Дайджест по профильному обучению в национальной школе Материал к августовским конференциям |
||||
Дайджест подготовлен Л.Р. Биктимировой Редько З. Профильная школа и профильное образование - реальность.//Наука и школа в Татарстане. - 2002. - №8. - С. 19-23. Ключевые слова: доступность, качество и эффективность, требования социальные, педагогические, экономические, базовые, профильные, элективные. В своей статье автор предлагает следующую типологию школ России: 1) традиционные школы: 2) школы, объединенные со специализированным образовательным учреждением; 3) школы, связанные со специализированным образовательным учреждением; 4) школы, связанные со специальными центрами профильного обучения; 5) особые социальные институты, включающие школу. Профильное обучение - это новая модель структуры школы. Она предполагает 1. Доступность, качество и эффективность использования ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых) с целью реализации принципа личностно- ориентированного, дифференцированного и индивидуального образования на основе вариативности образовательных программ образования. 2. Доступность образования будет рассматриваться как соответствие образовательных услуг, предоставляемых учащимся, образовательным возможностям учащихся. 3. Качество образования - соответствие результатов образования сформированным требованиям личности. 4. Эффективность- соответствие результатов образования средствам, затраченным на его содержание. Необходимо убрать разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованием ВУЗов. Сегодня общеобразовательная школа дает слабую предпрофильную подготовку. Существуют 3 группы требований к модели развития образовательного пространства: Социальные: 1. Выбор- реализация права выбора образовательного учреждения. 2. Обеспечение обязательности выбора на каждой степени общего образования. Максимальная свобода выбора. Сегодня же выбор осуществляется на основе материального достатка семьи. 3. Обеспечение психофизической безопасности учащихся. Нельзя в одном пространстве обучать детей 6 и 17 – летнего возраста и различных полов. 4. Отсутствие «образовательных тупиков» ( возможности изменения ребенком образовательной траектории ( класса , учреждения), а также наличие рыночных механизмов оценки качества деятельности предыдущей степени образования последней. 5. Обеспечение пространственной доступности. Начальная школа должна быть расположена так, чтобы дети могли свободно добираться до нее, а в старшей группе за реальное время. 6. Обеспечение ориентации на рынок труда. Кооперации старшей степени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профильного образования. Педагогические требования: 1. Обеспечение природосообразности условий образования. Обеспечение комфортных, в соответствии с возрастом комфортных санитарно- гигиенических требований (мебель, питание, изолированное обучение учащихся разных возрастов). 2. Реализация права выбора индивидуальной «образовательной траектории» внутри образовательного учреждения (оптимальные возможности для получения качественного образования). Личностная ориентация, дифференциация, индивидуализация на основе вариативных образовательных программ различного типа сложности. 3.Реализация профилизации старшей степени (профильное обучение). Специализация на рынок труда. 4.Вариативность (выбор способов усвоения образовательных программ). Экономические требования: 1. Обеспечение максимального целевого распределения ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых). 2. Придание учреждениям государственного статуса. 3. Открытость сети. Многообразие программ и возможность выбора. Наличие механизмов, позволяющих предотвратить «потерю детей». 4. Наличие механизмов возврата ( образовательных мостиков), т.к. учащиеся могут ошибаться в свободе выбора. 5. Соответствие сети демографической ситуации и прогноз ее изменения. 6. Соответствие кадров требованиям системы. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда 1, 2 предмета изучаются углубленно. Это предусмотрено программами общеобразовательных школ, а остальные на традиционном уровне, реализация профильного уровня возможна лишь при сокращении количества часов непрофильных предметов. Курсы могут быть 1.Базовые 2.Профильные 3.Элективные. Профильное обучение предполагает самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Важно проведение защиты проектов. Профильное обучение также предполагает 2 вида ориентации: 1)учебная (подготовка к выбору» потоков», обучение в условиях глубокой дифференциации) 2) профориентация (подготовка к осознанному выбору профессии). Гильманов Д. Структурные изменения и возможные модели школы (По материалам Самарского семинара по проектированию образовательного пространства) // Наука и школа в Татарстане. 20002. - №8. - С. 11-18.
Ключевые слова: доступность, качество, эффективность образования, психологическая и физическая безопасность, вариативность.
«Доступность, качество и эффективность образования» провозглашены в ряде основополагающих документах, принятых 2000-2001.Как построить модель городского образовательного пространства? Как выявить условия реализации модели и риска, сопряженного с реализацией? Доступность образования в детских садах, гимназиях, лицеях, школе, ВУЗе. Анализ показывает, что существующая система образования не обеспечивает равный доступ к образованию всех молодых людей, возможности его ограничиваются материальным достатком семьи. Школы не способствуют получению образования в соответствии с требованиями государственных образовательных программ. Причина не только в недостаточном финансировании, но и в нерациональном обеспечении ресурсами. Мало поступить в ВУЗы в Москве, Санкт- Петербурге нужно искать возможности жить на стипендию. Качество предполагает, что отбор должен происходить после детского сада, иначе мы по- прежнему после школы будем думать о репетиторах, о платных курсах. О каком качественном образовании может идти речь, когда большинство студентов учатся в ВУЗах на платной основе. Качественные ли знания дают и множественные филиалы тех или иных учебных заведений? Качественные ли знания получает студент, получающий высшее образование только лишь бы не идти в армию? Эффективность образования заключается в том, что мы не можем готовить потенциальных безработных, когда с высшим образованием почти все, а нет квалифицированных рабочих. Особую озабоченность вызывает психологическая и физическая безопасность, поскольку в одном пространстве обучаются дети разных возрастов. Это не позволяет в полной мере реализовать личностную ориентированность образования, дифференциацию, индивидуализацию образования на основе вариативности образовательных программ. Анализ структуры среднего образования в 46 странах мира показал, что типичной формуле 6+3+3 не соответствует структура общего образования 4+6+2. Международный «бакалавретет» предполагает лишь 2 года дифференцированного обучения в заключительных странах, европейский - 3. Автор приводит модели школьной системы Англии, Франции, США, Японии и России. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |