Система экспериментальных и теоретических задач как средство формирования и развития творческих способностей учащихся ИПМ Пальчиковой Оксаны Вячеславовны, учителя химии высшей категории гимназии № 6 г. Оренбурга |
|||
Представила: зав.УМК химии ООИПКРО Л.В.Криворучкина Цель: создать механизм развития творческих способностей учащихся посредством формирования учебно-интеллектуальных умений школьников в процессе решения экспериментальных и теоретических задач по химии. Сущность опыта: учителем разработаны критерии оценки сформированности творческих способностей учащихся; создан пакет диагностических материалов; разработана система теоретических и экспериментальных задач по химии, способствующих развитию учебно-интеллектуальных умений учащихся; экспериментально проверена эффективность системы подобранных творческих задач по химии; разработаны методические рекомендации по составлению и применению в учебном процессе творческих задач. Особенности методической системы: одним из эффективных средств формирования и развития творческих способностей учитель считает специально подобранные и систематически предлагаемые учащимся экспериментальные и теоретические задачи, так как умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников. У учителя новый подход к использованию существующих методов и средств обучения. Пальчикова О.В.включает в учебный процесс, созданный ею спецкурс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности», обучает учеников решению задач различными способами, а так же прогнозированию результатов эксперимента, применяет экспериментальные творческие задачи. Примеры таких заданий: 1.Вещество А, хранившееся в темноте, не имеет запаха, однако, если его хранить на свету, обладает слабым запахом. При освещении из него образуется твердое вещество Б и газ В. Вещество Б растворяется в концентрированном водном растворе Г, при этом образуется раствор вещества Д и газ Е. Раствор Д снова переходит в раствор Г при действии газа Ж с резким запахом, имеющего кислые свойства и образующегося при реакции В с водородом. При смешивании вещества В с раствором Д снова образуется А, а при смешивании с газом Е и водой образуется раствор, содержащий Г и Ж. Определить вещества А - Ж и написать уравнения всех указанных реакций. 2.В настоящее время большое значение придается разработке безотходных и экологически чистых технологий с низкой энергоемкостью. Исходя из этих требований, предложите схему получения важного азотного удобрения - аммиачной селитры. В качестве исходных соединений можно использовать любые встречающиеся в природе вещества. 3.Дано уравнение обратимой химической реакции: t , N i С4Н10 ( г ) Û C4Н6 ( г ) + 2Н2 ( г ) - Q Какие условия будут способствовать смещению химического равновесия в сторону образования бутадиена - 1,3 и водорода ? В методической системе Пальчиковой О.В.- проведение практикумов по решению расчетных и экспериментальных задач, самостоятельных работ по решению творческих задач в малых группах, рациональное сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной деятельности учащихся. В качестве критериев определения уровня сформированности творческих способностей учащихся учителем выделены умения, заложенные в предметной области «Химия»: n умение анализировать условия творческих задач известными способами; n решать прямые и обратные задачи; n умение составлять прямые и обратные задачи: n решать задачи несколькими способами: n умение находить рациональные способы решения задач: n решать не только типовые, но и нестандартные задачи, а также задачи повышенного уровня сложности.
Новизна: используя экспериментальные и теоретические творческие задания, учитель целенаправленно создает в процессе обучения ситуации, в которых, столкнувшись с явлениями, не соответствующими сложившимся представлениям, учащиеся вынуждены эти представления переосмысливать или осмысливать на новом уровне. Результативность: у большинства учащихся Пальчиковой О.В. сформированы устойчивые учебно-интеллектуальные умения: умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи, аналогии, выделять главное и существенное в изучаемом материале. Школьники умеют планировать учебную работу, осуществлять самоконтроль и самоанализ своей деятельности. Трудоемкость: формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, осмыслением, кончая операциями логического и творческого мышления. Рекомендации по использованию опыта: опыт Пальчиковой О.В.по формированию и развитию творческих способностей учащихся может применяться учителями химии различных типов образовательных учреждений. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |