Представила: Табакова Е.П., методист УМК руководящих кадров ООИПКРО
Дата: 23.05.02
Методический кабинет - это центр диагностического, информационного и научно-методического обеспечения учебно - воспитательного процесса образовательных учреждений района или города. Основной целью РМК является необходимость создания условий для дополнительного образования, самообразования и самосовершенствования педагогического мастерства преподавателей и руководителей ОУ.
Планирование любого рода начинается с анализа предыдущей работы за год. Анализ работы предусматривает рассмотрение целей и задач, которые приходилось решать в течение анализируемого периода. Цель должна быть конкретной, определенной, направленной на результативность методической работы, а значит, должна влиять на повышение качества учебно-воспитательного процесса. Задачи должны раскрывать данную цель, быть четко сформулированными и учитывать особенности и возможности района. При постановке целей и задач необходимо учитывать следующие особенности:
* цели не должны быть завышены (ибо они будут не достигаемы) или занижены (не принесут пользы);
*цели должны быть последовательными, вытекать из предыдущих, представлять собой систему (не должны быть случайными, бессистемными);
*цели должны быть конкретными, четкими, измеряемыми, предоставляющими возможность увидеть результат.
Анализируя проблему, над которой работает методический кабинет, необходимо отметить какой этап она проходит ( является ли долгосрочной, рассчитанной на несколько лет, указать этапы ее прохождения - 1 год, 2- год, 3-год и т.д.) . Если это завершающий этап, то указать итоги и результат ее выполнения в сравнении по годам. Результаты не могут быть только положительными, идеальными, поэтому следует отметить положительные и отрицательные тенденции.
Содержание работы методического кабинета состоит из определенных направлений, которые требуют детального анализа, это:
1. нормативная база;
2.работа с педкадрами, направленная на повышение педагогического мастерства (курсовая подготовка, организация и продуктивность семинаров, педагогических конференций, педчтений, конкурсов мастерства. Желательно РМК или ГМК иметь программу "Кадры", при анализе которой ежегодно будет хорошо просматриваться последовательность и системность работы с кадрами, вноситься своевременные корректировки. Здесь же необходимо отметить работу с молодыми кадрами, с ветеранами труда - показать их востребованность, наставничество);
3. аттестация (показать результативность аттестационной работы, отметить сильные и слабые стороны, показать результаты аттестации в сравнении за три - пять лет, чтобы обнаружить существующие тенденции и целенаправленно спланировать последующую работу);
4. анализ работы методических объединений (анализ работы методического предметного объединения пишет руководитель МО. Ваша задача показать тенденции в организации работы, основные направления общие для всех МО, результативность, проблемы, достоинства и недостатки);
5. анализ работы методического совета;
6. обобщение и распространение передового опыта;
7. анализ работы методистов: методистов по ДОУ, У ДО, ОУ, начальной школе, воспитательной работе, учебной литературе и т.д;
8. организация опытно - экспериментальной или исследовательской деятельности;
9. выводы;
10. задачи на следующий год (недостатки, которые обнаружатся в результате деятельности на
каждом этапе работы, и будут задачами на следующий год).
Анализируя, таким образом, деятельность РМК / ГМК Вы должны во всех этапах указать, что работа организована на основе диагностики, как организован мониторинг, какое научно - методическое обеспечение предоставлено, какой информационный материал подготовлен.
Исходя из выше сказанного, вырисовывается следующий алгоритм составления анализа работы:
1. анализ целей и задач;
2. работа над проблемой;
3. анализ содержания работы кабинета:
-нормативная база,
-кадры,
-аттестация,
-методические объединения,
- методический совет,
-педагогический передовой опыт( ППО)
-работа методических служб ДОУ, начальная школа, УДО, ОУ, воспитательная работа, библиотечный фонд ( или учебная литература)
-опытно-экспериментальная работа;
4. выводы;
5. задачи на следующий год.
Примечание: анализ работы не должен включать в себя перечисления всех видов мероприятий с их описанием, не должен быть объемным , а должен представлять собой компактный , хорошо скомпонованный документ, в котором просматриваются основные направления работы, регламентированные целью и задачами. Каждый из этапов работы должен быть написан в едином плане и с одинаковыми требованиями и подходами.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЫ
В настоящее время существует много способов написания анализа работы, они разнообразны по своей структуре , способу анализируемого материала. Наиболее известны 5 видов анализа:
1 вид- предложила Т.И.Шамова, он самый распространенный. Представляет собой осуществление итогового анализа осмысления внутренней структуры основных направлений педагогической деятельности.
2 вид- это анализ итогов года с ориентацией на реализацию главных задач школы, выдвинутых на текущий год.( самый простой и доступный анализ, применяется для маленьких ОУ.)
3 вид- предложен Г.Г. Габдуллиным и представляет собой единство 3 блоков- результатов работы в прошедшем году, анализ причин успехов и недостатков, разносторонняя характеристика состояния внутришкольного управления.
4 вид- предложен Ю.А. Конаржевским, представляет собой системный анализ. Самый полный и объемный анализ.
5 вид- разработан П.И. Третьяковым, направлен на конечный результат деятельности коллектива по следующим направлениям:
а) состояние здоровья,
б) уровень воспитанности,
в) развитие ЗУН учащихся,
г) готовность к продолжению образования,
д)уровень эффективности управления ОУ,
е)эффективность инновационных процессов в ОУ,
ж)деятельность коллектива по выполнению Закона РФ "Об образовании".
Для более детальной проработки этого вопроса обратитесь к статье В.Г.Быкова , к.п.н.,зав. каф. Смоленского ОИУУ в журнале " Завуч" № 1 за 2002 г. стр. 11
ПЛАНИРОВАНИЕ
Планирование в РМК/ГМК необходимо составлять в 3-х видах:
текстовом, календарно-тематическом (графическом) и месячном.
Форма плана может быть разнообразной, но в нем обязательно должны быть графы: содержание работы, сроки, ответственные, а также отметки о выполнении и контроле.
№
|
Содержание
|
IX
|
Х
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|
1
|
Совет кабинета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
Учеба методистов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Методический Совет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
Школа молодого руководителя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
Аттестация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
Творческие мастерские
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Смотр методических кабинетов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Конкурс “Учитель года” “Лидер образования»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Семинары по учебной работе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
Семинары по воспитательной работе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
ДеньРОО/ГОО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
Работа методических объединений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
Обобщение передового опыта
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
Научно-практические конференции
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
Методические выставки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для организации четкой и планомерной работы методического кабинета необходимо иметь еще один график, регулирующий работу РМК/ГМК, а именно циклограмму. Примерно она может выглядеть так:
Дни недели
|
I неделя
|
II неделя
|
III неделя
|
IV неделя
|
понедельник
|
Учеба методистов кабинета
|
|
Консультации по воспитательной работе
|
|
вторник
|
|
Совет кабинета
|
|
Консультации по учебной работе
|
среда
|
Консультации по дошкольному образованию.
|
|
Методический Совет
|
|
четверг
|
|
Творческая мастерская.
|
|
Заседание аттестационной и комиссии
|
пятница
|
День ГОО/ РОО.
|
Школа молодого руководителя
|
|
|
суббота
|
АППАРАТНОЕ СОВЕЩАНИЕ ОТДЕЛА
|
Данная циклограмма примерна и индивидуальна для всех подразделений РОО/ГОО, но она должна согласовываться со всеми службами отдела образования.
|