Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной деятельности работников образовательных учреждений в условиях модернизации школьного образования.
Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.
Срок обучения: 16 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в день.
№
|
Наименование разделов
|
Всего
|
|
В том числе
|
Форма
|
|
и тем
|
часов
|
Лек-ции
|
Выездные
занятия,
стажировки,
деловые
игры и т.д.
|
Практические,
лабораторные,
семинарские
занятия
|
контроля
|
1.
|
Информационные технологии в самообразовательной деятельности педагога современной школы
|
16
|
2
|
|
14
|
зачет
|
1.1
|
Информационная культура педагога современной школы как основной компонент в самообразовательной деятельности педагога.
|
2
|
2
|
|
|
Входная диагностика
|
1.2
|
Программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (работа с CD и демонстрационными версиями контролирующих и обучающих программных продуктов)
|
4
|
|
|
4
|
|
1.3
|
Принципы подготовки презентаций для использования в учебном процессе.
|
2
|
|
|
4
|
|
1.4
|
Правила подготовки документов для отправки по электронной почте.
|
2
|
|
|
2
|
|
1.5
|
Средства поиска информации в Интернете
|
2
|
|
|
2
|
|
1.6
|
Современные подходы к обобщению и распространению педагогического опыта.
|
2
|
|
|
2
|
|
|
Итоговый контроль
|
|
|
|
|
Выходная диагностика
|
|
Итого:
|
14
|
2
|
|
12
|
|
учебная программа
информационного модуля
1. Введение
Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий.
Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ.
В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности:
- обновление содержания образования;
- инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий;
- диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей.
Цель: Осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной деятельности работников образовательных учреждений в условиях модернизации школьного образования.
Задачи:
1. Углубить теоретический уровень педагогов по проблеме информационной культуры, помочь самоопределиться в уровне информационной культуры и плане самообразовательной деятельности.
2. Предоставить условия для практической работы в компьютерном классе с информационными массивами с использованием коммуникативных сетей.
3. Ориентировать педагогов на осознание необходимости использования информационных технологий в самообразовательной деятельности с учетом современных подходов к обобщению педагогического опыта на основе использования информационных технологий.
2. Тема 1. Информационная культура педагога современной школы как основной компонент в самообразовательной деятельности педагога. Концепция информационного общества: получение на основе автоматизированного доступа и систем связи информацию и знания; функционирование современных информационных технологий; наличие развитых инфраструктур, обеспечивающих создание национальных информационных ресурсов; процесс ускоренной автоматизации всех сфер производства; изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. Школа в условиях информационного общества. Информационная культура работников образовательных учреждений. Самообразование и его место в системе непрерывного образования. Организация самообразования на основе информационных технологий. Основные направления самообразовательной деятельности педагога и важнейшие источники информации.
Тема 2. Программное средство как часть комплекса программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса (работа с CD и демонстрационными версиями контролирующих и обучающих программных продуктов). Некоторые особенности при установке программных средств. Принципиальные подходы к использованию комплекса программно-методического обеспечения в процессе подготовки к уроку. Самостоятельная работа с программными комплексами по школьным предметам. Самостоятельная работа: Составить примерный план-конспект урока, на котором будет использоваться данный программный продукт. Начать с указания целей и задач урока.
Тема 3. Принципы подготовки презентаций для использования в учебном процессе. Стандартные подходы к подготовке слайдов для презентации, предназначенной для использования на уроке в школе. Практическая работа. Самостоятельная работа: подготовить слайд, на котором будут указаны дидактические задачи урока, которые учитель планирует решить с использованием презентации компьютерной программы.
Тема 4. Правила подготовки документов для отправки по электронной почте. Некоторые особенности при подготовке документов для отправки по электронной почте. Использование почтового ящика в переписке с коллегами и учениками. Основные механизмы общения через Интернет. Особенности сетевого общения. Анонимность. Этикет. Команды общения: публичное общение, личное общение. Передача и прием файлов. Основные критерии к подготовке материалов, предназначенных для электронных журналов, для Интернет-конференций и семинаров, для образовательных сайтов.
Тема 5. Средства поиска информации в Интернете. Средства поиска информации в Интернете. Выполнение поиска. Логические выражения при поиске необходимой информации. Просмотр найденных информационных материалов. Использование Интернет-ресурсов в процессе самообразования.
Тема 6. Современные подходы к обобщению и распространению педагогического опыта. Понятие педагогического опыта. Дискуссионный характер подходов к пониманию сущности и репрезентативности новаторского опыта. Проблема обобщения, описания и передачи педагогического опыта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Модульная обработка материалов по описанию педагогического опыта. Использование информационных и компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и поиска информации о педагогическом опыте.
3. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины:
Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная деятельность слушателей курсов повышения квалификации, консультации, лекции, практические занятия.
В процессе реализации программы предусмотрено применение таких методов, как эвристические и исследовательские.
Информационное обеспечение слушателей курсов:
№
|
Название
|
Образовательные ресурсы
|
1
|
Региональный банк педагогической информации:
? научные статьи;
? концептуальные доклады;
? методические рекомендации;
? ориентиры к лекционным материалам;
? справочные, аналитические и статистические материалы
|
? Интернет: http://www.ooipkro.ru
? Интранет:
? http://institut.ru
|
2
|
Республиканский банк педагогической информации:
? аспекты педагогической науки;
? методология педагогических исследований;
? зарубежная педагогическая информация;
? методы обучения
|
? Интернет: http://www.apkro.redline.ru
|
3
|
Педагогический словарь
|
? Интранет: педагогический словарь
|
4
|
Антропологический словарь
|
? Интранет: http://institut.ru
? (кафедра философии)
|
5
|
Экспериментальные и проектные материалы
? Единый Государственный Экзамен
|
? Интранет:
? http://institut.ru
? Интернет:
http://www.ege.ru
http://www.ege.ooipkro.ru
http://www.ooipkro.ru
|
|
? Министерство образования РФ
? Институт открытое общество (Фонд Сороса – Россия)
|
? Интернет: http://www.informika.ru
? Интернет: http://www.osi.ru
|
6
|
Обучающие и образовательные программы
|
? Интернет: http://www.informika.ru
? Локальная сеть:
? CD-диски по предметам
|
7
|
Контролирующие программы и демонстрационные версии программ
|
? Интернет:
http://www.ege.ru
? Локальная сеть:
? CD-диски по предметам
|
8
|
Программы-тренажеры
|
? Локальная сеть:
? CD-диски по предметам
|
9
|
Педагогический опыт педагогов Оренбуржья и других регионов России
|
? Интранет:
? http://institut.ru
? Интернет:
http//www.iro.yar.ru
http://www.ooipkro.ru
|
10
|
Спецкурсы и образовательные материалы для дистанционных форм занятий
|
? Интернет: http://www.informika.ru
http//biro.ufanet.ru/sdo.htm
http://center.fio.ru
http://www.iro.yar.ru
http://www.osu.ru
? Интранет:
? http://institut.ru
|
11
|
Электронные учебники и пособия
|
? Интернет: http://www.informika.ru
http//biro.ufanet.ru/sdo.htm
http://center.fio.ru
? Локальная сеть:
? CD-диски по предметам
|
12
|
Библиотека ООИПКРО:
? методическая литература;
? научная литература;
? классическая литература;
? периодические журналы, сборники и газеты;
? энциклопедические справочники
|
? Интранет: http://institut.ru
? Локальная сеть:
CD-диски по предметам
|
|
? Библиотека им. Герцена (С-Петербургский педагогический университет)
|
? Интернет: http://www.herzen.spb.ru
|
|
? Крупнейший Энциклопедический ресурс интернета
|
? Интернет: http://www.rubricon.ru
|
|
? Современная энциклопедия
|
? Интернет: http://www.academic.ru/misc/enc1p.nsf/ListW
|
|
? Электронный журнал "Вопросы Интернет-Образования"
|
? Интернет: http://center.fio.ru/vio/N1/default.htm
|
|
? Библиотека Оренбургского государственного университета
|
? Интернет: http://www.osu.ru
|
|
? Вестник ОГУ
|
? Интернет: http://www.vestnik.osu.ru/
|
|
? База данных всех музеев Франции
|
? Интернет: http://mistral.culture.fr:8004/cgi-bin/multione/MUSEOFILE/MFsommaire?MID=dS7
|
13
|
Каталог: Все образование
|
? Интернет: http://catalog.alledu.ru
|
14
|
Академия переподготовки и повышения квалификации работников образования
|
? Интернет: http://www.apkro.redline.ru
|
15
|
Страница начального и среднего профессионального образования
|
? Интернет: http://www.ed.gov.ru/n-prof.html
|
16
|
Всероссийский августовский педагогический совет
|
? Интернет: http://www.pedsovet.alledu.ru
|
17
|
Материалы всероссийской конференции “Информационные технологии в образовании” (ИТО - Москва)
|
? Интернет: http://www.ito.edu.ru/
|
18
|
Здоровье педагога
|
|
|
? Межгосударственная Ассоциация Последипломного Образования
|
? Интернет: http://www.user.cityline.ru/~demiapge
|
|
? Министерство Здравоохранения РФ
|
? Интернет: http://www.mednet.ru
|
|
? Главное управление здравоохранения Оренбургской области
|
? Интернет: http://www.orenmedkat.narod.ru
|
|
? Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества
|
? Интернет: http://www.council.gov.ru/inf_sl/inf_iau/125-13.htm
|
|
? Здоровье, творящее образование
|
? Интернет: http://zhizn.orthodoxy.ru/new/ktostoit.htm
|
|
? Техника безопасности при работе на ПК для детей и взрослых
|
? Интернет: http://center.fio.ru/vio/Articles/Art_5_2.htm#top
|
|
? Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы
|
? Интернет: http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1997N8/p2-7.htm
|
19
|
Информационные технологии в образовании
|
? Интернет: http://ito.edu.ru
http://center.fio.ru
http://ooipkro.ru/Bank_HTML/str16.htm
? Интранет:
? http://institut.ru
|
4. Контрольные задания
Вопросы для самоконтроля:
1.
|
Что Вы понимаете под информационными технологиями? Под информационной культурой?
|
2.
|
Что Вы понимаете под информационным обществом? Считаете ли Вы себя лично готовыми к выживанию в информационном обществе?
|
3.
|
Предположим, что Вы решили пройти курс обучения по какой-то теме с использованием дистанционных форм обучения. Как бы Вы хотели работать: совершенно самостоятельно (в режиме самообразования) или с преподавателем? Как Вы себе представляете такое обучение?
|
4.
|
Что Вы понимаете под педагогическим опытом? Дайте обоснование подходов к обобщению своего педагогического опыта. Хотели бы Вы иметь ежедневно доступ к банку данных педагогической информации и почему?
|
5.
|
Считаете ли Вы целесообразным и возможным организовать систему дистанционного повышения квалификации педагогических работников Оренбургской области? Ваши аргументы.
|
6.
|
Как Вы понимаете “самообразование”? В чем его сущность? Какое место оно может найти в системе непрерывного образования педагогического работника?
|
7.
|
Предположим, что Вы стоите перед выбором комплекса программных средств для использования в учебно-воспитательном процессе или для самообразования. Какие требования Вы будете предъявлять к данному комплексу при покупке?
|
8.
|
Творческое задание 1: Представьте себе, что Вы решили пройти курс обучения дистанционно по какой-либо проблеме. Как Вам хотелось бы работать (самостоятельно или с преподавателем)? Как Вы себе представляете такое обучение? При каких условиях дистанционное обучение могло бы стать для Вас лично привлекательным?
|
9.
|
Творческое задание 2: Ваш ребенок (сын или дочь) заканчивает школу. Что он должен уметь, чтобы добиться в жизни успеха? Может ли традиционная школа дать им необходимое развитие, необходимые знания и умения?
|
10.
|
Обязательное задание для претендентов на высшую квалификационную категорию: Изучить педагогический опыт коллег любого из регионов России. Представить опыт своей работы по структуре информационно-педагогического опыта. Формы представления – электронная и твердая копия на бумаге.
|
5. Литература
1.
|
Дистанционное образование: Научно-практический журнал: М.: Изд-во МЭСИ.
|
2.
|
Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под редакцией Е.С.Полат. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.
|
3.
|
Еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Информатика.
|
4.
|
Змеев С.И. Основы андрагогики: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 1999.
|
5.
|
Информатика и образование: Научно-методический журнал. М.: Изд-во «Образование и Информатика».
|
6.
|
Информатика. Базовый курс / Симанович С.В. и др. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.
|
7.
|
Материалы Всероссийской научно-практической конференции 6-8 апреля 1999 г., Пермь. – В двух частях - Пермь: Изд-во Пермского регионального института педагогических информационных технологий, 1999.
|
8.
|
Материалы межвузовской научно-практической конференции. 23-24 июня 1999 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999. – Часть II.
|
9.
|
Материалы региональной научно-практической конференции. – Оренбург. 20-21 июня 2000 г. – В трех частях. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. – Часть 1.
|
10.
|
Методы и методики социально-педагогического исследования / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, “Тускарора”, 1999.
|
11.
|
Мультимедиа в образовании: Ежеквартальный журнал-каталог (приложение к журналу “Вестник образования”).
|
12.
|
Научно-информационный бюллетень “Человек и образование”. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО.
|
13.
|
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ.пед.вузов и системы повыш.квалификации пед.кадров /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, МюВ.Моисеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат. – М.:Издательский центр «Академия», 1999.
|
14.
|
Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. (Монографическая серия: научный редактор – директор ИОВ РАО, докт.пед.наук В.И.Подобед). В 4-х томах. Том 2. Социологические и культурологические аспекты развития образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. Книга 1. Социологические проблемы образования взрослых / Под ред. С.Г.Вершловского. – СПб.: ИОВ РАО, 2000.
|
15.
|
Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз / Под редакцией С.Г. Вершловского. – Санкт-Петербург: Государственный университет педагогического мастерства, 1998.
|
16.
|
Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь. – С-Петербург, Воронеж. – 1995.
|
17.
|
Опыт педагогов Оренбуржья: первый выпуск / Сост. Бланк Н.В., Нефедова В.И. Под ред. Иванова Н.А. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
|
18.
|
Рабочая книга андрагога //Под ред. С.Г. Вершловского. – СПб., Знание, 1998.
|
19.
|
Сборник научных статей / Под редакцией Мухамеджановой Н.М. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
|
20.
|
Симанович С.В., Евсеев Г.А., Мураховский В.И. INTERNET: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете. – М.: АСТ – ПРЕСС: Инфорком-Пресс. - 2000.
|
21.
|
Ситник А.П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. Андрагогические основы повышения квалификации педагогических кадров. – М.: АПКиПРО РФ, 2000.
|
22.
|
Педагогическая информатика: Научно-методический журнал. М.: Академия информатизации образования.
|
23.
|
Словарь терминов по информатике. - М.: Наука, 1999.
|
24.
|
Тиффин Д., Раджасингам Л.. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.: Информатика и образование, 1999.
|
25.
|
Ученые записки ООИУУ. Т.3, - Оренбург: изд-во ОИУУ, 1998.
|
26.
|
Экономическая информатика. Учебник для вузов. Под ред. Евдокимова В.В. – СПб.: Питер,1997.
|
|