Справка подготовлена: Сыресенковой Л.И., методистом ООИПКРО, г.ОРСК.                        Дата: октябрь 2000 г.

Структура тестов централизованного аттестационного тестирования 2000 года
по русскому языку
и сопоставление её с процентом правильных ответов по заданиям.
При анализе представленных данных тестирования следует учитывать, что массовый характер процедуры тестирования в 2000 г. (19415 человек) компенсирует возможное несоблюдение репрезентативности выборки учащихся.
То есть в этом году можно пытаться оценить реальную картину обученности школьников на уровне Оренбургского региона. Результаты тестирования по отдельным территориям, ввиду малочисленности локальных выборок можно интерпретировать только на уровне общих тенденций успеваемости в тех или иных предметных областях.
Результаты тестирования за 2000 год на несколько баллов ниже аналогичных результатов, показанных в 1999 г., как на уровне России, так и Оренбургского региона. Возможно, это связано с повышением сложности тестовых заданий или с увеличением объема выборки.
Средние показатели 2000 г. по Оренбургской области на 4 – 5 баллов ниже средних показателей по России.
Ряд территорий имеют средние показатели выше среднего по России. Русский язык (11 кл.) :
г. Медногорск, г. Орск, г. Соль-Илецк,г. Сорочинск, Оренбургский район; (9 кл.): г. Орск, Александровский район, Ташлинский район.
Указанные результаты являются не вполне репрезентативными в связи с малым объемом выборок по большинству из перечисленных территорий.
Анализ результатов тестирования показывает, что в среднем % неудовлетворительных оценок по региону составляет 40-45%.
По России аналогичный показатель не превышает 30%.
Полученные отметки.
Отметки
11 класс
9 класс
5
1.1 % - 20 чел.
1,5% - 32 чел.
4
19% - 376 чел.
15,7% - 325 чел.
3
34,8 % - 687 чел.
39,6% - 819 чел.
2
45,1 – 890 чел.
43,5 % - 892 чел.
ВСЕГО
1975 человек
2068 человек
Средний балл
2,8
2,8
Следует признать малоудовлетворительный уровень знаний учащихся по русскому языку.

9 класс.

Структура теста:
№ вопроса 
Название темы
% правильных ответов
1.
Фонетика
30,3
2. 
Состав слова
28,6
3.
Словообразование
8,2
4.
Словообразование
9,4
5.
Лексика
53,3
6.
Фразеология
23,5
7.
 
44,9
8.
Морфология
23,6
9.
 
31,4
10.
 
35,8
11.
 
словосочетание
31,5
12.
 
сказуемое
15,7
13.
Синтаксис
члены предложения
61,6
14.
 
односоставное предложение
30,5
15
 
сложное предложение
39,9
16.
 
непроверяемые гласные
17,7
17.
 
О – Ё после шипящих 
25,5
18.
 
правописание приставок
14,4
19.
 
окончания существительных и глаголов
54,7
20.
Орфография
Н и НН в разных частях речи
7,4
21.
 
НЕ с разными частями речи
10,6
22.
 
частицы НЕ и НИ
13,7
23.
 
дефисное написание
19,9
24.
 
союзы и предлоги
25.
 
 
9,5
26.
 
постановка тире
30,6
27.
 
запятая в сложносочиненных предложениях
11,7
28.
 
обособление деепричастных оборотов
17,6
29.
 
обособленное предложение
35,1
30.
Пунктуация
вводные слова, запятая перед КАК
12,7
31.
 
 
27,9
32.
 
запятая в предложениях с сочинительными и подчинительными союзами
9,7
33.
 
прямая и косвенная речь
14,8
34.
 
причастный оборот
25,5
35.
 
22,9
36.
Культура речи
11,4
37.
 
7,7
38.
 
стиль речи
58,8
39.
Стилистика
стиль речи
34,9
40.
 
тип текста
65,3
 
Анализ затруднений.
Из 40 предложенных вопросов теста учащиеся 9 класса успешнее всего справились с определением стиля (58,8%) и типа (65,3%) текста, с определением членов предложения (61,6%), с правописанием окончаний существительных и глаголов (54,7%), с вопросами по разделу «Лексика» (53,3%).
Наименьшее количество правильных ответов связано со следующими разделами языкознания:
«Культура речи» - только 7,7% и 11,4% учащихся смогли безошибочно определить нарушение норм лексической и грамматической сочетаемости в словосочетании и увидеть речевые ошибки в предложениях;
«Словообразование»– 8,2% и 9,4% смогли установить отношения производности иопределить способ словообразования.
Очевидно, это объясняется небольшим количеством часов, отводимых на изучение этих тем по традиционному учебно-методическому комплексу Баранова, Ладыженской, мало времени уделяется словообразовательному разбору.
В разделе «Орфография»,пронизывающем весь курс русского языка, плохо усвоенными оказались темы:
«Правописание приставок» - 14,4% правильных ответов
«Н и НН в разных частях речи» - 7,4%
«НЕ с разными частями речи» - 10,6%
«Правописание НЕ и НИ» - 13,7%
«Правописание предлогов, союзов» - от 9 до 13%
В разделе «Пунктуация»трудности связаны с постановкой знаков препинания
в предложении с сочинительными и подчинительными союзами (9,7% - справились),
в предложении с передачей прямой и косвенной речи (14,8%),
в оборотах с КАК (12,7%),
в сложноподчиненном предложении (11,7%).
Учителям следует сосредоточить усилия на формировании знаний, умений и навыков учащихся в обозначенных темах.

11 класс.

Тесты состоят из трех разделов: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», которые охватывают весь курс русского языка. В разных вариантах некоторым вопросам соответствуют разные темы, поэтому четко выделить структуру тестов не представляется возможным.
 
№ вопроса
Название раздела
% правильных ответов
1-26
Орфография
78,3 %
27-39
Пунктуация
72,4 %
40-45
Культура речи
70,4 %
 

 

 

 

Раздел «Орфография» тестируемыми учащимися усвоен неплохо: 78,3% справились с тестами безошибоно.

В разделе «Пунктуация» процент безошибочных ответов ниже 72,4%. Следует обратить внимание на обособление приложений, обстоятельств, определений, вводных слов, а также постановку двоеточия и тире в предложении.
Раздел «Культура речи» вызвал наибольшие трудности у учащихся - в установлении предложений с речевыми ошибками (двойное подлежащее, неправильное образование деепричастных оборотов, тавтология и т.д.) и впостановке ударения. Справились 70,4%.

назад