ДАЙДЖЕСТ дополнительной литературы
к курсу лекций «Теория организации»

Дата: 04.12.02
Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров

Басовский Л.Е.

Менеджмент: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2002.-216 с.

Краткий и доступный современный учебный курс, в котором даны основные понятия изучаемой области, содержится подробное введение в предмет, изложение основ теории и практики менеджмента. В общедоступной форме описан весь комплекс механизмов и методов, элементов управленческой деятельности на предприятии, в организации и предпринимательской деятельности. Показано, как использовать принципы и методы менеджмента формировать стратегию и тактику, создавать организацию и управлять операциями, решать задачи, возникающие в работе руководителей, экономистов и других специалистов организаций.

Книга написана на базе лекций по основам менеджмента, прочитанных студентам Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, обучающимся по специальности «Технология и предпринимательство». Содержание курса соответствует требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по этой дисциплине.

Первая глава пособия – «Организация и менеджеры»- посвящена основным вопросам теории организации. Она раскрывает: понятие организации, виды , основные характеристики организаций, среди которых: ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение  труда, вертикальное разделение труда в организации, управление.

 

Смолкин А.М.

Менеджмент: основы организации: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2002.-248

Учебник охватывает ряд дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом по специальности «Менеджмент» и наряду с общепрофессиональной дисциплиной «Менеджмент» включает также изучение таких дисциплин, как теория организации, организационное поведение, инновационный менеджмент, управление персоналом, разработка управленческий решений и др. Во всех этих дисциплинах в той или иной мере освещаются вопросы организационной функции менеджмента. Важность этих вопросов в системе знаний менеджера не подлежит сомнению. Трудно представить себе управление без организационной деятельности. Любое дело, прежде чем управлять, надо организовать, а затем постоянно поддерживать организацию в состоянии, адекватном условиям т требованиям рынка.

Цель курса – дать читателю основы теоретических знаний и показать область их применения; сформировать представление  о смежных дисциплинах, позволяющих углубить изучение предмета; сформировать или усовершенствовать профессиональные навыки в организационной деятельности менеджмента.

В настоящей книге предпринята одна из первых попыток представить вопросы организации в сконцентрированном виде, охватив тематику теории организации, организационного поведения, а также частично- инновационного менеджмента и управления персоналом. Особое внимание уделяется вопросам организационного проектирования, технологии разработки и принятия организационных решений, управления организационным развитием и формирования организационной культуры. В основу изложения и определения многих понятий автором положен системный подход к организации. С этих позиций он предлагает читателю по – новому взглянуть на некоторые известные или привычные явления в управлении, на роль менеджмента и процессы самоорганизации. В учебнике представлены контрольные задания, логические и практические задания для самоподготовки (практикум), а также анализ конкретных ситуаций и деловые игры, помогут обучаемому перейти от теории к ее практическому применению.

Автор раскрывает такие понятия теории организации: организация, формирование и развитие теории организации, организационное поведение, конфликты в организации, культура организации и организационная культура.

 

Семенков И.

Стадии развития организации.// Управление персоналом.-2001.,№ 9, с. 62-71.

Автор статьи раскрывает содержание одного из законов существования организации – закона развития (онтогенеза). Согласно которому, развиваясь, организации проходят определенные стадии жизненного цикла. Они, подобно всем живым организмам, рождаются, растут, стареют, умирают.

По мнению автора статьи, процесс развития в общем случае заключается в том, что организация или человек вырастают из определенных проблем, и в ходе их решения «высвобождается энергия», позволяющая им решать проблемы следующего уровня. Развитие организации в первую очередь означает ее способность справляться с более сложными и масштабными проблемами. Функция руководства состоит в управлении организацией так, чтобы сделать ее способной перейти к следующей стадии жизненного цикла, которая предъявит новые требования.

В статье рассматриваются следующие стадии жизненного цикла организации:


-преднатальная;                                             

-стадия выживания;

-стадия накопления;

-стадия структурирования;

-стадия становления;

-стадия трансформации;

-стадия синтезирования;

-стадия обретения миссии.


Особое внимание обращается на общие тенденции  развития организаций на каждой из стадий жизненного цикла и обозначаются характерные для них проблемы.

 

Вершигора Е.Е.

Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА – М, 2002.-283 с.

В учебном пособии излагаются основы теории и практики менеджмента. Большое внимание уделяется экономическому механизму менеджмента, который рассматривается на трех уровнях: внутрифирменное управление, управление производством, управление персоналом. Раскрываются общие принципы, функции и экономические вопросы внутрифирменного управления. При рассмотрении проблем управления производством основное внимание уделяется обеспечению процесса производства, классификации организационных структур и организации управления, при рассмотрении управления персоналом - выбору методов влияния на подчиненных.

Через все главы книги проходят вопросы теории организации и организационного поведения: сущность организаций, простые и сложные организации, внутренняя и внешняя среда в организации, управление неформальной организацией и др.

 

Рогожин С.В., Рогожина Т.В.

Теория организации: Учебник. - М.: Издательство «Экзамен»,2002.-320 с.

В учебнике освещены теоретические аспекты и концептуальные основы организационной деятельности и процесса взаимодействия человека и организации. Применительно к предприятиям, работающим в современных условиях России, изложены законы, определяющие функционирование организации, а также принципы построения и проектирования организационных систем. Приведены тесты, контрольные вопросы и практические примеры, иллюстрирующие ключевые положения курса.

Материал курса изложен в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Теория организации», наиболее полно и последовательно. Разделы учебника автономны и могут изучаться в любой последовательности. Центральная тема курса – законы социальных организаций, изложенные в 4-ой главе, раскрывают специфику управленческой деятельности внутри организации. Специфические законы отражают: неразрывную связь всех звеньев организации; пропорциональность производства и управления; переход от администрирования к стратегическому планированию; упреждающее управлени и др.

 

Мильнер Б.З.

Теория организации: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2002.-480 с.

В учебнике рассмотрены теория организации, ее место в системе наук, эволюция взглядов на ее сущность и структуру, формирование организационных структур, функционирование, адаптация их к рынку, интеграционные процессы, реорганизация и эффективность  организационных изменений, перспективные тенденции развития организаций.

Основные черты, характерные особенности и принципиальные выводы теории организации рассматриваются в следующих семи частях книги: «Основы», «Структуры», «Функционирование», «Адаптация к рынку», «Интеграция», «Организационное проектирование» и «Будущее». Такое построение книги отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

 

Бойделл Т.

Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя.- М.: АО «ИНФРА-М»-1995.-204 с.

Книга предназначена для руководителей и других лиц, заинтересованных в развитии своих деловых качеств, содержит рекомендации и упражнения, которые помогут им оценить свои потребности в совершенствовании знаний и навыков, обсудить эту проблему в своей организации  и развить различные качества, необходимые хорошему руководителю.

Использование руководящим работником различных методов самосовершенствования будет способствовать: приобретению им новых навыков; более качественному выполнению работы; оптимальному развитию своих способностей; продвижению по службе; развитию самоуважения; более широкому признанию со стороны сотрудников.

Определяя цель книги, автор сообщает, что во всех странах руководители организаций и учреждений проходят профессиональную подготовку или повышают свою квалификацию, практикой доказаны большая эффективность не индивидуального,  а группового обучения. Однако многие существующие программы и методы подготовки руководящего персонала не достигают желаемого эффекта, поскольку ориентированы на руководителя как на объект, а не как субъект процесса обучения, игнорируя опыт и теорию обучения взрослых, организации и т.д.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |