Программа регионального компонента литературного образования в 5 - 11 классах общеобразовательной школы
Автор: Мухаметшина Р.Г. - учитель русского языка и литературы
СШ им. М.И. Калинина
Литература родного края - это один из разделов программы по литературе для средней общеобразовательной школы под ред. Т.Ф. Курдюмовой. Введение регионального компонента создает условие для формирования внутренней потребности личности изучать литературу родного края.
Реализация понятий, на основе которых возможна интеграция, поможет организовать эмоциональное восприятие учениками текста произведений. Программируемые цели, виды творческой деятельности дают установку на творческое самостоятельное общение с произведениями искусства.
Учитель имеет право выбора других авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Этим целям подчинены структура, содержание, методика курса литературы родного края для всех классов.
Структура и содержание программы
Средние классы (5 - 8 кл.)
Содержание программы средних классов определяется психологическими особенностями, миром интересов и предпочтений учащихся - подростков в изучении литературы родного края, структура - стремлением помочь освоится в сложном мире искусства слова.
Автор сформировал основные принципы и особенности содержания программы. Они состоят в следующем:
- во-первых, даны произведения литературы родного края разных жанров, воплощены общечеловеческие, нравственные и эстетические ценности;
- во-вторых, по-новому организовано изучение произведений русских писателей 19 - 20 вв., современной литературы, чьи имена связаны с Бугурусланом. Изучение художественного произведения основывается, прежде всего, на знании текста, умении стать читателем, который сможет понять, почувствовать и оценить по возможности своеобразие художественного произведения;
- в-третьих, специфика восприятия литературы определяет последовательность вопросов: ваше первое впечатление, как вы поняли текст, сделаем выводы, связь с другими видами искусства, на основе которых возможна интеграция;
- в-четвертых, понимание художественного произведения родного края определяется пересказом, заучиванием художественных текстов, выразительным чтением, инсценированием и другими видами творческих и самостоятельных работ;
- в-пятых, в процессе анализа художественного произведения родного края, работа со словом начинается от понимания смысла слова в произведении до умения сформировать собственную мысль, выразить впечатление.
№ п/п |
Программные произведения |
Часы |
Программированные цели |
Понятия, на основе которых возможна интеграция |
Творческая деятельность |
5 класс |
|||||
1 |
Раздел «Сказки русских и зарубежных писателей 19 в. Сказки писателей, чьи имена связаны с Бугурусланом. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Н.Г. Гарин-Михайловский «Знаем», «Чапоги», «Охотники на тигров». Причастность писателей-сказочников к ценностям гуманистической культуры. |
2 |
Учимся читать, понимать и отличать авторские сказки от фольклорных |
Герои в жизни и искусстве |
Придумывание сказки |
2 |
Раздел «Современная литература» Творчество бугурусланских поэтов: В.Н. Левановского и Р.П. Герасимова. Стихи для детей, «Ладно скроено и крепко сшито» |
2 |
Учимся читать, воспринимать настроение и понимать поэтическое слово детского поэта, чувствовать народный юмор |
Способы выражения поступков героев стихотворений, поэтов в музыке, ИЗО |
Попытка передать настроение стихотворений цветом, подбором музыкальных произведений собственного сочинения уч-ся |
3 |
Раздел «Русская классика 19 в.». Басни бугурусланских поэтов: Г.М. Гаврикова и А.К. Шиперова. «А вы, друзья, как ни садитесь..!» |
2 |
Учимся понимать мораль басен, выразительно читать, инсценировать; определять тему, анализировать. |
Изображение главных героев басен в музыке, ИЗО |
Сочинение в форме басни |
6 класс |
|||||
1 |
Раздел «Русская классическая литература 19 в.» С.Т. Аксаков. Реалистическая проза «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Записки об ужении рыбы». Обзор. |
2 |
Учимся понимать реалистическое изображение российской действительности середины 18 в., узнавать факторы, определяющие становление личности, определять роль лирических отступлений в произведениях |
Связь прошлого и настоящего России |
Рассказ от имени героя или отзыв о самостоятельно прочитанном произведении |
2 |
Раздел «Устное народное творчество.» Фольклор. Быт и нравы народов, населявших Оренбургские окраины» |
2 |
Учимся воспринимать народное творчество (песни, частушки) |
Музыка, танец, обрядовые песни, наряд. |
Разучивание народных обрядовых песен, сбор и запись. |
7 класс |
|||||
1 |
Раздел «Литература 19 в.» «Творчество Н.Г. Гарина-Михайловского (1852-1906 г)», «Счастливая страна, Россия!» |
2 |
Учимся видеть оптимизм писателя, веру в лучшее будущее России; понимать своеобразие творческой личности писателя. |
Героизм и повседневность. |
Рассказ писателя. Что формирует творческую личность? |
2 |
Стихи бугурусланских поэтов о родном крае. Обзор. «По весне цветы цветут, как прежде, излучая золотистый свет» |
2 |
Учимся понимать поэтическое слово |
Милосердие, благородство, любовь к родному краю в художественном произведении |
Стихи собственного сочинения уч-ся на данную тему. |
8 класс |
|||||
1 |
Раздел «Литература 19 в.» А.С. Пушкин «История Пугачева, бугурусланская история в лицах». Гавриил Давыдов - сподвижник Емельяна Пугачева. |
2 |
Историческая правда и художественный вымысел; утверждение нравственных идеалов гуманности и долга. |
Способы выражения поступков героев в ИЗО, музыке; связь прошлого с настоящим |
Отчет поисково-исследовательских групп. |
2 |
Раздел. «Русская литература 20 в.» 2 века поэзии Оренбуржья. Обзор. «На позабытом тракте к Оренбургу» |
2 |
Учимся понимать Оренбургскую поэзию как явление культуры. |
Лирический герой |
Рецензия на самостоятельно прочитанный цикл стихотворений |
Старшие классы (9 - 11 кл.)
Содержание программы - чтение и изучение художественных произведений писателей родного края. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно - исторического подхода дает возможность обратиться к «вечным» темам, а это позволяет приблизить произведения к современности, усилить нравственно-эстетическое воздействие на уч-ся, становление их духовного мира.
Включение в себя монографических тем дают достаточно полную и подробную картину жизни и творчества писателей и поэтов родного края. Причем, и монографические, и обзорные темы включают обязательное текстуальное изучение произведений.
Характерно, обзорные темы знакомят с особенностями различных творческих групп бугурусланской интеллигенции: художников, поэтов, писателе.
В связи с тем, что в современной литературе появляются новые и возвращаются забытые имена, в авторской программе представлено творчество писателей Р.П. Герасимова и Д.И. Малышева, , чьи имена связаны с Бугурусланом. Почти 20 лет они находились под запретом.
Проводится целенаправленная работа по развитию устной и письменной речи уч-ся, используются разнообразные виды работ, развивается литературное творчество уч-ся.
№ п/п |
Программные произведения |
Часы |
Программированные цели |
Понятия, на основе которых возможна интеграция |
Творческая деятельность |
|
||||
9 класс |
|
|
|
|
|
|||||
1 |
Раздел. «Литература 18 в.». У Оренбуржья - счастливая литературная судьба (Жуковский В.А., Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин) |
2 |
Учимся постигать тайны литературной судьбы Оренбуржья |
Связь прошлого с настоящим |
Конкурс знатоков, литературная викторина |
|
||||
2 |
Раздел. «Русская литература 19 в.» А.С. Пушкин в творчестве бугурусланских поэтов, писателей и художников. (В.А. Мосин, Ю.Д. Гришин) |
2 |
Учимся определять способы художественного воплощения авторской цели. |
Возможности поэтического слова |
Описание-отчет, экскурсии по творческим мастерским Ю.Д. Гришина и В.А. Мосина |
|
||||
10 класс |
|
|||||||||
1 |
Творчество Д.И. Малышева (1897-1956) |
2 |
Самобытность поэтического таланта поэта, традиции новаторства |
Герои в жизни и искусстве |
Исследовательские работы на основе литературного краеведения, музейных и архивных материалов |
|
||||
2 |
Поэзия и публицистика о войне. Обзор творчества бугурусланских поэтов. Правда о войне. |
2 |
Учимся по-новому осмысливать тему войны. |
Понятие о героическом |
Запишите и литературно обработайте воспоминания бабушки и дедушки, родных о войне или интервью |
|
||||
3 |
Человек и природа. Бугурусланские поэты в защиту природы. Обзор творчества на данную тему. |
2 |
Учимся понимать экологические проблемы сегодняшнего дня. |
Природа и человек |
Актуализация вопроса в форме воззвания. |
|
||||
11 класс |
|
|||||||||
1 |
Запрещенные имена писателей. М.П. Герасимов (творчество самобытного поэта) (1889-1939). «Меня железная дорога качала на груди своей». Обзор. |
2 |
Учимся видеть идею автора в произведении. |
Глубина постижения исторических процессов в искусстве |
Рассуждение публицистического характера на тему «Что меня привлекает в творчестве поэта?» |
|
||||
2 |
«Много талантов больших и разных». (Писатели национальных культур об Оренбургском крае. (Ибрагимов, Такташ, Каримов, Джамиль, Гафури, Ауэзов, Муханов) |
2 |
Учимся понимать своеобразие писателей национальных культур; основную идею их произведений; связь с русской национальной культурой. |
Постижение значения просвещения и культуры татарского, башкирского, казахского народов |
Защита творческих разработок на заданную тему |
|
Урок литературы в 5 классе В.Н. Левановский и Р.Н. Герасимов. Стихи для детей «Ладно скроено и крепко сшито».
Этап занятия и его методическая задача |
Реализация коммуникативно обучающей и организаторской функций учителя |
Режим работы |
ТСО, наглядность на уроке |
1. Сообщение темы урока |
Их имена связаны с Бугурусланом. В.Н. Левановский и Р.П. Герасимов. Стихи для детей. «Ладно скроено и крепко сшито» Детский писатель для своего читателя - учитель, воспитатель, педагог. |
1 - 2 мин. |
запись темы на доске и в тетрадях |
2. Рассказ о писателях А. Барто - наставник Б. Левановского, участника 6 Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве 1975
|
Корифеем детской поэзии была и остается А. Барто - великий детский поэт. Великий не только талантом, какие природа раздает с чрезвычайной скупостью, но и полнотой ее реализации. Произведения Барто - это правдивая и волнующая поэтическая летопись детства - свыше 700 стихотворений, 6 пьес и киносценариев, книги, прозы, детские рассказов, статей, выступлений. Много сил отдавала Агния Барто воспитанию литературной смены. Она без устали открывала таланты, помогала им словом и делом, бережно и требовательно растила, вводила в большую литературу. На примере своей судьбы об этой стороне деятельности А. Барто и поведал бугурусланский детский поэт В.Н. Левановский. Познакомимся с поэтами. Они дышат такой любовью к детям, к родной природе, сельскому труду, что вряд ли оставят кого-либо равнодушным. Особенно нас, бугурусланцев. Ибо написаны эти стихи на нашей земле - в селе Алпаево, где Р.П. Герасимов работал учителем небольшой сельской школы. Живы стихи, значит жив и поэт. Он с нами. Он в нашем сердце. В счастливый мир детства, ребята! |
|
портреты А.Л. Барто, В.Н. Левановского, Р.П. Герасимова, выставка их произведений |
3. Цели урока: 1. Знакомство со стихотворениями В.Н. Левановского и Р.П. Герасимова 2. Работа с поэтическим словом с целью умения читать, воспринимать, понимать, чувствовать народный юмор. 3. Формирование интереса к творчеству детских писателей. |
Цель урока - работа над поэтическим словом для определения собственного отношения к творчеству поэтов и их героев. Домашнее задание к этому уроку - знакомство с творчеством В.Н. Левановского и Р.П. Герасимова. Групповая и индивидуальная работа со стихами на уроке. |
|
|
4. Групповая работа со стихотворениями |
Задание. Какими я представляю себе героев стихотворений В. Левановского и Р. Герасимова? Выписать слова, характеризующие героев. |
|
словарная работа |
Индивидуальная работа учителя с уч-ся при подготовке задания |
1 группа - подготовить и провести встречу с В.Н. Левановским 2 группа - конкурс рисунков, попытка передать настроение героев стихотворений цветом 3 группа - чтение и анализ стихотворений В.Н. Левановского 4 группа - чтение и анализ стихотворений Р.П. Герасимова 5 группа - попытка передать настроение героев стихотворений подбором музыкальных произведений, инсценирование стихотворений, прозы. |
|
|
1 группа - подготовка и проведение встречи с В.Н. Левановским |
Наше интервью. Предлагаемы вопросы: 1. Доводилось ли Вам быть участником открытия недели книги для детей и юношества? 2. Кстати, А.Л. Барто была Вашей наставницей на том самом совещании? 3. В последнее время Вы пишите и прозу, расскажите? 4. Расскажите о Ваших стихах для детей? Что в скором будущем можно ожидать? 5. Чем порадуете маленьких бугурусланцев? |
|
|
2 группа - подготовить и провести конкурс рисунков |
Основная цель - способы выражения поступков героев стихотворений в ИЗО; попытка передать настроение героев стихотворений цветом. |
|
выставка лучших рисунков, итог, награждение. |
3 группа - чтение и анализ стихотворений В.Н. Левановского. Обзор сборника «Вежливое солнце» 1991 год |
Литературно-художественное приложение к еженедельнику «Свой взгляд» В.Н. Левановский «Вежливое солнце». Стихи для детей, г. Бугуруслан, 1991 г. У поэта детского свое, совсем иное, лирическое «я». Поэзия - всегда самовыражение. Форма стиха - народное творчество и особенно детский фольклор. Многие строки его стихотворения входят в жизнь как пословицы и поговорки. Поэт говорит как бы от лица ребенка, но это не нарочито, искусственно, а внутренняя логика ребенка, тесно слитые лирическое и сатирическое начала. В поэзии Левановского есть чувство юмор. Стихи поэта веселы. А веселы потому, что в них есть едкие, гротесковые наблюдения над жизнью детей и взрослых. Дети любят веселое, смешное, сатирическое. Дар сатирика - явление редкое, а в литературе для детей особенное. Стихи Валерия Николаевича читаются весело, легко, и интересно. Они будят в читателе самые добрые чувства: честность, взаимную поддержку, стремление к подлинной красоте, отвращение ко всякого рода фальши, внешней и внутренней. Вот почему стихи Леваноского - прямой, дружеский разговор о душевном мире нового человека. |
|
|
А читал Егорка, зачитался Мишка - нам достались (корки).... похудела книжка. Книжка после Нинки стала половинкой. |
|
|
|
4 группа проводит конкурс на лучшее исполнение своего музыкального сочинения, где выразительно передается настроение героев стихотворения, можно проинсценировать. |
Основная цель - попытка передать настроение героев стихотворений подбором мыз. произведений, инсценирование стихотворений, прозы. |
|
итог, награждение лучших |
5 группа представляет творчество Р.П. Герасимова (обзор сборника). Р.П. Герасимов «Хлеб - соль» Стихи для детей, г. Бугуруслан, 1993. |
«Солнце» От солнца, от солнца, что краски бросало, Седое оконце малиновым стало. Разрезали будто на ломти арбуз - и липнет все утро к окну карапуз. Он просит, тоскуя, он поднял весь дом: - А можно, лизну я окно языком? Сколько в стихах Р.П. Герасимова любви к детям, к родной природе, сельскому труду?
|
|
|
6. Подведение итогов. |
Чем привлекли вас герои стихотворений? - Это целая гамма ребячьих чувств, настроений и верно подмеченных поступков. - В звонких, добрых и веселых строчках содержатся подлинная педагогическая мысль. - Герои стихов - художники и мечтатели, живущие в загадочном и таинственном, увлекательном мире.
|
|
|
Задание на дом
|
Стихи С. Михалкова, А.Л. Барто -Прочтите! |
|
|
Цвет как средство характеристики героя |
Каким вы представляете себе героев в рисунках художника А.Каневского по произведениям детских писателей. |
|
рисунки А. Каневского «Детская литература», 1960 |
Урок - воззвание в 10 классе. Человек и природа.
Обзор творчества бугурусланских поэтов и писателей на данную тему.
Этап занятия и его методическая задача |
Реализация коммуникативно обучающей и организаторской функций учителя |
Режим работы |
ТСО, наглядность на уроке |
1. Сообщение темы урока |
Человек и природа. Обзор творчества бугурусланских поэтов и писателей на данную тему. Когда то природа решила: быть или не быть человеку. Теперь человек решает быть или не быть природе. С. Залыгин. «В природе не существует бесполезных растений. Начиная с величественного дуба и кончая последнею былинкой, все полезно для человека. Если не всегда бывает возможно усмотреть частную пользу отдельного растения, то во всяком случае как часть общего целого она участвует в очищении атмосферы; в этом отношении и благоухающая роза, и ядовитая волчья ягода имеют одинаковое значение» - так утверждал в 1773 году президент Лондонского Королевского Общества Прингль... Не носите из лесов букеты, дайте семенам взрастить цветку. (А. Шиперов «Весна цветов») |
|
запись темы, план урока-воззвания |
Цели урока: на примере сопоставления произведений современной литературы и творчества бугурусланских поэтов и писателей формировать у уч-ся бережное отношение к природе, понимание необходимости труда на ней, высокой морали и любви к Родине. Взаимоотношения человека и природы стремление постичь мир, во всем дойти до самой сути. |
Домашнее задание к этому уроку: защита творческих разработок на заданную тему. |
|
|
Индивидуальная работа учителя с уч-ся при подготовке задания |
1 - Угроза экологического «инфаркта» 2 - Природы очистительная сила 3 - Земля - это великое чудо 4 - Люди... надо же понять... 5 - Не просто выжить.
Выступления каждой группы с дополнениями. |
|
|
Выступления группы №1 защитников природы. |
Человечество и окружающая его среда, именуемая биосферой, находятся в тесной, неразделимой взаимосвязи. Человек со своей стороны вносит в биосферу мысль, разум, мораль. Сегодня самым важным остается угроза экологической катастрофы. Она возникает от неразумного отношения к своей земле, к своей кормилице - эта реальная угроза осознается людьми недостаточно серьезно. Экологическая катастрофа, духовное беспамятство - это 2 ипостаси одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса который можно еще остановить. Человеческая культура тесно связана с природой, землей. Рассмотрим картины бугурусланских художников-любителей и великого соотечественника, живописца и мыслителя Н. Рериха. Да, болезнь Земли оказалась следствием варварского отношения к ней - со стороны человека, который безжалостно уничтожал леса. И незащищенная, растерзанная земля отомстила за надругательство над нею. Благоговение перед природой, перед жизнью в первую очередь той самой земли, которая породила человека и которая забирает к себе после смерти. «Природа единственно возможный вариант нашего существования... Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, после этого терять уже будет нечего», - утверждает С. Залыгин. Такой момент настал. И раньше всех почувствовали это художники. Трудно найти в мире литературу в которой уделялось бы столько внимания теме «Природа и человек». |
|
Иллюстрации к картинам Н. Рериха; картины бугурусланских художников: Мосина, Темникова, Харченко |
Групповая работа по теме урока |
Творческие разработки на темы. «Человек и природа в творчестве латышского писателя И. Зиедониса, молдавских литераторов И. Друце и Г. Малорчука, казахского прозаика А. Нурпеисова, литовских писателей Авижюса, Слуцкиса, Бубниса; бугурусланских поэтов А.К. Шиперова, С.Т. Аксакова, В.Н. Левановского, Р.П. Герасимова. Защита творческих разработок на заданную тему. |
|
|
|
Не случайно лучшие гуманистические произведения, лучшие страницы музыки, живописи, все это связано с пониманием природы. Экскурсия в природу. Отчет в форме словесных зарисовок. - Картины природы обладают непреходящей эстетической ценностью. Научиться обобщать и ценить их прелесть - значит сделать шаг в своем нравственно-эстетическом развитии, формирование себя как личности. |
|
|
Выступление группы №2 защитников природы |
Русская классическая литература преопределена отношением русских классиков к природе. Не случайно в нашей памяти имена великих русских писателей неизменно сливаются с живописными местами: Пушкин неотделим от Михайловского, Лермонтов - от Тархан, Некрасов - от Карабихи и Грешнева, Тургенев - от Спасского Лутовинова, Есенин - от Константинова. «Без Ясной Поляны, - любил повторять Л. Толстой, - не было бы ни его самого, ни его сочинений.» «Сама любовь, сама природа меня в поэзию ввела». Под этими словами могли бы подписаться многие поэты как прошлого, так и настоящего. С.Т. Аксаков о бугурусланских краях писал так: - Вот родина моя: Вот дикие пустыни Вот благодарная родная земля! Дубовые леса и злачные долины, И тучной жатвою покрытые поля! Бугурусланские поэты и писатели не отделимы от этих благословенных мест. В современной литературе тема природы и ее взаимоотношений с человеком приобретает особую остроту. Диалог - дискуссия на тему: «В чем очистительная сила природы» Ключевые вопросы: 1 «Мир однолик, но двойственна природа», - утверждал Н. Заболоцкий. 2. «Нет правды без любви к природе, любви к природе нет без чувств красоты», - еще в прошлом веке писал Я. Полонский. 3. «Человек несоверешенен. И поэтому человеку необходимо улучшаться в соверешнстве... Природа - соверешенное произведение», - говорил Э. Межелайтис. 4. Стремление к совершенствованию неразрывно связано с желанием сохранения в себе первозданной духовной чистоты. Лейтмотив стихотворений Н. Рубцова. 5. Связь с природой способствует преодолению человеком психологической отчужденности - доказывает Пришвин М.М. 6. В. Шукшин, В. Астафьев, В. Распутин - сформулируйте их исповеди, обоснуйте на примере произведений через анализ поступков героев. Выработка выводов к воззванию: 1. Природа не только врачует человека духовно и физически, она формирует характер. 2. Природа неизменно проявляла живое участие к человеческим судьбам. 3. Пойми живой язык природы, и ты поймешь - прекрасен мир! |
|
|
Выступление группы №3 защитников природы |
Приглашены бугурусланские поэты. Они прочтут свои стихи о любви к родной земле. Чтение и анализ стихотворений Н. Рубцова, Э. Межелайтиса, С. Викулова, А. Жигулина, М. Дудина, В. Бокова, Н. Рыленкова. Круглый стол. Основная цель: гармония человека с землей - великое чудо, какое только возможно в жизни. Подготовить уч-ся к осознанию и формированию нового отношения к природе, миру, выработке нового экологического мышления. |
|
|
Выступление группы №4 защитников природы «Мы обвиняем! Но кого?» |
Выступление группы фактическим обвиняющим фотоматериалом. Фотовыставка: «Гибнет Кинель». «А что изменилось в усадьбе Аксакова?» Обзор публицистики бугурусланских писателей и поэтов на данную тему Человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее. И поэтому жизнь заодно с землей, любовное участие в ее трудах делают человека самим собой, т.е. счастливым |
|
рассказ от имени природы фотообвинение |
Выступление группы №5 защитников природы |
Природу разрушают не только физически. Разрушают значение природы для человека, а тем самым ампутируют человеку жизненно важный орган. У человека отнимают чистый воздух, чистую воду, но еще отнимают пейзаж в котором протекала его жизнь. Именно в гармонии с природой возникает не оказанная, но подлинная доброта., братское отношение человека к себе подобному, формируются те самые устойчивые духовные ценности, которые делают жизнь осмысленной и целесообразной. Рассказ американского писателя Ю.С. Андерсена «Оглянись скорее» - Чтение с комментированием. Размышление над финалом «Если бы я мог тоже в это верить» Высказывание ученого-биолога А. Яблокова о любопытном эксперименте с лягушкой. Одна река Рейн выносит в море ежегодно 3150 тонн хрома, 1520 тонн меди, 12300 тонн цинка, 70000 тонн ртути, 1900 тонн свинца, 1200 тонн мышьяка. Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен и с каждым земля становится все беднее и безобразнее. Материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны и выражены в тоннах, в рублях. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, их мышлении, отношении к окружающему миру и себе подобным. Об этом способно говорить только искусство. И оно говорит. Устами лучших своих представителей - В. Астафьева, Ч. Айтматова, В. Распутина, В. Белова, Д. Гранина, С. Залыгина.
Д. Гранин . «Картина» - роман Ч. Айтматов «Плаха» Л. Леонов «Русский лес» В. Астафьев «Царь - рыба»
Анализируя эти произведения прийти к выводу Концепция воззвания: формирования нового экологического мышления должно начинаться: 1. С осознания простой мысли: ничего не получится при потребительском отношении к окружающей среде; 2. Уважительного отношения к земле и всему живому на ней; 3. Не просто обращаться с природой, он должен трудиться вместе с ней, главное признать себя ее блудным сыном, сыном своей матери-земли; а в противном случае она будет мстить людям раковыми опухолями, инфарктами, психозами. |
|
|
Подведение итогов |
Вынести воззвание на обсуждение задания работы экологической партии школы.
|
|
|
Библиография
1. Анциферов Н.П. Методика изучения и показа литературной жизни края. - М., Госкультпросветиздат, 1949
2. Айзерман Л.С. Проблемы факультативных занятий по литературе, - М., 1974
3. Айзерман Л.С. От факультативных занятий к завтрашним урокам. // Литература в школе, 1974, №3, с.41 - 48
4. Асатурова К.З. Факультативные занятия по литературе. // Советская педагогика, 1969, №1, с.30 - 40
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности., М., 1976
6. Беккер Э.Г. Методика использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе учителя средней школы, - М., 1962
7. Беккер Э.Г. Внеклассное чтение худ. литературы о родном крае. // Литература в школе, № 3, 1961, с.40-43
8. Белоусов Л.М. Элементы краеведения в преподавании литературы. В сб. «Краеведение в средней школе» - М., 1949
9. Бескоровайный И.И. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политехнической подготовки уч-ся. - Таганрог, 1961
10. Бондаренко И.И. Музейно-краеведческая работа средней школы как средство формирования творческих способностей уч-ся. М., 1974
11. Басырова Л.Г. Использование краеведческого материала и нац. культуры при изучении худ. произведений в русских школах Башкирии. - М., 1972
12. Верольский Ю.Б. Литературное краеведение как фактор эстетического воспитания уч-ся 4-7 кл. средней школы. - М., 1971
13. Воловнискова Г.М. О факультативных занятиях по литературе // Лит.в школе, 1968, №6, с.46-54
14. Внеклассная работа по литературе (из опыта работы). Кострома, 1968
15. Воробьев В.Г. Лит-краеведческий кружок в средней школе.. - М., Учпедгиз, 1957
16. Горюхин П.Г. Урок литературы в краеведческом музее. // Лит. в школе, 1954, №6,с. 57-62
17. Горлаков Г.Е. Лит. краеведение в школе. - Саратов, Пенза, Приволжское книжное изд-во, Пензенское отделение, 1988, с.92
18. Духан Я.Р. Лит. экскурсии как средство обучения и воспитания в старших классах средней школы. - Л., 1967
19. Зверс Т.В. Вступительные занятия. - В сб. «Лекции по методике краеведения литературы», Выпуск1, Л., 1975
20. Исследователи Оренбургского края. - Оренбург, 1993
21. Иванов П.В. Основные этапы развития современного школьного краеведения и его современные направления. В сб. «Краеведческая работа в школе», М., АПНСССР, 1974
22. Курдюмова Г.Ф. История школьного курса литературы. - М., Просвещение, 1974
23. Литературное краеведение. - Воронеж, 1969
24. Липник В.Н. Формирование познавательных интересов уч-ся в процессе краеведческой деятельности. - Л., 1967
25. Лит. краеведение в школах Севера: Межвузовский сборник научных трудов / Вологодский пединститут, Вологда, 1989, с. 113
26. Правушкин И.С. Лит. краеведение в системе литературоведческих наук. - Астрахань, 1967, с. 161 - 164. В сб. «Научные доклады литературоведов Поволжья»
27. Пасечник Е.А. Лит. краеведение в системе изучения литературы в средней школе. - Киев, 1969
28. Сейенский А.Е. Родной край: Страницы истории: в помощь педагогу-краеведу. М., Интерпракс, 1994, с.141
29. Уроки на материале лит. краеведения (сборники статей) ИСКРО, Якутск, 1993, с.71
30. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. - М., 1965