Анализ работы и система планирования в РМК
Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров ООИПКРО
Дата: 23.05.02

Методический кабинет - это центр диагностического, информационного и научно-методического обеспечения учебно - воспитательного процесса образовательных учреждений района или города. Основной целью РМК является необходимость создания условий для дополнительного образования, самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства преподавателей и руководителей ОУ.
Планирование любого рода начинается с анализа предыдущей работы за год. Анализ работы предусматривает рассмотрение целей и задач, которые приходилось решать в течение анализируемого периода. Цель должна быть конкретной, определенной, направленной на результативность методической работы, а значит, должна влиять на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Задачи должны раскрывать данную цель, быть четко сформулированными и учитывать особенности и возможности района. При постановке целей и задач необходимо учитывать следующие особенности:
* цели не должны быть завышены (ибо они будут не достигаемы) или занижены (не принесут пользы);
*цели должны быть последовательными, вытекать из предыдущих, представлять собой систему (не должны быть случайными, бессистемными);
*цели должны быть конкретными, четкими, измеряемыми, предоставляющими возможность увидеть результат.

Анализируя проблему, над которой работает методический кабинет, необходимо отметить какой этап она проходит ( является ли долгосрочной, рассчитанной на несколько лет, указать этапы ее прохождения - 1 год, 2- год, 3-год и т.д.) . Если это завершающий этап, то указать итоги и результат ее выполнения в сравнении по годам. Результаты не могут быть только положительными, идеальными, поэтому следует отметить положительные и отрицательные тенденции.

Содержание работы методического кабинета состоит из определенных направлений, которые требуют детального анализа, это:
1. нормативная база;
2.работа с педкадрами, направленная на повышение педагогического мастерства (курсовая подготовка, организация и продуктивность семинаров, педагогических конференций, педчтений, конкурсов мастерства. Желательно РМК или ГМК иметь программу "Кадры", при анализе которой ежегодно будет хорошо просматриваться последовательность и системность работы с кадрами, вноситься своевременные корректировки. Здесь же необходимо отметить работу с молодыми кадрами, с ветеранами труда - показать их востребованность, наставничество);
3. аттестация (показать результативность аттестационной работы, отметить сильные и слабые стороны, показать результаты аттестации в сравнении за три - пять лет, чтобы обнаружить существующие тенденции и целенаправленно спланировать последующую работу);
4. анализ работы методических объединений (анализ работы методического предметного объединения пишет руководитель МО. Ваша задача показать тенденции в организации работы, основные направления общие для всех МО, результативность, проблемы, достоинства и недостатки);
5. анализ работы методического совета;
6. обобщение и распространение передового опыта;
7. анализ работы методистов: методистов по ДОУ, У ДО, ОУ, начальной школе, воспитательной работе, учебной литературе и т.д;
8. организация опытно - экспериментальной или исследовательской деятельности;
9. выводы;
10. задачи на следующий год (недостатки, которые обнаружатся в результате деятельности на
каждом этапе работы, и будут задачами на следующий год).

Анализируя, таким образом, деятельность РМК / ГМК Вы должны во всех этапах указать, что работа организована на основе диагностики, как организован мониторинг, какое научно - методическое обеспечение предоставлено, какой информационный материал подготовлен.

Исходя из выше сказанного, вырисовывается следующий алгоритм составления анализа работы:
1. анализ целей и задач;
2. работа над проблемой;
3. анализ содержания работы кабинета:
-нормативная база,
-кадры,
-аттестация,
-методические объединения,
- методический совет,
-педагогический передовой опыт( ППО)
-работа методических служб ДОУ, начальная школа, УДО, ОУ, воспитательная работа, библиотечный фонд ( или учебная литература)
-опытно-экспериментальная работа;
4. выводы;
5. задачи на следующий год.
Примечание: анализ работы не должен включать в себя перечисления всех видов мероприятий с их описанием, не должен быть объемным , а должен представлять собой компактный , хорошо скомпонованный документ, в котором просматриваются основные направления работы, регламентированные целью и задачами. Каждый из этапов работы должен быть написан в едином плане и с одинаковыми требованиями и подходами.

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ


В настоящее время существует много способов написания анализа работы, они разнообразны по своей структуре , способу анализируемого материала. Наиболее известны 5 видов анализа:
1 вид- предложила Т.И.Шамова, он самый распространенный. Представляет собой осуществление итогового анализа осмысления внутренней структуры основных направлений педагогической деятельности.
2 вид- это анализ итогов года с ориентацией на реализацию главных задач школы, выдвинутых на текущий год.( самый простой и доступный анализ, применяется для маленьких ОУ.)
3 вид- предложен Г.Г. Габдуллиным и представляет собой единство 3 блоков- результатов работы в прошедшем году, анализ причин успехов и недостатков, разносторонняя характеристика состояния внутришкольного управления.
4 вид- предложен Ю.А. Конаржевским, представляет собой системный анализ. Самый полный и объемный анализ.
5 вид- разработан П.И. Третьяковым, направлен на конечный результат деятельности коллектива по следующим направлениям:
а) состояние здоровья,
б) уровень воспитанности,
в) развитие ЗУН учащихся,
г) готовность к продолжению образования,
д)уровень эффективности управления ОУ,
е)эффективность инновационных процессов в ОУ,
ж)деятельность коллектива по выполнению Закона РФ "Об образовании".

Для более детальной проработки этого вопроса обратитесь к статье В.Г.Быкова , к.п.н.,зав. каф. Смоленского ОИУУ в журнале " Завуч" № 1 за 2002 г. стр. 11

ПЛАНИРОВАНИЕ

Планирование в РМК/ГМК необходимо составлять в 3-х видах:
текстовом, календарно-тематическом (графическом) и месячном.
Форма плана может быть разнообразной, но в нем обязательно должны быть графы: содержание работы, сроки, ответственные, а также отметки о выполнении и контроле.

Содержание

IX

Х

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

1

Совет кабинета

                   

2

Учеба методистов

                   

3

Методический Совет

                   

4

Школа молодого руководителя

                   

5

Аттестация

                   

6

Творческие мастерские

                   

7

Смотр методических кабинетов

                   

8

Конкурс “Учитель года” “Лидер образования»

                   

9

Семинары по учебной работе

                   

10

Семинары по воспитательной  работе

                   

11

ДеньРОО/ГОО

                   

12

Работа методических объединений.

                   

13

Обобщение передового опыта

                   

14

Научно-практические конференции

                   

15

Методические выставки

                   

Для организации четкой и планомерной работы методического кабинета необходимо иметь еще один график, регулирующий работу РМК/ГМК, а именно циклограмму. Примерно она может выглядеть так:

Дни недели

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

понедельник

Учеба методистов кабинета

 

Консультации по воспитательной  работе

 

вторник

 

Совет кабинета

 

Консультации по учебной работе

среда

Консультации по дошкольному образованию.

 

Методический Совет

 

четверг

 

Творческая мастерская.

 

Заседание аттестационной и комиссии

пятница

День ГОО/ РОО.

Школа молодого руководителя

   

суббота

АППАРАТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ОТДЕЛА

Данная циклограмма примерна и индивидуальна для всех подразделений РОО/ГОО, но она должна согласовываться со всеми службами отдела образования.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |