Понятийно-терминологический словарь

Представила: Амерханова Э.Р., ст. преподав. каф. педагогики и психологии
Дата: 17.02.03

Приложение № 1.

1.       Агрессия – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

2.       Адаптация - 1) приспособление организмов к изменяющимся условиям существования; 2) приспособление индивида к изменяющимся условиям внешней среды, производства, труда.

3.       Адаптация социальная – 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения – родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

4.       Акселерация – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

5.       Акцентуация характера (личности) – чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воздействия среды и воспитания.

6.       Аномалия – отклонения разной степени от нормы.

7.       Апатия – состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

8.       Барьер общения – психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов или препятствующие взаимопониманию и взаимодействию.

9.       Барьер психологический – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникновения Б.п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.

10.       Благодарность - чувство признательности к человеку (группе, организации) за оказание благодеяния, внимания, услуги и т.д., выражающееся в готовности ответить взаимным действием.

11.     Вера – особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких-либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. В. основывается на авторитете, на интуиции, на уважении к чужому опыту и традиции. В педагогическом взаимодействии очень многое зависит от степени В. воспитанника в слова и действия педагога.

12.       Виктимология социально-педагогическая – отрасль знания, составная часть соц. Педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. В. с.-п. разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой.

13.       Влияние – процесс и результат изменения одним человеком поведения, установок, намерений, представлений, оценок другого человека в ходе взаимодействия с ним.

14.       Внутренняя позиция – система социальных установок человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни

15.       Внутренняя среда ребенка – совокупность особенностей высшей нервной деятельности, свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, комплексов, проявляющаяся в типичных для ребенка психических состояниях, реакциях в отношениях к действительности. С В.с.р., которая во многом определяет индивидуальность ребенка, педагогу необходимо постоянно согласовывать все воспитательные воздействия.

16.       Внушаемость – степень восприимчивости личности к психологическому воздействию со стороны другого лица или группы людей. На повышенной внушаемости, свойственной детскому возрасту, строится стратегия воспитательного воздействия.

17.       Возраст - категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

18.       Возраст психологический - определенная качественно своеобразная ступень индивидуального развития, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания.

19.       Воспитание (как общественное явление) – сложный и противоречивый социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семьей, образовательными учреждениями разного уровня и направленности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

20.       Воспитание (как педагогическое явление) – 1) целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-вопитательных учреждениях специально подготовленными специалистами; 3)целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей; 4) предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе; 6) целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности; 7) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, направленное и т.д. воспитание.                                                                   

21.       Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

22.       Готовность ребенка к школе  - комплексное понятие, в состав которого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность – наличие мотивов учебной деятельности, познавательное отношение к внешнему миру, сформированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность – достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов, владение ребенком знаниями, умениями, навыками в объеме стандартной программы детского сада.

23.       Группа риска – категория населения, в том числе дети и подростки, более других склонные совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки.

24.       Девиантное поведение - система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

25.       Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают патогенную, психическую, социальную Д. детей и подростков.

26.       Деморализация – моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины.

27.       Депривация психическая – психическое состояние страдания, которое возникает вследствие длительного ограничения человека в удовлетворении его основных потребностей. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная, коммуникативная формы Д. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии (нарушение эмоциональных контактов, задержка в развитии речи, развитии тонкой моторики, интеллекта).

28.     Дети и подростки “группы риска” - дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, не адекватным нормам и требованиям ближайшего окружения (семьи, школы, детского сада и т.п.)

29.     Досуг - свободное время, остающееся после вполнения всех функционально-ролевых обязанностей, в том числе семейно-бытовых и тех, что связаны с участием в различных видах формализованной учебной деятельности.

30.       Жизненная позиция – внутренняя установка, обусловленная мировоззренческими, моральными и психологическими качествами личности и отражающая ее субъективное отношение к обществу. Ж.п. проявляется в реальном поведении человека, может быть активной (постоянное стремление изменить окружающую действительность) и пассивной (следование установившимся традициям и нормам).

31.       Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа формирования личности ребенка. Проявляется в отставании психофизиологического, психического и социального развития, бывает стойкой (типа олигофрении) и временной.

32.       Запущенность педагогическая - 1) комплекс негативных качеств личности и поведение, противоречащее требованиям школы, общества; 2) устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленное отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании.

33.       Застенчивость – черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

34.       Застенчивость – черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

35.       Защита психологическая – неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если не становится избыточной и болезненно заостренной.

36.       Здоровье - состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние телесного, душевного и социального благополучия.

37.     Зона ближайшего развития – расхождение между уровнем актуального развития (задачу ребенок может решить самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками.

38.       Инфантилизм – сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Человек, которому свойствен психический И., при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, эгоцентризм). Выделяют три вида И.: физический, психический и психофизический.

39.       Качество жизни – характеристика положения человека в различных социальных системах, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личностного развития, содержание культурных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья.

40.       Климат коллектива социально-психологический – эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем. К.к.с.-п. зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности людей пребывания в нем, процессом и результатом своей деятельности и выполняет консолидирующую, стимулирующую, стабилизирующую и регулирующую функции.

41.       Комплекс неполноценности - психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

42.       Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной жесткой форме. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивные и деструктивные конфликты. 

43.       Конфликт внутренний – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, мнений, мотивов, потребностей одного человека; трудно разрешимое внутреннее противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

44.       Кризисы возрастные – условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Психическое развитие происходит в результате смены стабильных и критических возрастов.

45.       Культура общения – система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения.

46.       Культура поведения - характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно-эстетическим принципам, социальным нормам, правилам этикета.

47.       Леворукость – функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер.

48.       Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Л. формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой.

49.       Маскулинизация – ослабление типичных женских и усиление типичных мужских черт личности.

50.       Медитация - интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. д., которое достигается путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов, рассеивающих внимание (звук, свет, эмоциональное и др. напряжение).

51.       Методы воспитания – общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

52.       Монтессори Мария (1870-1952)- итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные пед. работы: “Дом ребенка”, “Метод научной педагогики”. М. Исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку “пищу”, которая ему необходима для саморазвития.

53.       Направленность личности – совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Н.л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Обычно выделяют мировоззренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

54.       Направленность педагогическая – стремление личности стать, быть и оставаться учителем, помогающее ей преодолевать препятствия и трудности в своей работе.

55.       Наркомания - болезненное влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций организма.

56.       Настроение – устойчивое, относительно длительное эмоциональное состояние человека, влияющее на его психические процессы, на всю деятельность.

57.       Негативизм - необоснованное сопротивление воздействиям других людей. Различают Н. пассивный, когда без достаточной мотивации человек отказывается выполнять требования, и активный, когда производятся действия, противоположные требуемым.91

58.       Нравственная культура - определенный уровень отношения к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающейся в объеме знаний, интересе к ним и их выборе в качестве мотива своего поведения.

59.       Нравственность -  особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиции нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.

60.       Обучаемость- индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Различают общую О. как способность усвоения любого материала и специальную О. как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств).

61.       Общение- взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками.

62.       Отставание от жизни - оценочный термин, характеризующий ситуацию, когда теория и практика образования перестают адекватно реагировать на вызов времени, на изменившиеся обстоятельства общественной жизни и ее новые реалии, когда идейно-теоретический потенциал исследователей, организаторов и практических работников находится на уровне воззрений вчерашнего дня. Выражается в утрате соответствия между содержанием образования и реальным уровнем сложности задач и проблем, которые придется решать выпускникам образовательных учреждений.

63.       Педагог социальный - специалист по работе  с детьми и взрослым населением в социально-культурной и семейно-бытовой сферах.

64.       Пессимизм - мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое; рассматривает в мире прежде всего его отрицательные стороны, считает его безнадежно плохим, а человеческое существование до конца бессмысленным.

65.       Поддержка педагогическая – деятельность профессиональных педагогов и психологов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением.

66.       Позиция личности – устойчивая система отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе.

67.       Противоречие педагогическое – несоответствие, возникающее и углубляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими пед. представлениями, концепциями, взглядами, системами и новыми, усложняющимися требованиями жизни к подрастающей личности.

68.       Профессионализм - высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности.

69.       Психологическая поддержка - система практического использования психологических методов, способствующих социальному и профессиональному самоопределению личности с целью ее адаптации к условиям реализации собственной профессиональной карьеры и повышения ее конкурентоспособности на рынке труда; осуществляется путем оптимизации психологических ресурсов человека на полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной саморегуляции.

70.       Раздражительность - склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней или внутренней среды; проявляется обычно в недовольстве неприятными обстоятельствами, поступками окружающих, иногда - своим состоянием.

71.       Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных особенностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала.

72.       Самовнушение – процесс внушения, адресованный самому себе. С. ведет к повышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управлять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и соматическими реакциями.

73.       Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.

74.       Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни.

75.       Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек), рефлексивной (как с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди).

76.       Саморазвитие - процесс обогащения способностей и качеств человека в ходе различных видов его деятельности, основанием которого служит присвоение социального опыта и достижений культуры.

77.     Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

78.       Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям

79.       Совесть-категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения.

80.       Социально-педагогическая запущенность- устойчивая совокупность негативных личностных качеств; отсутствие привычки и способности  к регулярной умственной работе, плохая контактность с окружающими, неумение анализировать свои действия и предвидеть их последствия

81.       Суицид-акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания.

82.     Такт педагогический - чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинств ученика, справедливость, выдержку, самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами.

83.       Толерантность-отсутствие или ослабление реагирования на какие-либо неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять  разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.

84.       Уверенность - отсутствие сомнений, основанное на опыте и знаниях.

85.       Устойчивость психическая  - способность психики сохранять высокую функциональную активность в сложных, в том числе стрессовых, ситуациях.

86.       Утомление - частичная или полная утрата работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

87.       Феномены влияния социально-психические - явления, влияющие на продуктивность деятельности человека и его психическое самочувствие: фасилитация (усиление энергии человека в присутствии других людей); конформность (подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы); групповая нормализация (формирование усредненного стандарта-нормы); экстремизация (решение, принимаемое группой, - более рискованное, чем решение, принимаемое индивидуально, феномен “сдвига к риску”); подчинение авторитету (влияние меньшинства).

88.       Формирование личности - процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды; целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

89.       Фрустрация-психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

90.       Характер – совокупность устойчивых психических черт личности, обусловливающая его отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющееся в стиле деятельности и общении. Х. тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом.

91.       Ценностные ориентации-1) избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; 2) способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

92.     Черта личности – относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения.

93.       Эгоцентризм-сосредоточенность личности на собственных целях, мыслях, переживаниях, ограниченная способность объективно воспринимать внешние воздействия и состояния других людей.

94.       Эмоция – форма психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности.

95.       Эмпатия - качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

96.     Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе.

97.     Я- концепция учителя профессиональная - та часть Я -концепции личности учителя, которая складывается из того, как себя видит и оценивает учитель в настоящее время (“актуальное Я”), того каким учитель видит себя и оценивает по отношению к начальным этапам работы в школе (“ретроспективное Я”), того, каким бы хотел стать учитель (“идеальное Я”), того, как, с точки зрения учителя, его рассматривают другие люди – его коллеги, учащиеся и др. (“рефлексивное Я”).

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |