Профильное обучение в предметной области «Родной язык и литература» | |||
Представила: Биктимирова Л.Р., методист УМК родного языка Типология школ России : 1) традиционные школы; 2) школы, объединенные со специализированным образовательным учреждением; 3) школы, связанные со специализированным образовательным учреждением; 4) школы, связанные со специальными центрами профильного обучения; 5) особые социальные институты, включающие школу. Профильное обучение- это новая модель структуры школы. Она предполагает 1. Доступность, качество и эффективность использования ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых) с целью реализации принципа личностно- ориентированного, дифференцированного и индивидуального образования на основе вариативности образовательных программ образования. 2. Доступность образования будет рассматриваться как соответствие образовательных услуг, предоставляемых учащимся, образовательным возможностям учащихся. 3. Качество образования - соответствие результатов образования сформированным требованиям личности. 4. Эффективность- соответствие результатов образования средствам, затраченным на его содержание. Необходимо убрать разрыв между уровнем подготовленности выпускников и требованием ВУЗов. Сегодня общеобразовательная школа дает слабую предпрофильную подготовку. Существуют 3 группы требований к модели развития образовательного пространства: Социальные: 1. Выбор- реализация права выбора образовательного учреждения. 2. Обеспечение обязательности выбора на каждой степени общего образования. Максимальная свобода выбора. Сегодня же выбор осуществляется материальным достатком семьи. 3. Обеспечение психофизической безопасности учащихся. Нельзя в одном пространстве обучать детей 6 и 17 – летнего возраста и различных полов. 4. Отсутствие «образовательных тупиков» ( возможности изменения ребенком образовательной траектории ( класса , учреждения), а также наличие рыночных механизмов оценки качества деятельности предыдущей степени образования последней. 5. Обеспечение пространственной доступности. Начальная школа должна быть расположена так, чтобы дети могли свободно добираться до нее, а в старшей группе за реальное время. 6. Обеспечение ориентации на рынок труда. Кооперации старшей степени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профильного образования. Педагогические требования: 1. Обеспечение природосообразности условий образования. Обеспечение комфортных, в соответствии с возрастом комфортных санитарно- гигиенических требований ( мебель , питание, изолированное обучение учащихся разных возрастов). 2. Реализация права выбора индивидуальной «образовательной траектории» внутри образовательного учреждения ( оптимальные возможности для получения качественного образования). Личностная ориентация, дифференциация, индивидуализация на основе вариативных образовательных программ различного типа сложности. 3. Реализация профилизации старшей степени ( профильное обучение). Специализация на рынок труда. 4.Вариативность (выбор способов усвоения образовательных программ). Экономические требования: 1. Обеспечение максимального целевого распределения ресурсов( человеческих, информационных, материальных, финансовых). 2. Придание учреждениям государственного статуса. 3. Открытость сети. Многообразие программ и возможность выбора. Наличие механизмов, позволяющих предотвратить «потерю детей». 4. Наличие механизмов возврата ( образовательных мостиков), т.к учащиеся могут ошибаться в свободе выбора. 5. Соответствие сети демографической ситуации и прогноз ее изменения. 6. Соответствие кадров требованиям системы. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда 1, 2 предмета изучаются углубленно. Это предусмотрено программами общеобразовательных школ, а остальные на традиционном уровне, реализация профильного уровня возможна лишь при сокращении количества часов непрофильных предметов. Курсы могут быть 1.Базовые 2.Профильные 3.Элективные. Профильное обучение предполагает самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Важно проведение защиты проектов. Профильное обучение также предполагает 2 вида ориентации: 1) учебная (подготовка к выбору» потоков», обучение в условиях глубокой дефферинциации) 2) профориентация (подготовка к осознанному выбору профессии) На конференции «Языки народов России - национальное достояние государства», которая проходила в Казани 28, 29 ноября 2002 года, с положительной стороны отмечена работа профильных татарских гимназий Саратова, Самары, Ижевска. Существует необходимость налаживания контактов с татарской гимназией г. Саратова и изучение опыта по профильному обучению. При поступлении в гимназию конкурс составляет 5 человек. Проведена консультация с учителями родного языка «Профильная школа: сущность и перспективы». Рекомендован проект на данную тему. Предложено разработать спецкурсы для профильной национальной школы. Директорам СШ№38 и НШ№82 предложено продумать возможность открытия одного экспериментального профильного класса с углубленным изучением родного(5 часов в неделю), арабского, тюркского языков и истории и культуры родного народа, истории тюркской литературы. Методистом ООИПКРО Биктимировой Л.Р. разрабатывается образовательная программа элективных курсов «История развития литературы тюркских народов». |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |