Автор: Бланк Н.В. Дата создания: 06.96.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Рослякова Наталья Андреевна - учитель русского  языка и литературы, учитель  высшей категории работает в ср.шк.N24 г. Оренбурга.

Сущность опыта: учитель решает  проблему  развития познавательного интереса школьников посредством игры.
Теоретическую  основу опыта  составляют  труды  Г.И.Щукиной, С.Л.Шмакова, Д.Б.Эльконина и др.
Главное в  системе обучения такая организация процесса обучения, при  которой  учащиеся  приобретают знания через деятельность.
Новизна в  создании  системы, отражающей взаимосвязь и взаимозависимость  психологических  особенностей учащихся,  методов формирования познавательных интересов и форм игровой деятельности.
Продуктивность. Такая система обучения дает возможность оптимально использовать игровую деятельность учащихся на уроках.
Трудоемкость связана с профессиональными и личностными  качествами учителя, испытывающего потребность в нестандартных подходах к  обучению;  теоретическим осмыслением проблемы и умением учителем эффективно  использовать игру в различных учебных ситуациях.
Внедрение требует  создания  банка игровых приемов и интеллектуальных игр.
Результативность. Исследования учителя в области формирования и развития познавательного интереса показали,  что в результате  специально  организованной работы,  широкого использования игровой деятельности  уровень познавательного интереса  учащихся возрос:
     - высокий с 20 до 25%
     - средний с 50 до 60%, а элементарный снизился с 30 до 18%.
Интенсивность познавательного интереса выросла - высокого - с 15 до 30%, а низкого - снизилась с 27 до 12%. Число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед репродуктивными  увеличилось  с 6 до 36%.

Система работы учителя основана на разработанной  программе выбора методов  формирования познавательного интереса и форм игровой деятельности в зависимости  от  возрастных психологических особенностей детей.

Выбор методов формирования познавательного интереса
и форм игровой деятельности школьников.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Класс |Отличительные      |Методы формирования  |Формы игровой
     |психологические    |познавательного      |деятельности
     |особенности         |интереса              |
------------------------------------------------------------------------------------------------
 5   |ВОСПРИЯТИЕ острое,   |1. Метод интеллекту- |Элемент игры, иг-
     |с ярко выраженной          | альных игр.         |ровые приемы, соз-
     |эмоциональностью.         |2. Метод эмоциональ- |дание игровых си-
     |ВНИМАНИЕ непроиз-    | но-нравственного    |туаций; проведение
     |вольное, произво-           | стимулирования:     |диктантов и упраж-
     |льное внимание,             |а)стимулирование     |нений в игровой
     |слабое, неустойчи-         | занимательностью;   |форме; использова-
     |вое.                                   |б)метод заниматель-  |ние грамматических
     |ПАМЯТЬ наглядно-       | ных аналогий;       |сказок; включение
     |образная.                           |в)создание эффекта   |в урок юмористиче-
     |ВООБРАЖЕНИЕ разви- | удивления;          |ских и заниматель-
     |тое, творческое                |г)яркость,художест-  |ных элементов;
     |формируется.                   | венность,эмоциона-  |грамматические
|МЫШЛЕНИЕ наглядно-     | льность речи учите- |физкультминутки;
     |образное,словесно-         | ля.                  |игры-соревнования;
     |логическое форми-          |3. Метод создания    |игры-сказки; уроки
     |руется.                             | ситуации новизны.   |-путешествия; со-
     |Аналитико-синтети-     |                      |чинения-сказки с
     |ческая деятельно-          |                      |использованием
     |сть элементарна.           |                     |грамматического
     |Любопытство и лю-      |                      |материала.
     |бознательность,            |                      |
     |широта интересов.          |                      |
     |Стремление к акти-         |
     |вному действию.            |                      |
     |                                            |                      |
 6-7 |ВОСПРИЯТИЕ - пла-  |1. Методы эмоциона-  |Проведение диктан-
     |новое,последовате-        | льно-нравственного  |тов, упражнений в
     |льное,всестороннее        | стимулирования.     |игровой форме; ис-
     |аналитико-синтети-       |2. Методы анализа    |пользование грам-
     |ческое.                              жизненных ситуаций. |матических сказок;
     |ВНИМАНИЕ избирате- |3. Метод создания    |уроки-сказки; со-
     |льной, формируется       | ситуации новизны,   |чинение граммати-
     |устойчивое произ-        | актуальности.       |ческих сказок;
     |вольное внимание,       |4. Создание ситуации |игровые приемы;
     |переход к после-           | познавательного     |игры-соревнования;
     |произвольному вни-     | спора.               |включение занима-
     |манию.                          |5. Создание ситуации |тельного и юморис-
     |ПАМЯТЬ развивается | успеха.              |тического материа-
     |словесно-логичес-      |                      |ла; ролевые игры.
     |кая.                                |                      |
     |Способность к аб-       |                      |
     |страктному МЫШЛЕ- |                      |
     |НИЮ, развитие кон-   |                      |
     |кретно-образного,      |                      |
     |критичность мышле-  |                      |
     |ния, формируется       |                      |
     |активное самостоя-
     |тельное творческое
     |мышление.
    |ИНТЕРЕСЫ широкие,
     |разнообразные,
     |глубокие и содер-
     |жательные, доста-
     |точно устойчивые.
    |Конфликт между     |                      |
     |стремлением к при- |                      |
     |обретению знаний и |                      |
     |отрицательным от-  |                      |
     |ношением к школь- |                      |
     |ному учению.       |                      |
     |                    |                      |
 8-9 |ВОСПРИЯТИЕ анали-  |1. Метод создания    |Ролевые игры;дело-
     |тико-синтетическое | ситуаций познавате- |вые игры;дискуссии;
     |ВНИМАНИЕ избирате- | льного спора.       |"мозговой штурм";
     |льное,произвольное |2. Метод организации |"грамматические
     |и послепроизволь-  | учебных дискуссий.  |бои" и др. игры-
     |ное.                |3. Метод анализа жи- |соревнования; ре-
     |ПАМЯТЬ словесно-   | зненных ситуаций.   |шение лингвистиче-
     |логическая.         |4. Метод создания    |ских и грамматиче-
     |МЫШЛЕНИЕ самостоя- | ситуации актуально- |ских задач; соста-
     |тельное,критичное, | сти.                 |вление кроссвордов,
|творческое.         |5. Методы эмоциона-  |викторин, написа-
     |ИНТЕРЕСЫ широкие,  | льно-нравственного  |ние грамматических
     |устойчивые; дейст- | стимулирования.     |сказок и сочинений.
     |венный интерес к   |                      |
     |познанию; низкий   |                      |
     |интерес к школьному      |
     |учению. Развитие   |                      |
     |способностей.      |                      |
--------------------------------------------------------------------------------------------------
 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

1. Наблюдение даст информацию об уровне сформированности  познавательного интереса (ПИ):
а) примерная программа  наблюдений за уровнем  сформированности ПИ у учащихся:
- как реагирует  ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
- проявляет ли интерес к  фактическому  содержанию учебного материала;
- проявляет ли интерес к самой сути явления?
- любит ли выполнять задания,  требующие  догадки, самостоятельного поиска?
- умеет ли для решения  тех  или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
- интересуется ли  установлением причинно-следственных связей между  явлениями,  стремится  ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
- любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
- проявляет ли интерес  к  поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
- деятельности  какого  характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого - ученик  отдает предпочтение?

б) примерная программа  наблюдений за протеканием  познавательной деятельности:
- может ли  ученик  сосредоточить  свое внимание на объекте деятельности?
- часто ли отвлекается при выполнении задания?
- стремится ли преодолевать трудности, возникающие при  выполнении задания?
- пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
- стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
- реагирует ли  при  выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
- как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика ПИ.

2. Беседа поможет уточнить и углубить знания учителя о наличии и степени сформированности у учащихся ПИ:
а) Примерные вопросы для беседы с целью выявления интересов учащихся:
- какие предметы тебе больше всего нравятся?
- почему тебе нравится именно этот предмет?
- расширяешь ли  знания  по  любимому предмету (кружок, факультатив и т.п.)?
- какие книги читаешь по этому предмету?
- давно ли стал интересоваться им?
- какие отметки по этому предмету? и др.вопросы.
В результате беседы можно сделать вывод о наличии интереса к какому-либо предмету, степени его глубины и устойчивости.

3. Анкетный метод  поможет учителю судить об уровне сформированности ПИ:
а) Примерная анкета для изучения интенсивности ПИ:
- часто ли вы подолгу занимаетесь умственной работой?
        часто
        иногда
        очень редко
- что вы предпочитаете, когда задан вопрос на сообразительность?
        помучиться, но самому получить ответ
        когда как
        получить готовый ответ от других
- много ли читаете дополнительной литературы?
        постоянно много
        неровно
        мало или ничего
- насколько эмоционально относитесь вы к интересному  делу, связанному с умственной работой?
        очень эмоционально
        когда как
        эмоции ярко не выражены.

4. Эксперимент, в отличии от наблюдения, позволяет  учителю активно влиять  на  интересующее  явление,  изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.
а) С целью  изучения осознанности познавательного  интереса можно провести следующий эксперимент.  Учащимся  предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:
- 1-е задание требует механического  повторения  уже выполнявшихся неоднократно упражнений;
- 2-е задание - усложненный  вариант,  требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;
- 3-е задание творческого характера.
По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес  осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько  раз,  факты  зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.

Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.
Учащимся предлагается  5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий):
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес  к учебной деятельности,  моральное  удовлетворение  от самого процесса  получения знаний;
2 уровень "скорее  обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес  к  учебной деятельности, но зачастую не испытываю  эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний;
3 уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" -  не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;
4 уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть  ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием;
5 уровень "затрудняюсь ответить" -  у  меня  нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к  себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.).

Формула  вычисления  общего  индекса уверенности в  наличии познавательного интереса:
    n1(1) +n2(0.5) - n3(0.5) - n4(1) +n5(0)
Z = ---------------------------------------
                      Еn
n1 - количество ответов "обладаю"
n2 - количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю"
n3 - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю"
n4 - количество ответов "не обладаю"
n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить"
Еn - общее количество ответов
Различной степени  уверенности придаются условные  числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и  безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности.
Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше.

Анализ работы по программе формирования  и  развития  ПИ  и форм игровой деятельности показал возрастание уровня ПИ.
Индекс уверенности вырос  с -0.13 до  +0.09, с 15%  до  30% увеличилось число  учащихся высокого уровня интенсивности, с 27% до 12%  уменьшилось число учащихся низкого уровня интенсивности, с  6%  до 36% увеличилось число учащихся, отдающих  предпочтение творческим работам перед стандартными.
Примеры
5 класс.
Работа для детей со слабой подготовкой - "Кто грамотнее?" К доске учащиеся выходят по очереди и пишут слова  до ошибки. Тот, кто напишет наибольшее число слов без  ошибок, объявляется победителем.
"Минеры, разведчики, саперы"
Класс делится на 3 группы (можно по рядам).
1 ряд - "минеры". Их задача - записывать слова на доске под диктовку учителя.
2 ряд - "разведчики". Они должны  графически обозначить орфограммы в записанных словах. если кто-то  из "минеров" допустил ошибку, "разведчик" ее исправит.
3 ряд - "саперы". Им предстоит объяснить правописание записанных слов, воспроизведя соответствующие правила.
Для такого диктанта целесообразно подбирать слова на разные правила, потому что использовать его лучше всего на уроках обобщающего повторения и подготовки к письменным работам.

6-7 класс.
Урок обобщающего  повторения по теме "Местоимение" вместе с учителем проводит подготовленный ученик, исполняющий роль  Нуповолова. Обращаясь к шестиклассникам, юный артист говорит: "Разрешите представиться" я - Нуповолов. Зовут меня так  потому, что я ... Впрочем, догадайтесь сами, а я вам подскажу. Имя мое получилось из букв, которые подарили мне мои друзья - местоимения. Как вы думаете, какие  местоимения помогли мне с именем?" (Имя Нуповолов составлено из первых букв разрядов местоимений).
В качестве дидактического материала на этом  уроке были использованы стихи Григория Остера, Самуила Маршака,  В.Берестова.
В качестве  домашнего  задания  детям  было  предложено написать сказку о местоимениях  на одну тему: "Сказка про Никто", "Про упрямца Себя", "Не везет!" и др.

8-9 класс.
Ролевая  игра.  "История города в броне и камне" ("телеурок без телевидения"). В соответствии с желаниями и интересами детей были определены роли:  телеведущих, лингвиста, историков-краеведов, архитекторов,  библиографа. Учащиеся подготовили  сообщения об архитектурных и скульптурных памятниках г. Оренбурга,  ведущие провели "телеэкскурсию" по улицам города, лингвист объяснил происхождение названия - Оренбург, значение таких  слов, как "монумент", "цоколь", "портик" и т.п.,  библиограф порекомендовал "зрителям" литературу о нашем городе. Такой урок помог учащимся описать памятники города: с работой они успешно справились.