Семенов Ю.А., зав. УМК технологии
Дата: 01.07.02
Метод проектов был введен в порядке эксперимента в структуру школьной общеобразовательной подготовки учащихся в 1993 году. Учебная прогрмма по технологии предусматривает его в качестве обязательной структурной единицы технологического образования школьников. По сути, курс трудового обучения был усовершенствован и доразвит до статуса предметной области Технология именно благодаря введению в него метода проектов. В отличие от трудового обучения, ориентированного на начальное профессиональное, и, по сути, представляющего собой его вводный, подготовительный курс, технология ориентирована на всю систему профессионального образования, включая его начальный, средний и высший уровни. При этом трудовое обучение оказалось органической составной частью технологии.
Главной задачей процесса технологического образования учащихся является обеспечение приобретения ими рациональных умений получения, обработки и использования всех видов ресурсов. Прежде всего это касается информации (информационного ресурса). При этом преследуется цель освоения учащимися не только, и даже не столько, методов машинной (компьютерной) обработки информации, несмотря на всю важность освоения навыков пользования компьютерами. Гораздо более важное значение, по мнению автора, имеет развитие мышления учащихся и приобретение ими навыков рациональной, оптимальной мыслительной деятельности. Этап сознательного подхода учащихся к этому процессу, несомненно, начинается на уроках технологии, в основном в ходе решения весьма сложных для учащегося проблем проектной деятельности. Однако альтернативные методу проектов другие недостаточно эффективны.
История человеческой деятельности показывает, что решение сложных, непосильных на первый взгляд, проблем осуществляется путем расчленения (дискретизации) их на ряд посильных подпроблем и последовательного решения последних. Приобретенный при решении первой подпроблемы опыт пополняет исходный информационный базис, что делает посильным решение следующей, в целом более сложной, проблемы. Процесс завершается решением наиболее сложной подпроблемы, что знаменует собой решение всей проблемы. Применение данного метода в практике отечественного образования можно проследить достаточно четко. В долго бытовавшую в чистом виде классическую систему образования со временем были введены элементы трудового обучения и воспитания, бывшие, по сути, вводным, пропедевтическим курсом по отношению к начальному профессиональному образованию. Основная функция данного курса заключалась в обеспечении успешной профессионализации будущих работников преимущественно физического труда, включая ее интеллектуальную и моторную компоненты. Как показал полученный опыт, данное новшество действительно обеспечило достаточно эффективное решение проблемы начального профессионального образования.
По мере роста объема информационного содержания обучения актуальной стала и проблема обеспечения качества среднего и высшего профессионального образования, ориентированных на подготовку специалистов преимущественно интеллектуального труда. Решить ее с должным качеством, опираясь лишь на базовое школьное обучение, в подавляющем большинстве случаев оказалось невозможным. Поэтому, по мнению автора, курс трудового обучения и воспитания в школах был расширен и усложнен. Новая дисциплина, получившая название предметной области "Технология", стала вводным, пропедевтическим курсом по отношению ко всей системе профессионального образования, включая начальное, среднее и высшее. По определению, на последние уровни образования возложена задача обеспечения приобретения обучаемыми эффективных умений и навыков умственной, интеллектуальной деятельности, в том числе путем приобретения навыков компьютерной обработки информационных потоков. На "Технологию" же возложена функция предварительного, до определенного уровня, развития данных умений и навыков. Проблема последующего профессионального образования при этом сводится к доразвитию того, что было начато в процессе технологического образования. Помимо этого, курс "Технологии" выполняет важную функцию профессиональной ориентации учащихся, причем не только в смысле рабочей (физической), но и умственной, поскольку он позволяет им опробывать себя в разных сферах деятельности и выявить неосознаваемые ими свои склонности, интересы, желания. Этому во многом способствует широко применяемый в технологическом обучении метод проектов. Проекты по сути представляют собой упорядоченные по степени сложности учебные задания, максимально приближенные к реальным условиям и одновременно посильные учащимся любой возрастной группы. Реализуя проекты, учащиеся имеют возможность получить предварительную подготовку и по рабочим профессиям в соответствии со своими склонностями.
Учителя технологии, будучи консультантами и наставниками учащихся, имеют возможность прослеживать истоки профессионального становления учащихся как в моторной, так и в интеллектуальной сферах деятельности, их успехи и неудачи. Опираясь на полученные при этом знания и свой прошлый опыт, они в состоянии дать квалифицированные консультации не только по вопросу оптимального проектирования или реализации конкретного проекта или совокупности проектов, но и выбора соотвествующей их природным задаткам профессии или специальности, что несомненно способствует повышению эффективности профессиональной подготовки обучаемых. Ни один другой учитель школы не располагает такими возможностями влияния на процесс профессиональной подготовки учащихся как учитель технологии и поэтому никто не может сравниться с ним в этом отношении. И это понятно, поскольку он ближе всех находится к завершению официального систематизированного образовательного процесса и получению обучаемыми профессии. Недооценка деятельности учителя технологии может иметь и нередко имеет пагубные последствия.
Соответственно к нему предъявляются и весьма высокие требования, которые, кстати, не предъявляются в таком объеме ни к одному другому учителю-предметнику. Он должен быть сведущ в широком спектре интеллектуальной и моторной сфер деятельности (быть квалифицированным и экономистом, и конструктором, и технологом, и психологом, и педагогом, и рабочим многих профессий и специальностей, быть сведущим в вопросах математики, физики, химии, биологии и т.д. и т.п.).
Не все работающие в школах учителя технологии в силу разных причин имеют возможность достичь требуемого уровня квалификации. Одни из них получили базовое педагогическое образование, но не имеют экономического или технического, или другого необходимого образования, у других, напротив, не имеется базового педагогического образования, и т. д. и т.п. Более высокий уровень квалификации имеют лишь учителя технологии, получившие соответствующее базовое образование. Однако доля их в общей массе относительно невелика. К тому же одного базового образования для работы в современной школе недостаточно. Требуется постоянное совершенствование своего педагогического мастерства, поскольку существенно меняются не только требования к профессиональной деятельности выпускников профессиональных образовательных учреждений, но и сами учащиеся значительно отличаются от своих предшественников. Педагогические ситуации, на которые эффективно, с необходимым качеством и скоростью, должны реагировать учителя технологии, становятся и многочисленнее, и сложнее. Все это делает актуальным процесс переподготовки и повышения квалификации данной категории учителей.
|