Автор: Бланк Н.В. | Дата создания: 06.96. |
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рослякова Наталья Андреевна - учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории работает в ср.шк.N24 г. Оренбурга.
Сущность опыта: учитель решает проблему развития познавательного интереса школьников посредством игры.
Теоретическую основу опыта составляют труды Г.И.Щукиной, С.Л.Шмакова, Д.Б.Эльконина и др.
Главное в системе обучения такая организация процесса обучения, при которой учащиеся приобретают знания через деятельность.
Новизна в создании системы, отражающей взаимосвязь и взаимозависимость психологических особенностей учащихся, методов формирования познавательных интересов и форм игровой деятельности.
Продуктивность. Такая система обучения дает возможность оптимально использовать игровую деятельность учащихся на уроках.
Трудоемкость связана с профессиональными и личностными качествами учителя, испытывающего потребность в нестандартных подходах к обучению; теоретическим осмыслением проблемы и умением учителем эффективно использовать игру в различных учебных ситуациях.
Внедрение требует создания банка игровых приемов и интеллектуальных игр.
Результативность. Исследования учителя в области формирования и развития познавательного интереса показали, что в результате специально организованной работы, широкого использования игровой деятельности уровень познавательного интереса учащихся возрос:
- высокий с 20 до 25%
- средний с 50 до 60%, а элементарный снизился с 30 до 18%.
Интенсивность познавательного интереса выросла - высокого - с 15 до 30%, а низкого - снизилась с 27 до 12%. Число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед репродуктивными увеличилось с 6 до 36%.
Система работы учителя основана на разработанной программе выбора методов формирования познавательного интереса и форм игровой деятельности в зависимости от возрастных психологических особенностей детей.
Выбор методов формирования познавательного интереса
и форм игровой деятельности школьников.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Класс |Отличительные |Методы формирования |Формы игровой
|психологические |познавательного |деятельности
|особенности |интереса |
------------------------------------------------------------------------------------------------
5 |ВОСПРИЯТИЕ острое, |1. Метод интеллекту- |Элемент игры, иг-
|с ярко выраженной | альных игр. |ровые приемы, соз-
|эмоциональностью. |2. Метод эмоциональ- |дание игровых си-
|ВНИМАНИЕ непроиз- | но-нравственного |туаций; проведение
|вольное, произво- | стимулирования: |диктантов и упраж-
|льное внимание, |а)стимулирование |нений в игровой
|слабое, неустойчи- | занимательностью; |форме; использова-
|вое. |б)метод заниматель- |ние грамматических
|ПАМЯТЬ наглядно- | ных аналогий; |сказок; включение
|образная. |в)создание эффекта |в урок юмористиче-
|ВООБРАЖЕНИЕ разви- | удивления; |ских и заниматель-
|тое, творческое |г)яркость,художест- |ных элементов;
|формируется. | венность,эмоциона- |грамматические
|МЫШЛЕНИЕ наглядно- | льность речи учите- |физкультминутки;
|образное,словесно- | ля. |игры-соревнования;
|логическое форми- |3. Метод создания |игры-сказки; уроки
|руется. | ситуации новизны. |-путешествия; со-
|Аналитико-синтети- | |чинения-сказки с
|ческая деятельно- | |использованием
|сть элементарна. | |грамматического
|Любопытство и лю- | |материала.
|бознательность, | |
|широта интересов. | |
|Стремление к акти- |
|вному действию. | |
| | |
6-7 |ВОСПРИЯТИЕ - пла- |1. Методы эмоциона- |Проведение диктан-
|новое,последовате- | льно-нравственного |тов, упражнений в
|льное,всестороннее | стимулирования. |игровой форме; ис-
|аналитико-синтети- |2. Методы анализа |пользование грам-
|ческое. жизненных ситуаций. |матических сказок;
|ВНИМАНИЕ избирате- |3. Метод создания |уроки-сказки; со-
|льной, формируется | ситуации новизны, |чинение граммати-
|устойчивое произ- | актуальности. |ческих сказок;
|вольное внимание, |4. Создание ситуации |игровые приемы;
|переход к после- | познавательного |игры-соревнования;
|произвольному вни- | спора. |включение занима-
|манию. |5. Создание ситуации |тельного и юморис-
|ПАМЯТЬ развивается | успеха. |тического материа-
|словесно-логичес- | |ла; ролевые игры.
|кая. | |
|Способность к аб- | |
|страктному МЫШЛЕ- | |
|НИЮ, развитие кон- | |
|кретно-образного, | |
|критичность мышле- | |
|ния, формируется | |
|активное самостоя-
|тельное творческое
|мышление.
|ИНТЕРЕСЫ широкие,
|разнообразные,
|глубокие и содер-
|жательные, доста-
|точно устойчивые.
|Конфликт между | |
|стремлением к при- | |
|обретению знаний и | |
|отрицательным от- | |
|ношением к школь- | |
|ному учению. | |
| | |
8-9 |ВОСПРИЯТИЕ анали- |1. Метод создания |Ролевые игры;дело-
|тико-синтетическое | ситуаций познавате- |вые игры;дискуссии;
|ВНИМАНИЕ избирате- | льного спора. |"мозговой штурм";
|льное,произвольное |2. Метод организации |"грамматические
|и послепроизволь- | учебных дискуссий. |бои" и др. игры-
|ное. |3. Метод анализа жи- |соревнования; ре-
|ПАМЯТЬ словесно- | зненных ситуаций. |шение лингвистиче-
|логическая. |4. Метод создания |ских и грамматиче-
|МЫШЛЕНИЕ самостоя- | ситуации актуально- |ских задач; соста-
|тельное,критичное, | сти. |вление кроссвордов,
|творческое. |5. Методы эмоциона- |викторин, написа-
|ИНТЕРЕСЫ широкие, | льно-нравственного |ние грамматических
|устойчивые; дейст- | стимулирования. |сказок и сочинений.
|венный интерес к | |
|познанию; низкий | |
|интерес к школьному |
|учению. Развитие | |
|способностей. | |
--------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
1. Наблюдение даст информацию об уровне сформированности познавательного интереса (ПИ):
а) примерная программа наблюдений за уровнем сформированности ПИ у учащихся:
- как реагирует ученик на новые факты, занимательные явления, фигурирующие в информации?
- проявляет ли интерес к фактическому содержанию учебного материала;
- проявляет ли интерес к самой сути явления?
- любит ли выполнять задания, требующие догадки, самостоятельного поиска?
- умеет ли для решения тех или иных задач привлекать имеющиеся знания, активно оперировать ими?
- интересуется ли установлением причинно-следственных связей между явлениями, стремится ли к выявлению закономерностей, общих принципов явлений?
- любит ли выполнять задания исследовательского, творческого характера?
- проявляет ли интерес к поиску новых способов решения, к совершенствованию известных способов?
- деятельности какого характера: репродуктивно-фактологического, описательно-поискового или творческого - ученик отдает предпочтение?
б) примерная программа наблюдений за протеканием познавательной деятельности:
- может ли ученик сосредоточить свое внимание на объекте деятельности?
- часто ли отвлекается при выполнении задания?
- стремится ли преодолевать трудности, возникающие при выполнении задания?
- пробует ли различные пути для разрешения трудной задачи?
- стремится ли завершить начатое дело во что бы то ни стало или бросает его, столкнувшись с препятствиями?
- реагирует ли при выполнении задания на посторонние раздражители: музыку, голоса, шум и т.п.;
- как реагирует ученик на звонок с урока?
В результате наблюдений делается вывод об уровне развития у ученика ПИ.
2. Беседа поможет уточнить и углубить знания учителя о наличии и степени сформированности у учащихся ПИ:
а) Примерные вопросы для беседы с целью выявления интересов учащихся:
- какие предметы тебе больше всего нравятся?
- почему тебе нравится именно этот предмет?
- расширяешь ли знания по любимому предмету (кружок, факультатив и т.п.)?
- какие книги читаешь по этому предмету?
- давно ли стал интересоваться им?
- какие отметки по этому предмету? и др.вопросы.
В результате беседы можно сделать вывод о наличии интереса к какому-либо предмету, степени его глубины и устойчивости.
3. Анкетный метод поможет учителю судить об уровне сформированности ПИ:
а) Примерная анкета для изучения интенсивности ПИ:
- часто ли вы подолгу занимаетесь умственной работой?
часто
иногда
очень редко
- что вы предпочитаете, когда задан вопрос на сообразительность?
помучиться, но самому получить ответ
когда как
получить готовый ответ от других
- много ли читаете дополнительной литературы?
постоянно много
неровно
мало или ничего
- насколько эмоционально относитесь вы к интересному делу, связанному с умственной работой?
очень эмоционально
когда как
эмоции ярко не выражены.
4. Эксперимент, в отличии от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.
а) С целью изучения осознанности познавательного интереса можно провести следующий эксперимент. Учащимся предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:
- 1-е задание требует механического повторения уже выполнявшихся неоднократно упражнений;
- 2-е задание - усложненный вариант, требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;
- 3-е задание творческого характера.
По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько раз, факты зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.
Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.
Учащимся предлагается 5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий):
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний;
2 уровень "скорее обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытываю эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний;
3 уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;
4 уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием;
5 уровень "затрудняюсь ответить" - у меня нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.).
Формула вычисления общего индекса уверенности в наличии познавательного интереса:
n1(1) +n2(0.5) - n3(0.5) - n4(1) +n5(0)
Z = ---------------------------------------
Еn
n1 - количество ответов "обладаю"
n2 - количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю"
n3 - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю"
n4 - количество ответов "не обладаю"
n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить"
Еn - общее количество ответов
Различной степени уверенности придаются условные числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности.
Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше.
Анализ работы по программе формирования и развития ПИ и форм игровой деятельности показал возрастание уровня ПИ.
Индекс уверенности вырос с -0.13 до +0.09, с 15% до 30% увеличилось число учащихся высокого уровня интенсивности, с 27% до 12% уменьшилось число учащихся низкого уровня интенсивности, с 6% до 36% увеличилось число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед стандартными.
Примеры
5 класс.
Работа для детей со слабой подготовкой - "Кто грамотнее?" К доске учащиеся выходят по очереди и пишут слова до ошибки. Тот, кто напишет наибольшее число слов без ошибок, объявляется победителем.
"Минеры, разведчики, саперы"
Класс делится на 3 группы (можно по рядам).
1 ряд - "минеры". Их задача - записывать слова на доске под диктовку учителя.
2 ряд - "разведчики". Они должны графически обозначить орфограммы в записанных словах. если кто-то из "минеров" допустил ошибку, "разведчик" ее исправит.
3 ряд - "саперы". Им предстоит объяснить правописание записанных слов, воспроизведя соответствующие правила.
Для такого диктанта целесообразно подбирать слова на разные правила, потому что использовать его лучше всего на уроках обобщающего повторения и подготовки к письменным работам.
6-7 класс.
Урок обобщающего повторения по теме "Местоимение" вместе с учителем проводит подготовленный ученик, исполняющий роль Нуповолова. Обращаясь к шестиклассникам, юный артист говорит: "Разрешите представиться" я - Нуповолов. Зовут меня так потому, что я ... Впрочем, догадайтесь сами, а я вам подскажу. Имя мое получилось из букв, которые подарили мне мои друзья - местоимения. Как вы думаете, какие местоимения помогли мне с именем?" (Имя Нуповолов составлено из первых букв разрядов местоимений).
В качестве дидактического материала на этом уроке были использованы стихи Григория Остера, Самуила Маршака, В.Берестова.
В качестве домашнего задания детям было предложено написать сказку о местоимениях на одну тему: "Сказка про Никто", "Про упрямца Себя", "Не везет!" и др.
8-9 класс.
Ролевая игра. "История города в броне и камне" ("телеурок без телевидения"). В соответствии с желаниями и интересами детей были определены роли: телеведущих, лингвиста, историков-краеведов, архитекторов, библиографа. Учащиеся подготовили сообщения об архитектурных и скульптурных памятниках г. Оренбурга, ведущие провели "телеэкскурсию" по улицам города, лингвист объяснил происхождение названия - Оренбург, значение таких слов, как "монумент", "цоколь", "портик" и т.п., библиограф порекомендовал "зрителям" литературу о нашем городе. Такой урок помог учащимся описать памятники города: с работой они успешно справились.