Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования “Утверждаю” Учебно-тематический план дисциплины |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий; повышение уровня профессиональной компетентности руководящих работников и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной и производственной деятельности управленческих работников в условиях модернизации школьного образования. Категория слушателей: руководящие работники образовательных учреждений. Срок обучения: 22 часа. Форма обучения: очная. Режим занятий: 6 часов в день.
Оренбургский областной институт повышения квалификации работников образования учебная программа дисциплины Информационные технологии управления1. Введение Учебная программа включает в себя перечень разделов и реферативное их описание, наименование видов занятий по каждой теме, время, отведенной на изучение тем. В конце программы представлен список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий. Программа предоставляет возможность слушателям курсов повышения квалификации осмыслить собственный опыт и соотнести его с достижениями современной педагогической науки и методики, конкретизировать и активизировать знания о содержании и формах методической работы, сделать анализ качества выполнения своих квалификационных работ. В содержательном отношении программа реализует следующие направления методической деятельности: - обновление содержания образования; - инновационные процессы в образовании, внедрение развивающих моделей обучения и воспитания, новых педагогических технологий; - диагностика уровня педагогического мастерства работника образования и его потребностей. Цель: повышение эффективности управления в современном образовательном учреждении при условии использования информационных технологий; повышение уровня профессиональной компетентности руководящих работников и осознание необходимости системного использования информационных технологий в самообразовательной и производственной деятельности управленческих работников в условиях модернизации школьного образования. Задачи: 1. Выделить проблемы информационного обеспечения управления, для решения которых целесообразно использовать информационные и коммуникационные технологии, ориентировать управленцев на эффективные пути их решения. 2. Определить проблемы управления педагогическим коллективом в современных условиях и определить информационные технологии для их позитивного решения. 3. Показать современные подходы к изучению, обобщению и описанию педагогического опыта на основе информационных технологий. 4. Предоставить условия для практической работы в компьютерном классе с информационными массивами с использованием коммуникативных сетей.
2. Темы: ТЕМА 1. Образовательное учреждение в условиях информационного общества и модернизации школьного образования. Информационное общество и роль образовательного процесса в нем. Информатизация и образование. Информационная культура руководителя образовательного учреждения. Формирование информационной культуры педагога. Информационная потребность педагогических работников. Информационная потребность работников управленческих структур. Информационные процессы: сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации. Информационные технологии в управлении образованием. Безбумажная информатика. Документированная информация. ТЕМА 2. Санитарно-гигиенические и эргономические нормы и правила работы взрослых и детей в компьютерном классе. Средства обеспечения безопасности работы компьютерной техники. Средства сетевой безопасности. Нормативные ссылки. Требования к классам учебно-вычислительной техники и персональным компьютерам. Требования к помещениям для эксплуатации компьютерной техники. Требования к освещению помещений. Требования к оборудованию рабочих мест: для взрослых, для учащихся средних учебных заведений, для детей дошкольного возраста. Требования к организации труда и отдыха. Требования к организации медицинского обслуживания пользователей компьютером. Антивирусные программы. Безопасная работа в Интернете. ТЕМА 3. Организация эффективной работы современного компьютерного класса. Программно-методическое обеспечение образовательного учреждения. Положительные и отрицательные моменты при использовании компьютерного класса в процессе образовательной деятельности. Роль и место учителя в современном образовательном учреждении. Организация учебного процесса. Примеры использования возможностей класса учебно-вычислительной техники в ходе образовательной деятельности. Примеры использования возможностей автоматизированного рабочего места администратора. Классификация программного обеспечения ПЭВМ. Программные средства для подготовки учебного процесса и анализа его результатов. Программы для автоматизированных систем управления различными образовательными учреждениями. Программные комплексы для проведения учебного процесса. Типология программных средств по методическому назначению программы (тренажеры, контролирующие программные средства, демонстрационные программные средства, информационно-моделирующие, игровые, обучающие). Компьютерные обучающие программы. Педагогические требования к программным средствам. Соответствие программных средств тематике предмета, обоснование выбора учебного предмета для реализации с помощью программных средств. Технические требования к программным средствам (ориентация на серийные образцы классов учебно-вычислительной техники, надежность работы, защита от случайных нажатий клавиш, минимальное время реакции и пр.). Эргономические требования к программам (психологические, физиолого-гигиенические и сервисные). Эстетические требования к программным средствам. Практическая индивидуальная работа с программными средствам и с целью экспертной оценки, включающей обоснование по качеству исполнения программных средств. ТЕМА 4. Современные требования к проведению независимых процедур качества знаний учащихся и представлению результатов. Тезаурус для участников независимых процедур тестирования. Технические возможности в организации независимых процедур тестирования и других форм проверки качества знаний учащихся. Подготовка преподавательского и управленческого состава коллектива для работы в мониторинговых исследованиях. Интерпретация результатов независимых процедур контроля знаний учащихся. Подготовительная работа к процедурам независимого контроля знаний педагогических, руководящих работников, родителей и учащихся. Демонстрационные версии тестовых процедур.
ТЕМА 5. Информационные технологии в управлении педагогическим коллективом: проблемы и перспективы. Проблемы внедрения информационных технологий в образовательные учреждения. Особенности работы с современными информационными технологиями молодежи и работников со стажем работы. Формы общения с подчиненными с привлечением современных технических и коммуникационных средств. Роль информационных технологий в организации работы с коллективом как со взрослой аудиторией. Понятие педагогического опыта. Дискуссионный характер подходов к пониманию сущности и репрезентативности новаторского опыта. Проблема обобщения, описания и передачи педагогического опыта. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Модульная обработка материалов по описанию педагогического опыта. Использование информационных и компьютерных технологий для сбора, хранения, обработки и поиска информации о педагогическом опыте. Организация работы с банком педагогической информации.
ТЕМА 6. Роль информационных технологий в совершенствовании современных форм повышения квалификации. Дистанционные формы образования. Значимость социального заказа в организации курсов повышения квалификации и роль технических средств в планировании этого заказа. Современные формы повышения квалификации. Подготовка педагогического коллектива к выбору эффективных форм образования. Специфика дистанционной формы образования. Возможности информационных технологий в постдипломном образовании педагогических и управленческих работников образовательных учреждений. Организация повышения квалификации для работников коллективов на основе самообразования и непрерывного образования. ТЕМА 7. Использование образовательных ресурсов, коммуникационных средств и офисных программ для организации электронного документооборота образовательного учреждения. Обзор образовательных ресурсов в Интернет. Выбор коммуникационных средств для делового общения с коллегами и партнерами. Классификация программного обеспечения, необходимого для работы с документами внутри учреждения и за его пределами. Текстовые и вычислительные процессоры – основные программные средства для создания документов. Система управления базами данных и особенности использования данного программного комплекса в образовательном учреждении. ТЕМА 8. Правила подготовки документов для деловой переписки по электронной почте и для электронных носителей информации. Некоторые особенности при подготовке документов для отправки по электронной почте. Использование почтового ящика для переписке с коллегами и партнерами. Основные механизмы общения через Интернет. Особенности сетевого общения. Анонимность. Этикет. Интернет-зависимость. Команды общения: публичное общение, личное общение. Поиск собеседников. Передача и прием файлов. Подготовка материалов для электронных журналов, для Интернет-конференций и семинаров, для образовательных сайтов. Некоторые критерии к подготовке данных материалов. ТЕМА 9. Некоторые особенности поисковых систем и средства работы с архивами. Интернет-библиотека для образовательного учреждения. Средства поиска информации в Интернете. Выполнение поиска. Логические выражения при поиске необходимой информации. Просмотр найденных информационных материалов. Медиатека. Использование ресурсов Интернет-библиотеки для самообразования педагогических, руководящих работников, учащихся и родителей. Место ресурсов Интернет-библиотеки в образовательном и воспитательном процессах учреждений.
3. Методические рекомендации и пособия по изучению дисциплины Программа предусматривает такие формы работы, как самостоятельная работа слушателей курсов повышения квалификации (в том числе экстернат, дистанционное обучение), консультации, лекции, практические занятия, экзамен. В процессе реализации программы предусмотрено применение таких методов, как эвристические и исследовательские.
Информационное обеспечение слушателей курсов:
4. Контрольные задания для самоконтроля
1. Осуществить поиск материалов по определенной заранее преподавателем проблеме в информационно-поисковых системах по заданным параметрам. 2. Создать текст в текстовом процессоре. Сохранить текст в памяти, продемонстрировать умение редактирования текста, работу с фрагментами текста, работу с несколькими текстами в разных окнах. 3. Продемонстрировать на созданном массиве возможности вычислительного процессора: построение таблицы, вывод на печать, создание диаграммы. 4. Дать классификацию компьютерных программ, используемых в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. 5. Представить алгоритм предмашинной обработки педагогического опыта любого педагога на примере своего образовательного учреждения. 6. В чем, по Вашему мнению, заключается специфика обучения дистанционно на основе компьютерных телекоммуникаций? 7. В случае выбора формы повышения квалификации, какую бы Вы предпочли для себя лично? Для коллег из Вашего образовательного учреждения? 8. От каких факторов зависит успех внедрения телекоммуникаций в образовательном учреждении? 9. Как Вы думаете, будут ли Ваши коллеги использовать в работе возможность иметь доступ к различным информационным носителям? Что важно сделать для того, чтобы у Ваших коллег возросла потребность работы с материалами медиатеки? 10. Творческое задание 1: Представьте себе, что Вы являетесь руководителем образовательного учреждения, которому нужно организовать обучение коллектива. Форма обучения будет дистанционна. Вы являетесь куратором дистанционного курса. Какие данные Вам помогут организовать эффективное обучение? Необходимо составить и оформить анкету для Ваших учителей. 11. Творческое задание 2: Представьте себе, что Вы – координатор телекоммуникационных проектов в своем образовательном учреждении. Результаты опроса членов коллектива плачевные – большая часть из них не желает работать по данному направлению. Каковы будут Ваши действия в данной ситуации? Что вы станете делать для привлечения педагогов к созданию телекоммуникационных проектов и работе с ними? 12. Творческое задание 3: Сделать презентацию своих достижений в управлении образовательным учреждением, оформить ее по своему усмотрению.
5. Перечень творческих работ для экзамена:
1. Программа информатизации образовательного учреждения. 2. Управленческое решение проблемы (название проблем – в приложении). 3. Структура сайта образовательного учреждения и не менее трех модулей для него, наполненных содержанием из теоретических источников или из собственного опыта работы. 4. Информационно-педагогический модуль из опыта работы учреждения или собственного опыта по использованию информационных технологий в управленческой деятельности. 5. Презентация «Миссия моего образовательного учреждения».
5.1. Требования к представлению программы информатизации образовательного учреждения: 1. Работа представляется на электронном и бумажном носителях. 2. Структура работы: A. Титульный лист. B. Паспорт программы: 1) наименование программы, 2) наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы, 3) региональный заказчик программы, 4) основные разработчики программы, 5) конечная цель программы, 6) задачи программы, 7) сроки и этапы реализации программы, 8) перечень подпрограмм и основных мероприятий, 9)основные направления программы, 10) исполнители подпрограмм и основных мероприятий, 11) объем и источники финансирования программы, 12) ожидаемые конечные результаты, 13) система управления программой и контроль. C. Содержание проблемы и обоснование необходимости принятия программы. D. Основные цели и задачи программы. E. Система программных мероприятий (по этапам). F. Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.). G. Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать. H. Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес). 3. Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.
5.2. Перечень проблем для принятия управленческих решений: 1. Управление педагогическим коллективом в условиях модернизации школы и пути решения внутренних коллизий с помощью современных информационных технологий. 2. Роль информационно-поисковых систем в управленческой деятельности образовательного учреждения. 3. Использование офисных программных средств в электронном делопроизводстве образовательного учреждения. 4. Документооборот образовательного учреждения на основе текстового процессора Microsoft Word. 5. Принципиальные подходы к подготовке документов для отправки по электронной почте. Примеры из практики деловой переписки. 6. Подготовка документов для представления в электронные источники информации (Web-сайт, электронный журнал, дистанционная конференция, дистанционный семинар и пр.). 7. Оптимизация финансовых расчетов образовательного учреждения на основе возможностей программы Microsoft Excel. 8. Использование возможностей программы Microsoft Excel в мониторинговых исследованиях образовательного учреждения. 9. Использование компьютерной базы в учебном процессе образовательного учреждения. 10. Роль информационных технологий в самообразовательной деятельности педагогических работников образовательного учреждения. 11. Проблемы формирования мировоззренческих позиций педагогического коллектива с приходом Интернет-технологий. 12. Специфика обучения в дистанционных формах с использованием телекоммуникационных средств. 13. Факторы успеха внедрения Интернет-технологий в образовательном учреждении на этапе перехода к профильному образованию. 14. Организация школьной медиатеки. 15. Место информационных технологий в процессе подготовки коллектива школы к единому государственному экзамену. 16. Повышение квалификации педагогического работника в условиях модернизации школы. 17. Формирование информационной среды образовательного учреждения: опыт и перспективы. 18. Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: настоящее и будущее. 19. Современные формы повышения квалификации, приемлемые для педагогического коллектива, и роль информационных технологий в этом процессе. 20. Организация учебного процесса школы с учетом санитарно-гигиенических и эргономических норм и правил. 21. Информационная культура руководителя образовательного учреждения и особенности ее формирования. 22. Место информационных технологий в работе с родителями. 23. Информационные технологии как эффективное средство для работы администрации образовательного учреждения с педагогическим коллективом. 24. Используемые в управленческой деятельности Интернет-ресурсы и традиционные источники информации, способствующие решению проблем работы со взрослыми (педагогами, родителями, коллегами, вышестоящим руководством). 25. Возможности информационных технологий в выборе дизайна при оформлении образовательного учреждения. 26. Профессиональное здоровье работников образования и место информационных технологий в решении этой проблемы.
5.3. Требования к оформлению управленческих решений выбранной проблемы: 1. Работа представляется на электронном и бумажном носителях. 2. В работе должны быть представлены направления практического решения выбранной проблемы в условиях Вашего образовательного учреждения. 3. Структура работы: A. Титульный лист. B. План. C. Содержание. D. Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.). E. Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать. F. Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес). 4. Объем работы - от 2 до 4 печатных листов формата А4.
5.4. Требования к представлению структуры сайта образовательного учреждения: 1. Работа представляется на электронном и бумажном носителях. 2. Структура работы: A. Титульный лист. B. Структура. C. Краткое содержание по структуре. D. Содержание по трем модулям структуры. E. Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.). F. Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать. G. Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес). 3. Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.
5.5. Требования к представлению информационно-педагогического модуля (ИПМ) из опыта работы: 1. Работа представляется на электронном и бумажном носителях. 2. Структура работы (рекомендуем использовать рекомендации по подготовке информационно-педагогического модуля (ИПМ), имеющиеся в региональном банке педагогической информации): A. Титульный лист. B. Название модуля. C. Фамилия, имя, отчество автора опыта или название образовательного учреждения. D. Основные разделы модуля. E. Содержание по разделам. F. Не более двух фотографий или сканированных материалов, демонстрирующих опыт работы, учреждение или автора ИПМ. G. Использованные источники указывать в соответствии с ГОСТом (литература, Интернет-ресурсы, аналитические отчеты, нормативные документы и пр.). H. Требования к шрифтам и печати: размер шрифта - 12, шрифт Arial, межстрочный интервал - одинарный, начертание - обычный, цвет шрифта - по желанию; эффекты - не использовать. I. Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес). 3. Объем работы - от 3 до 5 печатных листов формата А4.
5.6. Требования к подготовке презентации «Миссия моего образовательного учреждения»: 1. Презентация должна быть представлена на электронном и бумажном носителях. 2. Структура работы: А. Титульный лист. В. Фамилия, имя, отчество автора презентации. С. Представление руководителя образовательного учреждения. D. В чем миссия Вашего образовательного учреждения? E. Представление образовательного учреждения (указать приоритетные направления деятельности). G. Указать заслуги членов коллектива и руководителя школы в достижении успехов. H. Указать контактные координаты (телефон, факс, электронная почта, почтовый адрес). 4. Объем презентации – от 5 до 7 слайдов.
6. Литература
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |