Производственная учеба сотрудников ИПКРО

План производственной учебы сотрудников ооипкро в 2002-2003 учебном году

Программа производственной учебы сотрудников ооипкро в 2002-2003 учебном году

Справка по итогам производственной учебы ЦДИТ (сентябрь 2002 года)


План производственной учебы сотрудников ооипкро в 2002-2003 учебном году

2 сентября 2002 г.

10.00 – 11.20

 «Концепция модернизация российского образования и задачи ООИПКРО по ее реализации» (лекция-диалог). К.п.н., доцент Н.К. Зотова.

11.30 – 12.50 – первая подгруппа

14.00 – 15.20 – вторая подгруппа

«Некоторые подходы к организации образовательной деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях информационного общества и модернизации школьного образования» (практическое занятие в ЦДИТ). Руководитель ЦДИТ В.И.Нефедова; сотрудники ЦДИТ Л.А.Тимченко, И.В.Инякин.

3 сентября

9.00 – 10.20

«Особенности электронного документооборота в системе повышения квалификации работников образования» (лекция). Сотрудник ЦДИТ А.Н.Ильясов.

11.30 – 13.00

«Некоторые подходы к организации образовательной деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях информационного общества и модернизации школьного образования» (участие в видеоконференции) (практическое занятие в Интернет-центре ОГУ и ЦДИТ). Руководитель ЦДИТ В.И.Нефедова, сотрудники ЦДИТ Л.А.Тимченко, И.В.Инякин.

4 сентября

10.00 – 12.00

Ученый совет

5 сентября

10.00 – 11.20

«Концепция профильного обучения в старшей общеобразовательной школе» (лекция-диалог). К.п.н., доцент Н.К. Зотова.

11.30 – 12.50

 «Организация учебного диалога в процессе образования взрослых» (семинар). К.п.н., доцент О.И. Полкунова.

6 сентября

10.00 – 11.20

 «Подготовка учителя к реализации технологий развивающего обучения» (лекция). Ст. преподаватель А.Р.Селиванова.

11.30 – 12.50 – первая подгруппа

14.00 – 15.20 – вторая подгруппа

«Особенности электронного документооборота в системе повышения квалификации работников образования» (практическое занятие в ЦДИТ). Сотрудники ЦДИТ И.В.Инякин, А.Н.Ильясов

9 сентября

10.00 – 11.20

11.30 – 12.50

«Духовно-нравственное развитие личности в модернизирующемся обществе» (лекция с элементами беседы). К.к.н., доцент Н.М. Мухамеджанова.

10 сентября

10.00 – 12.00

«Новая модель подготовки педагогических работников к аттестации на высшую категорию» (деловая игра). К.п.н. В.М. Дрофа.

12.10 – 12.55

«Проблемы модернизации современного начального профессионального образования» (сообщение). К.п.н. Ф.Г. Арсланов.

11 сентября

10.00 – 11.20

«ЕГЭ как форма аттестации и контроля качества образования» (лекция). К.филол.н., доцент С.Н. Полькина.

11.30 – 12.50

«Здоровьесберегающие технологии повышения квалификации педагогических кадров» (лекция). К.мед.н., доцент А.А. Чирков.

14.00 – 15.20

«Взаимодействие педагогической общественности с семьей как условие реализации Концепции модернизации образования» (лекция). Ст. преподаватель Э.Р. Амерханова.

12 сентября

10.00 – 11.20

«Применение закона «Об образовании» в деятельности руководителей и специалистов системы образования» (практическое занятие). К.п.н. Г.М. Гладышев.

11.30 – 12.50

«Особенности работы педагогических кадров ООИПКРО в современных условиях по финансовым операциям: бюджетная, хозрасчетная, предпринимательская, внебюджетная деятельность» (лекция с элементами беседы, практикум). К.э.н., доцент Н.Т. Ломакина.

13 сентября

10.00 – 12.50

«Проблема русской интеллигенции и ее роли в русской истории (по произведениям Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова)» (семинар). К.к.н., доцент Н.М. Мухамеджанова.

вверх


Программа производственной учебы сотрудников ооипкро в 2002-2003 учебном году

 

Тема: «Концепция модернизации российского образования и задачи ООИПКРО по ее реализации».

Форма проведения: лекция-диалог.

Цель: содействие рефлексии слушателями процессов модернизации в образовании, осознанию собственных ресурсов в ее реализации.

Предполагаемый результат: осмысление работниками Института Концепции модернизации российского образования, определение роли и места Института и каждого его работника в ее реализации.

Основные вопросы содержания занятия:

Российская система образования: анализ состояния и обоснование необходимости модернизации.

Цель и основные задачи модернизации образования (приоритеты образовательной политики).

Задачи ООИПКРО в условиях модернизации регионального образования.

Рекомендуемая литература:

Газеты:

1.                 Косыгин С. Модернизация по-московски.// Учительская газета. – 2002. - № 5. – с.4.

2.                 Мельников И. Правительство «поправило» Госсовет. // Учительская газета. – 2002. - № 9. – с.11.

3.                 Павлова А. Учебники: сколько их нужно для счастья? // Учительская газета. – 2002. - № 20. – с.8-9.

4.                 Никитин М. Портфель услуг. // Учительская газета. – 2002. - № 9. – с.10.

5.                 Филиппов В. Об итогах деятельности системы образования России в 2001 г. и работе Минобразования России, органов Управления образованием, образовательных, научно-исследовательских  и др. учреждений системы образования по реализации Концепции модернизации РО на период до 2010 года. // Образовательное право. – 2002. – № 15. – с.3.

6.                 И последние станут первыми. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Образовательное право. – 2002. - № 10. – с.3-5.

7.                 И последние станут первыми. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Образовательное право. – 2002. - № 11. – с.4.

8.                 Дашковская О. Широкомасштабный эксперимент: профанация модернизации. // Управление школой. – 2002. - № 22. – с.4-5.

9.                 Бацын В. Государство делает ставку на образование. // Управление школой. – 2002. – № 5. – с.5.

10.              Адамский А. Разработать, внедрить, проверить. // Первое сентября. – 2002. - № 39. – с.1.

11.              Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Первое сентября. – 2001. - № 83.

12.              Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Первое сентября. – 2002. - № 38. – с.6.

13.              Адамский А. Тест для модернизации. // Первое сентября. – 2002. - № 34. – с.1.

14.              Адамский А. Модернизация без вариантов. // Первое сентября. – 2002. - № 27. – с.1.

15.              Мельников И.И. Концепция, которая растворилась в словах. // Первое сентября. – 2002. - № 15. – с.3.

16.              Цирульников А. Сетевое образование: контуры новой парадигмы. // Первое сентября. – 2002. - № 2. – с.3.

17.              Лебедев О. Модернизация и разрывы. // Сельская школа. – 2002. - № 2. – с.8.

 

Журналы:

 

1.                 Целищева Н. Три битых кита: Почему при «лучшем в мире образовании» мы хуже всех живем? Народное образование. – 2002. - № 1. – с.36.

2.                 План действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы. // Народное образование. – 2002. - № 2. – с.16.

3.                 Корсак К. Проблемы педагогики и перспективы их решения в новом тысячелетии. // Народное образование. – 2002. - № 2. – с.44.

4.                 Куган Б. Профильное образование: региональный подход. // Народное образование. – 2002. - № 2. – с.61.

5.                 Приказ «О формировании Федеральной программы развития образования на 2002 год». // Народное образование. – 2002. - № 2. – с.240.

6.                 Приказ «Об утверждении подпрограммы Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы».

7.                 Максимова В.Н. Аксеологическая теория в контексте проблемы качества образования. // Педагогика. – 2002. - № 2. – с.9.

8.                 Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. //Педагогика. – 2002. - № 2. – с.3.

9.                 Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования. //Педагогика. – 2002. - № 4. – с.39.

10.              Сиземская И.Н. С.И.Гессен: «Всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным». //Педагогика. – 2002. - № 4. – с.44.

11.              Гохберг Л., Ковалева Н. Статистика образования: принципы модернизации. //Высшее образование в России. – 2002. - № 2. – с.21.

12.              Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 1. – с.3.

13.              Шульц О.Б. Проблема многомерности содержания образования на этапе его обновления (или размышления о необходимости придания содержанию образования ценностного смысла) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - № 2. – с.16.

14.              Филиппов В. Правда и домыслы о российском образовании. // Методист. – 2002. - № 1. – с.2.

15.               Об экспериментальной работе по совершенствованию структуры и содержания общего образования (выступление С.В. Ивановой на курсах координаторов эксперимента). // Методист. – 2002. - № 1. – с.10.

16.              Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования. // Методист. – 2002. - № 1. – с.29.

17.              Баранов П.А. Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования: этап осмысления. // Методист. – 2002. - № 2. – с.15.

18.              Каменский А. Вопросы, над которыми надо задуматься в первую очередь. // Директор школы. – 2002. - № 1. – с.3.

19.              Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования. // Директор школы. – 2002. - № 4. – с. 97.

20.              Образование: программа перемен. // Учитель. – 2002. - № 1. – с.13.

21.              Кузьминов Я. Образование – товар с отложенным потреблением. //Учитель. – 2002. - № 3. – с.3.

22.              Кузьминов Я., Якобсон Л. стратегия для России: образование. // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 2. – с.3.

23.              Томилин О. Образование и мы. Новое тысячелетие (Экономика образования). //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 2. – с.9.

24.              Беспалько В. Не пора ли менять стратегию образования? //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 2. – с.17.

25.              Горячев А. Российская школа и учителя в массовом сознании. //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 2. – с.21.

26.              О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 года № 871. // Дидакт. – 2002. - № 1. – с.3.

27.               Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации. // Дидакт. – 2002. - № 1. – с.4.

28.              О внесении изменений и дополнений в приказ Минобразования России от 21.05.01 г. № 2093 «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (Приказ от 18.12.01 г. № 4110, зарегистрирован Минюстом России 08.02.02 № 3238)» // Вестник образования России. – 2002. - № 5. – с.75.

29.              О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ от 11.02.02 г. № 393). // Вестник образования в России. – 2002. - № 6. – с.10.

30.              Доклад министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на итоговой коллегии Министерства  27 февраля 2002 г. // Вестник образования России. – 2002. - № 7. – с.8.

31.              Филиппов В.М. О концепции модернизации российской системы образования на период до 1020 г. // Экономика образования. – 2002. - № 1. – с.7.

 

 

Контрольные задания для определения результативности занятия:

1.                                          Выделите основные идеи Концепции модернизации российского образования, с которыми Вы как руководитель/работник научной/методической структуры Института считаете необходимым работать в 2002-2003 учебном году.

2.                                          Исходя из обозначенных идей, сформулируйте цели и задачи работы Вашей научной/методической структуры на 2002-2003 учебный год.

3. Спланируйте мероприятия по реализации поставленных целей и задач (в соответствии с основными разделами плана ООИПКРО: научно-исследовательская, учебная, учебно-методическая, научно-методическая, издательская, информационная, консультативная деятельность, повышение квалификации и т.п.).

 

Тема: «Некоторые подходы к организации образовательной деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях информационного общества и модернизации школьного образования».

Цель: показать приоритетность и актуальность использования в образовательной деятельности коммуникационных средств общения.

Предполагаемый результат: определить индивидуальный план самообразования в области использования информационных технологий; представить статью, тезисы или доклад в одну из секций Интернет-педсовета.

Содержание диагностики результативности занятия:: получить свой электронный адрес, научиться вести деловую электронную переписку, познакомиться с некоторыми способами поиска информации, принимать активное участие в форумах виртуального педагогического совета, подготовить и представить сообщение, тезисы, статью или доклад в библиотеку выбранной секции Интернет-педсовета.

 

Тема: «Особенности электронного документооборота в системе повышения квалификации работников образования».

Цель: ознакомить с принципиальными особенностями электронного документооборота.

Предполагаемый результат: составить пакет документов, регламентирующих обмен информацией, методы ее обработки и виды представления для конечного пользователя в рамках конкретного проекта.

Содержание диагностики результативности занятия: организация диагностики (входной, рубежной, итоговой) и автоматической обработки ее результатов. Для практического занятия обучающиеся заранее готовят задания для входной диагностики.

 

Тема: «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Форма проведения: лекция-диалог.

Цель: содействие более глубокому осмыслению сотрудниками Института ведущих положений Концепции.

Предполагаемый результат: анализ Концепции профильного обучению с позиций задач системы дополнительного профессионального образования; определение возможных мер по ее реализации; планирование исследовательской, учебной, учебно-методической, научно-методической, информационной и издательской деятельности работников Института в русле реализации Концепции профильного обучения.

Основные вопросы содержания занятия:

Профильное обучение и его основные цели.

Общественный запрос на профилизацию школы.

Возможные направления профилизации и структуры профилей.

Возможные формы организации профильного обучения.

Взаимосвязь профильного обучения со стандартами общего образования и ЕГЭ.

Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы.

 

Рекомендуемая литература:

1.   Куган Б. Профильное образование: региональный подход // Народное образование.-2002.-№2.-С.61

2.   Чистякова С.Н.,Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии.-2002.-№1.-С.101

3.   Дубенский Ю.П., Зырянова И.М., Тодер Г.Б. Межпредметные связи и компьютеризация как факторы повышения эффективности обучения естественнонаучным дисциплинам в профильном высшем учебном заведении //Наука и школа.-2002.-№3.-С.48

4.   Прокофьев А.А. Мониторинг качества образования учащихся профильных классов в системе «школа-вуз» // Стандарты и мониторинг.-2002.-№3.-С.41

5.   Воронина Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах: Дидактический подход // Школа.-2002.-№2.-С.68

6.   Саржевский Ю.Н.  Осуществление профильного обучения // Школа.-2002.-№1.-С.42

7.   К настоящему в профиль, к будущему - спиной? // Управление школой.-2002.-№29.-С.7

8.   Религиозное образование, стандарт и профильность - зачем?// Управление школой.-2002.-№29.-С.14

9.   Дашковская О. Профильная школа на распутье // Управление школой.-2002.-№15.-С.4

10. Этот многоликий профиль // Первое Сентября.-2002.-№45(29 июня).-С.2

11. Крылова Н. И чуть-чуть профиль? // Первое Сентября.-2002.-№41(15 июня).-С.3

12. Чистякова С.  Надо выбрать задачу так, чтобы выбор остался за детьми // Первое Сентября.-2002.-№41 (15 июня).-С.3

13. Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем // Первое Сентября.-2002.-№33 ( 18 мая).-С.2

14. Дашковская О. Школа - в профиль! Равнение на вузы...// Первое Сентября.-2002.-№27 (16 апреля).-С.1

15. Адамский А. Религиозное образование, стандарт и профильность - зачем? // Первое Сентября.-2002.-№10 (9 февраля).-С.1

 

Контрольные задания для определения результативности занятия:

1. Выделите основные идеи Концепции профильного обучения, с которыми Вы считаете необходимым работать в 2002-2003 учебном году.

2. Исходя из обозначенных идей, сформулируйте цели и задачи работы Вашей структуры на 2002-2003 учебный год.

3.                 Спланируйте мероприятия по реализации поставленных целей и задач (в соответствии с основными разделами плана ООИПКРО: научно-исследовательская, учебно-методическая, издательская, информационная, консультативная деятельность, повышение квалификации и т.п.).

 

Тема:«Организация учебного диалога в процессе образования взрослых».

Форма проведения занятия: лекционно - практическое занятие.

Цель: предложить слушателям профессионально- значимую информацию по проблеме и технологию реализации учебного диалога.

Предполагаемый результат: осмысление идеи учебного диалога выработки собственного отношения к ведущим идеям содержания, освоение   диалогической технологии обучения взрослых в СПК.

Содержание занятия:

1) основные вопросы содержания занятия:

 Консолидация общественных сил в ходе модернизационных процессов Диалог субъектов образования как ведущее условие его модернизации. Теоретические основы учебного диалога. Технология диалога в обучении взрослых. Дебаты как образовательная технология.

2)ход занятия:

n    презентация диалоговых форм обучения;

n    демонстрация технологии «Дебаты»;

n    трансляция методических рекомендаций организаторам «Дебатов» (раздаточный материал);

n    рефлексия слушателей.

 

Рекомендуемая литература:

1.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2.   Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире//Педагогика, 1999, №6, с.106- 108.

3.   Жирносенко И.А., Староселец О.А. Диалог как образовательная категория// Методист, 2002.-№3.-с.16-18.

4.   Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. С-Пб., 1999.

5.    Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.

6.    Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ Сост.Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская - С- Пб., 1996.

7.   Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 2. Политика в области образования взрослых / под ред. Н.П. Литвиновой. - СПб.: ИОВ РАО, 2001.

8.   Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 3. Законодательство в области образования взрослых / Под ред. Е.И. Огарева. - СПб.: ИОВ РАО, 2000.

9.   Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 4. Экономика в области образования взрослых / под ред. Н.П. Литвиновой. - СПб.: ИОВ РАО, 2001.

10. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор - директор ИОВ РАО, докт. пед. наук В.И. Подобед). В 4-х томах. Том I. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, Н.П. Литвиновой. Книга 5. Управление образованием взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.И. Жилиной. - СПб.: ИОВ РАО, 2000.

11. Саитбаева Э.Р. Учитель: восхождение к профессионализму. Оренбург, 1996.

12. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности. Оренбург, 1998.

13. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

14. Формы активного обучения в системе повышения квалификации. Оренбург, 1995.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия:

письменные ответы на вопросы по усвоению содержания занятия и по выявлению склонности к диалогическому (монологическому) педагогическому стилю.

1.   Дайте определение понятию «учебный диалог».

2.   Приведите примеры использования образовательных возможностей диалога в истории  мировой педагогической практики.

3.   В нескольких предложениях передайте суть «субъект- субъектной» педагогической парадигмы.

4.   Определите, к какой педагогической парадигме более тяготеет современная система образования взрослых. Признаки какой парадигмы наблюдаются в образовательной системе нашего образовательного учреждения.

5.   Какие признаки диалога вы наблюдали в ходе демонстрации формы обучения?

6.   Каковы, по-вашему, развивающие возможности диалога?

7.   Где, на ваш взгляд, применимы диалоговые формы обучения (например: «Дебаты»...). Намерены ли вы использовать их в своей андрагогической деятельности?

 

Тема: «Духовно-нравственное здоровье личности в модернизирующемся обществе».

Форма - лекция с элементами беседы.

Цель - выявление социокультурных факторов, определяющих духовно-нравственное здоровье личности в модернизирующемся обществе.

Предполагаемый результат - формирование учебно-методических материалов работников ИПК с учетом выявленных тенденций и проблем.

Содержание: Экзистенциальные факторы, определяющие духовно-нравственное здоровье личности. Возможности различных типов общества в плане психологической адаптации к экзистенциальном проблемам. Духовно-нравственные проблемы как последствия различных типов модернизации. Модернизация в России и конфликт ценностей.

 

Рекомендуемая литература:

Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. - М., 1994.

Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. - М., 1994.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология  преступности. - М., 1966.

Тиллих П. Что помогает ослабить чувство тревоги в нашей культуре? // Общественные науки и современность, 1992, № 6.

Тойнби А.Дж. Постижение культуры. - М.. 1996.

Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. - М.. 1995.

Хорни К. Наши внутренние конфликты. // Психоанализ и культура

    М., 1995.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

Мухамеджанова Н.М. Духовный кризис личности как отражение кризиса культуры. - Оренбург, 2001.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия  - анкетирование  по вопросам:                                                     

·       Назовите экзистенциальные факторы, определяющие духовно-нравственное здоровье личности?

·       Какими возможностями обладает традиционное общество в плане психологической адаптации к экзистенциальном проблемам?

·       Почему философы называют современное общество больным обществом?

·       В чем они видят причины и проявления негативных состояний человека в современной культуре?

·       К какому типу относится российское общество?

·       Каким образом данные особенности российского общества и культуры отражаются на духовном состоянии личности?

·       Почему образование называют фактором стабильного развития общества и личности?

    Каковы задачи образования на современном этапе в связи с указанными процессами?

 

Тема:  «НОВАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К АТТЕСТАЦИИ НА ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ»

 

Форма проведения: деловая игра.

Цель: создание условий для профессиональной рефлексии опыта и проблем повышения квалификации педагогов в ООИПКРО, совмещенной с аттестацией на высшую категорию.

Предполагаемый результат: интеллектуальный продукт двоякого свойства

1) коллективный - согласованная общеинститутская схема - модель курсовой подготовки аттестующихся на высшую категорию;

2) индивидуальный - проясненные представления и установки о содержании повышения квалификации на курсах (по определенным дисциплинам), об актуальной тематике практикоориентированных проектов как выпускных квалификационных работ, о критериях оценки профессиональной компетентности слушателей курсов.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводный этап - информационно - мотивирующий.

2. Организация работы по группам.

Задание группам - определение и согласование позиции по следующим вопросам:

Что такое практикоориентированный проект? В чем проявляются его сущностные характеристики?

Чем практикоорентированный проект отличается от реферата? от пакета диагностических и обучающих методик? от других видов аттестационных работ?

Какова, на Ваш взгляд, структура практикоориентированного проекта?

Какие критерии оценки практикоориентированного проекта кажутся Вам наиболее обоснованными?

3. Обсуждение результатов работы в группах. Выбор оптимальных вариантов.

4. Обсуждение домашнего задания:

для зав. УМК и методистов - на разработку примерной тематики практикоориентированных проектов по конкретному предмету;

для профессорско-преподавательского состава кафедр - на разработку системы критериев оценки качества выполнения практикоориентированного проекта.

         5. Домашнее задание - разработка вышеуказанной интеллектуальной продукции.

 

Рекомендуемая литература:

Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школ, лицеев, гимназий. - Казань, 1994.

Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения. Метод. пос./ Под ред. Н.В. Кузьминой. - СПб.: НИИ профтехобразования, 1992.

Аттестация учителей: концепция, методика, результаты эксперимента./ Под ред. Т.Г.Браже. - СПб, 1994.

Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей: Пособие для руководителей школ, методистов и других работников аттестационных комиссий. - М.: УЦ “Перспектива”, 1998.

Зотова Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей (диссертация, автореферат). - СПб., 1996.

Маркова А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.

Назарова Ю.Е., Мишнаевский В.Н. Методические рекомендации по оценке результатов практичекой деятельности учителя. - Оренбург: Изд-во ОИУУ, 1997.

Платонова В.П., Игнатьева А.С. Повышение квалификации и аттестация учителя на высшую категорию. - Вологда: Изд-во ВИРО, 2001.

Полкунова О.И. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: Уч. - метод. комплекс для слуш-лей базов. и аттестац. курсов 2 катег. - Оренбург: Изд-во ОИПКРО, 1998.

Рабочая книга андрагога./ Под ред. С.Г.Вершловского. - СПб.: Знание, 1998.

Рекомендации департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования по аттестации педагогических и руководящих работников образования: (Проект). - Вологда: Издательство ВИРО, 2001.

Саитбаева Э.Р. Учитель: восхождение к профессионализму (Учебно-тематический план, программа и метод. обеспечение психолого-педагогического блока квалификационных курсов. 1 категория).- Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1996.

Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом: Уч. пос. - 2-е изд. - М.: Российское педагог. агентство, 1997.

Серия брошюр “Оценка профессиональной компетентности учителя ... (по предметам)”. - Оренбург:  ООИПКРО. 1998-2000.

 

Тема: «ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

      Цель: Ознакомить слушателей с состоянием начального профессионального образования в России, с необходимостью и путями  его модернизации.

     Форма проведения: лекция (1 час).

      Содержание занятия:

1.Состояние начального профессионального образования в современных условиях.

2.Назначение модернизации НПО.

3.Цели и задачи модернизации НПО.

4.Направления модернизации НПО.

5.Пути модернизации НПО.

6.Ожидаемый эффект модернизации НПО.

   Предполагаемый результат: использование идей модернизации НПО в практической деятельности сотрудников.

    Форма диагностирования слушателей:  анкетирование.

        Вопросы анкеты:

1.   В чем Вы видите необходимость модернизации НПО?

2.   Цели и задачи модернизации НПО.

3.   Какие возможности использования идей модернизации в Вашей педагогической деятельности вы видите?

 

Рекомендуемая литература:

 

1.   Стратегия модернизации содержания общего образования.: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М. «Мир книги», 2001.

2.   Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. -М., 2002.

3.   Программа Грефа по модернизации образования России.

4.   Информационно-аналитическая газета «Новости образования» №10-11. 2002.

5.   Университетский округ.Информационно-методический журнал Оренбургского государственного университета. 2002. - №2 с.2-19.

6.   Зотова Н.К. К современному идеалу образованности.// Университетский округ. 2002. №2 с.34-39.

7.   Начальное профессиональное образование Оренбуржья: модернизация и развитие. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002.

8.   Самарский регион: модернизация профессионального образования.// Профессиональное образование. 2002. №4 с.2-22.

9.   Темник В.В. Социальное партнерство как фактор повышения качества профессионального образования.// Профессиональное образование №5 2002.

10. Второе Всероссийское собрание социальных партнеров. Выступления: зам. мин. обр. РФ. Киселева А.Ф., президента Российского союза товаропроизводителей Н.И.Рыжкова, президента Академии ПО И.П.Смирнова.// Профессиональное образование №5 с.2-8.

11. Программа опережажающего развития начального профессионального образования в Российской федерации на 2002-2006 г.// Профессиональное образование. №5 2002. с.9-11.

12. Бутко Е.Я. Социальное партнерство - мост в будущее. Там же с.13-14.

13. Модернизация образования - веление времени. // Профессионал №3 2002. с4-7.

14. Программа приоритетного развития начального профессионального образования на 2002-2006 годы. // Профессионал №2 2002 с.21-26.

 

Тема: «Применение Закона РФ “Об образовании” в деятельности руководителей и специалистов системы образования».

Форма проведения: Лекция и практическое занятие по решению проблемно-ситуационных задач.

Цель: Совершенствование знаний норм  Закона РФ “Об образовании” и контроль умений их применения в профессиональной деятельности специалистов,  определение уровня правовой подготовленности сотрудников ООИПКРО.

Предполагаемый результат:  Повышение уровня правовой компетентности сотрудников ООИПКРО в самообразовательной и производственной деятельности в условиях реализации модернизации школьного образования.

Основные вопросы содержания занятия:

1.  Общие положения  Закона РФ “Об образовании”.

2.  Применение Закона РФ “Об образовании” в деятельности руководителя и специалиста системы образования.

3. Рекомендации по работе с проблемно-ситуационными задачами.

4.Материалы правового практикума :

-проблемно-ситуационные задачи;

-таблица контроля результатов;

-текст Закона РФ “Об образовании”;

-основные понятия ключевых слов по теме.

5. Комментарии и пояснения  к решению задач по применению Закона РФ  “Об  образовании” в деятельности специалиста системы образования.

 

Рекомендуемая литература: 

1. Закон  РФ “Образовании”. 4- е издание. - М., 2002. - 51 с.

2. Кац А.М. Применение Закона РФ “Об образовании” в деятельности руководителя. Ч. -!. - М., 2001.-36 с.

3. Кац  А. М. Права и обязанности учителя общеобразовательного учреждения в Законе РФ “Об образовании”.

4. Положение МО РФ  № 1908 от 26. 06. 2000 г. “ О порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных  ОУ”

5. Письмо МО РФ №29\19-10 от 15.08.2000.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия:

Решение проблемно-ситуационных задач (в приложении).

 

Тема: «Особенности работы педагогических кадров ООИПКРО в современных условиях по финансовым операциям: бюджетная, хозрасчетная, предпринимательская, внебюджетная деятельность».

Форма проведения: лекция с элементами беседы, практикум.

Цель: раскрытие понятий финансового менеджмента и финансовых операций в рыночных условиях функционирования образовательных учреждений.

Предполагаемый результат: формирование понятий: финансовый менеджмент, финансовый норматив, предпринимательство, бюджетные и внебюджетные средства.

Основные вопросы содержания занятия:

1. Финансовый менеджмент в системе образования.

2. Бюджетная и внебюджетная деятельность.

3. Нормативное финансирование.

4. Расчет нормативов финансирования.

 

Рекомендуемая литература:

1. Башкина Г.В.,  Якушева К.В. Методика расчета федеральных нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений. - М.: АПКиПРО, 2000.

2. Володина Т.Е. Учет внебюджетных средств/Справочник руководителя образовательного учреждения, 2002, №0.

3. Иванова В.Н. Законодательное регулирование экономических отношений в сфере образования//Право и образование, №2, 2002.

4. Клячко Т.Л. Нормативное бюджетное финансирование/Справочник руководителя образовательного учреждения, 2002, №0.

5. Концепция Кодекса РФ об образовании//Образование и право, №2, 2002.

6. Мусарский М., Рачевский Е.Л. Дополнительные платные образовательные услуги в общеобразовательной школе/Справочник руководителя образовательного учреждения, 2002, №0.

7. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин В.С. Экономика и образование. - М., 1998. - 306 с.

 

Содержание диагностики результативности занятия:

1. Как Вы понимаете финансовый менеджмент?

2. Проблемы совершенствования финансовой работы в ООИПКРО.

3. Эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств.

4. Какие основные задачи разработки смет? В чем заключается сметный порядок выделения бюджетных ассигнований?

5. Практическое занятие «Оказание платных образовательных услуг».

 

Тема: «Проблема русской интеллигенции и ее роли в русской истории».

Форма семинар.

Цель - формирование представлений о сущности интеллигенции и тенденциях ее развития на современном этапе; рефлексия характера проявления данных тенденций в российском учительстве.

Предполагаемый результат - формирование учебно-методических материалов работников ИПК с учетом выявленных тенденций и проблем.

Содержание: Содержание понятия «интеллигенция». Зависимость характера интеллигенции от социокультурного типа общества. Основные группы интеллигенции. Функции интеллигенции в обществе. Н.А.Бердяев и Г.П.Федотов о природе и происхождении русской интеллигенции. Основные черты русской интеллигенции и их проявления на различных этапах российской истории. К.Мангейм о «пролетаризации» как основной тенденции развития современной интеллигенции.  Проявления данной тенденции в учительстве (на материалах социологических исследований последних лет).

 

 

Рекомендуемая литература:

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма \\Бердяев Н.А.

 Сочинения. - М., 1994.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. Пособие для студентов высших учебных  заведений. - М., 1994.

Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе “двойного сознания”. // Вопросы философии, 1991, № 1.

Мангейм К. Диагноз нашего времени // М., 1994.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России /избранные статьи по философии русской истории и культуры. - СПб., 1991.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия - выступления участников семинара по вопросам:

·       Каково содержание понятия “интеллигенция”?

·       В чем проявляется зависимость характера интеллигенции от социокультурного типа общества?

·       Назовите основные группы интеллигенции. Кто к ним относится?

·       Каковы функции интеллигенции в обществе?

·       Каковы взгляды русских философов, например, Г.П.Федотова и Н.А.Бердяева, на природу и происхождение интеллигенции?

·       Назовите два основных признака русской интеллигенции.

·       Как проявляются эти признаки в современной российской интеллигенции?

·       Какова роль русской интеллигенции на разных этапах российской истории?

·       Согласны ли вы с тезисом К. Мангейма о пролетаризации современной интеллигенции? Какова сущность понятия «пролетаризация» и его проявления в современной интеллигенции?

·       Как проявляется данная тенденция в российском учительстве?

 

Тема: «Здоровьесберегающие технологии повышения квалификации педагогических кадров».

Форма проведения: лекция

Цель: Повысить уровень научно-теоретической, методической и практической подготовки  сотрудников института по проблеме охраны профессионального здоровья педагогов, создания здоровьесберегающих условий повышения квалификации.

Предполагаемый результат: сотрудники института осознают ответственность за здоровье педагогов, проходящих повышение квалификации в ООИПКРО, будут соблюдать гигиенические требования к организации учебного процесса и использовать принципы здоровьесберегающей педагогики.

Содержание: Совершенствование образовательного процесса в ООИПКРО необходимо для снятия учебных перегрузок, умственного переутомления и создания условий для успешного обучения и сохранения здоровья педагогов. Нормализация учебного процесса в значительной степени определяется рациональной организацией учебного процесса.

Необходимо нормировать максимальный объем учебной нагрузки, соблюдать физиолого-гигиенические требования к составлению расписания, учитывать при этом динамику изменения физиологических функций и работоспособности на протяжении учебного дня и недели. В середине учебной недели (вторник, среда) следует планировать наибольший объем учебной нагрузки. Надо предусматривать чередование предметов, обеспечивающих смену деятельности. Следует учитывать в какое календарное время проходят курсы - начало, середина, окончание учебного года.

Организуя занятия, следует учитывать, что их трудоемкость определяется не каким-то одним фактором, а сочетанием, совокупностью трех основных факторов: сложностью материала, насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием слушателей. В ходе занятия надо следить за изменением работоспособности обучающихся. Вначале она повышается (период врабатывания), затем устанавливается на высоком уровне, а потом наступает период снижения работоспособности и развитие утомления, в котором выделяют 3 зоны: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого, начало занятия, учебной недели, должно быть облегченным, т.к. продуктивность в это время снижена. В процессе занятия должны быть предусмотрены динамические паузы.

Важно использовать такие организационные формы занятий, методы, технологии, которые не оказывают существенного отрицательного влияния на здоровье. Татарникова Н.Г. предлагает следующие главные критерии здоровьесберегающих технологий:

1.      Они базируются на знаниях психофизиологических механизмов высшей нервной деятельности, индивидуализируют обучение.

2.      Повышают мотивацию к познанию, стимулируя интерес.

3.      Создают эмоциональный комфорт.

4.      Развивают творческие способности.

5.      Стимулируют саморазвитие и самообразование.

6.      Повышают работоспособность и память.

7.      Обучают общению и взаимодействию в группе.

8.      Используют целый ряд эмоциональных, интуитивных и неосознаваемых факторов.

Чтобы образовательный процесс отвечал этим критериям он должен обеспечить активную позицию в обучении. Знания должны открываться через самого обучающегося, что дает им личностный смысл. Нужно групповое обучение, использование технологий взаимодействия, проблемное обучение, игровые, тренинговые формы, исследовательское обучение.

Использование новых технических и аудиовизуальных средств повышает наглядность обучения, но увеличивающийся объем информации увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому использование ТСО тоже должно нормироваться.

 

Рекомендуемая литература:

1.      Андреев В.И. Конфликтология. Казань, 1992.

2.      Белов В.И. Энциклопедия здоровья. М. Химия, 1994.

3.      Касаткин В.Н. Комплексная программа  здоровья в школе. Журн. "Школа здоровья", № 3, 1997, с. 7-19.

4.      Немов Р.С. Психология . М. Просвещение, 1995.

5.      Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

6.      Мартыненко А.В., Валентик Ю.В., Полесский В.А. и др.

7.      Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология . Спб., Петрос , 1995.

8.      Уманский К.Г. Невропатология для всех. Книга 2-я.- М.: Знание, 1989.- 192с.

9.      Учебник инструктора по лечебной физической культуре. /Под общ. Редакцией проф. В.К.Добровольского. – М.: Физ-ра и спорт, 1974. – 480с.

10.  Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия:

Входная и выходная диагностика  в виде устных ответов на вопросы.

 

Тема: «Взаимодействие педагогических кадров ОУ с семьей как условие реализации концепции модернизации образования».

Форма проведения: лекция

Цель: обеспечить теоретико-методологическую подготовку сотрудников ООИПКРО, позволяющую им ориентировать педагогов в процессе курсовой подготовки на укрепление и развитие воспитательных функций ОУ, координацию воспитательных воздействий с семьей по формированию нравственных качеств, профессиональных интересов, гражданской позиции детей.

         Предполагаемый результат: сотрудники института будут транслировать педагогам области приоритетные задачи образовательной политики в области семейного воспитания, смогут оказывать педагогам методическую помощь в разработке и реализации комплексных программ консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям.

 Содержание: Понятие о социализации. Иерархия социально значимых ценностей в человеческом сообществе. Базовые ценности современных россиян. Воспитание в духе мира и демократии как одна из ведущих идей современной практики образования. Обеспечение прав ребенка как глобальная проблема современности. Проблема соотношения прав и обязанностей участников образовательного процесса.

Включение родителей в оценку хода и результатов модернизации образования может быть весьма эффективно и значимо, повысит их заинтересованность, поможет получить объективные данные об организации воспитательной работы в ОУ и оценить состояние детей. Кроме этого, привлечение родителей может снять конфликты между школой и родителями.

 

Рекомендуемая литература:

1.                 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.- 222 с.

2.                 Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998.

3.                 Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991

4.                 Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. - М., 1997.

5.                 Мид М. Культура и мир детства. - М., 1998.

6.                 Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. - М., 1996.

7.                 Мудрик А.В. Социализация и смутное время. - М., 1991.

 

Содержание и форма диагностики результативности занятия: Входная и выходная диагностика  в виде устных ответов на вопросы.

вверх


Справка по итогам производственной учебы ЦДИТ

сентябрь 2002 года

 

Выбор проблем, которые были определены сотрудниками ЦДИТ для обсуждения в рамках производственной учебы, был основан на решении одной из приоритетных ролей организаторов постдипломного образования – координационной роли.  Мы полагаем, что работники ИПК, являясь учителями взрослых,  кроме того, что сознательно и целенаправленно передают знания и умения, также являются организаторами процесса обучения. Они формируют мировоззренческие, моральные и политические принципы, одним словом, сознательно воздействуют на обучаемых. Учителя взрослых не просто несут ответственность за помощь взрослым в обучении, они оказывают помощь взрослым в определении их образовательных потребностей, планируют процесс обучения, создают условия для образовательного процесса, выбирают продуктивные технологии обучения, предоставляют ресурсы и средства для использования в обучении, помогают в оценке результатов обучения.

В условиях модернизации школьного образования работникам ИПКРО становится все более проблематичным выполнять координационные роли традиционными средствами. Информационные технологии занимают сегодня основательное место в социальной, бытовой, управленческой, образовательной деятельности.

В ходе занятий были определены некоторые подходы к организации образовательной деятельности педагогических и руководящих кадров в условиях информационного общества и модернизации школьного образования. Работа сотрудников ИПК в реальной модели виртуального всероссийского педагогического совета показала приоритетность и актуальность использования в образовательной деятельности коммуникационных средств общения. Все участники производственной учебы:

-                      получили свой электронный адрес;

-                       имеют возможность  организовывать деловую электронную переписку с коллегами и слушателями курсов;

-                   познакомились с некоторыми способами поиска информации, копирования ее на внешние носители;

-                       получили практические навыки работы в форумах виртуального педагогического совета, а некоторые сотрудники освоили технологию работы в Чате;

-                   подготовили и представили по своему выбору сообщение, тезисы, статью или доклад в библиотеку выбранной секции Интернет-педсовета;

-                      обратились к страничкам с авторскими материалами на сайте института с целью знакомства и внесения предложений по корректировке информации.

Сотрудники ИПК, непосредственно принимавшие участие в реализации эксперимента по введению Единого государственного экзамена, имели возможность быть участниками телемоста Оренбург-Чебоксары и в реальном времени обсуждать проблемы ЕГЭ с коллегами из Оренбурга и Чебоксар. Вторая группа в это время имела возможность задавать вопросы, которые были предложены для обсуждения участникам телемоста. Телемост объединил представителей из региональных вузов (ОГПУ, ОГАУ, ОГУ), специалистов главного управления образования, методических и научных сотрудников ИПКРО, региональный родительский комитет, выпускников школы, представителей территориальных отделов и управлений образованием.

Теоретическая часть производственной учебы была направлена на ознакомление с принципиальными особенностями электронного документооборота в системе повышения квалификации работников образования. В качестве центральной проблемы для обсуждения была выбрана проблема подготовки пакета документов, регламентирующих обмен информацией, методы ее обработки и виды представления для конечного пользователя в рамках конкретного проекта.

Предполагаем, что результатом наших занятий для каждого сотрудника ИПК должен быть индивидуальный план по самоопределению места и роли информационных технологий в его профессиональной деятельности.

Считаем, что для сотрудников института очень важно параллельно с практическими работами в рамках производственной учебы построить работу по формированию современного мировоззрения в образовательной политике. Поэтому важны психологические тренинги, в ходе которых центральное место должно быть отведено ресурсам Сети, а также философские семинары по проблемам информационного “бума” на мировом уровне и перспективной работы образовательных учреждений в этих условиях. Например, для обсуждения на семинарах по философии может быть полезна книга Ракитова А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991. – 287 с,  в которой автор отмечает, что определенный слой населения можно назвать “когнитариатом” и убеждает в неизбежности его роли в структурном детерминаторе будущего человечества.

Полагаем, что сотрудникам ИПКРО в решении обозначенных нами проблем могут оказать неоценимую помощь книги:

-                  Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.: Информатика и образование, 1999.

Мамардашвили М.. Как я понимаю философию. – М. Издательская группа “Прогресс” “Культура”, 1992.

вверх


Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |