Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования

«Утверждаю»
Ректор ООИПКРО
_________Н.К.Зотова

Учебно-тематический план
информационного модуля образовательной программы курсов базового повышения квалификации
педагогических работников, совмещенных с аттестацией на II, I и высшую категории

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников  и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной деятельности работников образовательных учреждений в условиях модернизации школьного образования.

Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.

Срок обучения: 16 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в день.

Наименование разделов

Всего

 

В том числе

Форма

 

и тем

часов

Лек-ции

Выездные

занятия,

стажировки,

деловые

игры и т.д.

Практические,

лабораторные,

семинарские

занятия

контроля

1.

Информационные технологии в самообразовательной деятельности педагога современной школы

 

16

2

 

14

 

зачет

1.1   

Информационная культура педагога современной школы как основной компонент в самообразовательной деятельности педагога.

2

2

 

 

Входная диагностика

1.2   

Программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (работа с CD и демонстрационными версиями контролирующих и обучающих программных продуктов)

4

 

 

4

 

1.3   

Принципы подготовки презентаций для использования в учебном процессе.

2

 

 

4

 

1.4   

Правила подготовки документов для отправки по электронной почте.

2

 

 

2

 

1.5   

Средства поиска информации в Интернете

2

 

 

2

 

1.6   

Современные подходы к обобщению и распространению педагогического опыта.

2

 

 

2

 

 

Итоговый контроль

 

 

 

 

Выходная диагностика

 

Итого:

14

2

 

12

 

 

учебная программа

информационного модуля

 

1.    Введение

          Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий.

Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ.

В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:

- обновление содержания образования;

- инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий;

- диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей.

Цель: Осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной деятельности работников образовательных учреждений в условиях модернизации школьного образования.

 

Задачи:

1. Углубить теоретический уровень педагогов по проблеме информационной культуры, помочь самоопределиться в уровне информационной культуры и плане самообразовательной деятельности.

2. Предоставить условия для практической работы в компьютерном классе с информационными массивами с использованием коммуникативных сетей.

3. Ориентировать педагогов на осознание необходимости использования информационных технологий в самообразовательной деятельности с учетом современных подходов к обобщению педагогического опыта на основе использования информационных технологий.

 

2. Тема 1. Информационная культура педагога современной школы как основной компонент в самообразовательной деятельности педагога. Концепция  информационного общества: получение на основе автоматизированного доступа и систем связи информацию и знания; функционирование современных информационных технологий; наличие развитых инфраструктур, обеспечивающих создание национальных информационных  ресурсов;  процесс ускоренной автоматизации всех сфер производства; изменения социальных структур, следствием которых  оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. Школа в условиях информационного  общества. Информационная культура работников образовательных учреждений. Самообразование и его место в системе непрерывного образования. Организация самообразования на основе информационных технологий. Основные направления самообразовательной деятельности педагога и важнейшие источники информации.

Тема 2. Программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (работа с CD и демонстрационными версиями контролирующих и обучающих программных продуктов). Некоторые особенности при установке программных средств. Принципиальные подходы к использованию комплекса программно-методического обеспечения в процессе подготовки к уроку. Самостоятельная работа с программными комплексами по школьным предметам. Самостоятельная работа: Составить примерный план-конспект урока, на котором будет использоваться данный программный продукт. Начать с указания целей и задач урока.

Тема 3. Принципы подготовки презентаций для использования в учебном процессе. Стандартные подходы к подготовке слайдов для презентации, предназначенной для использования на уроке в школе. Практическая работа. Самостоятельная работа: подготовить слайд, на котором будут указаны дидактические задачи урока, которые учитель планирует решить с использованием презентации компьютерной программы.

Тема 4. Правила подготовки документов для отправки по электронной почте. Некоторые особенности при подготовке документов для отправки по электронной почте. Использование почтового ящика в переписке с коллегами и учениками. Основные механизмы общения через Интернет. Особенности сетевого общения. Анонимность. Этикет. Команды общения: публичное общение, личное общение. Передача и прием файлов. Основные критерии к подготовке материалов, предназначенных для электронных журналов, для Интернет-конференций и семинаров, для образовательных сайтов.

Тема 5. Средства поиска информации в Интернете. Средства поиска информации в Интернете. Выполнение поиска. Логические выражения при поиске необходимой информации. Просмотр найденных информационных материалов. Использование Интернет-ресурсов в процессе самообразования.

Тема 6. Современные подходы к обобщению и распространению педагогического опыта. Понятие педагогического опыта. Дискуссионный характер подходов к пониманию сущности и репрезентативности новаторского опыта. Проблема обобщения, описания и передачи педагогического опыта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Модульная обработка материалов по описанию педагогического опыта. Использование информационных и компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и поиска информации о педагогическом опыте.

 

 

3. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины:

Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей курсов повышения квалификации, консультации, лекции, практические занятия.

В процессе реализации программы предусмотрено применение таких методов, как эвристические и исследовательские.

Информационное обеспечение слушателей курсов:

 

Название

Образовательные ресурсы

1       

Региональный банк педагогической информации:

?       научные статьи;

?       концептуальные доклады;

?       методические рекомендации;

?       ориентиры к лекционным материалам;

?       справочные, аналитические и статистические материалы

?       Интернет: http://www.ooipkro.ru

?       Интранет:

?        http://institut.ru

 

2       

Республиканский банк педагогической информации:

?       аспекты педагогической науки;

?       методология педагогических исследований;

?       зарубежная педагогическая информация;

?       методы обучения

?       Интернет: http://www.apkro.redline.ru

 

3       

Педагогический словарь

?       Интранет: педагогический словарь

4       

Антропологический словарь

?       Интранет: http://institut.ru

?        (кафедра философии)

5       

Экспериментальные и проектные материалы

 

?       Единый Государственный Экзамен

?       Интранет:

?        http://institut.ru

 

?       Интернет:

http://www.ege.ru

http://www.ege.ooipkro.ru

http://www.ooipkro.ru

 

?       Министерство образования РФ

?       Институт открытое общество (Фонд Сороса – Россия)

?       Интернет: http://www.informika.ru

?       Интернет:   http://www.osi.ru

6       

Обучающие и образовательные программы

?       Интернет: http://www.informika.ru

?       Локальная сеть:

?       CD-диски по предметам

7       

Контролирующие программы и демонстрационные версии программ

 

?       Интернет:

http://www.ege.ru

?       Локальная сеть:

?       CD-диски по предметам

8       

Программы-тренажеры

?       Локальная сеть:

?       CD-диски по предметам

9       

Педагогический опыт педагогов Оренбуржья и других регионов России

?       Интранет:

?        http://institut.ru

?       Интернет:

http//www.iro.yar.ru

http://www.ooipkro.ru

10   

Спецкурсы и образовательные материалы для дистанционных форм занятий

?       Интернет: http://www.informika.ru

http//biro.ufanet.ru/sdo.htm

http://center.fio.ru

http://www.iro.yar.ru

http://www.osu.ru

?       Интранет:

?       http://institut.ru

11   

Электронные учебники и пособия

?       Интернет: http://www.informika.ru

http//biro.ufanet.ru/sdo.htm

http://center.fio.ru

?       Локальная сеть:

?       CD-диски по предметам

12   

Библиотека ООИПКРО:

?       методическая литература;

?       научная литература;

?       классическая литература;

?       периодические журналы, сборники  и газеты;

?       энциклопедические справочники

 

?       Интранет: http://institut.ru

?       Локальная сеть:

CD-диски по предметам

 

?       Библиотека им. Герцена (С-Петербургский педагогический университет)

?       Интернет: http://www.herzen.spb.ru

 

 

?       Крупнейший Энциклопедический ресурс интернета

?       Интернет: http://www.rubricon.ru

 

?       Современная энциклопедия

?       Интернет: http://www.academic.ru/misc/enc1p.nsf/ListW

 

?       Электронный журнал "Вопросы Интернет-Образования"

?       Интернет: http://center.fio.ru/vio/N1/default.htm

 

?       Библиотека Оренбургского государственного университета

?       Интернет:  http://www.osu.ru

 

?       Вестник ОГУ

?       Интернет: http://www.vestnik.osu.ru/

 

?       База данных всех музеев Франции

?       Интернет: http://mistral.culture.fr:8004/cgi-bin/multione/MUSEOFILE/MFsommaire?MID=dS7

13   

Каталог: Все образование

?       Интернет: http://catalog.alledu.ru

14   

Академия переподготовки и повышения квалификации работников образования

?       Интернет: http://www.apkro.redline.ru

15   

Страница начального и среднего профессионального образования

?       Интернет: http://www.ed.gov.ru/n-prof.html

16   

Всероссийский августовский педагогический совет

?       Интернет: http://www.pedsovet.alledu.ru

 

17   

Материалы всероссийской конференции “Информационные технологии в образовании” (ИТО - Москва)

?       Интернет: http://www.ito.edu.ru/

18   

Здоровье педагога

 

 

?       Межгосударственная Ассоциация Последипломного Образования

?       Интернет: http://www.user.cityline.ru/~demiapge

 

?       Министерство Здравоохранения РФ

?       Интернет: http://www.mednet.ru

 

?       Главное управление здравоохранения Оренбургской области

?       Интернет: http://www.orenmedkat.narod.ru

 

?       Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества

?       Интернет: http://www.council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/125-13.htm

 

?       Здоровье, творящее образование

?       Интернет: http://zhizn.orthodoxy.ru/new/ktostoit.htm

 

?       Техника безопасности при работе на ПК для детей и взрослых

?       Интернет: http://center.fio.ru/vio/Articles/Art_5_2.htm#top

 

 

?       Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы

?       Интернет: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N8/p2-7.htm

19   

Информационные технологии в образовании

?       Интернет:      http://ito.edu.ru

http://center.fio.ru

http://ooipkro.ru/Bank_HTML/str16.htm

?       Интранет:

?        http://institut.ru

 

4. Контрольные задания

Вопросы для самоконтроля:

1.       

Что Вы понимаете под информационными технологиями? Под информационной культурой?

2.       

Что Вы понимаете под информационным обществом? Считаете ли Вы себя лично готовыми к выживанию в информационном обществе?

3.       

Предположим, что Вы решили пройти курс обучения по какой-то теме с использованием дистанционных форм обучения. Как бы Вы хотели работать: совершенно самостоятельно (в режиме самообразования) или с преподавателем? Как Вы себе представляете такое обучение?

4.       

Что Вы понимаете под педагогическим опытом? Дайте обоснование подходов к обобщению своего педагогического опыта. Хотели бы Вы иметь ежедневно доступ к банку данных педагогической информации и почему?

5.       

Считаете ли Вы целесообразным и возможным организовать систему дистанционного повышения квалификации педагогических работников Оренбургской области? Ваши аргументы.

6.       

Как Вы понимаете “самообразование”? В чем его сущность? Какое место оно может найти в системе непрерывного образования педагогического работника?

7.       

Предположим, что Вы стоите перед выбором комплекса программных средств для использования в учебно-воспитательном процессе или для самообразования. Какие требования Вы будете предъявлять к данному комплексу при покупке?

8.       

Творческое задание 1:  Представьте себе, что Вы решили пройти курс обучения дистанционно по какой-либо проблеме. Как Вам хотелось бы работать (самостоятельно или с преподавателем)? Как Вы себе представляете такое обучение? При каких условиях дистанционное обучение могло бы стать для Вас лично привлекательным?

9.       

Творческое задание 2: Ваш ребенок (сын или дочь) заканчивает школу. Что он должен уметь, чтобы добиться в жизни успеха? Может ли традиционная школа дать им необходимое развитие, необходимые знания и умения?

10.   

Обязательное задание для претендентов на высшую квалификационную категорию: Изучить педагогический опыт коллег любого из регионов России. Представить опыт своей работы по структуре информационно-педагогического опыта. Формы представления – электронная и твердая копия на бумаге.

 

5. Литература

1.       

Дистанционное образование: Научно-практический журнал: М.: Изд-во МЭСИ.

2.       

Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.

3.       

Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Информатика.

4.       

Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 1999.

5.       

Информатика и образование: Научно-методический журнал. М.: Изд-во «Образование и Информатика».

6.       

Информатика. Базовый курс / Симанович С.В. и др. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

7.       

Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 1999 г., Пермь. – В двух частях - Пермь: Изд-во Пермского регионального института педагогических информационных технологий, 1999.

8.       

Материалы межвузовской научно-практической конференции. 23-24 июня 1999 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – Часть II.

9.       

Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург. 20-21 июня 2000 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – Часть 1.

10.   

Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1999.

11.   

Мультимедиа в образовании: Ежеквартальный журнал-каталог (приложение к журналу “Вестник образования”).

12.   

Научно-информационный бюллетень “Человек и образование”. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО.

13.   

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалификации пед.кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, МюВ.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.:Издательский центр «Академия», 1999.

14.   

Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 2000.

15.   

Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург: Государственный университет педагогического мастерства, 1998.

16.   

Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь. – С-Петербург, Воронеж. – 1995.

17.   

Опыт педагогов Оренбуржья: первый выпуск / Сост. Бланк Н.В., Нефедова В.И. Под ред. Иванова Н.А. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.

18.   

Рабочая книга андрагога //Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., Знание, 1998.

19.   

Сборник научных статей / Под редакцией Мухамеджановой Н.М. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.

20.   

Симанович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. INTERNET: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете. – М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком-Пресс. - 2000.

21.   

Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: АПКиПРО РФ, 2000.

22.   

Педагогическая информатика: Научно-методический журнал. М.: Академия информатизации образования.

23.   

Словарь терминов по информатике. - М.: Наука, 1999.

24.   

Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.: Информатика и образование, 1999.

25.   

Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998.

26.   

Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. Евдокимова В.В. – СПб.: Питер,1997.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |