоводстве. Например: как влияют агротехнические приемы на созревания растений. Шестая тема — полностью практическая. Эта тема приходится на конец мая, когда возникает необходимость в уборке комнатных растений на летний период. Ребята участвуют в подкормке, подсыпке, поливке и уборке растений на летнее хранение. Содержание программы творческого объединения «Цветовод» (72 часа)Введение (1 час) · Назначение кружка. · План работы. · Время работы. · Разнообразие цветов. · Назначение цветов. Практическая работа: Уход за комнатными цветами — добавка земли, полив. (1 час)
I. Общее цветоводство (20 часов + 8 часов пр. р.) · Строение цветочно-декоративных растений. · Среда и управление ею: o тепловой режим; o водный режим; o световой режим; o воздушный режим; o питание растений; o виды садовых земель. · Размножение декоративных растений открытого и закрытого грунта. Семенное размножение. Вегетативное размножение. · Организация территории цветочного хозяйства. Оранжереи. Парники и другие производственные площади. · Приемы выращивания цветочно-декоративных растений. Обработка почвы. Закаливание растений и посадка в открытый грунт. Система орошения. Система удобрения. Земельные операции и другие приемы по уходу за растениями. Система защиты растений борьба с болезнями и вредителями, влияние экологических составляющих факторов на растения. Практические работы: · Размножение растений открытого и закрытого грунта (1 час). · Зеленые операции (1 час). · Защита растений. Экологический мониторинг (2 часа). · Игра: «Зеленое лето» - изучение названий растений (1 час). · Вечер: Эколого-биологический эрудицион «Цветы — земной красы начало».
II. Частное цветоводство (20 часов + 7 часов пр. р.) · Летники. Краткая характеристика. Однолетние цветущие растения. Декоративно-лиственные растения. Ковровые растения. Вьющиеся цветочные растения. Сухоцветы. Горшечные растения. Лекарственные растения. · Двулетники. Краткая характеристика. Использование в озеленении многолетников. Характеристика наиболее широко распространенных многолетников. Многолетники, не зимующие в открытом грунте. · Использование в озеленении луковичных и клубне луковичных растений. · Красивоцветущие и декоративные кустарники. · Декоративные растения закрытого грунта. Краткая характеристика горшечных сезонно цветущих растений. Грунтовые сезонно цветущие растения. Выгоночные растения. Травянисто выгоночные растения. Вечнозеленые растения. Травянистые вечнозеленые растения. Ампельные и вьющиеся растения. Водяные растения. Суккуленты. Деревья и кустарники. Практические работы: · Использование сухоцветов – (1 час). · Выгонка растений – (2 час). · Изучение названий комнатных цветов – (1 час). · Игра в лото. Составление кроссвордов по цветам – (2 часа). · Вечер: «Конкурс-турнир Знатоков природы». · Экскурсия: Зимние явления в мире растений – (1 час). · Обработка школьных комнатных растений – (1 час).
III. Использование декоративных растений в зеленом строительстве (6 часов + 3 часа пр. р.) · Устройство цветника. Формы цветочных насаждений. Подбор растений по высоте, времени, цветения, окраске. Газоны, их устройство и уход за ними. Закладка цветника. Уход за цветником. · Составление букетов, аранжировка корзины. Декорирование помещений. Раннецветущие растения в природе. Практические работы: · Составление схем и рисунков, букетов – (1 час). · Конкурс: «Составление букета, корзины» - (1 час). · Уход за цветами – (1 час). IV. Семеноводство цветочных растений (2 часа). V. Основы опытного дела (2 часа). VI. Подготовка школьных цветов к летнему содержанию (2 часа + 2 часа пр. р.).
Организация образовательного процессаОдин из видов дополнительного образование — кружек «Цветовод» — не представляет собой что-то новое в образовании детей, но успех, которого во многом зависит от учителя. Изучив программу кружка и определив с какого класса этот кружек будет преподаваться в данной школе, нужно выбрать наиболее приемлемые для себя формы проведения занятий. Главное не превращать занятия в обычные уроки. Надо максимально использовать знания, опыт, практическую деятельность детей. Во время этой деятельности надо использовать время общения с цветами для воспитания у учащихся любви к цветам, которая перерастет к любви и охране Природы. Занятия в классе не нужно ни в коем случае превращать в лекции. Лучше всего если за кратким сообщением учителя, содержащим минимальную научную информацию по теме данного занятия, будет следовать разнообразная самостоятельная работа учащихся, включающая беседы, диспуты, обсуждения соответствующих книг. Программой предусмотрено возможности для привлечения школьника к самостоятельной деятельности, к обучению планировать ее, ставить проблемы и принимать решения, что позволяет у детей развивать стремление к познанию и творчеству, а так же ответственность и сознательную дисциплинированность. Содержание творческого объема «Цветовод» обеспечивает знакомство учащихся с кругом вопросов, знание которых необходимо в повседневной жизни: размножение растений, уход за ними, виды посадок, борьба с болезнями и т.д. Одно из направлений курса «Цветовод» — увеличение гибкости, мобильности программы. Принципиальность возможность этого заложена в самом характере кружка. Можно комбинировать тему, сокращать, перестраивать в зависимости от требований жизни и местных обстоятельств. Имеется так же возможность выбора различных вариантов практической деятельности учащихся с учетом их перспективности для данного района. Гибкость программы дает учителю возможность осуществлять индивидуальную и коллективную работу учащихся над заданием, обеспечивая свободный выбор темы, поощряя стремление ребят самостоятельно находить пути решения поставленных задач. Эти возможности развивают способности к творческой деятельности, включая речевую коммуникацию, стремление к знаниям, умения работать с литературными источниками, ответственность за порученное дело, аккуратность, настойчивость и точность в работе. Совершенствуя качество обучения необходимо формировать у ребят устойчивый интерес к кружку, показывая практическое применение знаний в повседневной жизни, широко применяя районный материал. Одним из главных путей для достижения этой цели является активизация учебной деятельности детей. Следует так строить занятие, что бы учащиеся в основном усваивали материал на данном занятии. Последовательно раскрывая значение цветов, растений в повседневной жизни, и значение знаний о них. Прежде всего учителю необходимо ознакомиться с теми средствами обучения и научно-методическими пособиями, которые уже существуют. Хорошо, если можно установить контакт с сотрудниками зеленхоза, его информацией в газетах. Работа в кружке расширяет знания и навыки учащихся по основному предмету, существенно расширяет и углубляет значения. Формирует необходимые для жизни практические навыки. Для работы к знаниям ребята могут писать рефераты, доклады, делать сообщения чтобы лучше заполнить названия комнатных растений, или название растений по теме ребята составляют кроссворды. Весь материал составленный ребятами приложен к работе. Более заинтересованные учащиеся и в следующие годы интересуются цветоводством. Кто выращивает цветы, кто пишет проекты. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |