Изучение и обобщение передового педагогического опыта учителей татарского языка, аттестующихся на высшую категорию |
|||
Представила: Биктимирова Л.Р., зав. УМК национальных школ Школа создает условия для введения учащихся в родную культуру, родной язык. Это позволяет им осознать свою уникальность, выработать представление об определенной социальной группе, об общих корнях, об особенностях культуры, языка, быта, верований, норм поведения народа, а также полнее раскрыть свои задатки и дарования как предпосылки для воспроизводства и обогащения родной культуры. Изучение родного языка должно быть направлено не только на повышение уровня речевого развития, но и на освоение культурного достояния этноса, на формирование научного мировоззрения и нравственных ценностей. 1. Практико-ориентированный проект «Нравственное и эстетическое воспитание на уроках татарской литературы и во внеурочное время» учителя татарского языка и литературы, Бакаевской СШ Северного района. Абунагимовой Гульсины Музагитовны Гульсина Музагитовна выбрала данную тему из ряда тем в силу актуальности и востребованности в наше время (алкоголизм, наркомания, проституция). В работе обобщен и накопленный за многие годы материал. Учитель использует элементы научного исследования, поиска. У учителя сложилась определенная система работы по нравственному воспитанию. Поражает многогранность приемов и методов работы: 1) на лучших образцах художественных произведений; 2) при изучении топонимики района, истории родного села; 3) при написании сочинений по репродукциям картин художников; 4) во время театральных постановок драмкружка, 5) при изучении материальной и духовной культуры родного народа; 6) во время уроков по развитию речи (учитель приводит образцы сочинений и стихотворений); 7) во время проведения недели татарского языка и литературы. Анализ ученических работ показывает, что дети ориентированы на общечеловеческие ценности: - любовь к малой родине; - уважение старших, национальных традиций и обычаев; - уважение религии отцов; - любовь к окружающей природе; - любовь к братьям нашим меньшим.
Поражает нестандартность, гибкость мышления учащихся в сочинениях.
Координационные отличия деятельности учителя: - любовь к своему учительскому делу; - к своему народу; - забота о нравственном облике подрастающего поколения. Об этом говорит высокий уровень воспитанности учащихся и ценностный потенциал, как учителя, так и учеников.
2. Практико-ориентированный проект «Из опыта подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по татарскому языку и литературе» учителя Тукаевской средней школы Александровского района» Мамаевой Софьи Муслимовны. Ученики Софьи Муслимовны занимают призовые места (7- кратно) на районных и республиканских олимпиадах по татарскому языку. В 1997 году Софьи Муслимовна заняла 1 место на районном конкурсе «Учитель года», 2001 году награждена премией губернатора. В 2003 году ученица 11 класса Даутова Лилия заняла 1 место на областной олимпиаде по родному языку. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает знание не только программного материала. В учебниках дается довольно полный материал по «Фонетике», «Морфологии», «Синтаксису», а главы «Фразеология», «Графика и орфография» требуют доработки и использования дополнительной литературы. Подготовка к олимпиадам школьников предполагает - работу над идейно- эстетическим смыслом, жанром, композицией, сюжетом художественных произведений; - воспитание любви к человеку- труженику и к родному краю (на примере «Шурале» Тукая); - подробную работу над интересными фактами биографии поэта и отражением ее в поэтическом творчестве; - работу над особенностями стиля писателя (на примере изучения творчества Х.Туфана); - изучение творчества писателя- юбиляра, писателей – современников и писателей, выходцев из Оренбургской области; - использование игрового материала («Поле чудес» Риза Имморат «Бессмертная песня»), КВНы, викторины, конкурсы после изучении разделов «Фонетика», «Синтаксис», «Фразеология» и др; - использование этнокультурного материала (Национальные праздники в школе «Науруз», «Сабантуй», «Аулак ой», «Казан солгесе»); - костюмированные и драматические представления после изучения того или иного произведения; - читательские конференции ( Мусагит Хабибуллин «Нет смерти воину», Г. Баширов «Родина моя - золотая колыбель»), которые обогащаются конкурсами, элементами диспута, видеоматериалом и грамзаписями; - использование тестов (в журнале «Магариф» печатаются тесты для республиканских олимпиад)
3. Практико-ориентированный проект: «Воспитание толерантности на уроках и во внеурочное время» (Из опыта апробации программы «Календарные и обрядовые праздники учителя СШ №38 Кильметова Т.Б.) Сближение народов, усиление их взаимодействия — важнейшая закономерность развития современного сообщества. Это объединяет народы в хозяйственной деятельности, способствует ускорению научно-технического прогресса, разрушает исторические барьеры между народами и барьеры узкого национализма. Перед образованием стоит сложная задача подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирование умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной национальной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов, искоренять существующие в быту негативные представления о людях других национальностей. Решение этой задачи требует соответствующей подготовки педагогов, работающих в сфере образования и воспитания детей. Все большую значимость в обучении и воспитании приобретают идеи народной педагогики. Но происходящие в образовательной сфере процессы создают опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции. Воздействие на молодежь западной (в первую очередь американской) низкопробной поп-культуры и неподготовленность детей и молодежи к ее критическому восприятию и осмыслению затрудняет процесс их культурного самоопределения. С одной стороны, необходимо учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой — создавать условия для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам. Большой интерес, например, представляет программа "Календарные и обрядовые праздники русского и татарского народа», разработанная учителем СШ№38 Кильметовой Т.Б. Одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе. Программа должна способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой — привить ему уважение к другим культурам. Программа осуществляет процесс приобщения ребенка к родной этнокультуре, а от нее — к русской, программа способствует усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения к культурам других народов. Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. Акцент смещается на заложенные в этнических культурах ценности, способствующих развитию личности, социальному и научно-техническому прогрессу, установлению добрососедского сотрудничества Цель программы - формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и верований. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |