Опорные школы как центр организации методической деятельности ОУ
 (из опыта работы Соль - Илецкого района)

Представила: Ямщикова Л.И., зав. УМК  руководящих кадров
Дата:
09.04.03

Существование любой системы предполагает ее периодическое изменение, обновление. Методическая служба – живая система, которая подчиняется этим же законам. Изменение направления в организации методической помощи зависит от нескольких факторов. Делая выбор, мы опираемся на заказ образовательных учреждений, чтобы удовлетворить их потребности, с одной стороны, а с другой – анализируем результаты собственной деятельности. Изменяя качество управления методической службой района, мы создаем условия для повышения профессиональной компетентности корпуса преподавателей и руководителей района и качества образования детей.

Одним из главных направлений методической деятельности Соль- Илецкого района стало осуществление перехода от управления процессом к управлению на результат. Для осуществления такого направления в Соль – Илецке при РОО создан учебно- методический центр (УМЦ), который для организации методической помощи опирается на 6 округов: Красномаякский, Первомайский, Буранный, Ветлянский, Григорьевский и Городской.

В каждом округе выделена опорная школа, которая является его методическим центром. В состав каждого округа входят от 3 до 9 образовательных учреждений, сгруппированных по территориальному признаку. В результате диагностирования был определен круг вопросов для ликвидации пробелов в учебно - методической деятельности и развитии системы управления учебно - образовательным процессом.

 Целью работы опорных школ стало: «Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области преподаваемого предмета.»

Основные задачи:

1.Качественная подготовка и проведение методических семинаров, повышение их роли в совершенствовании педагогического мастерства учителей.

2.Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых информационных технологий.

3.Продолжение педагогической деятельности по поиску новых технологий, форм и методов обучения.

4.Распространение передового опыта в рамках проведения методических семинаров.

5.Контроль  качества знаний учащихся. (Организация мониторинговой деятельности.)

 

Деятельность опорных школ как центров методической помощи можно рассмотреть на примере образовательных учреждений Соль – Илецких округов:

 

Красномаякский округ – Михарева Тамара Григорьевна (директор Красномаякской средней школы)

Входят школы:

1.Красномаякская средняя школа.

2.Елшанская средняя школа.

3.Маячная средняя школа.

4.Боевогорская средняя школа.

5.Дружбинская средняя школа.

6.Ащебутакская средняя школа.

7.Мещеряковская средняя школа.

8.Перовская средняя школа.

9. Михайловская средняя школа.

 

Проблема: «Овладение научно обоснованным анализом и самоанализом деятельности учителя и результатов его труда».

Вопросы для изучения:

1.      Основные понятия анализа и самоанализа деятельности учителя.

2.      Определение целей деятельности.

3.      Планирование изменений в учебно – воспитательной деятельности педагогического коллектива.

4.      Внедрение изменений и оценка результатов.

5.       Послереформенное сопровождение деятельности педагогического коллектива.

6.      Оценка устойчивых результатов.

 

Формы работы: проблемно- методические и практические семинары, конференции, заседания методического совета, открытые уроки, творческие встречи, олимпиады, единые итоговые контрольные работы.

 

Городской округ- Полякова Любовь Александровна (директор средней школы №4)

Входят школы: средние школы:№1,2,3,4,5,6,7.

Проблема: Управление развитием индивидуальной личности в учебном процессе.

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности развития личности в процессе образования.

2.Факторы, влияющие на развитие личности.

3. Создание условий для реализации личностных возможностей.

4.Траектории образовательной деятельности и индивидуальные маршруты учащихся.

5.Организация мониторинговых исследований.

Формы работы: заседание МО, предметные олимпиады, мониторинг учебных достижений, работа с молодыми специалистами, мастер – классы, межшкольные педсоветы, педагогические чтения.

 

Первомайский округ _ Байтурина Любовь Сандоковна ( директор Первомайской средней школы)

Входят школы: Тамар- Уткульская средняя школа, Кумакская средняя школа, первомайская средняя школа.

Проблема: Профессионализм и творчество учителя, как необходимое условие повышения качества знаний учащихся».

Вопросы для изучения:

1.Работа по УМК.

2.Организация работы по самообразовнию.

3.Использование разнообразных форм и методов воспитательной работы.

4.Эффективные формы организационной деятельности учащихся.

Формы работы: Педагогические и методические советы, семинары, мастер - классы, олимпиады.

 

Григорьевский округ: Кожемякина Светлана Алексеевна ( директор Григорьевской средней школы)

Входят школы: Угольная средняя школа, Григорьевская средняя школа, Шахтная средняя школа, Казанская средняя школа.

Проблема: «Профессионализм и творчество учителя, как необходимое условие повышения качества знаний учащихся».

Вопросы для изучения:

1.Повышение педагогической компетентности через курсовую подготовку и аттестацию. (План действий).

2.Изучение и анализ основных «технических» процессов, которые протекают в школе, методическом объединении учителей.

3.Технологии обучения и воспитания, применяемые в данных образовательных учреждениях.

4.Определение профессионально- личностного, управленческого и диагностического принципа для ОУ.

5.Мониторинг образовательной деятельности ОУ и их коррекция. Аналитическая деятельность.

6. Изучение и представление передового опыта работы учителей  и руководителей ОУ.  

Формы работы: методические объединения, семинары, мастер- классы.

 

Буранный округ: Бородин Василий Павлович ( директор Буранной средней школы)

Входят школы:

1.Покровская средняя школа,

2. Линевская средняя школа,

3. Буранная средняя школа,

4. Троицкая средняя школа. 

Проблема: «Индивидуализация и дифференциация обучения»

Вопросы для обсуждения:

1.Дифференциация обучения учащихся, использование тестов в обучении учащихся.

2.Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.Применение новых педагогических технологий для развития творческих способностей.

Формы работы: мастер – классы, семинары, межшкольные педсоветы, заседания МО, методические консультации, педагогические чтения, контрольные срезы.

 

Ветлянский округ: Шишкин Юрий Сергеевич (директор Ветлянской средней школы)

Входят школы:

1.      Трудовая средняя школа.

2.      Саратовская средняя школа.

3.      Цвиллингская средняя школа.

4.      Изобильная средняя школа.

5.      Ветлянская средняя школа.

6.      Цвиллингская основная школа.

Проблема: «Изучение современных методик обучения и внедрение их в практическую работу учителя.

Вопросы для изучения:

1.      Формы и методы индивидуальной работы в классах с разноуровневой подготовкой.

2.      Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

3.      Зачетная система знаний учащихся на уроках гуманитарного цикла.

4.      Организация контроля знаний на уроках естественно – научного цикла.

Формы работы: семинары, межшкольные педагогические советы, олимпиады, обмен опытом, школы передового опыта.

 

Итак, образовательные учреждения Соль – Илецкого района объединены не только территориальными признаками, но и едиными методическими проблемами, которые решаются коллективно. Такая широкая палитра проблем, изучаемых округами на основе деятельности опорных школ, дает возможность УМЦ района обобщить за год сразу 6 проблем, предоставив ОУ района богатейший материал. В условиях реформирования школы важно осознать, что одна проблема плавно переходит в другую проблему, которая будет учтена при планировании и продолжена в управленческой деятельности.

Оренбургский ИПК РО

| Об институте | Наши партнёры | Проекты | Правовая база | Курсы ИПК | Конкурсы_профессионального_мастерства | Новости |Форум | Банк_педагогической_информации | Библиотека |