Формирование осанки и походки у детей | ||||
Представил: Бузунов В.П., зав. УМК физического воспитания Осанка – это привычное положение (поза) человека в покое и в движении, это признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности. Проблема формирования осанки сопряжена с решением ряда практических вопросов: укрепления, профилактики и коррекции состояния здоровья, гармоничного и пропорционального развития мышечной системы и физических качеств, формирование эстетического вида человека. Правильная, или прямая, осанка характеризуется следующими признаками. Положение головы прямое, подбородок слегка приподнят. Плечи – на одном уровне, слегка отведены назад, лопатки симметричны, нижними краями прижаты к спине. Величина изгибов в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника умеренная, боковые изгибы позвоночника отсутствуют. Гармоничное развитие мышечного корсета передней и задней, левой и правой сторон туловища. Передняя брюшная стенка умеренно выпуклая, живот подтянут, угол наклона таза нормальный (35-45 градусов), ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, сводчатость стоп нормальная. Все звенья тела распологаются так, чтобы обеспечить ему вертикальное и уравновешенное положение без выраженного напряжения мышц и создать благоприятные условия для эффективного функционирования систем организма в привычных положениях: лежа, сидя, стоя и при ходьбе. Состояние осанки определяется взаимодействием следующих факторов: морфологического развития опорно-двигательного аппарата, эффективного функционирования систем жизнеобеспечения, системы педагогического воздействия на физическое развитие в процессе физического воспитания. Следовательно, в сознании специалиста по физической культуре и в сознании ученика должна быть сформирована мотивация деятельности не по принципу «чем больше, тем лучше», а по принципу «сделать то и только то, что необходимо и достаточно» для формирования или профилактики или коррекции правильной осанки и походки у конкретного человека. Для рационального построения целенаправленных практических занятий надо исходить из следующих базовых общеметодических правил. 1. Учитывать возрастные особенности формирования и развития опорно-двигательного аппарата по признаку окостенения скелета человека. Процесс окостенения скелета завершается в различное время: в 6-7 лет фиксируются изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника, к 12-13 годам – изгиб в поясничном отделе, грудная клетка приобретает форму взрослого, завершается окостенение скелета черепа, поперечный размер таза становится как у взрослого. Процесс окостенения остальных частей скелета человека завершается в основном к 25 годам. К этому возрасту прекращается рост мышц в длину. Диаметр мышечных волокон увеличивается до 35 лет. Следовательно, вначале целесообразно приступать к формированию правильного положения головы, формы изгибов позвоночника в шейном и грудном отделах, затем в поясничном отделе, а также горизонтального (продольной оси) и правильного наклона таза. 2. Соблюдать хронологию критических периодов развития физических качеств в процессе жизни человека. Критические периоды с наиболее высокими темпами поступательного развития основных физических качеств отмечаются с 7 до 17 лет. Особенно быстро развиваются функции организма детей 11-13 лет. Фаза относительной стабилизации имеет место в возрасте 18-25 лет. К этому времени основные морфологические изменения завершаются. Высокий уровень гибкости, быстроты и силы движений может быть достигнут к 18-19 годам, общей и силовой выносливости – к 23-25 годам. Формирование, профилактика и коррекция осанки осуществляются физическими упражнениями: общеразвивающими, специальными, корригирующими, их сочетанием. Сложность определения и сочетания конкретных физических упражнений, последовательность их выполнения на занятиях заставляют учитывать комплексный характер воздействия упражнений на занимающихся, имеющих различную форму спины. Для лиц с правильной осанкой занятия физическими упражнениями направлены на общее укрепление организма, стабилизацию достаточного и гармоничного развития мышечного тонуса и уровня развития двигательных качеств. Посредством специальных упражнений у занимающихся достигается оптимальная эластичность мышц, воспитывается «чувство мышечного напряжения и расслабления», «чувство прямого положения тела». Общеразвивающие упражнения следует чередовать с пассивным и активным расслаблением, корригирующими и растягивающими упражнениями с целью предупреждения временного нарушения осанки, появляющегося в первую очередь в зонах риска. Для коррекции круглой спины следует растянуть мышцы передней поверхности и укрепить мышцы задней поверхности туловища посредством корригирующих упражнений в комфортном положении для позвоночника: в положении лежа, сидя, в висе. Для коррекции кругло-вогнутой спины добавляются упражнения на растягивание мышц спины в поясничном и нижнегрудном отделах, упражнения, блин, для укрепления мышц, фиксирующих лопатки. Упражнения выполняются в положениях лежа, в висах на наклонной плоскости. Коррекция плоской и плоско-вогнутой спины предусматривает растяжение мышц спины в грудной части и укрепление мышц передней поверхности бедра. Коррекция плоско-вогнутой спины связана с растягиванием мышц спины в нижнегрудном и поясничном отделах позвоночника, укреплением передней поверхности туловища. Важно уменьшить наклон таза до нормального угла. При устранении сколиозов используются корригирующие упражнения для выравнивания позвоночника. Для этого следует растянуть мышцы с вогнутой и укрепить мышцы с выпуклой сторон. Угол наклона таза, как и положение головы, определяют осанку человека. Частные методики предполагают использование общих и специальных средств для реализации задач гармоничного и качественного развития мышц шеи для удержания правильного положения головы; развития мышц туловища и подвижности позвоночника для сохранения нормальных физиологических изгибов позвоночника; правильного положения плечевого пояса и формы грудной клетки; развития мышц живота и спины; мышц таза и бедер для удержания нормального угла наклона таза; укрепления мышц, удерживающих своды стопы, а также формирования навыка правильной осанки тела. Специальные упражнения для формирования и коррекции навыка удержания уравновешенного положения головы Голова покоится на семи шейных позвонках и удерживается мышцами шеи. Нарушение равновесия головы, а также недостаточное и асимметричное развитие тонуса мышц шеи сказываются на деятельности жизненно важных органов, находящихся в области шеи, кровоснабжении мозга. Если неправильное положение головы (голова выдвинута и опущена вперед или наклонена в сторону) становится привычкой, то изменяется тоническое напряжение не только мышц шеи, но и спины и ног. В результате нарушается осанка всего тела. Правильное положение головы определяется продольной осью головы и шеи, проходящей через середины линий, проведенных на уровне наружных слуховых проходов и поперечной оси плечевых суставов. Эти две линии должны быть расположены параллельно полу. Вертикальная линия образует с ними угол 90 градусов. 1. Встать перед зеркалом. Проконтролировать прямое положение головы. Смотреть вперед, вдаль. Придать уравновешенное положение голове. Плечи опустить вниз. Ноги выпрямить Носки и пятки сомкнуть. Тяжесть тела должна распределяться равномерно на обе ноги. Зафиксировать позу на 5-6 с. Дыхание спокойное через. Отойти от зеркала и расслабиться. Через 15-20 с повторить упражнение от 3 до 6 раз. 2. Сесть на стул, плотно прижавшись к спинке. Расслабить плечи, руки опустить. Голову держать прямо. Чередовать фиксацию позы на 5-6 с с промежутками отдыха 15-20 с. 3. Сидя на пятках, принять прямое положение головы, руки расслабить и положить на бедра. 4. Лечь на пол. Смотреть вперед (в потолок). Мысленно контролировать прямое положение головы, плеч, таза. Зафиксировать эту позу на 5-6 с, затем расслабиться на 15-20 с. Повторить 3-6 раз. После освоения этих положений упражнения можно выполнять в обратном порядке: 4-3-2-1 или 4-1-3-1. Выполнение данных упражнений преследует цель формирования мышечного и пространственного ощущения вертикального положения головы и нормализации тонуса мышц шеи. Прямое положение головы должно являться «опорной точкой» при выполнении упражнений динамического характера в процессе укрепления мышц шеи и развития подвижности в шейных позвонках для сохранения оптимальной амплитуды постоянных движений головой. Специальные упражнения рекомендуется выполнять в сочетании с общеразвивающими упражнениями для укрепления мышц шеи: наклоны головы вперед и назад, влево и вправо, движения дугой, круговые движения. Они должны выполняться: - лежа, когда разгружается позвоночник, положение плеч и таза фиксируется в правильное; - в вертикальном положении: движения головой сочетаются с движениями руками, упражнения выполняются с предметами на голове. Упражнения для развития мышц шеи, выполняемые в положении лежа 1. Наклон головы вперед. Дыхание спокойное через нос. 2. Наклон головы назад в положении лежа на животе. 3. Наклоны головы влево и вправо в положении лежа на боку. 4. Повороты головы налево и направо. Движения выполняются плавно и ритмично. 5. Повороты головы налево и направо в положении лежа на животе. Упражнения для мышц шеи, выполняемые в положении стоя При выполнении упражнений важно контролировать фиксированное положение таза, плечевого пояса и туловища. Для этого целесообразно выполнять движения головой в стойке ноги врозь, руки на пояс или за спину. Выполнение упражнений преследует цель увеличить или сохранить подвижность в шейном отделе позвоночника, гармонично развить мышцы шеи, которые связаны с мышцами верхнего отдела спины и груди, верхнего плечевого пояса. Упражнения рекомендуется выполнять в следующей последовательности. 1. Наклоны головы вперед. 2. Наклоны головы назад. 3. Наклоны головы вперед-назад. 4. Наклоны головы влево – и.п., вправо – и.п., влево-вправо. 5. Повороты головы налево – и.п., направо – и.п., налево-направо. 6. Движения по дуге книзу. 4-8 раз. 7. Движение по дуге кверху-назад. 2-4 раза. 8. Вращение головой влево или вправо. 2-4 раза. После выполнения упражнений расслабить мышцы шеи, наклонив голову вперед, или выполнить глубокий вдох и плавный выдох 2-3 раза. Степень напряжения мышц можно увеличить за счет изменения исходного положения: например, руки за спину или в сочетании с движениями руками. Для воспитания «чувства мышечных напряжений» вышеуказанные упражнения рекомендуется выполнять с фиксацией активной позы или с закрытыми глазами. Упражнения для мышц шеи с удержанием предмета на голове Упражнения с предметом на голове способствуют выработке навыка правильного положения головы, вертикального положения туловища и мягкой постановки ног на опору; воспитывают «чувство равновесия» на основе совершенствования мышечной координации. В качестве предметов используются мешочки с песком, кусочки губки или поролона. 1. Ходьба с мешочком на голове в течение 30-60 с, изменяя направление; руки в стороны; руки за спину; руки за голову. 2. Удержание предмета на голове, стоя на носках, на одной ноге. 3. Передвигаясь с мешочком на голове, встать на гимнастическую скамейку и сойти с нее. 6-8 раз. 4. С предметом на голове пройти по скамейке, затем по рейке гимнастической скамейки. 5. С предметом на голове сесть на стул и встать, сесть на пол и встать с опорой на руки. 4-6 раз. 6. Передвижение спиной вперед с предметом на голове. 7. С предметом на голове лазание по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально влево и вправо и по диагонали влево (вправо) – вверх и вниз. Упражнения для мышц шеи с оказанием дополнительного сопротивления 1. И.п. – ноги на ширине плеч, одна рука основанием ладони упирается в подбородок отклоненной назад головы, а локоть -–в ладонь другой руки: наклон головы вперед, преодолевая силу давления руки в течение 5-6 с. Выполнить 4-6 раз с промежутком отдыха 15-20 с. 2. И.п. – то же, но голова наклонена вперед: медленный подъем головы назад, уступая силе давления рук. 3. И.п. – стойка ноги врозь, голова опущена на грудь, пальцы в «замок» на затылке: наклоны головы назад с преодолением сопротивления рук. 4-6 раз. 4. И.п. – то же, но голова отклонена назад: наклоны головы вперед, уступая силе давления рук. 5. И.п. – стойка ноги врозь, одна рука упирается в голову, другая на поясе: наклоны головы влево-вправо, преодолевая и уступая давлению руки. 6-12 раз. Дыхание равномерное, согласованное с движениями. 6. И.п. – стойка ноги врозь, одна рука упирается в подбородок, другая на поясе: надавить подбородком на руку при повороте головы и удерживать усилие в течение 5-6 с. 4-8 раз. После силовых упражнений выполняются упражнения на растягивание активно работающих мышц. Упражнения для мышц шеи могут использоваться в качестве профилактических средств для снижения чувства усталости у основания черепа, в шее и в плечах, появляющейся в течение учебной, производственной и бытовой деятельности, когда голова и туловище длительной время находятся в неудобном положении. Ниже приводим комплексы упражнений на стабилизацию навыка правильной осанки для школьников 7-12 лет. Комплексы направлены на стабилизацию правильной осанки, но практически все упражнения в них обеспечивают профилактический и корригирующий эффекты. Примерный комплекс упражнений для школьников 7-8 лет 1. И.п. – лежа на спине ноги согнуты, руки на голове. Вытянуться в линию, бедра сомкнуть, носки оттянуть, потянуться прямыми руками, касаясь пола. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п., расслабиться и сделать выдох Повторить 4 раза. 2. И.п. – о.с. Дугами наружу поднять руки вверх, кисти сомкнуты ладонями вперед, тело прямое, бедра сомкнуть, руками потянуться вверх, голова между руками. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. – выдох. 6 раз. 3. Медленный бег с изменением направления – 1 мин с переходом на ходьбу в сочетании с движениями расслабленными руками и плавным выдохом. 4. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться влево, руки на пояс, повернуть голову в сторону наклона. Выпрямиться в и.п. То же в другую сторону. 8 раз. 5. И.п. – стойка руки в стороны. Согнуть правую руку, захватить руками колено, наклониться вперед, опустив голову, и руками подтянуть колено к груди. Вернуться в и.п. То же с другой ноги. 6 раз. 6. И.п. – упор стоя на коленях, голова опущена вниз. Поднять правую ногу назад, прогнуться, голову назад. Вернуться в и.п., спину округлить. То же другой ногой. 8 раз. 7. И.п. – лежа на спине на полу, руки вверх, ладонями вперед, ноги вместе. Приподнять плечи и ноги, разводя и сгибая; ладони положить на колени, наклонить голову вперед, подбородок прижать к груди. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. 4-6 раз. 8. И.п. – лежа на животе, руки согнуты перед грудью. Выпрямляя руки, прогнуться и держать позу 10-12 с («Змея»). 2 раза. 9. И.п. – лежа на животе руки за спину. Прогибаясь, дугами наружу руки вверх – «лодочка». Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. 4-6 раз. 10. И.п. – сидя на стуле, ноги на ширине плеч. Расслабленно наклониться вперед, опуская голову на грудь, руки опустить вниз между коленями. Почувствовать растяжение мышц спины. Держать позу 10-12 с. Дыхание свободное. Повторить 2 раза. 11. И.п. – сед ноги врозь, руки за голову. Наклониться вперед, руками дотянуться до носков. Выполнить два пружинящих наклона вперед, руками касаясь пола. Вернуться в и.п. Повторить 6-8 раз. 12. Свободная ходьба с предметом на голове в течение 30-45 с. 13. Встать к стене, касаясь пятками, ягодицами, спиной, затылком, руками стены. Зафиксировать положение тела 5-6 с. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза. 14. И.п. – лежа на спине ноги согнуты на ширине плеч, руки вниз. Расслабиться, закрыть глаза. Держать позу 10-12 с. Примерный комплекс упражнений для школьников 9-10 лет 1. И.п. – лежа на животе ноги согнуты вместе, руки согнуты в стороны. Вытянуться, ноги вместе, руки максимально вытянуть вверх, ладони сомкнуть, смотреть на кисти. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. 2. И.п. – лежа на спине ноги врозь, руки вперед ладонями внутрь. Развести руки в стороны, касаясь пола ладонями. 10 раз. 3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за спину. Дугами наружу поднять руки вверх, сомкнуть кисти ладонями вперед, потянуться вверх, сводя лопатки вместе. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. Повторить 6 раз. 4. Медленный бег. 5. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Три пружинящих наклона в сторону, рука за головой. То же в другую сторону. Повторить 6 раз. 6. И.п. – стойка руки на пояс. Присесть, руками коснуться пола. Выпрямиться в и.п. Повторить 24 раза. 7. И.п. – стойка руки вверх ладонями вперед. Правую ногу вперед, дугами вперед руки назад. Мах правой ногой назад, дугами вперед руки вверх. Мах правой ногой вперед, дугами вперед руки назад. Приставляя правую ногу, и.п. То же другой ногой. Повторить по 4 раза. 8. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Приподнять плечи и ноги от пола, правую ногу поднять вперед, руки вниз-вперед (нога между руками), голову наклонить к груди. Зафиксировать позу. Расслабляясь, принять и.п. То же с другой ноги. Повторить 6 раз. 9. «Змея». 10. И.п.- лежа на животе, руки за голову. Поднять ноги назад (прогнуться). Зафиксировать позу. расслабляясь, принять и.п. Повторить 8 раз. 11. См. упражнение 10 комплекса для школьников 7-8 лет. 12. И.п. – Сед ноги врозь, руки за голову. Три пружинящих наклона вперед, руками касаясь пола. Вернуться в и.п. Повторить 8 раз. 13. И.п. – стойка руки в стороны, касаясь спиной стены. Зафиксировать положение на 10-12 с. Повторить 2 раза. 14. И.п. – лежа на спине ноги согнуты и разведены на ширину плеч, руки согнуты вверх. В расслабленном состоянии зафиксировать позу на 10-12 с. Повторить 2 раза. Примерный комплекс упражнений для школьников 11-12 лет 1. И.п. – лежа на спине ноги врозь на ширине плеч согнуты, руки перед грудью, предплечья сомкнуты, ладони перед лицом. Вытянуться, сомкнуть ноги, носки оттянуть, руки вытянуть вверх. Зафиксировать позу. Повторить 6 раз. 2. И.п. – лежа на спине ноги врозь, блин, руки вверх ладонями внутрь. Положить согнутые руки локтями вниз на пол, ладонями вперед. Зафиксировать позу. Повторить 6 раз. 3. И.п. - стойка, гимнастическая палка вниз. Ногу назад на носок, руки вверх. Зафиксировать позу. Вернуться в и.п. Повторить 8 раз. 4. Медленный бег. 5. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. Наклониться влево, правую руку за голову. Вернуться в и.п. То же в другую сторону. 12 раз. 6. И.п. – стойка руки вверх. Принять упор присев, голову наклонить вперед, подбородок прижать к груди. Перейти в полуприсед, руки и голову назад. Поднять руки за голову. Вернуться в и.п. 8 раз. 7. И.п. – о.с., касаясь стены. Поднять правую ногу в сторону, касаясь стены. Зафиксировать позу. То же с другой ноги. 8 раз. 8. И.п. – лежа на спине руки вверх. Поднять ноги вперед, приподнять плечи, ладонями взяться за бедра снизу. Зафиксировать позу. Расслабляясь, принять и.п. 6 раз. 9. «Змея». 10. И.п. – лежа на животе руки вверх. Дугами наружу руки за спину, пальцы в замок, прогнуться, голову назад. Зафиксировать позу. 6 раз. 11. См. упражнение 10 комплекса для школьников 7-8 лет. 12. И.п. – лежа на спине ноги врозь, согнуты на ширине плеч. Поднять ноги вперед. Развести ноги врозь, опустить на пол. Соединить ноги вместе. 12 раз. 13. Ходьба. 14. И.п. – стойка руки за голову, касаясь стены локтями, пятками, ягодицами, спиной, затылком. Зафиксировать позу в течение 10-12 с. Повторить 2 раза. 15. См. упр. 14, комплекса для школьников 7-8 лет. 16. Вис на перекладине расслабленно в течение 10-12 с. 2 раза. Примерный комплекс упражнений для школьников 13-14 лет 1. И.п. – лежа на животе ноги врозь шире плеч, руки за голову. Вытянуться, бедра сомкнуть, потянуться руками. Расслабиться. Повторить 6 раз. 2. И.п. – лежа на спине ноги врозь, руки в стороны. Согнуть руки перед грудью, предплечья сомкнуты, ладони к лицу. Вернуться в и.п. Повторить 16 раз. 3. И.п. стойка руки вверх, касаясь стены. Подняться на носки и потянуться вверх. Зафиксировать позу. Расслабляясь, вернуться в и.п. 4 раза. 4. Медленный бег. 5. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. Отставить правую ногу в сторону, наклониться вправо, руки вверх. Вернуться в и.п. Повторить 8-12 раз. 6. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Три пружинящих наклона вперед, руками коснуться пола. Вернуться в и.п. Повторить 12 раз. 7. И.п. – о.с., касаясь стены. Поднять правую ногу вперед, отвести в сторону, касаясь стены. Зафиксировать положение. Вернуться в и.п. Повторить с другой ноги. 6 раз. 8. И.п. – лежа на спине ноги согнуты, стопу на сиденье стула, руки в стороны. Согнуться вперед, руками взяться под коленями. Сгибая руки, с силой подтянуть грудь к коленям. Расслабляясь, вернуться в и.п. Повторить 8 раз. 9. «Змея». 10. И.п. – лежа на животе руки вверх, ноги фиксированы. Дугами наружу руки назад за спину, прогнуться. Перевести руки за голову. Поднять руки вверх. Расслабляясь, и.п. 6 раз. 11. См. упр. 10 комплекса для школьников 7-8 лет. 12. И.п. – лежа на животе руки вверх-наружу. Развести ноги в стороны. Вернуться в и.п. 8 раз. 13. И.п. – стойка руки вверх, блин, касаясь стены. Максимально потянуться вверх, стараясь коснуться поясницей стены. Держать позу 10-12. Затем расслабиться на 5-6 с. 2 раза. 14. См. упр. 14 комплекса для школьников 7-8 лет. 15. И.п.- лежа на животе руки вверх, ладони на опоре высотой 10-20см. Зафиксировать позу в расслабленном состоянии 10-12 с. Повторить 2 раза. Формирование красивой походки По походке можно определить состояние здоровья человека, его настроение, даже особенности характера. При правильной походке практически незаметны боковые и вертикальные колебания общего центра тяжести тела. Колебания выражены у людей с плохой координацией движениий. При обычной ходьбе голова должна быть расположена вертикально, взгляд направлен вперед, позвоночник удерживается прямо незначительным напряжением мышц туловища, грудная клетка развернута, плечи слегка опущены и отведены назад, живот подтянут, руки не напряжены, опущены вдоль туловища. Приводим примерные упражнения для закрепления правильной походки. 1. Разновидности ходьбы с предметом на голове. 2. Ходьба по горизонтальной, наклонной плоскости в сочетании с движениями руками: за спину, назад, за голову, вверх, то же при ходьбе на носках. 3. Ходьба с поворотом головы налево под левую ногу, направо – под правую. 4. Разновидности ходьбы: обычный шаг, на носках, прыжками ноги врозь-вместе, медленный бег и др. 5. Ходьба «мягким шагом» с постановки стопы с пальцев. 6. Ходьба «высоким шагом» со сгибанием ноги вперед, когда бедро и голень образуют угол 90 градусов. 7. Ходьба «пружинящим шагом» – из стойки на носках выполняется маленький шаг вперед с перекатом на всю стопу и сгибанием ноги. Затем, разгибая колено опорной ноги, встать на носок и вынести другую ногу вперед. 8. Ходьба «перекатным шагом» - это ходьба мягким шагом, но через полуприсед до стойки на носках. Для повышения интереса к занятиям целесообразно использовать сюжетные задания, например: кто ходит тихо, кто пройдет красиво, кто пройдет по натянутому канату, как в цирке, и т.п. 9. Освоение техники танцевальных шагов: приставного, переменного, русского, шага вальса, шага польки, шага галопа и др. Занимающиеся, заинтересованные в исправлении индивидуальных недостатков в осанке и походке, должны ежедневно выполнять комплексы гигиенической гимнастики, больше времени проводить на воздухе в форме прогулок с оздоровительной направленностью. |
||||
|
||||
Оренбургский ИПК РО |
| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека | |