Автор: Бланк Н.В. Дата создания: 04.97
 
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ПУТЬ
К РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Шупенко Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Комаровской  средней  школы  г.Ясного,
учитель высшей категории.
     Сущность. Многолетняя деятельность учителя в рамках  жестко очерченного школьного  курса литературы, анализ успехов и неудач собственных и учащихся, осознание себя учителем-ретранслятором -послужили  основанием для  характеристики  основного  лейтмотива преподавательской  деятельности  Ольги  Владимировны:  "Базисная программа  по  литературе в лучшем случае позволяет обучать,  но отнюдь не развивать мыслящую деятельность,  а  значит  и не способствует осознанию  собственного "Я" ни учителем, ни учеником". Все это стало главным мотивом в деятельности учителя на пути по- иска выхода  из сложившихся противоречий и осуществления замысла помогающего раскрыть творческий потенциал в душе ученика при помощи Слова и Образа. В результате была разработана программа интегрированного курса  "История человеческого духа:  художественно-философский аспект".  С 1980г. программа апробирована в Комаровской  школе   и   на   курсах   повышения   квалификации  ИУУ (1989-1995гг).
     Главное. В основу преподавания положена авторская программа "История человеческого духа" (5-11  кл.),  представляющая оригинальный вариант осмысления литературы как составной части духовной культуры, органично связанной с творческим наследием человечества и направленной на развитие творческого потенциала личности школьника.
     Новизна. В разработке концепции развития творческого потенциала личности ученика с возраста самопознания до возраста самоопределения, в  основе  которой  лежит нетрадиционное осмысление литературы и  интегрированных  с  ней  курсов духовной культуры, христианской этики, мировой художественной культуры.
     Продуктивность. В процессе  изучения интегрированного курса создаются условия для:
     - овладение  учащимися понятиями  и  практикой  творческого мышления;
     - развития всех форм  познания: эмоционального, логического и интуитивного;
     - формирования представления  о  человеке,  мире как едином целом;
     - развития у  учащихся способности глубоко проникнуть в художественно-образную и философскую структуру произведения;
     - развития фантазии и формирования самоуважения и  ощущения неповторимости собственного "Я".
     Доступность. Работа по интегрированному курсу предполагает:
     - высокий профессиональный уровень  подготовки учителя, обладающего потребностью в нетрадиционных способах творческой  педагогической деятельности;
     - на основе тестирования отбор  учащихся  гуманитарной направленности.
     Внедрение. Преподавание интегрированного  курса  литературы невозможно без:
     1) основательной теоретической подготовки учителя;
     2) потребности в систематическом расширении знаний по философии, МХК, богословию, искусствоведению, христианской этике.
     Результативность. Опытно-экспериментальная  работа по программе подтвердила развитие у учащихся качеств творческой личности, способной адекватно относиться к миру и себе, сформированной духовной  потребности  отдавать  себя людям, обладающей  высоким уровнем знаний  по литературе и культуре, развитием способностей к выполнению  творческих  заданий (сочинение сказок, эссе, пьес, рассказов, стихов).
Структура интегрированного курса

     Содержательно материал программы создает условия для формирования целостного  представления о духовной культуре России через проникновение в художественно-образную и философскую  структуру литературных  произведений, самобытность автора и его творчества, углубление в мир духовной культуры с целью пробуждения и развития творческого начала личности каждого ученика.
     Преподавание литературы в  интегрированном курсе рассматривается как один из путей постижения  учащимися духовной культуры России и  человечества.  Изучение  литературы, по мнению автора, должно способствовать  не  только  общению  с великими мастерами слова, но и пониманию  общих  законов  Красоты во всей культуре, т.е. происходит на фоне живописи, музыки, архитектуры, скульптуры. Общение с книгой предполагает глубокое, эмоциональное, философское восприятие образной  и нравственно-содержательной структуры текста.
     Содержание программы  по  классам основано на учете особенностей мышления и видения мира подростками. В целом материал интегрированного урока  структурирован по вертикально-горизонтальному принципу и рассчитан на 7 лет (5-11 кл.).

Методы реализации программы

     1. Метод  целостного  восприятия программы  мира искусства, где литература - необходимый компонент целого.
     2. Метод преподавания,  основанный на аналитико-эмоциональном подходе, интуиции.
     3. Метод творческого познания предмета через работы учащихся, спектакли, эссе и др.
     4. Сознание особой духовной атмосферы.

     Формы реализации:
     - поиск, исследование;
     - эссе, творческие работы;
     - лекции с творческими заданиями, с тезисами;
     - обсуждение рефератов, рецензирование;
     - исповедь, интуитивное проникновение вглубь;
     - дифференцированные  задания,  индивидуальные исследования проблемного характера;
     - семинарское занятие;
     - портретирование эпохи, философской  концепции,  духовного облика писателя,  словесное рисование, философско-художественный анализ по иллюстрации;
     - письменные дифференцированные ответы.

     Формы контроля.
     1. Поэтапное отслеживание  результатов деятельности учащихся.
     2. Зачет, дифференцированный зачет.
     3. Творческий отчет.
     4. Творческие задания для самоконтроля.
     5. Контрольные срезы (фронтальный опрос по обзорной,  философско-нравственной проблеме тестирование).
     6. Рефераты  по  данной  проблеме на протяжении  нескольких лет.
     7. Творческие работы: сказки, эссе, пьесы, рассказы, стихи.
     8. Спектакли на философско-нравственную тему.
     9. Сравнение с классом, занимающимся по базовой программе.

     Примеры.

Программа факультатива "Жизнь - прежде всего творчество"
(5 класс)
     Задача факультатива  -  дать начальное представление о направлениях духовной культуры человечества;  в  частности, России.
Дать возможность  ученикам увидеть, что мир живописи, архитектуры, музыки - иная плоскость бытия, иной язык,  иное познание мира, общее - способность общаться с миром на уровне Красоты.
     Основной вид познания материала - восприятие слова учителя, погружение в мир искусства, ощущение красоты, очищение,  радость сопричастности.

Содержание курса "Жизнь - прежде всего творчество"      (35 часов)
     1. Основы понимания духовной культуры, составляющие понятие
"культурный человек"        2 часа.
     2. Сокровища  духовной  культуры. Понимание  в архитектуре, живописи,
 музыке, скульптуре, литературе       2 часа.
     3. Основы понимания живописи. Пейзаж (Левитан)             2 часа.
     4. Пейзажист с душой романтика и ребенка - Саврасов     2 часа.
     5. Картины - фантазии, сказочные образы Васнецова..     2 часа.
     6. Иван Билибин - художник - иллюстратор русских сказок.    1ч
     7. Врубель - создатель особого мира красоты.      2 часа.
     8. Портрет  в живописи.  (Левицкий,  Кипренский,  Крамской, Иванов,
 Брюллов, Нестеров)         3 часа.
     9. Основы архитектуры, понимание ее. Там, где Нерль впадает в Клязьму (Покров
 на Нерли)          2 часа.
     10. Древние русские города, церкви      3 часа.
     11. Прохладные залы Эрмитажа (часы - экскурсии)     3 часа.
     12. Прогулка по Петербургу (путешествие)      2 часа.
     13. Дворец в Царском селе.        2 часа.
     14. Ансамбли Карла России.       2 часа.
     15. Музыка, ее язык. Песня как способ  понимания мира, объяснения его. 1 час.
     16. Органная музыка  -  голос чистой мелодии и многоголосие ее.  1 час.
     17. Музыка колоколов - музыка древней Руси.      1 час.
     18. Классическая музыка, ее разновидности.      1 час.
     19. Современный язык музыки.       1 час.
     20. Скульптура, ее язык.        1 час.
 
 

  Программа факультатива "Основы понимания античного искусства"
в 5 - 6 классах.

     Задача - окунуть учащихся в иное для них мышление и видение мира - бытие  наравне  с богами, с их  присутствием  на земле, с одушевлением природы, пронизать душу учащихся радостью  принятия мира, свойственной античной философии и мифологии; познакомить с творческим миром Овидия, Гомера, Эсхилла и других мастеров; развивать  умение  эстетически наслаждаться,  нравственно очищаться благодаря великому наследию человечества.
     1) Особенности культуры  Древней  Греции.  Понимание мира и человека в  античной мифологии. Боги Олимпа. Античная скульптура и  архитектура.  Соразмерность,  идеал красоты, каноны  античной скульптуры. Ордера  в античной архитектуре.     2 часа + 4 часа (из литературного клуба)
     2) Знакомство с  Овидием  ("Меторфозы"),  Куном ("Легенды и мифы Древней Греции"). Античное понимание красоты и света. Апполон - бог искусства.            2 часа + 3 часа (из литературного клуба)
     3) Артемида, Афина, Афродита - три начала  жизни. Легенда о мистической силе красоты в античной скульптуре.  2 часа + 2 часа (из литературного клуба)
     4) Роль Гермеса в античной мифологии. Мир Запредела, магия, понятие многослойности мира.   2  часа  + 3 часа (из литературного клуба)
     5) Осуждение холодной красоты, себялюбия. Красота - дар небес. Нарцисс, Адонис.        1 час + 2 часа (из литературного клуба)
     6) Миропорядок  в  античной мифологии.  Объяснение древними греками законов круговорота природы в конечном мире. История Деметры.
1 час + 2 часа (из литературного клуба)
     7) Взлет и  падение  Фаэтона.  Противоречивость мифа. Образ Фаэтона в искусстве.         1 час + 1 час (из литературного клуба)
     8) Радость бытия,  многоцветия  жизни. Образ Дионисия в античном мифотворчестве. Роль Дионисия в истории философской мысли и в магии.
1 час + 3 часа (из литературного клуба)
     9) Образ  Пана  в античной мифологии и искусстве. Поэзия  и эзотерия образа. Дьявольское начало в христианской философии.
1 час + 2 часа (из литературного клуба)
     10) Эсхил, "Прометей прикованный". Образ Прометея в греческой мифологии, его значение для человеческой культуры.
2 часа + 2 часа (из литературного клуба)
     11) История Персея по  Овидию. Влияние мифа о Перссе на мировую культуру.              1 час + 1 час (из литературного клуба)
     12) Даная и данаиды. Сложность человеческих ситуаций. Образ Европы в мировой  культуре. Женская красота и душевная в антике. Понятие "ящика Пандоры".     1 час + 2 часа (из литературного клуба)
     13) "Слезы Ниобы",  по  Овидию. История Геракла по Эврипиду "Геракл". Идеал античного  героя - Геракл. Влияние образа на мировую культуру.              3 часа + 2 часа (из литературного клуба)
     14) Дедал и Икар. Идеалы вечности и  меркантильности. Миф о Тесее. Вечность образов мифа в скульптуре, живописи.
2 часа + 3 часа (из литературного клуба)
     15) Овидий, "Орфей и Эвридика". Тайна  любви  и  магия  искусства. Мир Аида.            1 час + 1 час (из литературного клуба)
     16) Аргонавты по  поэме  Апполония  Родосского и по Овидию. Трагедия Эврипида "Медея".    3 часа + 2 часа (из  литературного клуба)
     17) Троянский цикл по поэме Гомера "Илиада". Великие образы греческого эпоса, влияние на живопись, скульптуру, литературу.
4 часа + 4 часа (из литературного клуба)
     18) "Одиссея"  Гомера.  Авантюрность и  верность,  честь  и долг. Боги и человек в эпосе Гомера.   3 часа + 4 часа (из литературного клуба)
     19) Знание антики для философии, культуры и христианства.
1 час + 3 часа (из литературного клуба)

     Итого: 34 часа +  39  часов, взятых из литературного клуба, так  как  иначе в условиях общеобразовательной школы нельзя.  Не вошедшие в программу факультатива темы из антики рассматриваются на клубе, что проходит 2 часа в субботу.