Сафронова М.В. 01.96 г.

Функции естественных языков

Функции языка, выводимые из "речевого акта"

В современной лингвистике подходы к определению функции языка восходят к книге Карла Бюлера "Аксиоматика лингвистики", написанной в 1933г. Большинство из тех, кто разрабатывал интересующую нас проблему позже, прямо ссылался на Бюлера как на своего предшественника. Бюлер рассматривал то, что он называл "актом коммуникации", и выделял в нем три ведущих компонента: говорящий, адресат и "внешнюю ситуацию (в отношении которой произведено высказывание). Соответственно, в каждом высказывании Бюлер выделял три ведущих функции: экспрессивную, вока­тивную (обращающуюся) и описательную. В зависимости от того, какая функция превалировала в том или ином высказывании, можно было его от­нести либо к экспрессивному (где описывался сам говорящий, его отно­шение к происходящему, его позиция), либо к вокативному (где акценти­ровалась позиция и статус того, с кем разговаривали), либо к описа­тельному.

Лионз, например, практически повторял схему Бюлера в своей "Се­мантике". Он тоже выделяет три основных функции языка, но придает им несколько иное наполнение, чем Бюлер:

а) чисто информативная, описательная функция заключается в "пе­редаче фактической, позитивной информации";

б) социальная функция языка, "которая служит, как все другие на­ши поведенческие действия, установлению и сохранению социальных структур";

в) выразительная функция "для выражения нашего отношения и своей личностной позиции".

Кроме того, Лионз уточнил некоторые частные характеристики каж­дой категории.

Между тем, Лионз не коснулся тех серьезных дополнений, которые еще в 1960г. внес в обсуждение проблемы Роман Якобсон.

Якобсон писал: "Все перечисленные ниже факты неизменно обнаружи­ваются в речевой коммуникации. Они показаны на следующем чертеже:

контекст

сообщение

АВТОР ---------------------------------> АДРЕСАТ контакт

код

Ориентация на любой из шести компонентов отражает ту или иную функцию языка:

а) ориентация на сообщение отражает описательную функцию язы­ка... она является ведущей в огромном количестве сообщений...

б) эмоциональная или выразительная функция делает акцент на ав­торе и стремится выразить его отношение к тому, о чем идет речь...

в) ориентация адресата сообщения выражается в эксрессивной, ко­пативной функции, получающей обычно грамматическое оформление в обра­щениях и в повелительном наклонении глаголов... так определяется от­носительный социальный статус автора и адресата высказывания...

д) код - ... если внимания говорящих сосредоточено на коде, при помощи которого проводится коммуникация, то налицо маталингвистичес­кая функция. Она, например, проявляется в вопросе адресата автору: "Что Вы имели в виду этим сказать?"...

е) ...приведены пять компонентов речевой коммуникации, не затро­нув эстетических свойств сообщения. Еслиакцент делается на текст как на произведение искусства, налицо поэтическая функция языка".

Более исчерпывающий и блистательный анализ акта коммуникации и выведение из него функций языка трудно себе представить. Такой анализ вовсе небесполезен: все указанные акценты действительно существуют в разного рода речевых актах, присущие каждому виду сообщения.

Функции языка как знаковой системы

 

Все ниже выделяемые функции формируются в терминах общества в целом, либо отдельного индивидуума как личности, либо языка, как зна­ковой системы в комплексе всех остальных знаковых систем.

Коммуникативная функция языка - основная функция языковых знако­вых систем.

Без необходимости в коммуникации не было бы и языка, но без язы­ка не было бы и современного человеческого общества.

Системы языковой коммуникации дополняются и совмещаются с систе­мами внеязыковых коммуникаций; и сама языковая коммуникация не может быть понята до конца без параллельного рассмотрения внеязыковых ком­муникаций.

Функция развития человеческого рода.

Обратной стороной медали рассматриваемой проблемы является то обстоятельство, что только благодаря развитию языка человеческое об­щество в целом стало тем, что оно стало. Это видно из тройственной схемы: человек ---------- реальность ---------- язык как орудие

(см.:Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М.,1995, с.28-38)

Homo Sapiens отличается от всех других живых существ тем, что он изобрел знаковые системы и постоянно их совершенствует.

Функция развития личности в онтогенезе.

Специфически человеческие качества приобретаются нами благодаря овладению языком (феномен Маугли). Серьезно данной проблемой занима­лся Бернштейн.

Социализация с помощью языка.

Приспособление к функционированию среди себе подобных при помощи языка начинается в раннем детстве, в первоначальный период овладения языком и продолжается усиливаться на протяжении всей жизни.

В своем труде Пиахе подробно описал то, что он назвал "эгоцен­трической речью ребенка". Л.Выготский пришел к выводу, что даже в ре­чи ребенка присутствует социальный компонент. Было доказано, что даже у детей раннего возраста коммуникативная и социализирующая функции языка постоянно взаимодействуют.

Металингвистическая функция.

По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метоязык любого кода формируется в словах.

Функция создания иллюзий. Благодаря относительной независимости языка в совокупности "человек ---- реальность ---- знаковая система", язык может создать иллюзорною действительность, подменяя ею реальный мир. Это явление имеет как объективную, так и субъективную подоплеку.

К сожалению, функция языка по созданию иллюзорной имеет и субъ­ективный план, когда злонамеренно и в интересах отдельных лиц или со­циальных групп искажается реальность, подменяется словесными лозунга­ми (тоталитарные режимы).

Таковы вкратце функции языка, которые удалось вычленить с по­мощью его анализа как знаковой системы в иерархии других систем.

назад