Бердникова Л.И.

 

 

 

Методические рекомендации

по организации контроля за учебными достижениями учащихся 5 класса

по русскому языку

(в помощь руководителям школ)

 


Кабинет русского языка и литературы ИПК рекомендует примерное планирование контроля по русскому языку в 5 классах с учетом требований основной программы (под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.), а также практический материал, который поможет руководителям школ в оценке знаний учащихся.

При использовании текстов для контроля необходимо убедиться, что материал учащимися полностью изучен.

 

 


I. Введение. Место и роль контроля  в изучении русского языка.

 

В системе общего среднего образования русский язык занимает ведущее место, т.к., являясь самостоятельным учебным предметом, он в то же время служит средством приобретения знаний по всем другим дисциплинам школьного цикла, формирования духовного мира человека, развития личности школьника, приобщения ее к  национальной культуре русского народа. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, т.е. обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка.

Наличие стандарта образования по русскому языку требует как можно более объективной оценки знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в ходе изучения программного материала, а значит, и постоянного контроля качества усвоения этого материала. Поэтому проблема измерения результатов обучения и контроля за достижениями этих результатов - одна из ключевых в педагогике. Правильная организация системы контроля, когда он не констатирующий, а результативный - резерв повышения качества образования.

Контроль должен быть целенаправленным, систематичным, объективным. Он должен обеспечивать:

- всестороннюю проверку знаний;

- определение уровня усвоения знаний;

- проверку умений и навыков познавательного и практического характера;

- оперативность проверки, ее своевременность;

- не только контролирующую, но также обучающую и воспитывающую функции проверки.

Привычная форма проверки знаний учащихся по русскому языку - диктант - является универсальной в том смысле, что позволяет контролировать ( а значит и закреплять!) владение наиболее значимыми в практической деятельности человека орфографическими и пунктуационными умениями и навыками.

И это очень важно, ведь ученик приобретает не отдельные знания по лексике, морфологии, синтаксису и т.д., никак не связанные между собой, а систему знаний и умения пользоваться ими в устной и письменной речи.

 

II. Распределение материала школьного курса русского языка по классам

 

Фонетика

5

 

 

 

 

Лексика

5

6

 

 

 

Словообразование

5

6

 

 

 

Морфология

5

6

7

 

 

Орфография

5

6

7

 

 

Синтаксис и пунктуация

5

8

9

 

 

Общие сведения о языке

5

6

7

8

9

Повторение пройденного

5

6

7

8

9

 

III. Сводная таблица умений и навыков учащихся

 

 

Темпы

Темпы

Количество слов по программе

 

чтения вслух

чтения про себя

словарн. диктант

диктант

изложение

сочинение

Восп. шк.

№ 4 - 84

 

 

 

 

 

 

0

30

 

 

 

 

 

1

50

-

7-8

20-25

30-40

40-50

-

2

80

100-120

10-12

45-50

55-60

65-80

45-60

3

120

120-140

12-15

65-70

70-85

90-105

60-80

4

120

140-170

15-20

90-100

100-150

110

5

140

170-210

20-25

100-110

150-200

130

6

150

210-250

25-30

110-120

200-250

160

7

150

250-270

30-35

120-150

250-350

200

8

150

270-290

35-40

150-170

350-450

250

9

150

290-300

 

 

 

350-400

10

150

310-330

 

 

 

350-400

 

 

 

IV. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку в 5 - 9 кл.

 

 

Срок

Содержание контроля

Формы контроля

1

2

3

 

5 класс

 

I четверть

Преемственность в обучении русскому языку между начальным звеном и 5 классом. Итоги повторения изученного материала в 1-4 классах. Определение уровня знаний, специальных опорных умений, навыков чтения, каллиграфии, грамотности и речевого развития учащихся.

Посещение уроков совместно с учителями начальных классов, собеседования. Срезовые работы, проверка техники чтения, контрольный диктант.

 

 

 

II четверть

Практическая направленность преподавания русского языка. Формирование научных понятий. Пропедевтическое изучение темы «Синтаксис и пунктуация» (с целью выявления умения учителя строить пропедевтический курс, формировать навыки грамотного письма учащихся).

Посещение роков, собеседование.

Срезовые работы, контрольный диктант.

 

 

 

 

6 класс

 

I четверть

Деятельность учителя-словесника по активизации и расширению словарного запаса учащихся.

Приемы изучения и запоминания труднопроверяемых и непроверяемых написаний. Тема «Словообразование и орфография».

Словарный диктант.

 

Анализ текущей успеваемости.

 

 

 

III четверть

Речевое развитие учащихся, развитие умений и навыков чтения и восприятия чужой речи (аудирование). (С целью проверки эффективности работы учителя по обучению нормам языка, по обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся и по формированию умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме).

Посещение уроков развития речи.

Проверка техники чтения.

 

Срезовая работа, контролирую-щая навыки аудирования.

 

 

 

 

7 класс

 

II четверть

Практическая направленность преподавания русского языка. Состояние опроса, работа учителя по проверке, оценке и коррекции знаний, умений и навыков учащихся (с целью проверки умений учителя диагностировать и предупреждать ошибки и пробелы в знаниях учащихся). Темы: «Причастие» и «Деепричастие».

Посещение уроков и дополнительных занятий.

Контрольный диктант.

 

 

 

 

III четверть

Развитие умений и навыков восприятия чужой речи (аудирование), речевое развитие учащихся. (С целью определения уровня умений и навыков связного изложения мыслей в письменной форме).

Контрольное изложение по тексту публицистического характера.


 

 

 

 

1

2

3

 

8 класс

 

I четверть

Организация сопутствующего повторения, использования возможностей внутрикурсовых и межкурсовых связей. (С целью проверки результативности обучения и практической направленности уроков русского языка). Тема «Простые предложения. Двусоставное предложение».

Посещение уроков, анализ текущей успеваемости, собеседование с учителем.

 

 

 

IV четверть

Современные формы обучения. Использование активных форм обучения. (С целью проверки умения учителя использовать активные организационные формы, активные методы и приемы обучения). Тема «Обособленные члены предложения».

Посещение уроков, собеседова-ние с учителем.

Зачетная работа.

 

 

 

 

9 класс

 

I полугодие

Уровень орфографической и пунктуационной грамотности, сформированности специальных умений. (С целью проверки усвоения основных программных требований и подготовки учащихся к экзаменам).

Контрольный диктант.

 

 

 

IV четверть

Система итогового повторения по русскому языку. Систематизация и обобщение изученного материала.

Посещение уроков, анализ тематического плана повторения. Срезовые работы.

 

 

 

Конец учебного года

Уровень орфографической и пунктуационной грамотности, речевого развития учащихся.

Контрольный диктант, изложение или сочинение.

 

 

V. Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся 5-х классов.

 

Тема программы

Вопросы для контроля

Формы проверки

1

2

3

1. Повторение изученного в I-III классах.

Уровень грамотности учащихся за курс начальной школы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов, букв И, У, А после шипящих, разделительных Ъ и Ь, написание предлогов с другими словами, Ь на конце существительных после шипящих, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Контрольный диктант.

 

 

 

2. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.

Словосочетания и предложения; выделение словосочетаний из предложений; определение основы предложения, где подлежащее выражено существительным или личным местоимением, а сказуемое - личными формами глагола, а также существительным в именительном падеже или прилагательным.

Определение членов предложения; определение количества предложений в составе сложного, связанных союзами И, А, НО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ, ЧТО.

Знаки препинания в конце предложения, запятые при однородных членах, запятая и восклицательный знак при обращении, запятая в сложных предложениях, знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Проверочная работа.

 

 

 

 

 

1

2

3

3. Фонетика. Графика. Орфография.

Культура речи.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Гласные ударные и безударные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Алфавит.

Обозначение мягкости согласных на письме. Правописание безударных гласных, глухих и непроизносимых согласных.

Проверочная работа.

 

 

 

4. Лексика.

Культура речи.

Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Синонимы. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарем

Опрос или проверочная работа.

 

 

 

5. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Изменение и образование слов. Разбор слов по составу. Правописание букв З и С на конце приставок; чередующихся гласных О и А в корнях -ЛОЖ- и -ЛАГ-, -РОС- и -РАСТ-; Ё и О после шипящих в корне; Ы и И после Ц.

Диктант с грамматическими заданиями. Проверочная работа.

 

 

 

6. Имя существительное.

Имя существительное как часть речи; общее значение, морфологические признаки; синтаксическая роль; большая буква в именах собственных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных, О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа.

 

 

 

7. Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Проверочная работа.

Контрольный диктант.

 

 

 

8. Глагол.

Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов.

Проверочная работа.

Контрольных диктант.

 

 

 

9. Повторение и обобщение изученного.

Повторение и обобщение изученного в 5 классе.

Контрольный диктант.

 


Повторение

изученного в начальной школе

 

 

I вариант

 

Интересная поездка

 

Папа, мама, Сережа и Витя в выходные дни и праздники не сидят дома. Что нового узнаешь на своей улице? А в по­ездках по родному краю новое встречается на каждом шагу.

Рано утром они пешком или на поезде отправляются в путь. Плохая погода их не пугает. Часто ночь застает наших путников в дороге. Но домой они всегда возвращаются бод­рыми и веселыми.

Сегодня вся семья решила съездить в дубовую рощу на окраине знакомой деревни, посетить совхоз, побывать в мест­ной школе. Интересная будет поездка. Счастливого пути!

 (83 слова)

 

Грамматическое задание

1. К подчеркнутому слову подберите 2 проверочных, за­пишите их и поставьте ударение.

2. В словах «на окраине знакомой деревни» обозначьте окончание, укажите склонение и падеж.

3. Разберите слово «поездка» по составу. Подчеркните в нем одной чертой гласные и двумя — согласные.

 

 

II вариант

 

Летняя гроза

 

Потемнело, нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за деревьев, закружил пыль по дороге и умчал­ся.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вот на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

(По Б. Тимофееву).

(80 слов).

 

 

III вариант

 

Сентябрь

 

Пришел сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов еще растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к другу опен­ки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ла­сточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, поки­дают родные болота журавли,

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рев могучего богаты­ря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом все желтое, золотое, а он в белой шубке.

(По И. Соколову-Микитову].

(83 слова).


 

Словообразование. Орфография. Культура речи.

 

 

I вариант

 

Летний смотр малышей

 

Праздник проводился на главной поляне перед высоким раскидистым дубом. Его вершину было видное опушки, где молодая поросль осин и берез. «Привет малышам! Пусть они растут здоровыми, хитрыми, ловкими!» — крикнула сойка.

Смотр открывали зайчата. Потом ежата положили к подножию дуба гадюку. Храбрых охотников славили пеночки, ов­сянки.

После ежат на поляну выбежали бельчата. Каждую осень они закапывают в землю орехи и желуди, но все места запо­мнить не могут. И вырастают в лесу новые орешники и новые дубы. Сегодня в день праздника бельчата должны были поса­дить свои первые орехи.

(По Н. Надеждиной).

(89 слов)

 

Грамматическое задание

1. 1. Найти существительное с нулевым окончанием и ра­зобрать его по составу.

    2. Подчеркнуть  однокоренные  слова с чередованием гласных в корне.

II. 1. Объяснить правописание слова РАСКИДИСТЫМ.

    2. Разобрать по составу слово ВЫРАСТАЮТ.

 

 

II вариант

 

 Загадочный дубок

 

Маленький дубок вырос на самой тропинке в лесу. Около дуба трава по обеим сторонам тропинки примята.  Люди не хотят потревожить дубок и обходят его. Пусть растет.

Как попал на тропинку желудь, из которого вырос дубок? Может быть, далеко за рекой под огромным дубом его подо­брала птица сойка с голубыми перышками на крыльях и че­рным хвостиком?

Сойка летела по лесу, искала укромный уголок,  чтобы спрятать желудь. Она найдет этот желудь зимой, когда нече­го будет есть. Видно, кто-то испугал птицу, и она уронила его на тропинку. Из этого желудя и вырос здесь дубок. И станет когда-нибудь дубок могучим дубом.

(97 слов)

Примечание:  выписать и объяснить правописание слов КТО-ТО, НЕЧЕГО, КОГДА-НИБУДЬ.

 

 

III вариант

 

Берегите лес

 

У нас часто гибнут леса  от безжалостного отношения. Иногда бессознательно бросают спичку, а она уничтожает большие участки леса. Срубить дерево легко, а растить его надо десятки лет.

За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он вос­станавливает леса, которые пострадали от пожара и бурело­ма. Лесовод расчищает лес от сухостоя, отводит участки для работы лесорубов, борется с вредителями леса.

Личинки, гусеницы иногда съедают подрастающие побе­ги, объедают листья. Зайцы, мыши объедают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья: птицы, лисицы, кроты. Они прекрасные помощники лесовода.

Берегите лес, ребята!

(86 слов)

I. 1. Объясните графически правописание подчеркнутого слова.

   2. Разобрать по составу слова ЛЕСОВОД, ПОМОЩНИКИ.

II. 1. Объяснить графически правописание слова ВОССТА­НАВЛИВАЕТ.

    2. Разобрать по составу слова БУРЕЛОМ и РАСЧИЩАЕТ.


Имя существительное

 

 

I вариант

 

Волки

 

Волки отличаются от собак более сутулой  и поджарой фигурой. У них хорошо развиты зрение и слух. При нападе­нии они очень осторожны.

Эти звери живут в различной местности. Они встречают­ся в лесу, в степи, в горах. Часто их можно видеть близко к жилью человека и около пастбищ. В шумных местах волки редко выходят за добычей до заката солнца. В отдалении от жилья людей они охотятся даже днем. Логово готовят себе в болоте, лесной чаще, овраге. Эти звери живут на всей тер­ритории Советского Союза.   У нас волки являются самими хищными животными.

(87 слов)

(По А. Брему)

Примечание: выписать и объяснить учащимся слово ТЕР­РИТОРИЯ.

 

Грамматическое задание

I вариант

Выписать 2 существительных 3 склонения в предложном падеже и выделить в них окончания.

II вариант

Выписать 2 существительных 2 склонения в предложном падеже с окончанием - и.

 

 

II вариант

 

Белячок

 

К пограничной заставе надо было ехать через пустыню. Мы разместились в машине и двинулись по безлюдной ули­це. За городом у самой дороги бурлил арык. Через несколь­ко километров он свернул.

Шофер рассказал, что по этой дороге перегоняют стада коз. Дорогой слабые животные выбиваются из сил и погиба­ют.

Вдруг недалеко от дороги я заметил что-то белое. Мы подъехали, я выскочил из машины. Это был козленок. Мордо­чкой он пытался добраться до влаги. Мы взяли его с собой. В машине была вода, и мы смогли напоить козленка. Он остал­ся у нас на заставе, и мы назвали его Белячок.

(93 слова)

Примечание:  предупредить учащихся о написании слов АРЫК, ЧТО-ТО.

 

 

III вариант

 

Кормушка для птиц

 

Отец Тани и Вити был лесной сторож. Они жили в лесной сторожке недалеко от деревни.

Витя сколотил из досок столик и приладил его на опушке под елкой. Густые ветви закрывали кормушку, и снег не за­сыпал корм. А чтобы птицы и ветер не раскидали зерна, Витя прибил по краям столика бортики. Кормушка получилась на славу и видна была из окон дома.

На столик дети насыпали семян,  крошек хлеба и сухих ягод рябины. Ребята сами очень любили эти ягоды и с осени, после первых морозцев, набрали их целый мешок. А теперь они и птицам пригодились.

Каждое утро Таня и Витя бежали к кормушке и добавля­ли корма.

(По Г. Скребницкому).

(104 слова)


Имя прилагательное

 

I вариант

 

В лесу все поет

Весной мы пошли в лес. Взошло солнце, дохнул легкий ве­терок, и все деревья в лесу запели. Каждое пело свою песню.

Береза запела нежную песню. Слушая ее, нам хотелось подойти к белокурой красавице и обнять ее.

Дуб пел мужественную песню. Когда мы слушали песню дуба, нам хотелось быть сильными и отважными.

Верба, что склонилась над прудом, пела задумчивую пес­ню. Прислушиваясь к песне вербы, мы думали о том, что придет осень и листья с деревьев осыплются.

Рябина пела тревожную песню. С этой песней к нам при­шла мысль о темной ночи, о страшной грозе,  которая гнет тонкую беззащитную рябину.

(В. Сухомлинский).

(96 слов)

Примечание:  предупредить учащихся о постановке не­изученных знаков препинания.

Сделайте морфологический разбор следующих слов:

1 вариант — (к) БЕЛОКУРОЙ (красавице)

2 вариант — МУЖЕСТВЕННУЮ (песню)

 

II вариант

 

Озеро

Среди высоких гор есть прекрасное голубое озеро. Стра­шны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на ши­роком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойная глубокая озерная гладь. Легкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера.  В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно.  Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капитан парохода может показать место,  где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древ­нюю утварь.

(По М. Соколову-Микитову)

(95 слов)

Примечание:  предупредить учащихся о написании слов ПОГРУЗИТЬСЯ И УТВАРЬ.

Грамматическое задание

1. Сделайте морфологический разбор

1 вариант — (на) ЧИСТЫЙ (песок)

2 вариант — ОБЫЧНЫЕ (рейсы)

2. Подберите синоним и антоним к прилагательному МАЛЕНЬ­КАЯ (лодка) (1 вариант); ЯСНАЯ (погода) (II вариант).

 

III вариант

 

Березовая роща

Хороши березовые светлые рощи! Как только сойдет в лесу снег, набухнут на березах смолистые душистые почки. В эти весенние дни березки угощают нас сладким соком.

Далеко разносится в роще веселая песенка голосистого дрозда. С дерева на дерево перелетают шустрые  синички. Чудесным ковром расстилаются под березами голубые и белые подснежники.

Хорошо в березовой роще и в летнюю знойную  пору! Под легким прохладным ветерком шелестит сочная молодая листва. Пахнет спелой душистой земляникой. Хочется лечь в высокую густую траву и смотреть на вершины берез, где по синему летнему небу плывут белоснежные облака.

(По И. Соколову-Микитову)

(89 слов)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор

1 вариант — СПЕЛОЙ (земляникой)

2 вариант — (под) ЛЕГКИМ (ветерком).

2. Выписать словосочетания из подчеркнутого предложения.


Глагол

 

I вариант

 

В лесу

 

Лес уже сбросил листву4. Дни наступают пасмурные, но тихие. Редко блеснёт солнечный луч4. В такую погоду хорошо надеть теплую куртку, высокие сапоги, взять ружье и отправиться на охоту.

Пробираешься по узкой лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок. Мягкий ковер из листьев устилает землю. Как тихо кругом! Только иногда нарушается тишина в лесу. Белка перепрыгнет с ели на ель, упадет тяжелый желудь.

Природа замерла в ожидании зимы. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю, она заснет и не проснется до самой весны. Легко дышать осенней свежестью. Поздняя осень - самое хорошее время для охоты.

(По Г.Скребицкому)

(93 слова)

 

 

II вариант

 

Лесное половодье

 

Лесных зверей половодье гонит на высокие места. Мыши спасаются на корягах и птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода.

Для спасения зверей снаряжается экспедиция. Кругом расстилается вода. Вот видишь, как на островке суетятся зайцы, становятся столбиком, замирают. Среди ушастых зверей вдруг замечаешь лисицу, барсука. Беда всех примирила.

Появление лодки встречается со страхом. Зайцы начинают кидаться в воду, но им приходится быстро возвращаться. Плавают они плохо. Зайцы смешно отряхиваются и ждут своей участи.

(По В. Пескову)

(95 слов)

Примечание: предупредить учащихся о написании слов НА КОРЯГАХ, ЭКСПЕДИЦИЯ.

 

 

III вариант

 

Времена года

 

Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому заречному лугу. Трава высокая, густая, зеленая! Сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки в лиловых колпачках или в белых веночках.

Идешь среди цветов и слышишь странный звон. Это звенит тишина горячего летнего полдня.

Славно в осенних сумерках возвращаться домой с охоты или рыбалки. Пробираешься по лесной траве и дышишь острым запахом вянущей зелени.

Хороша в наших краях и суровая зима с метелицей,  с пушистым инеем на кустах и деревьях.

Каждое время года хорошо, только нужно уметь все видеть и слышать, уметь за всем наблюдать.

(По Г. Скребицкому)

(95 слов)

 

 

 

 

 


 

Повторение и обобщение изученного

 

I вариант

 

На охоте

 

Охотник по узкой тропинке шел от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше, местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую летнюю траву, сушит росу.

Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

Собака бросается в заросли тростника и бесшумно продвигается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетела утка. Старик поднял ружье и выстрелил. Дичь тяжело шлепнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасешься. Пес несет добычу в шалаш.

(104 слова)

 

 

II вариант

 

Павлик в лесу

 

Солнце стало спускаться, и тень Павлика сделалась тонкой. Она ползет по дорожке, тает в колючем кустарнике.

Вечером сильнее запах ландышей, больше щебечут птицы. Мальчик бегает за бабочками, рвет цветы.

По тропинке пробирается старый еж. Этого зверька не погладишь! Свернется в клубочек и съедет с горки. Соберет на иголки сухие листья и травинки.

В роще Павлик видит ручеек и замирает от восторга. Малыш нагнулся к ручью, перебирает гладкие камешки и ловит ладошками на воде солнечный лучик.

Ручеек весело вьется под ногами Павлика. Мальчик наступил на него и закричал: «Я тебя не пущу!».

Целый день Павлик под открытым небом, на свежем воздухе. Хорошо в лесу!

(103 слова)

 

 

III вариант

 

Журавли

 

Каждый год возвращаются журавли из далеких теплых стран на родное болото. Над морем и широкой степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли4.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло большое болото4. В самых недоступных местах устраивают гнезда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется2 лисица, не прокрадется осторожная рысь.

Водят весной журавли веселые хороводы. Соберутся2 в кружок на болоте, машут крыльями. По всему лесу разносятся их громкие голоса: «Курлы! Курлы!».

Скоро выведутся на болоте длинноногие неуклюжие журавлята. Начнут ловить журавли лягушек и змей. Будут расти, учиться летать птенцы.

(По И. Соколову-Микитову)

(104 слова)

 

 

 


Литература

 

1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.Просвещение, 1989.

2. Богданова Г.А. Тематический расчет как одна из форм ориентации учебного процесса на конечный результат// РЯШ. - 1994. №6

3. Богданова Г.А. Урок-зачет по теме “Имя прилагательное”// РЯШ. - 1992. № 2.

4. Богданова Р.У. Общественный смотр знаний по русскому языку в 7 классе// РЯШ. - 1991. №3.

5. Григорьева Л.Б. Из опыта проведения устного экзамена по русскому языку// РЯШ. - 1995. №2.

6. Ивлева В.Н. Новая форма итогового контроля по русскому языку в 5-6 классе// РЯШ. - 1992. №1.

7. Мельникова А.И. Итоговая контрольная работа по русскому языку// РЯШ. - 1990. №5.

8. Тесты. Русский язык. 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. - М., “Прометей”. 1997.

9. Тесты. Сборник. 11 класс. Варианты и ответы государственного тестирования. - М., “Прометей”. 1997.

10. Яроцкая В.В. Путешествие в Соединенные Штаты Языкознания// РЯШ. - 1995. №1.

 

 

назад