Информационно - педагогический модуль опыта Тропиной Ирины Петровны, учителя химии высшей категории средней школы №15 г. Орска |
|||
Представила: Л.В.Криворучкина, зав. УМК химии
Проблема: система работы с одаренными детьми при обучении химии. Цель: практически обосновать значение системы расчетных задач при обучении химии в развития учебно - интеллектуальных умений одаренных детей. Сущность опыта: автором выработаны уровни и критерии оценивания сформированности учебно - интеллектуальных умений у одаренных детей; разработаны диагностические контрольные работы, анализ результатов которых позволяет выяснить уровень сформированности учебно - интеллектуальных умений у одаренных детей; подобрана система расчетных задач по химии повышенной сложности для использования на уроках и индивидуальной работы с учащимися; написаны методические рекомендации о реализации системы работы с одаренными детьми при обучении химии. Особенности методической системы: по мнению Тропиной И.П формированием умений и навыков у учащихся учитель занимался всегда, но раньше они выступали как бы приложением к главному - к знаниям. В современной школе именно умения и навыки становятся первичными, а знания - вторичными, признанными работать на них. Умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процесс мышления. Активизация интеллектуальной деятельности происходит тогда, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений. В формировании учебно - интеллектуальных умений большую роль играют расчетные задачи, так как химическая задача - модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления. Ирина Петровна считает, что использование системы расчетных задач позволит учителю в значительной мере реализовать основные функции обучения, воспитания и развития одаренных учащихся. Бессистемно отобранные задачи не обеспечивают должного развития мышления. Необходима продуманная система последовательно усложняющихся задач, отражающая химические явления в их взаимосвязи и развитии. Задачи, подобранные в соответствии с уровнем развития учащихся, реализуют их психологический потенциал и мобилизуют личность в целом, охватывая эмоциональную сферу, интересы, потребности. Учителем выделены критерии сформированности учебно - интеллектуальных умений учащихся: n умения анализировать задачи n составлять условия задачи n классифицировать их n умения составлять прямые и обратные задачи n находить рациональные способы решения n решать задачи повышенной сложности.
Тропиной И.П. сформулированы правила формирования учебно-интеллектуальных умений учащихся через систему расчетных задач повышенной сложности: 1.Отбор задач на основе их предварительной типизации. 2.»Привязывание» задач к теоретическому курсу. 3.Подготовка учащихся к решению новой задачи на основе ранее решаемых. 4.Учет уровня готовности учащихся к решению задач. 5.Использование времени на уроке не на само решение задач, а на обучение способам их решения.
Новизна: Учителем разработан сборник задач повышенной сложности для подготовки одаренных учащихся к олимпиадам. В него включены расчетные задачи по теме электролиз, задачи - головоломки, задачи с неполными данными, экспериментальные задания, задачи с экологическим содержанием.
Результативность: учащиеся Тропиной И.П. участвуют в работе городского научного общества. Темы их исследований актуальны: «Химия и рациональное питание», «Влияние микроэлементов на рост растений» и др. Ежегодно ученики Ирины Петровны занимают призовые места на городских и областных олимпиадах по химии. В 2000 году ученик 9 класса Колычев Е. занял первое место на областной олимпиаде и второе на Всероссийской олимпиаде. Выпускники школы поступают и успешно обучаются в ведущих химических высших учебных заведениях страны. С целью выяснения мотивации к обучению химии в школе проведено анкетирование учащихся 9 и 11 классов. 70% анкетируемых считают химию интересным предметом, 43 % относят предмет к трудным, 60% учащихся изучают химию для того, чтобы быть образованными людьми.
Трудоемкость: основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая удовлетворяла бы образовательным потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. Обучение эффективно только при такой его организации, когда учащиеся усваивают учебное содержание в деятельности. Если ученики под руководством учителя овладевают рациональными приемами учебной работы, то они не только более эффективно будут усваивать знания, но и сумеют оценить свои трудности и учебные возможности. Опыт Тропиной И.П. по реализации системы работы с одаренными учащимися позволяет сделать вывод о необходимости диагностики уровня сформированности у учеников учебно-интеллектуальных умений, разработки системы диагностических контрольных работ и основных правил по использованию расчетных задач на уроках и индивидуальной работе с учащимися, подборки системы расчетных задач повышенной сложности по основным разделам курса химии.
Рекомендации по использованию опыта: опыт Тропиной И.П. может применяться учителями различных типов образовательных учреждений при организации работы с учениками, проявляющими интерес к изучению химии, на уроках, а так же при подготовке их к предметным олимпиадам в индивидуальной работе. |
|||
|
|||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |