Возрождение и развитие искусства бисеронизания в условиях дополнительного образования Автор: Золина Светлана Кузьминична педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи г. Оренбурга |
|||
Представила: Железнова Л.Б.
Сущность опыта. Несомненная важность искусства в воспитании духовной культуры подрастающего поколенья, актуальность проблем формирования духовно богатой личности в настоящий момент приводит к осознанию необходимости активного приобщения детей к традициям народного творчества, изучению каждым ребенком культурного наследия своего народа. Особенности дополнительного образования позволяют решить эту проблему путем организации творческой мастерской, где воспитанники имеют возможность не только познакомиться с традициями и культурой своего народа, но и приобрести практические навыки самостоятельного создания художественных изделий. Занятия в творческой мастерской позволяют возродить и такое древнее и почти забытое искусство, как бисеронизание. Новизна опыта заключается в компенсаторной функции воспитательно-образовательного процесса: восполнение пробелов в знаниях детей о традиционном искусстве своего народа, моделирование с учетом национальных традиций в области искусства бисеронизания и бисероплетения славяноязычных и тюркоязычных народов Оренбуржья. В основу деятельности наряду с общедидактическими принципами положен принцип возрождения, реализуемый в процессе изучения истории родного края, ремесел, художественных промыслов, традиций народных мастеров. Главной отличительной чертой опыта является приоритетное значение воспитательных задач: воспитанию у ребенка художественно-эстетического вкуса, уважения к многовековым традициям народов, творчеству мастериц, интереса к их деятельности. Доступность. Опыт может быть использован при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет), на занятиях по технологии в рамках общеобразовательных учреждений, а также на занятиях по данному профилю в лагерях отдыха. Результативность. Результатом обучения с применением представленной системы по окончанию курса является не только овладение воспитанниками знаний основ бисеронизания, но и самостоятельная разработка и изготовление изделий из бисера. Воспитанники творческой мастерской “Бисеринка” были неоднократными участниками всероссийских конкурсов-выставок, победителями городских и областных конкурсов-выставок декоративно-прикладного искусства. В 1995-1996 учебном году творческое объединение по бисеронизанию было образовано в декоративно-прикладном отделе Дворца творчества детей и молодежи. В следующем учебном году была начата разработка образовательной программы, которая позволила систематизировать педагогический опыт по возрождению искусства бисеронизания.
Основные терминыТворчество – оригинальное высокоэффективное решение задач педагогического процесса. Воспитанность – интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности. Содержание педагогического процесса – объем и характер знаний, навыков, качеств и свойств личности, которые необходимы индивидууму для выполнения общих для всех гражданско-социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей в обществе. Бисер – мелкие круглые или многогранные шарики из стекла, металла, пластмассы, кости со сквозными отверстиями для низания. Бисеронизание – нанизывание бисера на нитку и собирание в узор. Бисероплетение – плетение нитями, на которые заранее нанизан бисер.
Содержательная характеристика образовательного процесса в творческой мастерскойЦелью работы творческой мастерской “Бисеринка” является возрождение и развитие искусства бисеронизания на основе включения детей в творческую художественно-практическую деятельность. Особенностью содержания образовательного процесса, реализуемого в мастерской, является спиралевидное усложнение изучаемого материала и видов деятельности воспитанников: предусматривается обучение от простого к сложному, учебный материал усложняется, происходит совершенствование детьми ЗУНов на новом витке развития. Возрождение и развитие искусства бисеронизания не предполагает сиюминутного достижения успеха, это система доступного и поэтапного, интересного для воспитанника изучения материала, рассчитанная на его перспективное развитие. Весь процесс обучения основам бисеронизания можно условно разделить на 5 блоков. Первый блок – бисеронизание – состоит из нескольких этапов, таких, как: “Изготовление простых цепочек”, “Техника ажурного плетения”, “Техника мозаики”, “Оплетение круглых предметов” и др., в основу которых положена идея ознакомления с техникой: разработка и изготовление изделия, ознакомление с историей и художественными традициями основных центров по бисеронизанию. Второй блок – вышивка бисером – знакомит с использованием бисера при вышивке, с техникой вышивки бисером и предусматривает изготовление вышитого изделия. Третий блок – ткачество бисером – предусматривает знакомство со станком и техникой ткачества бисером, с традиционными изделиями, выполненными техникой бисероплетения, разработку и изготовление собственного изделия, эстетический анализ изделий. Четвертый блок – бисероплетение – предусматривает знакомство с техникой плетения нитями с бисером, с традиционными изделиями, выполненными техникой бисероплетения, разработку и изготовление собственного изделия, эстетический анализ изделий. Пятый блок – знакомство с новыми технологиями – предусматривает просмотр журналов, книг с новыми технологиями изготовления украшений, изготовление и эстетический анализ изделий. При освоении искусства бисеронизания воспитанникам можно пойти двумя путями. Первый путь, традиционный, – начать обучение с 1-го блока и на протяжении 2-х лет восходить к 5-му блоку. Путь второй – начать обучение с 1-го блока, а дальнейший образовательный маршрут может варьироваться в зависимости от знаний, умений воспитанников, полученных вне мастерской (после изучения материала 1-го блока возможно освоение 3-го, 4-го или 5-го). На начальном этапе блочная структура содержания создает большой запас отдельных относительно простых ЗУНов, которые в последующем дают возможность с минимальными затратами времени и сил изготовлять различные изделия. Эта модель обучения ведет к закреплению навыков за счет многократного повторения приемов и элементов бисеронизания в различных вариантах и комбинациях. В содержание учебного процесса входит ознакомление с историей и художественными традициями основных центров по бисеронизанию, анализ образцов старинных изделий и современных украшений, картин, изготовленных из бисера, изучение основных приемов бисеронизания, бисероплетения, ткачества и вышивки бисером, самостоятельная разработка и изготовление изделий. Процесс обучения ведется на интересном, значимом для воспитанника материале, иллюстрируется наглядными пособиями, динамичен и имеет положительный эмоциональный потенциал. Блочная структура содержания позволяет применять разнообразные приемы обучения и воспитания, формировать психологический настрой, побуждая воспитанника не ограничиваться полученными знаниями, но и самостоятельно творчески действовать. К концу 1-го года обучения воспитанники показывают следующие результаты: · знают теоретические сведения об искусстве бисеронизания, о традициях народного творчества, о бережном отношении к истокам; · умеют пользоваться приемами бисеронизания, разрабатывать собственные схемы, самостоятельно изготавливать изделие. После окончания 2-го года обучения воспитанники · знают теоретические сведения об искусстве вышивки бисером и жемчугом, об использовании тканых и плетеных украшений в костюме в соответствии с народными традициями; · умеют использовать основные приемы вышивки и ткачества бисером, а также изготовления изделий в технике бисеронизания, самостоятельно разрабатывать и изготовлять изделие, выполненное в сложной технике.
Средства педагогической деятельности в процессе обучения основам искусства бисеронизанияПри осуществлении педагогического процесса в творческой мастерской используются разнообразные средства. Учебный материал, которым пользуются педагог и воспитанники, должен отвечать определенным требованиям. Важнейшие из них – доступность и достаточный уровень сложности. Доступность и наглядность обеспечивается дидактическим материалом, который включает демонстрационный (плакаты, книги и журналы с образцами изделий, готовые изделия и их фотографии) и раздаточный (образцы цепочек и схемы их изготовления, элементы изделий, специально изготовленные “книжечки” с образцами плетений) материал. Средствами решения воспитательных задач являются создание проблемных педагогических ситуаций, проведение деловых игр, обсуждение вместе с воспитанниками волнующих их вопросов. Для формирования устойчивого интереса к изготовлению изделий из бисера используются разнообразные формы организации образовательного процесса: · учебное занятие – групповая форма обучения на основе индивидуального подхода к воспитаннику; · занятие-игра – проведение различных игр, конкурсов, выставок, экскурсий. Организация образовательного процесса предполагает использование методов: упражнение, приучение, иллюстрация, демонстрация, создание проблемной ситуации и ситуации успеха.
Приемы, способствующие развитию знаний, умений и навыков при изучении моделей искусства бисеронизанияНаиболее успешным приемом обучения является использование игровых моментов. Игра преследует цель закрепить теоретические и практические знания, полученные на учебных занятиях, способствует более успешному усвоению теоретического материала и созданию доброжелательной атмосферы в мастерской. Успешным приемом обучения во время практики также является дифференциации сложности изготавливаемого изделия. В зависимости от развития возможностей воспитаннику предлагается усложненный вариант изделия, что способствует его творческому развитию воображения, интереса к выбранному виду деятельности.
Основные принципы построения образовательного процесса в творческой мастерской
1. Общедидактические принципы: а) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. В связи с возрастными особенностями воспитанниц 1 года обучения (9-12 лет): отсутствие устойчивого внимания и усидчивости рекомендуется изготовление изделий по простым схемам, не требующих длительных усилий. В процессе 2 года обучения идет усложнение изделий и повышение требований к качеству. Индивидуализация обучения происходит в рамках индивидуальной работы во время занятий с каждым ребенком. б) принцип наглядности. Педагогический процесс должен обеспечиваться дидактическим материалом, в который входят книги и журналы с образцами цепочек, стенды с готовыми изделиями, фотоальбом с фотографиями украшений, иллюстрации из книг и журналов, позволяющие зрительно воспринимать услышанное. Основной метод обучения – “делай как я”. в) принцип доступности. Обучение на доступном для понимания воспитанников материале способствует повышению интереса и желания учиться выбранному виду творчества, стремлению к успешному выполнению практического задания. г) принцип единства обучения и воспитания. В процессе обучения основам искусства бисеронизания, требующего сосредоточенности, усидчивости, развитой мелкой моторики рук, осуществляется формирование таких качеств личности, как терпение, трудолюбие. Самое главное – работа с бисером и его заменителями вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то красивое, необыкновенное. д) принцип систематичности и последовательности. Предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень образованности. 2. Принцип свободы выбора реализуется в системе ограничений. Свобода заключается в самостоятельном выборе формы, цвета, рисунка изделий в зависимости от своих возможностей и желаний в рамках учебных задач данного занятия. 3. Принцип игры предполагает проведение занятий в игровой форме или использование игры на ряду с другими формами и методами обучения. 4. Принцип возрождения реализуется в процессе изучения истории родного края, ремесел, художественных промыслов, традиций народных мастеров. 5. Принцип творчества предполагает развитие детской фантазии, способности находить нестандартные решения простых и сложных творческих задач, создать оригинальные изделия. 6. Принцип самореализации опирается на создание творческих условий, способствующих проявлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Результативность формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения основам искусства бисеронизания Применение блочной структуры содержания развивает запоминание и воспроизводство основных приемов искусства бисеронизания в изготовлении изделий. Она способствует развитию творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, сенсорно-моторных навыков, навыков работы с бисером и стеклярусом, памяти, фантазии и воображения. После окончания обучения воспитанники имеют возможность самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделие; работать в загородном лагере инструктором по изготовлению украшений из бисера, имеют преимущества при поступлении в учебное заведение по приобретению профессии декоративно-прикладного профиля и педагога дополнительного образования. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |